Был такой фильм - "Кто поедет в Трускавец" - советский художественный телефильм 1977 года, снятый на киностудии "Таджикфильм". Правда, я не помню сам фильм, также как и одноименную повесть Максуда Ибрагимбекова, которую читал в юношестве. В кино в главных ролях - Александр Кайдановский и Маргарита Терехова, что вроде бы обещает при просмотре неплохой фильм. И я точно помню: повесть мне понравилась тоже. Я же вспомнил о названии фильма этого только потому, что стал думать о названии написанного уже эссе совсем по другому поводу. Хотя, вполне возможно, что и по тому же самому. Я таки не помню. И о чем фильм забыл и даже не поинтересовался. Хотя может быть и сделаю позднее. Я просто захотел назвать свое эссе "Кто поедет в Таллин". Казалось бы - взял и поехал! Но в эссе я пришел к выводу, что жизнь имеет две стороны. Ниже станет ясно почему я так решил. Но кратко - потому что одна сторона - это естественное в ней, а другая - неестественная. И между ними есть отображение.
Казалось бы - ну хуй ли? А вот ежели прикинуть что такое естественный процесс, то строго говоря естественный процесс - тот, который доходит до конца. Естественно, например, социализироваться в обществе. А неестественно - быть хиккой.
Так вот...
Большинство людей считают, что социализация - это умение находиться в коллективе. А несоциализированный ребенок - это что-то вроде Маугли или Хикка - Хикикомори (яп. букв. "нахождение в уединении"), в просторечии, хикка или ебанат в соответствующем в просторечии, Хикикомори контексте. И если он попадает в общество, то все что Маугли делает, чтобы приспособиться - это всё, чтобы общество его не растоптало, вместо того, чтобы стремиться добиться успеха в нём. Это не желающие под разными предлогами учиться чему либо и где-либо. Работающие потом где попало. Боящиеся общения. Закомплексованные. Термин NEET, который расшифровывается как "Not in Employment, Education or Training", часто используется как синоним хикикомори Явление хикикомори можно рассматривать как добровольную социальную изоляцию от общества и всех видов общения, стремление свести к минимуму любые контакты с людьми, в том числе с друзьями и родственниками, проводя большую часть своего времени дома. И, разумеется, есть полные хикки и неполные. Неполные пытаются социализироваться, но они вообщем-то не знают как. Но! Но друг с другом два ебаната хикки иногда сходятся. Примеры я видел. Хотя термин и описывает явление, существующее в Японии, люди с похожими симптомами встречаются и в других странах.
А вот как и почему несоциализированные ебанаты хикикомори социализируются друг с другом? Должна быть модель.
Просто встретились два одиночества? Развели у дороги костер. А костру разгораться не хочется, вот и весь, вот и весь разговор? Ан, нет! Поговорить есть о чём! А ебанатам есть чему и поучиться на модели одного фильма - сейчас смотрю. Осталось минутка до конца.
Фильм "Тени в раю"... Не по роману Ремарка... нет. Это арт-хаусный фильм 1986 года финского режиссёра Аки Каурисмяки - история любви мусорщика и кассирши универсама. Мнимализм, чёрный юмор, мелодрама о двух ебанатах. Обалденный фильм! Я бы описал его содержание как "война и мир ебанатов". У небанатов жизнь стала такой сложной, что простота стала настоящим искусством. Фильм - классный! Я бы даже сказал тривиальность стала настоящим искусством. Тривиальность - крайняя степень упрощения. Изысканный реалистичный тривиальный минимализм! Он выражает тривиальные идеи с минимальным количеством деталей. Как я полагаю название такое, потому что тень - это область пространства, в которую свет не попадает. Живут себе два ебаната - каждый свою никчемную жизнь. Ребята - плохо социализируемые. Ну и считают по ходу, что и хуй с ней - с социализацией, с миром, с другими людьми. Тень не является отражением, хотя зачастую она имеет ту же форму, что и объект. Вот и эти ебанаты. Они как призраки. Тень - то же, что призрак. У первобытных народов тени - души умерших. А эти ебанаты - умершие в раю. Ещё раз - в сложном мире, тривиальность стала настоящим искусством.
