Сфинкский : другие произведения.

Страшная месть Апостолу мести

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
   Сегодня встал с "правой" ноги...
  
   1.
  
   "Повар" Путина Евгений Пригожин, "его" мятеж, его гибель, причина гибели - месть и, вероятно, версия о "спасении" со временем превратятся в миф о самозванце. Я бы предпочёл, чтобы этот миф приобрёл "интеллектуальную" форму мифического реализма, которую я бы привязал к двум "вещам": словами главы ЦРУ Уильяма Бернса: " По моему опыту, Путин является высшим апостолом мести" (The Apostle of Vengeance) и к нравственной концовки повести Н.В. Гоголя "Страшная месть", согласующуюся со словами Бога, приведёнными апостолом Павлом в Священном Писании: "У Меня отмщение и воздаяние" (Втор. 32:35). Это не Павлова заповедь, а воля Божия. Это написано, чтобы гнев другого человека не подвигнул человека ко греху, когда он захочет воспротивиться или отплатить виновному. Но мщение врагам, наказание за причинённыя ими бедствия должно быть предоставлено Богу как верховному Владыке и Судии. Бог Сам знает, когда, кому и как отомстить, то есть воздать точно и в мере. Человек-мститель никогда не сможет справедливо все оценить. Месть - привилегия Бога, потому что Он может точно и справедливо отмерить каждому по его грехам. Человек же объективно не способен это сделать, тем более обиженный человек. Ибо написано: У Меня отмщение и воздаяние, Я воздам, - говорит Господь.
  
  Я бы предпочёл, чтобы этот миф приобрёл "интеллектуальную" форму мифического реализма украинского писателя Гоголя уже хотя бы потому, что смерть Повара Путина наступила за день до самого важного украинского праздника - Дня независимости.
  
  Магический реализм Гоголя... Магический реализм... Этим термином нередко обозначаются явления, как будто бы утратившие всякую преемственность. Но завидное постоянство, с которым магический реализм возрождается в мифологическом сознании народа, устремленного к воспроизведению определенного фрагмента действительности, в котором индивидуальность и характерность неопределенного сознательно направлялись на выражение типичных закономерностей общественного бытия и становясь "кривым зеркалом" перед божественным мирозданием.
  
  Самозванец... Феномен и коллективное,а также личностной психологическое явление. Существует термин "Синдром самозванца" - феномен, который не входит ни в один справочник по психическим болезням и не считается психическим расстройством. Но тем не менее - существует термин. Во многом он - комбинацию паттернов мышления, эмоциональных и поведенческих реакций, которая вызывает у человека сомнения, основанных на глубинных убеждениях человека (народа), перфекционизме, низких самооценки и самоценности. Это во многом определяет то, что называют мифическим мышлением. Причины подобного чувства обычно кроются в детстве: установка, связанная с неудачами.
  
  Магический реализм Гоголя тоже от невротического воображения писателя. Драма последних лет жизни Гоголя позволяет это утверждать. Как-никак, страхи и ужасы невроза "убили" писателя. Но, если бы Гоголь не был художником по преимуществу, ничто бы не смогло натолкнуть его на такое разнообразие известных приемов, создавших всю эту фантасмагорию в "собственно артистических границах", мы бы имели только "психа". Но, по счастью, Гоголь был невротиком и эстетом, который пристегнув "детей" своей невротической фантазии к "Богу", покрикивает: "Чёрт! Чёрт!". Конечно же, его "демонические" герои не черти, а - самозванцы, которые прячут его собственный страх и в том числе скрытое желание отомстить.
  
  И вот эта месть... Именно она станет движком нового мифа о самозванце поваре Государя, который... Не важно! Нас интересует эстетическая и интеллектуальная сторона терракта, унесшего 23 августа к чертям собачьим жизнь Евгения Пригожина как нарочно - как подарок ко Дню Независимости 24 августа.
  
  Кто бы только не хоел отомстить Евгению Пригожину. И свои - за смерть жертв неудавшегося мятежа, и противники на поле СВО, и спецслужбы в качестве "подарка" к началу форма БРИКС, и Путин, который является высшим апостолом мести" (The Apostle of Vengeance).
  
  Но я бы хотел, чтобы смерть повара и новый миф о самозванце стали символом нравственной сути повести "Страшной мести" из "Вечеров на хуторе близ Диканьки" - отмщение не для человеческого суда, нечего человеку творить зло в порядке мести.
  
  Анализируя "Страшную месть" следует отметить мстительность, которая является ключевым фактором, на который нанизан сюжет. Гоголь, вслед за Святым Павлом считал, что наказуемо не только самое страшное зло, но даже то, что совершено с "благородной" целью. Поэтому Бог карает не только род убийцы, а и самого мстителя. Тот обязан вечно стоять на горе и смотреть на страшную кару, которую придумал для своего брата.
  
  Кончается магический миф Гоголя старинной песней старца бандуриста в городе Глухове. Поётся в ней о войне короля Степана с турчином и братьях, козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал все добро себе. После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрёк, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придёт ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому. Та мука для Петра будет самая страшная: ибо для человека нет большей муки, как хотеть, но не мочь отомстить. Так всё и свершилось, но и сам Иван должен теперь сидеть вечно на своём коне, глядя на муки брата, и пока он сидит на коне, не будет ему Царствия Небесного.
  
