Сфинкский : другие произведения.

Главный сон

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Жизнь в иммиграции завязывает и развязывает узлы. Да чего уж там! "Человек - всего лишь узел отношений. И только отношения важны для человека." Экзюпери? Точно! Невротик Антуан де Сент-Экзюпери, книга "Военный лётчик". Редкая цитата, которая автоматически поставлена мною в кавычки. А почему не знаю. Нечего добавить, наверно. Впрочем - нет. Я ведь продолжаю писать об узлах... Ага! Значит речь пойдёт не об узлах... Догадался. Она пойдёт о дырках. Дырки - это тоже узлы, но топологически вывернутые наизнанку. А это как? Дырка - это по сути область предела, которая не имеет значений - окрестность точки из которой вытеснены все значений. Это, собственно, и есть смысл выворачивания. Всем нам знакомый. Если кто-то не понимает что мы имеем ввиду, то оно не имеет для него значений.
  
  Некоторые из узлов с моей иммиграции развязывались, некоторые - нет. Старые "задубевшие" узлы, если подыскать подходящую метафору, требовалось как бы замочить на некоторое время в мыльном растворе. Но где берут мыло? И вот тут, мне вспомнился фильм Дэвида Финчера или роман Чака Паланика и как там Нортон - человек без имени, создает вместе с Брэдом Питт - производителем и продавцом мыла создает подпольную организацию "Бойцовский клуб". Куски мыла, сваренного из человеческого жира - одна из самых тревожных и дискомфортных деталей этого триллера.
  
  Бред Питт: "Чтобы сделать мыло , сначала мы вытапливаем жир. Солевой баланс должен быть правильным, поэтому лучший жир поступает от человека.
  Нортон: Подождите, что это за место?
  Бред Питт: Клиника липосакции. Золотая жила! Самый богатый и сливочный жир в мире. Жир земли!..
  
  И дальше: По мере того, как жир вытапливается, жир всплывает на поверхность. Как в бойскаутах. Как только жир затвердеет, снимите слой глицерина. В Бойцовском клубе из мыла, точнее - из глицерина, побочного продукта производства мыла, делали взрывчатку. Взрывчатка, получаемая из глицерина называется нитроглицерин.
  
  Сделал из человека, а человек - это просто матрица белков, обобщенными т.н узловыми белками. Но вот вместо некоторых узлов у нас - дырки. На самом то деле значения в дырках есть и они расположены по краям дыры, как в чёрных дырах, вот только значения из непрерывны. А это значит, что функция, которая их даёт - это просто функция, которая меняется без мгновенных "скачков" (называемых разрывами), то есть такая, малые изменения аргумента которой приводят к малым изменениям значения функции. Это как если представить, что гомеопатия работает. Значения гомепатические средства не несут - только степень присутствия наименьшего из возможных и равного числу Авогадро - типа того.
  
  Так вот о дырах в моей иммиграции, точнее об узлах, которые я не развязал и более того - чтобы не париться печальными последствиями узлов (вспоминаем узлы на шнурках ботинок...), мой разум вывернул их наизнанку. Теперь - тут помню, тут не помню. Но иногда...
  
  А бывает это в вещих, но неполных снах. Неполных! Это важно. А полнота (счас проверим описание в ВИКИ - это свойство в информатике, названое по имени Алана Тьюринга, разработавшего абстрактный вычислитель - машину Тьюринга. Полнота по Тьюрингу - характеристика исполнителя (множества вычисляющих элементов) в теории вычислимости, означающая возможность реализовать на нём любую вычислимую функцию, а также воссоздание себя самого. Так вот, вещий сон можно распознать, если сновидение отличается детальностью и не находит параллелей в обыденности с которым вы просыпаетесь, - это он. Человек, проснувшись после вещего сна, может вспомнить даже вкусы, запахи, описать подробно события, текстуры, если имеет к ним эмоциональное отношение. Если не имеет - сон, может быть тоже вещий, но поняли вы его на бессознательном уровне. Или это был не вещий сон, а просто сон, который никогда не будет иметь отношение к незавершившемуся и продолжающемуся.
  
  То есть вы поняли наверняка, что я хочу выдвинуть гипотезу, что сон - это выворачивание дырки наизнанку и получение узла. Разумеется - в топологическом смысле. Да, еще один вариант я не упоминул говоря об отсутствии значений. Они может быть и есть, но только вообще не с чем не связанные. Вот о них то и поёдет речь.
  
