Начал смотреть сокуровскую "Сказку" - там Сталин, Гитлер, Муссолини и Черчилль встречаются в аду...
Где-то безмолвно и в стороне бродит призрак Наполеона. Наверно, он так и не подйдет и заговорит. Двольно фантасмагорическое зрелище этот фильм! Напоминает работы европейских художников минувших веков: Альбрехт Дюрер, Мантеньи, Джованни Пиранези, Гюстав Доре. Основная фишка их - они монохромны. Два цвета - черный и белый - нисколько не ограничивают фантазию мастера, а наоборот, подчеркивают глубину элементов картины. Монохромность данных картин добавляет им таинственности. А фигура Наполеона, соответственно, чем то смахивает на приём из японской ёхаку, или "осмысленной пустоты" в японской живописи.
Нашёл в интеренете такое обьяснение идеи: "Ёхаку - эффект пустого белого пространства на плоскости картины. Ёхаку придавало живописи непознаваемую значимость, будило в зрителе чувство неисчерпаемости источника космической жизни. Подобные принципы фигурировали в искусстве театра Но - умение вызвать интерес при отсутствии видимого действия. В искусстве чайной церемонии таким принципом выступает такэкурами (таинственность, неявленность). Ёхаку - это основа осмысления религиозного опыта в искусстве, вершиной которого является категория югэн."
Ёхаку! Это интересно. Ёхаку (余白の美 буквально "красота пустого (белого) полотна!) или "осмысленная пустота". - эффект пустого белого пространства на плоскости картины. Приём, заключавшийся в использовании незаполненного пространства картины как элемента недосказанности, который должен непременно оказать эффект на зрителя, заставить его задуматься о том, что скрыто за этой пеленой неясности. Я сам иногда использую этот приём.
Еще одним из значений ёхаку является "предел" или "край", что отсылает в область особой граничной красоты, пограничной, приграничной. Подобные принципы фигурировали в искусстве театра Но - умение вызвать интерес при отсутствии видимого действия.
Фраза то какая - "отсутствие видимого действия". Это прямо как Залужный чуть ранее, а вот сегодня и другой политик - о том, что что война "зашла в тупик", в котором нет этого "видимого действия". "Залужный сказал правду" - Мэр Киева Виталий Кличко поддержал главкома ВСУ, который заявил, что война "зашла в тупик"
...Ловлю себя на мысли об "осмысленной пустоте" в политике. Как она есть? Вроде нет. Вроде в политике нет, т.к в политике пустоту заполняют любой хуйнёй. Но она есть. В тупике есть "пустота".
Вот в психоанализе - точно есть. "Осмысленная пустота" в психоанализе - это о попытках аналитика вывести пациента на осмысление бессознательного.
Ага! Отвлекся. Вполне возможно, что и идея Наполеона в сокуровском фильме (если он конечно так и не заговорит) - это приёмчик увидеть во французском диктаторе то, что в своём Сталине не разглядеть. Ключевое тут - прелесть незаполненного пространства, которая благодаря отсутствию вещей заставляет воображение человека работать на полную мощность и рождает безграничную креативность.
А чего не разглядеть-то?
Давайте создадим интерьер ёхаку в осмыслении истории Сталина. Или нет. Давайте создадим интерьер осмысления ёхаку нонешней войнушки... Так интереснее.
Оказывается есть такое: Ёхаку-но-би (буквально, как уже говорил, красота дополнительного белого).
Это самое минималистическое из всех дзен-направлений в интерьере. Как и паузы в музыке, как и молчание в диалоге, пустота пространства помещения в котором живёшь может сыграть особую, значимую роль. Она позволяет остаться наедине со своими мыслями и рассмотреть свой внутренний мир. Так, в помещении, где царит дух ёхаку-но-би, должна быть по меньшей мере одна свободная от декора и предметов стена. В идеале же, здесь вообще должен быть лишь самый необходимый минимум мебели и вещей. Принцип соотносится с дзэнским идеалом ку (пустота) и мю (небытие). Таким образом, все предложенные дзэнские эстетические принципы соотносятся друг с другом, отчасти пересекаются и даже включают в себя друг друга. И, конечно, же соотносится с "бессознательным" и "сознательным".
И, как ни странно, сакуровский фильм, это вообще-то фильм - про отложенную войну, а точнее про войну, которую каждый из героев не завершил. Гитлер сокрушается: почему он не сжег Лондон, почему не сжег Париж? Спрашивает Сталина: "Почему мы вовремя не поделили мир?". Сталин отвечает: "Мне нужен весь мир, а не половина".
Каждый говорит на своем языке - немецком, английском, итальянском, Сталин - на грузинском.
Тут Сокуров выступает в роли Фрейда - заставляет "мертвых" говорить.
