Премию имени Альфреда Нобеля по экономике получили авторы бестселлера "Почему одни страны богатые, а другие бедные", работающие в американских университетах экономисты Дарон Аджемоглу и Джеймс Робинсон и помогавший им исследователь Саймон Джонсон.
Забавная книга в целом, но еще и в том, в издании на русском языке вступительная статья подсуетившегося Чубайса. Еще забавнее, что в ней на мой взгляд нет ничего стоящего называться фундаментальным исследованием, она целиком и полностью - методическое приложение фундаментальных теорий к экономике. Впрочем, с экономикой и не могло быть иначе. Она не фундаментальна. Это искусство. Но самое самое забавное, что на вопрос "Почему?", авторы отвечают "Потому?". И за это - премия.
Нет, правда! Авторы обьясняют описываемыё ими феномен отсутствием прямых закономерных связей в поведении и функционировании объектов и систем.
Так почему же?
Почему одни страны богатые, а другие бедные? А точнее и буквальнее: "Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty" - "Почему страны терпят неудачу: происхождение власти, процветания и нищеты". Почему отсутствуют прямые закономерные связи в поведении и функционировании объектов и систем.
Географическое положение, как определяющий фактор, авторы отметают, кудьтурный отметают, бытие, которое определяет сознание - тоже, гипотеза незнания" , дескать правители не знают, что нужно сделать, чтобы страна преуспевала - тоже по боку.
Ответ, нотне в конечной форме авторы видят в политических и экономических институтах - совокупностях правил и механизмов принуждения к их исполнению, существующих в обществе.
Авторов нобелевского бестселлера развили теорию национального неравенства, используя для этого специально разработанную систему понятий. В ее основе лежит концептуальная оппозиция "инклюзивность-экстрактивность", которую авторы используют для классификации как экономических, так и политических факторов, определяющих уровень национального благосостояния.
Первый - это различие между экстрактивными и инклюзивными экономическими и политическими институтами.
Второй - это объяснение того, почему инклюзивные институты в некоторых странах мира появляются, а в других - нет.
Экстрактивные экономические институты направлены на то, чтобы извлекать из населения побольше доходов, ограничивая при этом экономическую свободу, а экстрактивные политические институты ограничивают число лиц, принимающих решения по государственным вопросам. И наоборот, инклюзивные экономические институты создают возможность всем желающим свободно заниматься экономической деятельностью, сохраняя за собой при этом большую часть прибыли, а инклюзивные политические институты допускают к управления государством широкий круг граждан.
Инклюзивные экономические институты, обеспечивающие права собственности более благоприятствуют экономическому росту, чем экстрактивные экономические институты, которые приводят к изъятию ресурсов у большинства в пользу меньшинства.
В том же духе авторы формулируют соответствующие определения для политической сферы. Инклюзивные политические институты препятствуют монополизации политической власти и в идеале (хотя на практике всегда с ограничениями) распределяют ее рычаги в духе широты и плюрализма. При этом они обеспечивают эффективную, но не чрезмерную централизацию этой власти, которая позволяет охранять общественный порядок, законность и права собственности, но в то же время обеспечивает свободу экономики, не зажимая ее в узкие тиски жесткого государственного контроля. Напротив, политические институты экстрактивного типа концентрируют власть в руках немногих и не создают механизмов для ненасильственной смены властных элит.
По мнению авторов, синергизм экстрактивных экономических и политических институтов создает порочный круг, препятствующий экономическому и социальному прогрессу. Синергизм институтов инклюзивного типа, напротив, действует во благо общества и создает предпосылки для роста национального благосостояния. Отсюда их главный вывод, о котором я уже говорил: причины богатства и бедности конкретных стран в первую очередь определяются связкой их политических и экономических институтов, причем первые играют главенствующую роль.
Рост в условиях экстрактивных институтов возможен, но не будет устойчивым по двум причинам.
Первая состоит в том, что устойчивый экономический рост требует инноваций, а инновации не могут не сопровождаться созидательным разрушением, которое привносит много нового в экономическую ситуацию и может дестабилизировать устоявшуюся политическую систему.
Вторая причина заключается в том, что власть в условиях экстрактивных институтов дает возможность получать огромные выгоды за счет общества, и это делает политическую власть весьма желанной. Вследствие этого всегда будет действовать множество сил, толкающих общество под властью экстрактивных институтов в сторону большей политической нестабильности.
А вот почему где то инклюзивный, а где то экстрактивный?Ведь все хотят жить хорошо, а для этого нужно всего лишь сделать выбор в пользу инклюзивных.
Но на "почему?" - ответа конкретного нет. Он есть, но весьма неопределенный.