  Сон был такой, но сразу предупреждаю - он не имеет отношение к этому эссе. Оно посвящено гипотезе.
  
  То ли вид с Колеса обозрения под названием "Лондонский глаз", с высоты которого можно увидеть практически весь Лондон, - копия детства тех, кто зубрил темы в школах с углубленным изучением английского языка, то ли память о ещё более раннем воспоминании - в первый раз мне приходилось бывать здесь - в районе Ламбет на южном берегу Темзы с юдзё по имени Риорита, но мне приснился странный сон с этим чёртовым колесом. Сон вещий, но не полный. А полнота (счас проверим описание в ВИКИ - это свойство в информатике, названое по имени Алана Тьюринга, разработавшего абстрактный вычислитель - машину Тьюринга. Полнота по Тьюрингу - характеристика исполнителя (множества вычисляющих элементов) в теории вычислимости, означающая возможность реализовать на нём любую вычислимую функцию, а также воссоздание себя самого. Так вот, вещий сон можно распознать если сновидение отличается детальностью и не находит параллелей в обыденности с которым вы просыпаетесь, - это он. Человек, проснувшись после вещего сна, может вспомнить даже вкусы, запахи, описать подробно события, текстуры, если имеет к ним эмоциональное отношение. Если не имеет - сон, может быть тоже вещий, но поняли вы его на бессознательном уровне.
  
  Кстати, знал я о Риорите, благодаря песенке, в которой - это имя молодой испанки: "Рио-Рита - синьорита". И я считал это имя - испанским. Но нет! Сон подсказал, вытащив информацию из потайных ресурсов сознания и памяти: имя "Риорита" имеет японское происхождение и состоит из двух частей: "рио" - место цветения сакуры и "рита" - река. Для японцев цветение сакуру - это метафора жизни. Жизнь человека настолько же быстротечна, мимолетна как течение реки, как природа в эти десять дней. Так что имя моей спутницы юдзе, что буквально означает "женщина для удовольствий" вполне подходящее. Так вот сама Риорита, во сне предполагала, что секс у нас займет десять минут, не больше. Однако, когда я сказал её, что речь идет о часовой оплате, то повела себя именно так, как должна вести себя популярная, знаменитая и капризная кинозвезда на сьёмках: "Не может быть и речи! Никакого часа! Десять минут, и баста!..". Вот же скандалистка - подумал я и не стал настаивать на большой разнице в наших расчетах: секс был прекрасным - три раза (по десять минут), но сон был многослойным во времени и на каком-то моменте его я стал понимать, что прошло много лет и теперь она наверняка необратимо постарела, а у меня - все ощущения уже не поддаются трансформации, подтверждая широко распространенное мнение, основанное на теории относительности, будто при гравитационном сжатии массивной звезды должна образоваться черная дыра.
  
  Впрочем, чёрт и с ней - в конце-концов, одиночество лишь подтверждает, что договориться можно со всеми. Даже с cамим собой.
  
  Разумеется, если есть время...
  
  Впрочем, чёрт и с ним!
  
  Катаясь на Чёртовом колесе во сне я фантазировал, что когда-нибудь, спустя годы, развитие секс-роботов позволит перейти от теории к практике и можно будет использовать лазерный луч, который сворачивает настоящее и прошлое в кольцо. Соответственно, тоже самое произойдет и с пространство-время, оно будет скручено в петлю, а это позволит путешествовать во времени. В том числе - в прошлое.
  
  "Ах, Рио-Рита!.. Где всё это?"
  
  Мне даже показалось: "Ещё немного и из динамиков "Лондонского глаза" зазвучит оркестр Марека Вебера:
  
  "Ах, Рио-Рита!.."
  
  Я даже представил, как сравниваются два спутанных мотка ниток - туда и обратно, а мне за десять минут нужно узнать, в точности ли одинаковым способом они перепутаны.
  
  Можете представить?..
  
  А что?.. В теории Эйнштейна то, что мы называем пространством, также включает в себя время - вот почему что бы вы ни делали с пространством, это же происходит и со временем.
  