Впрочем, надо отметить, что сам Зигмунд Фрейд считал основоположником психоанализа не себя, а своего наставника - австрийского врача Йозефа Брейера, у которого была длинная опрятная борода, как говорят - самая большая в Вене. Так вот он как-то лечил истерию с помощью гипноза, во время которого пациентка рассказывала как появлялись симптомы в первый раз. Так родилась идея Катарсиса - формы психотерапии, переносящей подавленный травматический материал из подсознания в сознание.
Переход от одной личности к другой сопровождался у нее стадией автогипноза. На этой стадии раскрывались многочисленные подробности ее повседневной жизни. На одной из встреч с Брейером она неожиданно вспомнила, как появился один из ее симптомов, водобоязнь; когда гипнотическое состояние прошло, симптом исчез. Так же после припоминания причин появления косоглазия и паралича руки симптомы "самоустранились". Короче говоря, симптом исчезал, когда "докапывались" до причины его появления.
Кстати, в фильме Сокурова почему то упорно фигурирует знаменитая треуголка Бонапарта. Так и хочется, чтобы тут оказалось "Вероломство образов" художника-сюрреалиста Рене Магритта. Помните? На картине изображена курительная трубка, под которой рукописно выведена надпись "Это не трубка" (фр. Ceci n"est pas une pipe). Надпись кажется противоречивой, но фактически верна. Картина с изображением трубки - это не сама трубка, а её образ.
Ну же! Это треуголка Бонапарта!
А еще ёхаку с Наполеоном напоминает мне хайку. Форма Хайку очень простая - традиционно это стихотворение в 3 строки, состоящее из 17 слогов (5 слогов в первой строке, 7 - во второй и 5 - в третьей). Такая форма создаёт не просто структуру из короткой, длинной и короткой строк, а еще и ... Смотрите: 17 слогов по 5-7-5 мор. За мору принимается время, требуемое для произнесения краткого слога.
枯れ枝にからすのとまりけるや秋の暮れ
На сухой ветке / ворон сидит / осенние сумерки
Что тут? Отсутствует слово "черный", оно только подразумевается. Хайку - менее всего описание. Нужно не описывать, а называть вещи. А читателю уже нужно описывать, заполняя пространство ёхаку. Та же самая идея Катарсиса - формы психотерапии, переносящей подавленный травматический материал из подсознания в сознание. Опять же течение времени, прошлое и будущее хайку не изображает, хайку - это краткий момент настоящего - и только.
Вот и треуголка Бонапарта... Он как будто спрятался под ней. Точнее она скрывает его от других диктаторов в фильме. И от зрителей фильма - тоже.
Вспоминаем что значит "Спрятаться под Шляпой"?
Никогда не снимать верхнюю одежду, носить шляпу и длинный плащ - стандартный образ сыщика в фильмах. Это просто образ для фильмов или что-то значит в психоанализе?
А зачем шляпа? Шляпа - символ мыслей, секретов и духовной жизни. Так сыщик блокирует возможность "влезть в его голову", сохраняя находки для дальнейшего исследования в одиночестве. Отсюда и правило этикета: на улице в головном уборе (там посторонние), в помещении - без него (тут близкие). Для большей скрытности используется отсутствие цвета в образах и многослойность одежды. Причем в реальной жизни эти правила тоже работают, потому что люди выбирают свои образы еще и на подсознательном уровне.
В сокуровском "аду"/ Наполеон ходит/ карликовый император
Вот в соннике Юнга: "Если во сне вы видите шляпу-цилиндр или носите ее на голове, это значит, что вы примете участие в празднике, который окончится массовой оргией". Но у Наполеона шляпа треугольная.
А треугольник тогда что значит в том же соннике?
Ага! Треугольник, представленный в сновидении в виде геометрической фигуры или принявший форму какого-либо бытового предмета (например, треугольный табурет или тумбочка), символизирует полное разочарование в любви.
Кто бы мог подумать?!
А вообще Наполеон был не таким уж карликовым императором, как принято считать: по разным оценкам, его рост - от 162 до 167 сантиметґров. Тем не менее именно Бонапарта принял за точку отсчета психолог Альфред Адлер, который в начале XX века исследовал повышенную агрессивность низкорослых мужчин.
Сам Адлер не успел завершить изучение комплекса, которому присвоил имя Наполеона, - за него это сделали последователи, которые за 50 лет опытов на добровольцах пришли все же к выводу, что рост и агрессия - факторы никак не связанные. Тем не менее миф о том, что чем мельче мужчина, тем больше ему хочется завладеть всем миром, по-прежнему считается истиной.
Чёрт! По моему только дурак теперь не догадается кого Сокуров скрывает под шляпой. И кто тот, кто не хочет, чтобы другие влезли в его невротичную голову. О, боже! Вы подумали - Путин?! Нет же. Не только он.