Хотя откровение дано Иисусу Христу, традиционно принято называть книгу "Откровением Иоанна Богослова".
Текст Иоанна в данном случае просто выражает образ данного Иисусу откровения.
Но есть тут нюанс. Греческое слово "откровение" или "раскрытие" (с др.-греч. - "ἀποκάλυψις", апока́липсис) ввиду специфики содержания произведения, сегодня ассоциируется прежде всего с катастрофами. И это не случайно.
Кто является источником откровения?
Откуда богослов черпает знания (откровения)?
Не побоюсь этого слова - из хаоса. Хаос является источником откровений. И точно также он является источником катастроф.
Я имею ввиду не просто стихийные бедствия, техногенные катастрофы, гибридные катастрофы, болезни, бунты в тюрьмах или бунт Пригожина... Всё сложнее. И говоря на философском наречии речь пойдёт о переходах количественных изменений в качественные.
Теория катастроф - раздел современной математики, который является дальнейшим развитием теории устойчивости и бифуркаций.
Термины "катастрофа" и "теория катастроф" были введены Рене Томом и Кристофером Зиманом в конце 1960-х - начале 1970-х годов ("катастрофа" в данном контексте означает резкое качественное изменение объекта при плавном количественном изменении параметров, от которых он зависит).
Математические модели сего указывают, некоторые общие черты самых разных явлений скачкообразного изменения режима системы в ответ на плавное изменение внешних условий. Например, устойчивый установившийся режим (скажем, режим работы реактора, экологический или экономический режим) обычно погибает либо столкнувшись с неустойчивым (причем в момент столкновения скорость конвергенции бесконечно велика), либо вследствие нарастания (опять бесконечно быстрого) самоподдерживающихся колебаний. Обидно, досадно, но че поделаешь?
Но это с одной стороны, с другой - на откровения можно посмотреть тоже как на катастрофу, т.е как на резкое качественное изменение объекта при плавном количественном изменении параметров, от которых он зависит.
Точно также как и на порядок их хаоса - см. теорию диссипативных структур (И.Пригожин), которая называется ещё теорией динамического хаоса.
Точно также как вихревая динамика пульсаций в потока приводит к появлению специфического турбулентного вклада в производство экстенсивных термодинамических переменных, также и Иисус Христос представляет полноту Божественного Откровения. Также и дар пророчества святых. Также и рождение динамических степеней свободы, являющийся одним из характерных проявлений нерегулярной динамики. Впрочем также, и интуиции и творчества, и даже страсти... Всё от хаоса.
Возникающий вблизи точки бифуркации "хаос" не означает, что порядок исчезает; он означает, что динамика процесса становится внутренне (а не в силу внешних причин) непредсказуемой.
Откровение может исходить как непосредственно от Бога, так и через посредников и богооткровенные тексты. Но поскольку посредники и тексты эти - земные, то механизм образования их можно рассматривать в рамках "пригожинской" парадигмы "порядок из хаоса".
Формально, есть четыре источника откровения, из которых может черпать богослов: Священное Писание, Естественное богословие, Опыт и Предание ; и они должны поддерживаться в надлежащей авторитетной структуре.
Но каков генезис откровений? И чем божественные знания отличаются от естественных?
Естественное откровение - это то, что можно узнать о Боге из Его творений. А вот то что порядок кажимо исчезает в Его Промысле означает, что динамика процесса стала непредсказуемой внутренне (а не в силу внешних причин) . Бо не хватает внутри хаоса, из которого порядок, просматриваемый только в Божественном откровении, а оно определяется возникновением новых динамических режимов в структуре или деятельности системы при изменении неравновесного управляющего параметра диссипации.
Божественное откровение - это не просто то, что Бог открыл нам напрямую и через естественный закон о внешних проявлениях и через свое творение, через свое Слово и через Святого Духа, это диссипативная структура, образованная,в процессе саморганизации.
Самоорганизация в неравновесных системах известна уже более 50 лет. Приблизительно с тех пор когда я научился пить, курить и девок щупать. Можно сказать мы - одногодки. И поэтому знаем друг о друге всё или почти всё . Я например, не знаю, почему диссипативные структуры (откровения) в основном возникают в голове мальчиков. Есть гипотеза, что всё дело в женских гормонах. Они как бы усиливают впечатление, а это приводит к своего рода сверхспирализации, а потому к греху.
Тем не менее... В неравновесных условиях состояние системы может стать неустойчивым и произойти переход к организованной структуре.
К таким структурам относятся колебательные реакции и пространственно-временные закономерности в разных системах. Поскольку необратимые процессы, рассеивающие энтропию и свободную энергию, создают и поддерживают эти структуры, их Пригожин и назвал диссипативными структурами.