  Но я - не могу представить, если не пользоваться математической терминологией. Для художественного описания вечность для меня - это только это чёртово колесо на Темзе в виде быстро вращающегося горизонтального плоского диска, который неустанно крутит в голове слова песенки:
  
  "Ах, Рио-Рита!.. Где всё это? Не было и нет"
  
  Крутит слова, а меня - нет!
  
  Где я?
  
  Я проснулся.
  
  Я проснулся и испугался не упал ли я с колеса?
  
  Но в голову тут же пришло спасительное дополнительное обьяснение "чёртового колеса":
  
  Мои сны - словно несколько глыб среди сотни других гигантских камней, двигавшихся по голове, оставляя борозды, соединяющие мысли. Они напомнили мне Рейстрек-Плайя - в калифорнийской Долине Смерти есть высохшее озеро по глинистому дну которого медленно движутся тридцати-килограммовые камни. Ни одна из догадок не получила ещё достаточного научного обоснования. Вокруг нет ничего, что могло бы толкать их, вода в озере неподвижная, но камни движутся раз в два-три года, причем без всякой синхронизации по времени или направлению, оставляя за собой длинные неглубокие борозды. И траектория их движения абсолютно произвольна. Правда, не все камни в долине Смерти подвижны. Некоторые лежат "мёртвым грузом", оставаясь невостребованными пока "ходят" другие. А потом - наоборот... Знаете - такое бывает!
  
  Метафора - хорошая, но на ней не закончилось понимание символизма сна. Вспомнилась история из жизни одной моей подруги - давно-давно мы вчетвером поехали в Крым дикарями. Я, моя "свежеиспеченная" первая жена. И пара другая. Но они к тому времени уже не были парой. Она же была беременной. Так вот вспомнилась история та, потому что она из числа тех, когда делают аборт одного из двух близнецов, а другого оставляют. Впрочем, лучше я расскажу другую историю. Она тоже реальная.
  
   Однажды беременная героиня британского шоу Baby Surgeons ("Детские хирурги") по имени Джен решилась на аборт одного из будущих близнецов, чтобы спасти жизнь второму. Врачи объяснили Джен, что диагностировали у одного из ее детей серьезный физический недуг. Проблема усугублялась тем, что из-за осложнений женщина могла потерять сразу обоих близнецов. Медики поставили ее перед выбором: сделать аборт одного из них или рискнуть, но оставить обоих. Женщина решилась на частичное прерывание беременности, и операция прошла успешно. Выбрали жить того, что был более активным и двигался. Однако через три недели у нее случился выкидыш этого ребенка. Зрители программы остались в ужасе после увиденного. Может быть стоило оставить в живых другого близнеца?
  
  Тоже самое и с камнями и с мыслями.
  
  А что было бы, если бы сон не приснился? А что если приснился, но я его не запомнил, потому что он не имеет никакого значения для настоящего и будущего? Если бы "камень" стал двигаться... А бывает, что хирурги не замечают одного из близнецов. Делают аборт, думаю что там один плод. Но - нет. Бывает их два. И тогда второго "забывают". Собственно это и произошло в "моей" истории.
  
  Так о чем же я?
  
  О японском саде.
  
  Я и сам не понял сразу. Но ближе к завтраку эта идея пришла в голову.
  
  Японский сад!
  
  Эта другая метафора. Но лучше первой она тем, что японский сад - это рукотворное искусство, а значит...
  
  Я быстренько нашёл информацию в интернете:
  
  На первый взгляд может показаться, что булыжники, крупные валуны, мох, цукубай, озерца, каменные фонари, беседка и мосты в японских садах расположены хаотично. На самом деле, композиция подчинена определенным законам и правилам:
  
  Японский сад состоит из нечетного количества камней, начиная от 3-х и более.
  
  Каждый элемент сада имеет скрытую символику:
  
  мелкая галька, светлый гравий и песок - водная стихия;
  камни разных размеров - острова и горы;
  вертикальный камень (статуя) - небо;
  горизонтальный (плоский, лежачий) камень - земля;
  мох - абстрактная идея растительности (земля, покрытая лесами).
  
  Озеро, берега которого соединены двумя мостами, которые также являются отличительной особенностью японских садов. Мосты символизируют переход от одного мира к другому. озеро, берега которого соединены двумя мостами, которые также являются отличительной особенностью японских садов. Мосты символизируют переход от одного мира к другому. Каждый из них имеет собственное значение. Его символизируют камни. Они асимметрично располагаются по всей площади поверхности. При этом из каждой точки участка должны быть видны все камни, за исключением одного. Японцы считают, что видеть все камни может только человек, достигший просветления.
  
