Сфинкский : другие произведения.

В моей смерти прошу винить...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  На прошедшей неделе после выступления оппозиционера Ильи Яшина в Варшаве разгорелась дискуссия о том, должны ли россияне нести коллективную ответственность за действия российской власти. Яшин считает, что должны потому что допустили Путина к власти и 25 лет его терпели. Спустя три дня ту же мысль повторил Владимир Кара-Мурза в интервью "Голосу Америки". Абсолютно уверен, что оппозиционеры выражали мнение, что говорится, т чистого сердца. Но с точки зрения психологии и психотерапии эти мнения - чистой воды Перенос.
  
  Перенос - это неосознанная трансляция эмоций, желаний и опыта, пережитых в прошлом, на настоящее или на собеседника или на любой обьект, на который возможно проектирование из большее множества НА меньшее или из меньшего множества В большее. Ха-ха!.. Математика! Ну да. Иногда на первый взгляд совершенно абстрактные математические теории помогают понять, как устроен наш мир.
  
  Между тем что есть и тем как мы это "видим" есть обычные бинарные (двуместные) отношения. Такие бинарные отношения наиболее часто используются в математике, в частности, таковы равенство, неравенство, эквивалентность, отношение порядка. И эти отношения - суть математическая структура, которая формально определяет свойства различных объектов и их взаимосвязи (в частности, бинарное отношение между двумя объектами.
  
   Биекция = сюрьекция + иньекция
  
  Сюръекция - это отображение из большего множества НА меньшее, а инъекция из меньшего множества В большее. При этом:
  
  А. Иньективный отображение переносит разные элементы меньшего множества в разные элементы большего множества
  Б. Любой элемент из меньшего имеет свой прообраз НА большем (сюръективность).
  
  А это значит, что в большем иньекция оставляет элемент, не связанный с меньшим, тогда как сюрьекция связывает один элемент большего множества с двумя меньшего множества.
  
  При желании, рассматриваю по отдельности можно сказать, что в случае иньекции "пациент" не замечает значения, а в случае сюрьекции - принимает за одно два разных значения. Последнее удается, если брать значение по модули, то есть без учета знака. Ну, например, жестокость негативного (в смысле коннотации) персонажа и жесткость/беспощадность позитивного - по модули оба значения равны.
  
  Но на самом то деле не все так просто со знаком минус и просто коннотацией. Не надо забывать, что минус - знак вычитания. И он - оператор вычитания: бинарный оператор, указывающий на операцию вычитания. То есть, что-то из чего-то вычитается. Изначально перенос рассматривался Фрейдом как препятствие для психоанализа и классифицировался им как вид сопротивления, но позднее он пришёл к выводу, что невроз переноса является важнейшим терапевтическим механизмом в том смысле, что он переносит некоторое знание о себе. Они-то и вычитаются.
  
  Вот с этим и надо разбираться. Очевидно, чтобы возникла коннотация, предназначенная по определению для выражения эмоциональных или оценочных оттенков высказывания и отображающая культурные традиции общества, эти самые культурные традиции должны в истории претерпевать изменения, а с ними изменится и коннотация.
  
  Вот и смотрим этимологию слова "жестокость" и ищем как понятие приобретает разные значения.
  
  ЖЕСТОКИЙ - происходит от древнего корня *(s)kelh₁- "пересыхать, запекаться!, того же что и древнегреческом слове σκληρός /склерос/ "твердый" и в русском ЖЕСТЬ "твердый металл, и в тюркском *jez "медь". Этимологически однокоренным является медицинский термин СКЛЕРОЗ "возрастные изменения тканей, вызванные обезвоживанием организма пожилых людей". Если принять за основу осмысления ЖЕСТОКОСТИ представление о жизни как о горении, ЖЕСТКОСТЬ и СКЛЕРОЗ надо воспринять как результат выкипания воды - жидкости из тканей долго живущего (горящего жизнью) человека. Кипящая кровь густеет, и гневливый, или просто много горячащийся человек становится более жестким - ЖЕСТОКИМ.
  