Выбор пути происходит, а происходит это в так называемых точках перелома, когда случаются события, в корне меняющие ситуацию. Возникает нестабильность, за счёт чего институты могут сделать подвижку в сторону инклюзивности. А дальше постепенно эти тенденции начинают нарастать, так как инклюзивность ведёт к формированию слоя богатых людей, не входящих непосредственно в элиту и поэтому противостоящих ей. Впрочем, всё не так однозначно. Во время очередной точки перелома может произойти возврат к экстрактивности, и всё снова будет печально.
Вряд ли можно считать открытием тот факт, что страны с экономической и политической свободой имеют высокий уровень жизни, а страны, где эти свободы ограничены, живут плохо. Самое главное объяснить, почему в одних случаях переход к свободной экономике происходит, а в других нет.
Надо сказать, что на мой взгляд ничего нового в науку своими идеями авторы не внесли, а на главный вопрос - почему одни страны богатые, а другие бедные - так и не ответили.
Точнее по логике авторов книги, переход от несвободы к свободе так или иначе случаен.
Авторы честно признаются, что вообще все эти демократии, парламенты и инклюзивные институты - всё это происходит во многом благодаря историческим случайностям. Без случайностей в целом и без осознанных усилий в частности в любой отдельно взятой стране государственный строй всегда будет стремиться к диктатуре, автократии и тоталитаризму.
Обьясняется это авторами тем, что человеком рулят страхи:
страх текущей власти потерять эту власть;
- страх текущей власти потерять часть своих доходов за счёт их перераспределения;
- страх перед "созидательным разрушением" (creative destruction), когда какая-то инновация радикально меняет систему координат (изобретение лампочки подпортило бизнес производителям свечей)
И только страх властьнеимущих иногда побеждает страх властьтмущих. И то случайно!
С этим с одной стороны трудно согласиться, а с другой...
Что такое случайность?
Если Чубайс написал предисловие, то рассматривайте далее вме что я напишу как послесловие.
Послесловие:
Мало сказать, что оценка случайности, того или иного события зависят от оценщика. Надо отметить что оценка истинности события относительна и предпочтительна оценщику в сравнении с любым другим.
Еще надо добавить, что случайность все таки - это результат случайного процесса. И оценка тоже в конечном итоге случайна, потому что случайные факторы определяют мтровозрение оценщика. Детские травмы. Кризисы. Баба не дала. Ребенок заболел. Пернул в церкви. В категории случайности происходит обращение к такому типу связи явлений с окружающим миром, который определяется внешними, привходящими обстоятельствами. Жесткой демаркационной линии между категориями необходимости и случайности не существует. И тем не менее случайность в экономике, истории, политики не воспринимается случайностью. Но это обьясняется узким горизонтом времени. В то же время появление квантовой механики изменило научную точку зрения на определенность . В середине и конце двадцатого века идеи алгоритмической теории информации ввели новые измерения в эту область через концепцию алгоритмической случайности . Сегодня компьютер предсказывал, как будет ошибаться ДНК-полимераза, встречаясь со случайными перескоками букв ДНК из нормальной конфигурации в ненормальную и обратно.
Возможность случайности при этом подразумевается и имеет статус предпосылки. Грубо говоря, исход эксперимента показывает, что если с одной из двух частиц действительно происходит случайное событие, то другая частица каким-то образом "узнаёт" об этом событии через нелокальное взаимодействие. Сегодня это узнает нейросеть. Важно найти не оьсутствие порядка в определенности, а порядок отсутствия определённости, что мы и называем случайностью.
Долгое время научное естествознание отторгало случайность, считая, что все процессы в мире подчиняются строгим законам необходимости. Это направление мысли называется детерминизмом. Согласно детерминизму, если мы знаем все начальные условия и законы природы, то мы можем точно предсказать будущее состояние любой системы.
Однако в естествознании появилось представление о точках бифуркации
Это те моменты, когда какие-либо системы в ходе своих внутренних изменений и усложнений приобретают черты крайней неустойчивости, что с необходимостью приводит к качественным преобразованиям. В такие переломные моменты открываются разнообразные пути таких качественных преобразований. В точках бифуркации наблюдается своего рода царство случайности.
Точки бифуркации - это неотъемлемая часть и истории, и культуры. И экономики. Но слово "случай" имеет очень широкий диапазон значений и употреблений в языке. Оно может охватывать разные аспекты и грани случайности.
Но стоит подойти к случайности через следующий ряд:
Предел меры - норма, предел нормы - вероятность, предел вероятности - возможность, предел возможности - случайность, предел случайности - опять мера.