Таким образом, посредники/прообразы Бога (Иисус Христос, Авраам, образами которых являются пророки, святые и т.п) это люди в состоянии открытых систем, которые оперирует вдали от термодинамического равновесия, создаваемого эмоциями. Как только освобождаются от них, то становятся чувствительными или к Божественному откровению или дьявольскому (а как же?! или - или!).
Расширение числа независимых переменных за счет введения макроскопических динамических координат, рассматриваемых на равноправной основе с пространственными координатами и временем, ведет к построению неклассических моделей сплошной среды.
Я об этом.
В моделях такого рода могли бы найти объяснение феномены нерегулярной динамики, для которых рождение динамических степеней свободы является одним из характерных проявлений.
Динамическая степень свободы - это своего рода как быть отмеченным Богом и Его откровениями.
Добавление в каждой пространственно-временной точке новых независимых переменных видоизменяет модель мышления. Фазовое пространство становится расслоением. И когда оное становится сюрьективным, а сюрьекция - это такое отображение В поверхность потока (сознания) из большего множества в меньшее, функция, которая может принимвть любое значение, тут то и приходит Божественное откровение естественным способом. Ну а механические характеристики мышления при этом становятся функциями координат фазового расслоения, т.е. функциями расширенного набора переменных. Всё очень просто.
При этом последовательно расширяемые наборы величин, принимаемых в качестве независимых переменных, приводят к установлению иерархии зависимых и независимых характеристик. И всё становится порядком, но уже в меньшем множестве.
Вот и всё.
Ан, нет.
Можно и другие аналогии порядка из хаоса привести:
Механизм формирования подобных упорядоченных систем подобен механизму формирования ячеек Бенара и связан с возникающим в потоке большим перепадом параметра, который приводит к возбуждению конвекции информации до степени хаоса, в которой сисиема чувствительна к начальным условиям.
Творческое состояние точно также как среду откровений (Иоана) можно рассматривать как поверхностное явление и вихревого потока конвективных ячеек информации в форме правильных шестигранных структур в слое с вертикальным градиентом параметра, связанного с эмоциями, точно также как с градиентом температуры, равномерно подогреваемой на входе .
Я бы так сказал больше (запмшите!:))):
Зрительную кору мозга можно рассматривать как своего рода камеру в которой происходит или спонтанная кристаллизация образов или направленный рост образа прообраза.
Поток же впечатлений (информации/сознания/бессознательного), а именно поверхность его, может иметь упорядоченную диссипативную структуру подобно той, что имеют зафиксированной наноматериалы.
Точно также как при развитой турбулентности скорость потока позади какой нить ракеты пульсирует непредсказуемым образом, тоже самое принципиально происходит в поверхностном слое потока впечатлений (информации/сознания/бессознательного).
А когда "мозги кипят" - это образ того хаоса, который буквально говорит о том, что вихревые токи расслоения потока впечатлений генерируют резистивные потери, которые преобразуют некоторые формы энергии, например кинетическую энергию, в тепло .
Короче... Визуальное впечатление как вид визуальной обработки тоже можно представить в виде турбулентного потока информации, а динамика поверхности его может иметь ячеистую структуру - зрительная кора буквально заточена под камеру, в которой могут возникать диссипативные структуры в виде ячеек - шесть слоев зрительной коры, в которых мозг "рисует" основные контуры камеры визуального впечатления, которые можно рассматривать как грани структуры потока впечатлений.
В этом смысле, апокалипсис Иоана (откровение) - это типа как организационный принцип действия при котором поверхность налитого в шестигранную кружку пиво принимает форму шестигранника (форма ячейки). Это "вкусно" и на "цвет" красиво. Божий дар!
Цвет откровения это... Говоря простым языком, цвет откровения - это ощущение, которое получает человек при попадании ему в сознание "света", ассоциируемого символически с трансцендентным знанием и божественным влиянием.
"И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы." Быт. 1.3-5
С одной стороны речь о физическом творении, но такие духовные сущности как Добро (свет/истина) и Зло (тьма/заблуждения) моделируются по аналогии и соответственно - одному принципу - принципу производства порядка из хаоса, а это связано с структурированием поверхности потока, за пределами структурирования которых более высокий порядок диссипативного откровения в форме спирали или столба.
Отсюда - модель расслоения при сверхвысокой степени турбулентности Творения в потоке Божественной Любви . Откровение - это диссипативная,стркутура и точка соединения человека и Бога (и/или прообраза Бога - надо подумать позднее, бо Откровение может исходить как непосредственно от Бога, так и через посредников :))).