Периодически наблюдая в жизни маргиналов - патриотов, диссидентов, извращенцев, исступлённо преданных религии радикалов, я не раз сравнивал их мышление и мировозрение с бредом. А психоанализ рассматривает бред как то, что может оказать помощь в прояснении психотического состояния, его вызвавшего. Психотические состояния часто сопровождаются бредом. Лично я отношу идеологию к числу социального бреда. Есть коллективное бессознательное, так вот я выделяю и коллективный параноидальный бред.
В работе "Психоаналитические заметки об одном автобиографически описанном случае паранойи" Фрейд пишет:
"Интерес психиатра к бредовым образованиям, как правило, иссякает, если он выяснил последствия бреда и обсудил его влияние на образ жизни больного; его удивление не становится началом его понимания. Психоаналитик, исходя из своих знаний о психоневрозах, привносит гипотезу, что и такие странные мыслительные образования, столь отклоняющиеся от привычного мышления людей, возникли в силу самых общих и самых понятных побуждений душевной жизни, и хочет ознакомиться как с мотивами, так и со способами подобного преобразования. С этой целью он охотно углубится как в историю развития, так и в конкретные детали бреда".
Обычно бредовые идеи мало кого интересуют. "Это же бред", - говорят про них, имея в виду какую-то бессмыслицу, что-то неважное. Но вот давайте разберемся с идеологиями, допустив что идеология - это система, связывающая свои части с главной идеей, которая в известном смысле идеальна, а сам идеал - это завершённое состояние того или иного явления, которое берет начало в противоположном, как его отрицание. На самом деле начала отсчета идеального уже нет, как пока нет и предела, за которым начинается идеальное. Зато есть энергия, которая направляет вектор развития состояния ожидания результата. Как же она переносится?
Вот! Об этом разговор и пойдет.
Она перносится точно такде как и бред. Это и есть бред, толко коллективный.
Известно, во всяком случае - тем, кто что если составляющие сложного процесса воздействия взаимно не влияют друг на друга, как скажем мнение палестинца и мнение сиониста, то результирующий эффект будет представлять собой сумму эффектов, вызываемых каждым воздействием в отдельности, и это сумма скорее напоминает эффект толпы, а его уже можно сравнить с эффектом девятого вала, который не просто художественный образ Айвазовского, символ непреодолимой силы, перед которой невозможно устоять, но дело в том, что каждая волна - это совокупность волн разной длины, которые распространяются по поверхности с разной скоростью - когда гребни волн совпадают, суммарный размах колебания возрастает, так что эффект девятого вала кроется в процессе, известном как нелинейные взаимодействия волн (ибо они разной длинны, но при этом амплитуда каждой достигает максимально возможного значения - в этом случае значения энергий их, ибо волны переносят энергию, не суммируются, а умножаются как если бы это была сила прилагаемая несколькими гуливерами в одной точке) - это определенный механизм обмена энергией между волнами, приводящий к большому росту в амплитуде волны - к максимальному значению смещения или изменения переменной величины, намного большему, чем было бы возможным через обычную линейную суперпозицию волн.
По большому счёту, если заменить ритмы морских или океанических волн ритмами мозга, которым соответствуют волны, возникающие в точечных источниках и распространяющиеся по коре, как круги по воде, то легко представить как возникает бред при шизофрении, чье название произошло из древне-греческого σχίζω "расщеплять, раскалывать", далее из праиндоевропейского *skeid- "раскалывать, разделять", + древне-греческое φρήν "душа; ум, мышление" - речь о разделении мышления на волны разной длины, т.е с разным расстоянием между двумя ближайшими друг к другу точками в пространстве, в которых колебания происходят в одинаковой фазе. То есть картина расщепленной мысли шизофреника напоминает "витязя на распутье" - "направу ехати - женату быти; налеву ехати - богату быти". А витязю ведь хочется и того, и другого. Так вот, когда психике трудно выдерживать амбивалентность - то есть осознание, что один и тот же объект или явление могут быть плохими и хорошими одновременно - она прибегает к расщеплению в точке предела. Это - один из защитных механизмов, первое соприкосновение с которым случается в детстве.
Расщепление - это естественный этап, через который проходит ребенок, пока его психика формируется. Какой бы прекрасной ни была мать - или другой опекающий взрослый - она не всегда может быть рядом и удовлетворять все потребности малыша. И чтобы с этим справиться, ребенок прибегает к расщеплению. Он еще не может соотнести, что мама, которая о нем заботится, и мама, которая иногда наказывает - это один и тот же человек.