Я решил провести эксперимент. До окончания фильма осталась одна минута. Скорее всего ничего не случится и Аки Каурисмяки уже всё сказал. А сказал: живи сегодня, не откладывай жизнь. Но я думаю, что этот вывод - сам по себе уже не тривиальность. Тривиальность - это то, что проще не бывает. А жить не откладывая жизнь или как недавно сказал Белковский: "жить, не убивая время, не соответствующее ожиданиям" - это сложно. Поэтому я решил найти конец фильма.
В этом фильме конец - это не предел, скорее копредел, то есть это как предел, только как будто в обратную сторону. Пределы стремятся к терминальному обьекту, а копределы - к начальному! Предел отражается в предел, а копредел отражается в копредел. Предел - он как бы делится предел на предл - делить можно предел: предел=1. А копредел не делится, ноль на ноль делить нельзя. Поэтому он не делится, а копируется - как раковая клетка или разрастающаяся опухоль соединительной ткани. Т.е как рубцы или шрамы от нем. Schramme - область фиброзной ткани, которая заменяет нормальную кожу после травмы.
Рубец - это видимое, пальпируемое изменение кожи, образовавшееся после повреждения кожи и мягких тканей и представляющее собой грубую соединительную ткань, в которой отсутствуют волосяные фолликулы и потовые железы. Можно сказать естественные витальные процессы идут не до конца, и вместо случайного образования плетения коллагеновых волокон, обнаруженных в нормальной ткани, при фиброзе коллаген пересекается и образует выраженное выравнивание в одном направлении.
Вот эти ебанаты в конце фильма едут посмотреть мир - в Талин. Талин - это образ того, что уже не тривиально в их жизни. От Финляндии до Талина рукой подать. И поездка туда - это выравнивание жизни двух ебанатов в одном направлении.
А еще, в алгебре есть простейшие объекты. Герои фильма "Тени в раю" - простейшие объекты. Как множества, простейшие объекты состоят из одного элемента, обозначаемого символом "0", а сам объект - как "{0}", или просто "0" смотря по контексту. Но в общем ноль - это целое число, которое при сложении с любым числом или вычитании из него не меняет последнее (как и герои фильма - они не меняются, оставаясь ебанатами), то есть даёт результат, равный этому последнему; умножение любого числа на ноль даёт ноль (герои фильма и останутся "нолями"). Разделить этих ебанотов после случайной встречи тоже уже нельзя - они уже не могут друг без друга. Почему? Они не знают сами. Обьяснить не могут ни себе , ни людям. Разделить 0 на 0 -- значит, подобрать такое число, что если умножить его на 0, получится 0. Давай попробуем сначала числа 1, 2, 3. Одиножды ноль -- ноль, дважды ноль -- ноль, и трижды ноль -- тоже ноль. На самом деле подойдет любое число; ведь любое число, умноженное на ноль, дает ноль. На самом деле на ноль невозможно разделить не только ноль, но и все остальные числа: на ноль делить нельзя. Хотя и выглядит, что можно: 0/0=1. Да и с точки зрения алгебры можно всё таки, но получится бесконечная неопределённость, правда с оговорочкой - она может быть равна любому числу - но ближайшее число к 0 будет таки бесконечность.
Найти же предел отношения двух бесконечно малых просто. По правилу Лапиталя предел отношения двух бесконечно малых равен пределу отношения их производных. Заметим, что если отношение производных опять представляет собой неопределенность вида 0/0, то можно применить нужную теорему, то есть перейти к отношению вторых производных и так далее. Но вот как найти копредел (индуктивный предел или прямой предел)?
Коопредел - конструкция, возникшая первоначально в теории множеств и топологии, а затем нашедшая широкое применение во многих разделах математики. Двойственное понятие - проективный (или обратный) предел. Прямые пределы в категории топологических пространств получаются присвоением финальной топологии соответствующему множеству-носителю.
Короче, финальная топология фильма "Тери в раю" - это дизъюнктное объединения топологических пространств. Назовем наших ебанатов безразмерными ебанатами, а это нам позволяет считать их ебанатство топологическим и безразмерным. Дизъюнктное объединение "войны и мира хикки".
Дизъюнктное объединение (также несвязное объединение или несвязная сумма) - это измененная операция объединения множеств в теории множеств, которая, неформально говоря, заключается в объединении непересекающихся "копий" множеств. Если вы помните, я выше уже говорил про копрование копределов. Эти ебанаты в своем первом мотеле даже селятся в разных номерах, настолько они непересекающиеся ебанаты.