  И вот тут я подумал, что и у человека тоже может быть "главный" сон, который во - первых движется по бессознательному пространству в сознательное, как дырка выворачивается в узел, а во-вторых для полноты сворачивает настоящее и прошлое в кольцо.
  
  В действительности, справедливо отметить, что прошлое, настоящее и будущее существует в нашем мозге, не имея четких границ. Составить систему и карту неподвижных снов - "жамэвю" снов, а потом разобраться с тем, что ее сохраняет - вот о чем надо подумать.
  
  Обычно я терплю три-четыре часа до завтрака и пишу заполняя Си графоманией, тогда почему бы и сегодня не додумать - время есть. В этом случае главное - автоматическое письмо, процесс и результат которого является продуктом бессознательной деятельности пишущего. Пиши Сфинкский, пиши!..
  
  Психоанализ, как многие знает, позволяет извлекать из бессознательного то, что ведет к патологическому поведению. Бессознательное - это дырка, патологическое поведение или просто невроз - узел. И то и то обобщает. Одно - бессознательное, другое - сознательное. Ничего сложного! Что обобщает разное? То чего в разном нет. Узел в математике - это вложение окружности (одномерной сферы) в трёхмерное евклидово пространство. А одномерная сфера - это окружность. А внутри нее дырка. А где еще две меры? На самом деле они определяют поверхность, но хитрым образом - как лента мёбиуса. У неё вроде бы по ходу приготовления ее две стороны, а после уже только одна. И та непрерывная.
  
  Так вот, конкретных способов составить карту неподвижных сном - несколько. Стоит сказать, что самые известные - это метод свободных ассоциаций - когда анализант говорит все, что ему приходит в голову, а психоаналитик интерпретирует это и метод интерпретации сновидений. Соответственно, если составить систему из глыб, то она начнёт двигаться как целое. А то что ему не принадлежит уже будет вытеснено на поверхность. Так кстати очищают кристаллы от примесей - подвергают радиоактивному облучению - атомы во всех положениях начинают двигаиться, а те примеси что не принадлежат структуре этим то движением и будут вытеснены на поверхность. Собственно, так происходит и со всеми снами. Все естественные процессы идут до конца, а если не идут - это примеси естества. И тогда можно узнать содержание неподвижного сна. Чтобы сон начал двигаться необходимо повторять, повторять и повторять сны, имеющие отношение к патологии.
  
   ...Вот идёт нормальный сон, а вот в нем - пустота. Пустоты надо повторно фиксировать и думать о них, говорить о них, проговаривать, повторяя и повторяя. Собственно так и строится психоанализ - лежишь на кушетке и рассказываешь психоаналитику в десятый раз одну и ту же историю. Психоаналитик надеется на оговорку. А оговорка - это тот же камень, что сдвинулся и пошел по дну. Когда сдвинутся все камни - человек увидит главный сон. А он уже развяжет все узлы кроме тривиальных.
  
  Вы спросите меня: а причем тут "Бойцовский клуб" и мыло?
  
  А с чем у вас ассоциируется слово "мыло"? Мыло - это и мыльные оперы, и мэйл, и средство очищения.
  
  А чертово колесо?
  
  Вот прямо сейчас я спросил Гугл. Причём тут чертово колесо?
  
  Ответ: оказывается колесо обозрения - это метафора терапевтического процесса, а именно описания процесса длительной психоаналитической терапии и внезапного прекращения её со стороны клиента. Психоаналитическая терапия/длительная/динамическая - это как процесс похожий на приглашение прокатиться на колесе обозрения.
  
  При подъёме и обозрении всего, что происходит вокруг так хочется соскочить и убежать, улететь, перелезть на другую кабину, спустится по держащим опорам, что некоторые клиенты и делают, но только сделать это безболезненно увы не удаётся никому. Получится только повредить себя ещё больше.
  
  А что было когда я проснулся? Первое ощущение страх - не упал ли я с этого чёртового колеса, прежде чем оно остановилось?
  
  "Ах, Рио-Рита!.. Где всё это? Не было и нет"
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"