  Вот вам и коннотации ЖЕСТОКОСТЬ и ЖЁСТКОСТЬ. На самом то деле это разные значения. Но в одном случае вычитаются позитивные эмоции и остаются негативные, определяэие ЖЁСТКОСТЬ, как ЖЕСТОКОСТЬ. Вот такая операция вычитания, позволяет переносить на одно значение сразу два, а то и несколько. Возьмем тот же СКЛЕРОЗ. Забыл, что сам был ЖЕСТОКИМ, и получается что другой не ЖЁСТКИЙ, а ЖЕСТОКИЙ. А на самом деле и ЖЁСТКИЙ, и ЖЕСТОКИЙ и вообще - ТВЁРДЫЙ.
  
  В Священном писании древнегреческое слово σκληρός /склерос/ так и переводится на церковнославянский язык как ЖЕСТОКИЙ: "Яды́й мою́ пло́ть и пiя́й мою́ кро́вь во мнѣ́ пребыва́етъ, и а́зъ въ не́мъ. Я́коже посла́ мя живы́й Оте́цъ, и а́зъ живу́ Отца́ ра́ди: и яды́й мя́, и то́й жи́въ бу́детъ мене́ ра́ди. Се́й е́сть хлѣ́бъ сше́дый съ небесе́: не я́коже ядо́ша отцы́ ва́ши ма́нґну, и умро́ша: яды́й хлѣ́бъ се́й жи́въ бу́детъ во вѣ́ки. Сiя́ рече́ на со́нмищи, учя́ въ капернау́мѣ. Мно́зи у́бо слы́шавше от учени́къ его́ ("многие из Его учеников, услышав эти слова"), рѣ́ша (рекли): жесто́ко (в оригинале σκληρός /склерос/) е́сть сло́во сiе́: и кто́ мо́жетъ его́ послу́шати?" (От Иоанна, 6: 56-60). Традиционный перевод СКЛЕРОС как ЖЕСТОКИЙ, а не просто как "твердый" в соответствии с первоначальным корнесловным образом, сохраняется даже там, где речь идет скорее о твердых, чем о жестоких вещах: "Искуси́лъ еси́ се́рдце мое́, посѣти́лъ еси́ но́щiю: искуси́лъ мя́ еси́, и не обрѣ́теся во мнѣ́ непра́вда. Я́ко да не возглаго́лютъ уста́ моя́ дѣ́лъ человѣ́ческихъ, за словеса́ усте́нъ твои́хъ а́зъ сохрани́хъ пути́ же́стоки (в исходном для славянских переводчиков греческом тексте σκληράς /склерас/ "твердые").
  
  Возвращаемся к теме.
  
  И сразу заметим: понимают слово "ОТВЕТСТВЕННОСТЬ" по-разному. Поэтому в целях точной коммуникации разумно определить минимальный общий смысл слова "ОТВЕТСТВЕННОСТЬ", чтобы за пределами этого смысла или профессионального использования (например, юридического) подбирать другие слова.
  
  Вот оппозиционеры переносят НА большее множества ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Это сюрьекция. Ищем синоним слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, потому что это только по модулю ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, а со знаком коннотации это долг, обязанность, достоинство, совесть, риск. И далее смотрим этимологию слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. В этимологии - история "вычитания" смыслов понятия.
  
