Сфинкский : другие произведения.

Подкрепление и наказание или суеверие - биологическая основа политического мышления

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Подкрепление и наказание или Вино из одуванчиков или основа политики/политического мировозрения/политтехнологий или суеверие. Обещаю - долго исследовать тему не буду. Но коли такая идея проникла в мозг, то до завтрака я ее "отоварю" исследованием текстов, лежащих на поверхности Гугла
  
  Идея такая: биологическая основа политики/политического мировозрения/политтехнологий - суеверие.
  
  Звучит странно?
  
  Но... Давайте изучать и копипастить. Считается, что суеверие пошло от язычников, которые полагали, что деревья населяют злые и добрые духи.
  
  Я тоже думаю так, но ещё и считаю, что суеверие возникает в ситуациях, в которых индивидуальные способности человека не соответствуют требуемым для адаптации ситуационным возможностям для их проявления.
  
  В этом случае индивидуальное действие теряет смысл. Но его приобретает коллективное действие или мистическое действие. Впрочем, коллективные действия и в самом деле могут носить эмерджентные свойства - свойства целостности системы, обусловливающие появление новых свойств и качеств, не присущих элементам, входящих в состав системы. Фишка это эффекта в том, что возникает он только тогда, когда элементы взаимодействуют в более широком целом . Эмерджентные свойства помогают живым организмам лучше адаптироваться к окружающей среде и повышают их шансы на выживание.
  
  Но, если не знаешь в чем широта целого заключается, например в то, что есть и внутренняя симметрия, которая проявляется сама по себе и квантвые свойства и бесмознательное. Если этого не брать в расчет появляется суеверие.
  
  
  
  Политика - основана на суеверии и именно поэтому выборы в политике приближают к истине так как подключают вероятностный подход к поиску ее. Мера - предел неопределенного, норма - предел меры, вероятность - предел нормы, случайность - предел вероятности, необходимое и закон - предел случайного, неопределенность - предел закона.
  
   Неопределенность не мотивирует! Неопределенность только стимулирует бессознательное самоутверждение.
  Разница есть. Мотивация представляет собой деятельность, направленную на формирование потребности. Стимулирование же - это прямое либо косвенное принуждение человека к выполнению нужной задачи. Плюс печалька: стимулирование обычно дает краткосрочный эффект.
  
  И еще одно отличие, которое позволяет определится в тренде "чего" "мы" находимся:
  
  Мотивация направлена на изменение существующего положения, а создание стимулов - на его закрепление.
  
  Видишь в политике преобладание стимуляции - значит политтехнологи включили т.н "подкрепление", т.е их методы ориентированы на контроль поведения его последствиями: "выпил-украл-в тюрьму". На каждую реакцию организм должен получать обратную связь, которую бихевиористы называют подкреплением.
  
  Закон эффекта Торндайка гласит, что поведение, за которым следует вознаграждение или подкрепление, более вероятно в будущем, тогда как поведение, за которым последует наказание, менее вероятно в будущем .
  
  Собственно, такие эффекты определяют вектор развития и тренд - соответственно, консерватизма или прогрессизма.
  
  Этот основной принцип лежит в основе многих идей и методов поведенческой точки зрения в рамках политтехнологий. Но упоминание его дает и простому обывателю подсказку для тактики адаптации или приспособления в социуме.
  
  Все в порядке, если смущает слово "приспособление". Дарвин просто не пользовался словом "адаптация"! Смысл тот же.
  
   Основные двигатели эволюции - приспособляемость (адаптация) и разнообразие (вариативность).
  
  Вариативность - еще одно слово, не вошедшее в лексикон Дарвина.
  
   Разумеется, тактика и стратегия приспособления уже имеет моральное значение.
  
  На основе закона эффекта Торндайка Скиннер сформулировал теорию оперантного обусловливания - метода обучения, в котором поведение контролируется его последствиями. На каждую реакцию организм должен получать обратную связь, которую бихевиористы называют подкреплением. Оно может быть:
  
  Положительным. Это событие повышает вероятность повторения действия. Например, если родитель похвалил ребёнка за то, что тот убрал игрушки после игры, то вероятность того, что малыш в будущем снова сделает то же самое, повышается.
  Отрицательным. Неприятное событие, которое можно прекратить, изменив поведение. Например, родитель хмурит брови и ругается, когда ребёнок шалит, но как только тот перестает вести себя плохо, родитель снова улыбается.
  Важно отметить, что бихевиористы различают отрицательное подкрепление и наказание. Наказание - это результат. Чаще всего оно приводит к исчезновению нежелательного поведения, тогда как отрицательное подкрепление сопровождает действие и учит менять поведение, чтобы избежать неприятной реакции.
  
  
  
  
  
  В другом варианте эксперимента Скиннер продемонстрировал работу отрицательного подкрепления: он электрифицировал пол ящика, а рычаг запрограммировал отключать ток на 30 секунд. Таким образом, крысы учились нажимать кнопку, чтобы избавиться от неприятных, болезненных ощущений. Учёный обнаружил, что крысы обучались не так быстро, как в исследованиях с положительным подкреплением.
  
  В другом варианте эксперимента Скиннер продемонстрировал работу отрицательного подкрепления: он электрифицировал пол ящика, а рычаг запрограммировал отключать ток на 30 секунд. Таким образом, крысы учились нажимать кнопку, чтобы избавиться от неприятных, болезненных ощущений. Учёный обнаружил, что крысы обучались не так быстро, как в исследованиях с положительным подкреплением.
  