Поэтому образ матери расщепляется на "хороший" - который любит и заботится, и "плохой", который отвергает. Когда мама не удовлетворяет потребности ребенка, он воспринимает это как катастрофу, для него эти переживания невыносимы. Но когда всё смешивается "в доме Болконских", "хороший" и "плохой" образ и матери и отца, а также добавьте сюда образы архетипов смешиваются, то суперпозиция волн, на которых переносится энергия сохранения образов в памяти, порождает "девятый вал" - это по существу - солитон, который есть форма без содержания. Психический солитон, не открытый пока психиатрами и психологами!
Солитоном называют весьма необычное образование - "уединенную" волну, сложенную из многих, в средах различной физической природы, сохраняющая неизменной свою форму и скорость при распространении. Возникает новая функция, которая описывает коэффициенты ("амплитуды") при разложении исходной функции на элементарные составляющие.
Как из психического напряжения возникает моральные представления - представить могут многие. Но как из них возникают идеологии, идеализируюие те или иные представления, замещающие естественные вещи на долженствующие - это стоит отдельного разговора.
Продолжим его с того момента как с ребенком начинают просходить вещи, которые он способен оценить как хорошее и плохое или как позитивное или негативное.
Для ребенка негативные переживания слишком сильны, он боится их не выдержать и боится, что эти чувства будут слишком интенсивны и для матери, а он от нее зависим. И тогда запускается процесс проективной идентификации, описанный психоаналитиком Мелани Кляйн.
Младенец как бы отщепляет негативные чувства и "вкладывает" их в мать. Ему кажется, что она является их источником, она видится ужасающей. И тут крайне важна ее реакция. Ее задача - "поймать" эту проекцию и не соответствовать ей, то есть "обработать" чувства ребенка и вернуть их в безопасном виде - например, обнять или как-то иначе утешить. Этот процесс называется контейнированием эмоций.
Если мать справляется с контейнированием, ребенку становится спокойно, и он сам учится навыкам эмоциональной саморегуляции. Он усваивает, что один и тот же объект или явление может быть и плохим, и хорошим одновременно. Впоследствии такой человек сможет взаимодействовать с негативными переживаниями - и сохранять устойчивость. Если же психике не удалось интегрировать "хороший" и "плохой" объекты, то, даже повзрослев, такой человек будет склонен к расщеплению и проективной идентификации, чтобы избавиться от затапливающего его ужаса. Он будет "перекладывать" собственные негативные переживания в других людей - врагов, и тогда они будут ассоциироваться со всем разрушительным - от горя и боли до страха и ужаса, или вкладывать их в общество врагов или в государство (чужое или своё), иными словами в то, что будет означать для него другое, но находящиеся с ним в противоречивых отношениях часть - целое. Вот это и называется проективной идентификацией.
Проективная идентификация - это всегда бессознательная провокация, мы как бы ожидаем, что другой начнет соответствовать нашей искаженной фантазии. В идеале наши переживания должен принять и обезопасить другой человек, выполнить для нас функцию заботливого родителя. Но когда его рядом нет - а его быть не может, если стресс глобальный - то мы просто выплескиваем свой ужас вовне в огромных количествах. Его становится все больше и больше, он растет в геометрической прогрессии как девятый вал.
А как тогда быть?
Для начала признать: то, что с вами происходит - это расщепление на волны разной длины, т.е с разным расстоянием между двумя ближайшими друг к другу точками в пространстве, в которых колебания происходят в одинаковой фазе. Происходят вещи разные - и плохие и хорошие. Но расстояния между точками хорошего и точками плохого разное. Распознать расщепление нетрудно: вероятность и необходимость акцентирования внимания на одном игнорируется, а на другом - нет. Тут важно напомнить себе, что то восприятие реальности, которое вам в данный момент доступно, продиктовано динамическим хаосом, которое управляется в отличии от беспорядка просто нашими бессознательными желаниями. Психика пытается выжить, "расколов" мир на два полюса - черный и белый. Но на самом деле раскол происходит внутри вас. И суть его в расщеплении на дискретное и непрерывное. Расстояние между точками дискретного и непрырывного разное, поэтому мозг заполняет пустоту случайными величинами с заданными законами распределения значений случайной величины и соответствующими вероятностями появления этих значений при выполнении требования минимального количество операций мышления. А оно оптимально когда результат подобен начальному состоянию - тому, например, что соответствует расконтейнированию эмоций в виде проективной идентификации. Идеология же и есть способ расконтейнированию скрытых эмоций.