  Этимология термина ответственность указывает, во-первых, что это слово появилось в русском языке сравнительно недавно; во-вторых, что оно имеет корни в слове вещать, которое восходит к старославянскому вече, и означает совет, уговор, согласие; в-третьих, что данный термин в отечественной энциклопедической литературе рассматривается в контексте культуры русского народа, и чаще понимается как: необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках. В этой связи быть ответственным - значит: обладать правами и обязанностями, в какой-либо сфере, иметь высокоразвитое чувство долга, ревностно относиться к своим обязанностям; в-четвертых, за исключением отдельных оттенков в английском, немецком и французском языках его трактовка связывается с исполнением обязанности, долга, с необходимостью отчитываться за свои поступки
  
  Чисто лингвистически, русское "ОТВЕТСТВЕННОСТЬ" происходит от слова "ответ" - от праславянского "*věti̯o", от которого в числе прочего произошли: древнерусское "вѣтъ" в значении "совет, договор" и старославянское "вѣтъ" (ср. с древнегреческим "βουλή" в значении "решение, воля"); восходит к праиндоевропейскому "*wekw-" в значении "говорить" (согласно словарю М. Фасмера). Приставка "от" используется в значении противопоставления, удаления, устранения, разъединения - так же, как "anti" в германских языках. "От-вет" ("противо-говорение") на "на-вет" ("на-говорение"), например.
  
  Интересно, что праиндоевропейский корень родственен авестийским корням "vaēθ-" в значении "установить" и "vaēθa" в значении "заключение". А в европейских языках ОТВЕТСТВЕННОСТЬ также - от слова "обещание".
  
  Итого - речь идет просто об обратной связи между тем, что наговорил/наобещал и тем, как выполнил это. Это категория, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом, степени участия личности в совершенствовании общественных отношений. И отчетливо можно увидеть многообразие подходов и неоднозначность характеристики данной категории. Одни определяют ее как способность человека к выполнению долга, другие раскрывают ее как волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности, отражающее склонность индивида придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности, как готовность давать отчет за свои действия перед обществом и самим собой, третьи видят смысл ответственности в том, чтобы воздействовать судом и наказанием на сознание и волю человека, совершившего преступление, исправить и перевоспитать его, вернуть в ряды честных граждан, четвертые - считают ответственность способностью человека к ответу, способность отвечать за свои действия и действия тех людей, которые находятся в зоне его контроля (как Яшин и Кара-Мурза, кстати говоря)
  
  Спрашивается какие могут быть коннотации у ОТВЕТТВЕННОСТИ по опозиционерски?
  
  Подключаем психологию....
  
  В психологии ответственность рассматривается как концентрированный контроль над актами деятельности индивида, критерий исполнения ими нормативов, которые проецируются с помощью дифференцированных форм, как наблюдение и оценка социального поведения.
  
  Наблюдение и оценка (наблюдения) - вот где происходит дифференцирование. Во-первых наблюдение может быть невключенным и включенным. Невключенное - когда вы просто наблюдаете со стороны. Включенное - когда вы участвуете в процессе.
  
  Ещё, исходя из теории локуса контроля, есть два типа ответственности. Локус контроля - понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним либо только внешним факторам. "Локус контроля" называют также "локализацией контроля волевого усилия", что на мой взгляд, связывает смысл с с древнегреческим "βουλή" в значении "решение, воля". Т.е ответственность связывается с способностью индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать своё поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели.
  
  Итак два типа ответственности:
  
  Ответственность первого типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственными за все происходящее с ним либо других людей, либо внешние обстоятельства, либо ситуацию. В качестве "других людей", на которых возлагается ответственность, как за неудачи, так и за успехи, часто выступают родители, учителя, в будущем - коллеги, начальство, знакомые, элита и т. д. Кстати, Белковский, который анализирует ответственность, как раз имеет точку зрения втрого типа - ответственна элита. Легко заметить, что на языке житейских понятий второй тип ответственности обозначается не иначе как безответственность. Но это, скорее, парадокс.
  
  Самым неприятным следствием внешнего локуса контроля является невроз - выученная беспомощность. Если человек видит причину своего невроза вне себя, обвиняет травмирующие обстоятельства, его локус контроля становится еще более внешним. Невроз возникает, когда нервная система не справляется с внешними раздражителями и появляются функциональные расстройства. Главная причина их - потеря локуса контроля.
  
  Обычно "низкую самооценку" лечат тем, что выращивают корону.
  