В частности дизъюнктное объединение двух конечных множеств, состоящих из
a и b элементов, будет содержать ровно a + b, элементов, даже если сами множества пересекаются... В частности для поедки в Таллин.
Так вот... Элементы дизъюнктного объединения являются упорядоченными парами. Они не имеют общих элементов. Как наши ебанаты - им даже не о чем поговорить друг с другом. В фильме они даже не ебутся, хотя и живут вместе некоторое время. В категории множеств дизъюнктным объединением является прямая сумма. А Прямая сумма - это производный математический объект, создаваемый по определённым правилам из базовых объектов. В качестве базовых чаще всего выступают векторные пространства или абелевы группы. Существует также обобщение данной конструкции для банаховых и гильбертовых пространств.
Когда говорят "Прямая сумма" имеется ввиду, что это сумма единственным образом. Условие "единственным образом" весьма существенно. Оно равносильно условию единственности разложения только для нулевого вектора у которого значение из которого он берет начало равно нулю и все другие - тоже, копируя его, равны нулю.
То есть в конце фильма - прямая сумма равная нулю: 0+0+0+0+0+0...
Прямая сумма войн и миров хикки (прямая сумма нулей) - это модель параматематическая. Сумма имеет размерность всего пространства. И оно у хикки равно нуль
С точки зрения формы "ноль" - это знак, т. е. цифра. С точки зрения содержания "ноль" - это число ноль, которое означает "нисколько", "ничего"; в кольце (алгебраическая структура, которая замыкает хикки на себе или на нуле такго же хикки) - это уже нейтральный элемент, который при сложении не меняет никакой элемент, а при умножении превращает в нейтральный элемент. Сложение хикки друг с другом не меняет ни одного хикки. Но умножение (помним да? что обычно нельзя делать, в кольце оказывается можно и это будет не прямая сумма, а нейтральный элемент. А это как бы множество состоящее из одного элемента у которого две стороны, и они не связаня друг с другом. При этом они отражаются друг в друга непрерывно, а непрерывность это ...
На этом моменте, всё неожиданно переплелось со вчерашним днём.
Вчера, досмотрев очередную передачу великолепного Белковского, с очередной его гениальной фразой - на этот раз об Алене Делоне, о его последних годах жизни, когда у артиста появилось много свободного времени - "он убивал время, не соответствующее его ожиданиям", вдруг совершенно случайно оказался в блоге на том же Ютюбе "ВЕЛИКОХАТСКИЙ | НАУКА" - выпуск "Научный прорыв в ПРОДЛЕНИИ ЖИЗНИ и ДОЛГОЛЕТИИ".
Честно говоря начал, но не досмотрел, но в выпуске этот самый Великохатский заявил, что нет единого универсального понимания старения. Нет и универсального ответа на вопрос почему мы стареем?
Ничего удивительного, разумеется, в этом нет. Старение - неопределяемое понятие.
А неопределяемое понятие в аксиоматике - начальное. И старение - такое же неопределяемое как точка, прямая, плоскость, объём, пространство, время, число, множество, слово. Собственно, старение - это тоже слово. И всякое слово - неопределяемое, если его не определяют другие слова. И как слово старение образовано от древнееврейского "сатар" (סתר - разрушать, рушить, уничтожать, убивать, искоренять, ликвидировать, нарушать, ломать, портить). Но это слово "старение". Означающее! А означаемое?
Это вопрос.
Мне вперилось назвать жизнь вечную другим словом - непрерывной... Непрерывная! Непрерывность! Такое свойство есть в строгой математике.
Непрерывность в математике - свойство отображения пространств, при котором близкие точки области определения переходят в близкие точки области значений.
Непрерывная функция - функция, которая меняется без мгновенных "скачков" (называемых разрывами), то есть такая, малые изменения аргумента которой приводят к малым изменениям значения функции.
Почему же жизнь не непрерывная?
Кажимый ответ показался довольно забавным. Но прежде чем я скажу его - ответ промежуточный. Потому что не все естественные витальные процессы идут до конца.