Случайность - предел возможности. А возможность - это... Возможность, о которой речь связана с Теорией возможностей - математическая теория, имеющая дело с особым типом неопределенности, альтернативна теории вероятностей.
Возможность события, в отличие от вероятности, которая оценивает частоту его появления в регулярном стохастическом эксперименте, ориентирована на относительную оценку истинности данного события, его предпочтительности в сравнении с любым другим. То есть содержательно могут быть истолкованы лишь отношения "больше", "меньше" или "равно". Вместе с тем возможность не имеет событийно-частотной интерпретации (в отличие от вероятности), которая связывает её с экспериментом, но... Тем не менее теория возможностей позволяет математически моделировать реальность.
Если классическое определение вероятности применимо только тогда, когда возможные события равновероятны и взаимоисключаемы, то если нн исключать во всяком случае нечеткие меры. Если определится;
чему равно значение возможности того или иного события;
- во сколько раз или на сколько возможность одного события больше или меньше другого.
На самом деле, возможность- это способ вывести раановероятностную систему из неустойчивого равновесия в тлчкн биффуркации.
Точка биффуркации - это термин из неравновесной термодинамики и синергетики. Эьл критическая точка процесса самоорганизации, в которой система становится неустойчивой и возникает неопределённость в отношении её дальнейшего развития. Как только все возможное израсходовпно возникает случайность. А неустойчивое равновесие возможностей это просто состояние динамического хаоса.
Динамический хаос - это некое промежуточное состояние между порядком и беспорядком. А теория хаоса предполагает, что точка бифуркации - это такое состояние системы, когда самое малое воздействие может привести к кардинальной смене установившегося режима работы.
Динамический хаос - это равновозможная ситуация, в которой в равновесии все, что произошло, все что может произойти и все, что в этих условиях произойти не может. В термодинамике есть особое понятие, которое можно адаптировать практически к любой сложной динамической системе.
Что управляемо в случае дигамического хаоса?
Условия среды динамического хаоса. А чем вообще отличается хаос от детерминированного состояния?
Самое важное - детерминированное состояние - это естественное состояние, которое описывается законами сохранения, которые будучи связанными с симметриями, определяют правила отбора, согласно которым процессы, приводящие к нарушению законов сохранения, не могут осуществляться в определенных типах взаимодействий при естественных условиях. Что происходит при неестественных? Симметрии исключаются, законы сохранения нарушаются и остается в конце концов один закон - закон сохранения зарядов, которые на самом деле не связаны друг с другом, кроме степеней минуса и степеней плюса. Закон сохранения заряда выполняется абсолютно точно. Но сохранение его введения новых, так называемых калибровочных полей, которые и обеспечиваю переход между базисами (+ и -) в пространстве внутренних симметрий этого поля.
Это калибровочная инвариантность уравновешивает исходы +, - и 0.
Стокутура его следующая:
Это 16 мерное гиперкомплексное обобщение - седенион, в котором есть такая комбинация парных значений, которая сохраняет ноль, на который по идее нельзя делить ни + ни - значения. Это происходит из-за того, что есть делители нуля, то есть существуют два ненулевых элемента, при перемножении которых получится нулевой результат. В результате есть плюс, есть минус и есть ноль одновременно и этот ноль - это об отсутствии симметрии в одной из 16 пар, по той причине, что из пары вытесненяется при каждой иттерации обобщения в кольце, начало иттерации обобщения.
Что это дает? Степенную асмоциативность того, что детерминировано и того что непрерывно и недетерминировано. Того что может быть и того, что не может быть. Это и уравнивает предел возможного и предел невозможного и случайное. Что может быть случайным зависит уже от предела естественных мер среды. Что является таковым? Критерием преднла является необратимость. Термодинамическим условием необратимости является то, что вме процессы идут до конца. Их количество может быть бесконечным, но конечно число способов их деформации. Вот это и можно моделировать.
Вопрос "Почему страны терпят неудачу?.. Почему одни страны богатые, а другие бедные?" имеет простой ответ. Потому что не все процессы в них идут до конца. Культурные не идут до конца, экономические не идут до конца и т.п
Господа, соблюдайте условие необратимости и вам воздастся!
Последний вывод:
Закон сохранения заряда - это закон сохранения ноля значений и отсутствия симметрии присутствия и отсутствия значений. Плюс и минус - это о степенях/разрядах присутствия и отсутствия значений. Цифра "ноль" - математический знак, выражающий отсутствие значения разряда в записи числа в позиционной системе счисления.
Закон сохранения заряда - это двустороний закон. Со второй стороны он сохраняет отсутствие симметрии, ноль значений заряда это об отсутствии симметрии.