  Человеку говорят, что он способен на многое, что все у него может быть, что все к его услугам.
  
  Это укрепляет его внешний локус. Так и появляется ответственность второго типа:
  
  Ответственность второго типа - это тот случай, когда личность возлагает на себя всю ответственность за происходящее с ней в жизни. "Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависят моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать", - вот жизненное кредо и постулаты такой личности. А избыточное проявление этого типа. Самым неприятным следствием внутреннего локуса контроля является невроз со стремлением все контролировать. Это защитный механизм психики, называемый в психологии "контроль всемогущий", под которым, как правило, скрываются глубинные страхи.
  
  Все всемогущество контроля на самом деле направлено на то, чтобы избежать ощущения беззащитности или беспомощности. И как и все неврозы - это нарушение адаптации.
  
  Контрол-фрики считают себя центром вселенной, вождями нации и т.п, а отсюда вытекают их две самые главные проблемы: ответственность и чувство вины. Раз я такой всемогущий, то должен все предусмотреть, спланировать и проконтролировать, а если что-то пошло не так - в этом точно есть моя вина, даже если в момент происходящего меня не было рядом. Такой человек не может признаться, что что-то от него не зависит, что есть события, которые никак не возможно предвидеть или повлиять на них. Постепенно тотальный контроль переносится перфекционистом на близкое окружение: он заставляет всех ходить буквально по струнке. Зачастую это происходит из-за боязни общественного осуждения. Ведь если человек лишний раз не поинтересуется у родных, где они, чем заняты или как их успехи, значит, он безответственно относится к своей семье. Другими словами, ему абсолютно все равно, как и чем живут его близкие, соответственно, и в глазах общества он будет выглядеть безответственным и бесперспективным.
  
  "Профессиональные" оппозиционеры, а также "профессиональные "вожди" - это невротики со вторым типом ответственности. Сам по себе контроль (как стремление к порядку) может быть вполне здоровым смыслом, характерным для людей с архетипом правителя. Также он может проявляться в качестве невротической реакции при параноидальных тенденциях и выступать в качестве патологического симптома, который может проявляться в форме авторитаризма.
  
  Так или иначе речь о способе адаптации - и она адаптация идет двумя путями. По характеру изменений в управляющем устройстве адаптивные системы делят на две большие группы:
  
  самонастраивающиеся (изменяются только значения параметров регулятора)
  самоорганизующиеся (изменяется структура самого регулятора).
  
  Тип, условно говоряЮ стремящийся к "выученной беспомощности" - самонастраивающая адаптация, стремящиеся к контролю всемогущему - самоорганизущейся. Далее они делятся на поисковые и беспоисковые.
  
  В первой группе в предельном виде относятся экстремальные системы, целью управления которых является поддержание системы в точке экстремума статических характеристик объекта.
  
  Беспоисковые адаптивные системы управления по способу получения информации для подстройки параметров регулятора делятся на
  
  системы с эталонной моделью
  системы с идентификатором, в литературе иногда называют, как системы с настраиваемой моделью
  
  Совершенно очевидно, что Россия и Украина сегодня это две беспоисковые системы с настраиваемой моделью, чьи лидеры используют войну как систему с эталонной моделью. Разумеется, понятие эталонной модели - то, которое используется в информатике. А там это - абстрактное представление понятий и отношений между ними в некоторой проблемной области. А в "нашем" случае - который светский, проблемной областью является суверенитет. Война рассудит.
  
  В религиозном же обществе эталон вменяется Богу: Бог держит ответ перед человеком и всем творением и Он же рассудит.
  
  Так вот, как защитный механизм, адаптативное управление чувством ответственности проектирует вину, являющуюся составным понятием ответственности с себя на эталон (себя или человечества) или на себя другого (тварного происхождения, который и ведет войну) или на "другого"/"иного"/противника, врага. Проекция комплексного содержания, как уже выше говорилось, дифференцирует наблюдение значений и оценку наблюдаемых значений. Дифференцируется Я-животное и Я-разумный человек.
  