На самом деле мы живем не одну жизнь. Одна жизнь - та, в которой все естественные витальные процессы идут до конца. Вторая - до конца идут те витальные, что доходят не до конца. Вот скажем образовался у вас рубец. Рубец - это видимое, пальпируемое изменение кожи, образовавшееся после повреждения кожи и мягких тканей и представляющее собой грубую соединительную ткань, в которой отсутствуют волосяные фолликулы и потовые железы. Отсутствуют волосяные фолликулы и потовые железы! Вот вам пример того, что не все естественные витальные процессы идут до конца.
Мы же не родились с таким рубцом? Так вот, рубец живет другую жизнь - не ту, что предназначена коже природой.
Жизнь имеет две стороны. Одна естественная, а другая неестественная.
Двойственность жизни - такой категории не хватает рассуждениям о старении.
Двойственность в теории категорий - соотношение между свойствами категории и так называемыми двойственными свойствами двойственной категории. Принцип двойственности состоит в том, что истинные утверждения после такой операции переходят в истинные, а ложные в ложные.
Все естественные процессы идут до конца (предела), переходя из естественных в естественные . А неестественные идут просто до другого конца (копредела), переходя из неестественных в неестественные. Двойственность жизни - это наблюдение, что выполняется естественность и выполняется неестественность
Пределы и копределы - являются понятиями высокого уровня абстракции, с ними связаны понятия универсального свойства и сопряжённых функторов.
Двойственное понятие копредела обобщает свойства таких конструкций, как дизъюнктное объединение, копроизведение, кодекартов квадрат и прямой предел.
Определение универсального свойства использует язык теории категорий, чтобы сделать это определение точным и изучать его теоретическими методами. Чтобы лучше понять эту концепцию, будет полезно сначала изучить несколько примеров, которых существует довольно много: прямое произведение и копроизведение, свободная группа, группа Гротендика, компактификация Стоуна - Чеха, тензорное произведение, прямой предел и обратный предел, ядро и коядро, декартов квадрат и кодекартов квадрат, уравнитель и коуравнитель. Но мы не будем париться этим. Нас устроит, что определения может быть точным в смысле категориальным.
Сопряжённые функторы - пара функторов (отображения, сохраняющие структуру), состоящих в определённом соотношении между собой. Функтор должен сохранять тождественные непрерывные отображения и структуру композиции непрерывных отображений.
Ну вот мы и пришли к понятию непрывности.
Повторимся:
Непрерывность в математике - свойство отображения пространств, при котором близкие точки области определения переходят в близкие точки области значений.
Непрерывная функция - функция, которая меняется без мгновенных "скачков" (называемых разрывами), то есть такая, малые изменения аргумента которой приводят к малым изменениям значения функции.
Пример непрерывного - Лента Мёбиуса (лист Мёбиуса, петля Мёбиуса).
Лента Мёбиуса - топологический объект, простейшая неориентируемая поверхность с краем, односторонняя при вложении в обычное трёхмерное евклидово пространство. Как она образуется?
Модель ленты Мёбиуса можно легко сделать: надо взять достаточно длинную бумажную полоску и склеить противоположные концы полоски в кольцо, предварительно перевернув один из них.
Образуется склеиванием! Склейкой являются и рубцы. Рубцы склеивают естественное и естественное и они неестественны, потому что идут не до предела, а до копредела.
Для произведений и конечных объектов можно от каждого объекта категории, удовлетворяющего определённым условиям, построить универсальный морфизм (непрерывное отражение) - такие конструкции называют пределами. Для суммы и начального объекта можно к каждому объекту категории, удовлетворяющему определённым условиям, построить универсальный морфизм - такие конструкции называют копределами.
Пределы стремятся к терминальному обьекту, а копределы - к начальном!
Для копределов всё, как для пределов, только наоборот. Чтобы понять, чем пределы отличаются от копределов, обратите внимание на то, что универсальные непрерывные отображения всегда направлены (стремятся) к некоторому "предельному" объекту. В одном случае к терминальному - это естественный конец (предел), в другом - к начальному обьекты и это неестественный. Неестественная ориентация - одна из дифференциальных связностей точек по ориентации. Связность Леви-Чивиты! Это аффинная связность с нулевым кручением на римановом (или псевдоримановом) многообразии, относительно которой метрический тензор ковариантно постоянен.
Предел отражается в предел, а копредел отражается в копредел. А жизнь имеет две стороны. И она похожа на вот ту странную парочку ебанатов в "Тени в раю", которые сами не зная зачем им нужно, как и зачем они нужны друг другу, поехали в конце фильма в Таллин.