  Давайте вспомним краткое содержание повести из цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки"
  
  "Редкая птица долетит до середины Днепра"...
  
  Это оттуда.
  
  Итак...
  
  Пересказ. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. - М. : Олимп : ACT, 1996. - 832 с.:
  
  "Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Уж все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.
  
  Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упрёки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.
  
  После обеда, во время которого тесть брезгает и галушками, и свининой, и горелкою, к вечеру уходит Данило разведать вокруг старого колдунова замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату, невесть чем освещённую, с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и весь облик его меняется: уж он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясённый открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей все. Катерина отрекается от отца-богоотступника. В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждёт его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.
  
  
  Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя чёлном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окружённой недремлющими стражами, она обнаруживает его мёртвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.
  
  Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун сам убивает дочь свою.
  
  За Киевом же "показалось неслыханное чудо": "вдруг стало видимо далеко во все концы света" - и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мёртвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Ещё один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.
  
  Кончается быль сия старинной и чудной песней старца бандуриста в городе Глухове. Поётся в ней о войне короля Степана с турчином и братьях, козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал все добро себе. После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрёк, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придёт ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому"
  
  Ну чем не подарок ко Дню Независимости Украине?
  
  Впрочем - не вопрос. Месть, инсценировка или задание украинских спецслужб? Мне не важно. Перевод "МЕСТЬ" на украинский язык: "помста". Просто помста за незалежнiсть или не помста за незалежнiсть - не важно, потому что это не помста Пригожину, а высшая месть апостолу мести. Это идеализация высшей мести - "Та мука для Петра будет самая страшная: ибо для человека нет большей муки, как хотеть, но не мочь отомстить."
  
   2.
  
   Все, несомненно, видели, как от брошенного в воду камня, "возмутившего" спокойную поверхность воды, расходятся сферические волны. Это пример распространения "одиночного" возмущения в нелинейной среде. Линейными могут быть только волны с не слишком большой амплитудой. Если же амплитуда волны велика, она становится нелинейной. По аналогии в коллективном сознании появляются мифы.
  
  Миф - это форма без содержания, т.е сама форма уже является содержанием. И переносит она как и положено волнам не вещество, а энергию - идеи, отражающей одновременно дискретность (факт) и непрерывность (абстракцию факта в виде идеи) Когда ситуация неопределенная, а исход неоднозначен, мы выводим абстракцию факта в виде идеи, которая соответствовала бы ожиданию, удовлетворяющего дофаминовую систему вознаграждения.
  
  Действительно, напоминает солитон - пример распространения "одиночного" возмущения в нелинейной среде. Линейными могут быть только волны с не слишком большой амплитудой. Если же амплитуда волны велика, она становится нелинейной. По аналогии в коллективном сознании появляются мифы.
  
  Миф можно сравнить с солитоном, а солитон - с девятой волной или шаровой молнией или как упомянуто выше - с волнами от камня брошенного в пруд. В отличие от обычных волн, солитоны не рассеиваются при движении, не меняют форму и высоту при взаимодействии друг с другом, то есть ведут себя скорее как частицы, из-за чего их часто называют частицеподобными волнами.
  
  Прохождение таких волн через различные среды меняет свойства самих сред; наблюдаются совершенно новые явления, составляющие предмет изучения нелинейной оптики. Например, возникает световая волна, длина которой в два раза меньше, а частота, соответственно, вдвое больше, чем у входящего света (происходит генерация второй гармоники).
  
  Следствием подобной реакции в массовом сознании появляется стремление выйти из-под контроля государства, обособиться от насаждаемой им неправды, учредить свой островок Правды в море общего зла или в стороне от него в виде мифологической фигуры - формы ожидаемого, без фактического содержания. И затем уже люди преследуют идею уже не являющуюся фактом. Реальность и абстракция уже существуют сами по себе, что и создает нелинейность.
  
  Миф о Поваре Государя появится. Подобное является одной из наиболее распространённых реакций на подобные бедствия был архетип "перевёрнутого мира", когда властная традиция рассматривалась как враждебная... и могла интерпретироваться в качестве источника греха, ответственность за который приходится нести всему обществу. Это соответствует представлением об "обратном пространстве" (импульсное пространство, являющееся Фурье-образом прямого пространства), в котором расстояния имеют размерность обратной длины. С физической точки зрения это возникает естественно из исследования периодических структур. С одной стороны факт имеет окончание, с другой - его результат не соответствует ожиданиям
  
  Мышление человека, преодолевающее противопоставление человека и природы, души и тела, материи и сознания, требует с одной стороны дискретности, с другой - непрерывности. Так и существуют две системы координат, несводимые друг к другу. Это приводило бы к конфликту, если бы не мифическое сознание, опирающееся на своеобразную логику (тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания - установление мнимых связей между различными явлениями. Мифологическое сознание - особая форма человеческого сознания, для которой миф не фикция, а подлинная необходимость. A не то... Как у Гоголя в конце жизни...
  
   Ещё раз по этому случаю:
  
  Месть - привилегия Бога, потому что Он может точно и справедливо отмерить каждому по его грехам. Человек же объективно не способен это сделать, тем более обиженный человек. Ибо написано: У Меня отмщение и воздаяние, Я воздам, - говорит Господь.
  
  И...
  
  "Та мука для Петра будет самая страшная: ибо для человека нет большей муки, как хотеть, но не мочь отомстить."
  
   Красивая "страшная месть"!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"