  Спрашивается, что вычитается из оценки? Оценка степени собственной вины. Сама вина не теряет значения, другое дело - степень ее. В этом качестве "ответственность" равнозначна алиби и освобождению от ответственности. И в этом смысле ответственность прямо означает необходимости отвечать на вызовы самому перед собой и по своему усмотрению.
  
  А что же тогда лежит в основе понятия ответственности? Весьма и весьма неопределяемый коннотациями фактор эволюции. Их два - приспособляемость (адаптация) и разнообразие.
  
  Приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды - это неопределяемое понятие. И это немного другой случай по сравнению с "жестокостью" и "жесткостью", которые являются как следствием отсутствия приспособляемости.
  
  Адаптация - неопределяемое понятие, потому что оно относится ко всем значениям движения.
  
  Неопределяемое понятие в аксиоматике - начальное, базовое понятие, определение которого не даётся.
  
  Любая наука и теория строится на некоторых базовых понятиях, которые обычно интуитивно понятны и свойства которых описываются аксиомами данной теории.
  
  Основными неопределяемыми понятиями геометрии в различных системах аксиом могут быть точка, прямая, плоскость, объём, пространство.
  
  Неопределяемое понятие - это вообще символ. "Бессмысленный" символ начала отсчета какой-либо формальной системы. Я заключил слово бессмысленный в кавычки, поскольку, как вы знаете, символы автоматически приобретают различные пассивные значения, зависящие от теорем, в которых эти символы встречаются. Однако обнаружат ли люди эти значения - это уже другой вопрос, так как для этого необходимо найти такое множество понятий, которое может быть связано изоморфизмом с символами данной формальной системы.
  
  Так вот, в ответственности нет никакого смысла, до тех пор пока его не припишешь в соответствии с тем к чему стремится субьет, приписывающий обьекту смысл - к беспомощному поведению или к контролю всемогущему. Причем, предел беспомощного поведения сознательно стремится к всемогущему контролю, а всемогущий контроль бессознательно связан с беспомощным поведением.
  
  В математике любая лагранжева система, а таковой является и человек, расслоенный на пару сознательное и бессознательное, и общество расслоенное на коллектив и толпу/стадо, допускает калибровочные симметрии, и им подчиняется ассоциированный оператор Эйлера - Лагранжа, действующий на сечения расслоения. Он ассоциирован и со значениями, но в конечном счете со степенями. Если наглядно представить как этот оператор Эйлера - Лагранжа одновременно дифференцирует и обобщает пары, представьте себе такое действо обобщения, которое в конечном счете требует исключить из начала обобщения его начало.
  
  Вместе с этой определенностью как правильно обобщать разнородное, становится очевидным, что вопрос "Кто виноват? " - снимается само собой, а "Что делать?" - обостряет возникшее противоречие войны и мира и ответственности за них. И это очень похоже на то, как Лев Николаевич Толстой последние месяцы перед своим уходом из дома работал над произведением, само название которого не менее, а может быть, более значительно, чем отдельные дошедшие до нас подробности самого сочинения "Нет в мире виноватых".
  
  У Достоевского - у того каждый за всех виноват, и в этом рай, так как рай - это покаяние, и оно непредсказуемо, как непредсказуем Сам Бог, открывающийся лишь вере. Хорошо устроился с эталонной моделью ответственности, снимающей парадоксально вину и ответственность со всех!
  
  Для Толстого с его "нет в мире виноватых", ситуация больше напоминает либидо, связанное с возжеланием жены ближнего, превращенного в зеноновскую черепаху: когда Ахиллес добегает до того места, где черепаха находилась в некоторый момент времени, та к тому моменту уже проползает ещё немного. Становится ясно, что Ахиллес никогда не догонит черепаху.
  