  рименты Скиннера с голубями, в ходе которых психолог предположил, что голуби могут демонстрировать... суеверность. Несколько птиц сначала заставили поголодать, а затем посадили в клетку. Через регулярные промежутки времени дозатор корма опускался в клетку на несколько секунд, а затем снова поднимался.
  
  Вскоре в ожидании пищи голуби начали демонстрировать странное поведение, например, поворачиваться против часовой стрелки или совершать покачивающиеся движения. Скиннер пришёл к выводу, что голуби повторяли то поведение, которое опробовали, когда им впервые предложили подкрепление в виде корма. Поскольку корм появлялся снова и снова, бессмысленное поведение усиливалось.
  
  Психолог предположил, что такое поведение птиц напоминает суеверность людей, которые, делая что-то бессмысленное (стуча по дереву, скрещивая пальцы), полагают, что могут добиться желаемого.
  
  Вот на этом месте и хочется сказать "Скушно!".
  
  Политика - это скушно.
  
  Суеверность как биологическая основа политики! Звучит по прежнему странновато!
  
  Но разбираемся:
  
  Тема суеверий остается недостаточно изученной в психологии. Суеверие есть вера в действие сил, не объяснимых законами природы, которые оказывают благотворное или вредное влияние на жизнь людей и домашних животных, а также определяют известные явления природы (погоду, рост, рождение, смерть). Представляется возможным выделить ряд подходов к анализу суеверий как психического явления.
  
  Когнитивный подход. В этом случае суеверия анализируются как представления, как попытка понять необъяснимое и неизвестное. Так, Л. Леви-Брюль рассматривает суеверия как разновидность коллективных представлений, возникающих посредством передачи от поколения к поколению в результате действия механизмов внушения, заражения и подражания. В суевериях смешаны когнитивные элементы с эмоциональными переживаниями, вызванными явлениями окружающего мира.
  
  Суеверия можно рассматривать как форму психического отражения окружающего и внутреннего мира, не требующего логичеґских доказательств и довольствующегося любым предлагаемым решением в ответ на возникающую познаваґтельную потребность. Суеверия позволяют осуществлять познание в упрощенной, наглядной форме без опоры на абстрактные научные понятия.
  
  Другим подходом к пониманию суеверий можно считать аффективно-мотивационный подход, с позиции которого суеверия рассматриваются как аффективно насыщенное психическое явление, выполняющее функцию защиты эмоциональной сферы. Этот подход был заложен Л. Леви-Брюлем.
  
  Согласно психоаналитическому подходу в целом, суеверия замещают недостающие знания и восполняют нереализованные потребности с опорой на обстоятельственную и объектную атрибуцию.
  
  Согласно бихевиористскому подходу суеверия представляют собой развернутое или редуцированное поведение. Бихевиористы рассматривают суеверия как естественное следствие неспособности понять существование (отсутствие) причинно-следственных связей между собственным поведением и последующими событиями в мире. Суеверное поведение - поведение, которое возникает и поддерживается в результате случайного подкрепления, которое фактически с ним не согласуется.
  
  В соответствии с социально-нравственным подходом, суеверия могут считаться регулятором общественных отношений, поведения в группе, носителем морали. В частности, Б. Рассел рассматривает суеверия (предрассудки) как опору морали. С точки зрения Е.А. Грушко и Ю.М. Медведева, суеверия - это концентрированный опыт общения с природой предыдущих поколений, определяющий условия выживания, табуирующий окружающий мир.
  
  Благодаря суевериям сохраняются и распространяются социальные ценности и нормы поведения. Суеверное поведение является эффективным способом контроля над группой посредством императивного приобщения к системе моральных норм и запретов. Заимствованный из прошлого способ поведения служит эталоном, исключающим всякое нововведение, а отклонения от эталона вызывают негативные санкции.
  
  Как теперь?
  
  Теперь формулировка "политика основана на суевериях" звучит более убедительнее?
  
  В рамках эволюционистского подхода суеверия осмысливаются как пережиток религиозных традиций, существовавших в первобытной и древней культурах; как поведение, ранее имевшее смысл, но затем его утратившее.
  
  А утратило ли? Утратит ли?
  
  Лично мне от печального предположения "Нет!" (не утратило и не утратит - Дарвин не знал еще и терминов "пернормировка", "динамический заос" и "чувствительность к начальным условиям). Лично мне становится скушно принимать участие в общественной жизни, зная их - мне даже вспомнился посыл повести Рэя Брэдбери "Вино из одуванчиков". Напомню, что по сюжету дедушка главного героя каждое лето готовит вино из одуванчиков. Он часто размышляет о том, что это вино должно хранить в себе текущее время, те события, которые произошли, когда вино было сделано. Бла-бла и бла-бла... А главная мысль повести "Вино из одуванчиков" в том, что главная мудрость жизни заключена в ней самой. Но по сути она - неопределенна. И потому каждый может быть счастлив, но по -своему. Собственно , по той же причине основными операторами эволюции являются адаптация и вариативность. А когда суеверие загоняет нас и в рамки политического стимулирования подкреплением или наказанием... То простите:
   "Том, когда те же ковбои начинают стрелять в тех же индейцев на тех же горных вершинах, самое лучшее - тихонько встать со стула и пойти прямиком к выходу, и не стоит оглядываться, и ни о чем не надо жалеть."
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"