  В конце- концов, решение проблемы бесконечной делимости либидо, у Толстого выглядит как решение сложить все пяти чувств и попытку проявить их одновременно. То есть - замкнуть всё на себе, как Достоевский на Боге! При этом очевидно, что этот парадокс работает только на бумаге, а в реалии молодой Ахиллес догонит черепаху, изнасилует, убьёт, сварит из нее суп и с без угрызения совести сьест.
  
  В принципе сценарий как будет на самом деле, я бы назвал "В моей смерти прошу винить..." и начал как в кинофильме Малыгина "Закрытые пространства" (парень с агорафобией берет в заложницы доставщицу пицы...), продолжил как "Очистку" Хью Хауи (см.далее) и, наконец, когда дело дойдёт до кульминационного момента со сценами насилия... Если вы знаете кто такой Джо Данте, то сразу отвечу - нет, и здесь взрывающихся вертолетов не будет.
  
  Сценарий же с моей версией ответственности такой (и он содержит упомянутый оператор Эйлера - Лагранжа). Разумеется он - о моей гипотетической ответственности и вине:
  
  "Женщина, выглядящая как алкологик со стажем, привозит по заказу пиццу в мою квартиру на мансардном этаже. Я - алкоголик тридцать пять лет, но ещё без стажа, однако закомплексованный тем, что вырос паразитом в приемной семье успешных самодостаточных родителей, расплачиваюсь за заказ, после чего женщина обнаруживает, что дверь заперта. Мне надо или вернуть деньги или получить за отданные еще больше удовольствий, а потом все равно вернуть деньги. Далее я объявляю о планах сексуального насилия в отношении пленницы и тут же реализую свой замысел, снимая сцену насилия на видеокамеру... Жестко. Жестоко. Твердо. Как угодно. И даже заставляю жертву смотреть видео... ".
  
  Вскоре выясняется, что женщина тридцать пять лет назад, когда ей было всего пятнадцать, была лишена родительских прав...
  
  Теперь - оба догадываются...
  
  Что делать?
  
  Проходит ночь и следующий день, я не перестаю насиловать разносчицу пиццы... Насилую ее год, два, три... Вместе смотрели видео с насилиями. Ей даже нравилось, а у меня вызывало отвращение к себе. Но ненадолго.
  
  ...В течение многих лет мы жили в квартире на мансардном этаже не выходя из нёё, заказывая пиццу по телефону всё в той же пиццерии, и наблюдали на экране за тем, как насилие становится всё более туманным, всё более смазанным. Единственный способ вернуть картинке ясность - это было выйти наружу и перестать смотреть.
  
  Но вот в чем дело - выйти из квартиры - это тоже самое, что отправиться на смерть. Вся жизнь уже в этом. Что произойдет дальше - неизвестно. Страх смерти - рулит.
  
  Потом критик скажет: "Вот почему мы установили строгий закон, жестокий обычай: каждый, кто выразит желание выйти наружу, получит то, чего хочет".
  
  Парадокс только в том, что никто не может дать точного ответа "Что?".
  
  После многих лет соблюдения закона мы обнаруживаем, что замкнутое пространство вызывает клаустрофобию. Это врожденный инстинкт самосохранения. Мы начинаем бороться с каустофобией и один за другим "убиваем" в себя пять чувств - слух, зрение, вкус, обоняние и осязание"...
  
  Что произошло далее - об этом продолжение "сценария" и сюжета с оппозиционерами и авторизацией власти, которая уже не принадлежит нам, а принадлежит ситуации как буквально текст ПМ создает сам себя. Его можно будет признать шедевром детективного жанра. Его имплицитного автора по праву можно будет считать прототипом целой плеяды легендарных героев частного сыска. Он найдёт сам себя с помощью Шерлока Фрейда - опасный преступник, съевший свою сексуальную парнёршу-мать, умело заметет следы, не оставляя практически никакого шанса своему преследователю - самого себя.
  
  В моей смерти прошу винить ... Перенос?
  
   Или проще: "В моей смерти прошу просто винить".
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"