В переводе с греческого "гео" значит земля, "графо" - пишу. Таким образом, точно также как география - это методология, описывающая Землю на базе представлений о полях напряженностей, возникающих из-за тектонических явлений, геополитика - методология , описывающая Землю на базе представлений о геотектоники, геокультура - это культурные основания, обеспечивающие связность культурных пространств во времени по аналогии со всем перечисленным, а они - подобны тем преобразованиям, которые в переводе с греческого "гео" связаны а землей, природой и естественными полями напряженности, которые подобны по той причине, что их приписывают точкам, которые являются неопределяемыми понятиями законченной части чего либо или целого чего либо. Таким образом определяются пределы и т.н особые точки векторных полей на плоскости. Точки могут быть вырожденными и тогда говорят, что предел есть, или невырожденных - предела нет, он неопределенный или равен бесконечности. С вырожденными пределами все должно быть ясно. А вот с невырожденными... Различают четыре типа невырожденных особых точек линейных систем: узел, седло, фокус, центр. В терминологии синергетики, особые точки - это диссипативные структуры.
Термин "диссипативная структура" введен Ильёй Пригожиным. Это некая пространственно-временная структура, устойчивые характеристики которой определяются достаточным притоком энергии извне и способностью к диссипации (лат. - рассеяние), т.е. способностью рассеивать энергию в окружающую среду. Отличительная особенность таких систем - несохранение объёма в фазовом пространстве. В качестве самого сложного примера диссипативных структур называется сама биологическая жизнь, которая вечно измняет не просто обьем, но и значение, например, культуры в ней. А вырождение - это просто о существование двух или более стационарных состояний с одинаковыми значениями энергии.
Говорить о вырожденности можно только в узком смысле, подразумевая что процесс конечен. Но все естественные процессы идут до конца, а вот искусственные - нет. И по этой причине для неестественных процессов имеет смысл рассматривать в качестве пределов: узел, седло, фокус, центр.
А что происходит в невырожденных особых точек линейных систем? Если говорить о термодинамике, то собственно само образование из это проявление упорядочивания динамического хаоса и то, что называют сливанием энтропии. Лишнюю энергию хаоса превращают в упорядоченный поток информации.
А теперь вернемся к культуре. И теперь можем выдвинуть тезис: подобно тому, как геополитика - общественная методология о контроле над политическим пространством, культура - это понятие о контроле над динамическим хаосом того, что сверхестественно. А естественно - природное.
Я бы сравнил культуру с энтропийным декодированием, а его с психоанализом.
Энтропийное кодирование - кодирование последовательности значений с возможностью однозначного восстановления с целью уменьшения объёма данных (длины последовательности) с помощью усреднения вероятностей появления элементов в закодированной последовательности.
Код - это система условных знаков для представления информации. Кодирование - это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода. Обратный процесс называется декодированием. Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.
Культура - многозначное понятие. Но как само понятие, культура - неопределяемое понятие. В самом широком смысле можно сказать, что культура - это всё созданное человеком - всё, что не является природой. А что является ею - это естественное. Все естественные процессы необратимы. Необратимость и есть основной критерий естества. Следовательно основным критерием культуры является обратимость.
Обратимость - свойство какого-либо процесса, выражающееся в существовании другого процесса, симметричного исходному относительно времени. Обратимость тесно связана с изменением энтропии: если процесс сопровождается значительным увеличением энтропии (например, взрыв), то процесс зачастую необратим. Обратим процесс, который сопровождается уменьшением (или как говорят: сливанием) энтропии. Энтропия сливается - культура "растёт".
Культуру можно сравнить с процессами адаптации к природным катастрофам. Если бы катастрофы, были идеальными, то не было бы стабильных форм природы. Они же есть - стабилен в определенной степени ландшафт. Что мешает природе самоуничтожиться? Время. Одни разрушительные процессы, начавшие ранее и не дошедшие до конца, начинают влиять на процессы, начавшиеся более поздно, это нарушает идеальность влияния идеальной природы на самое себя. В конце концов процессы не доходят до конца, так как формируется новый порядок - порядок недошедших до конца процессов и явлений, он уже разрушается не так идеально, что выражается в затяжном процессе разрушения.
Этот процесс можно сравнить с бухгалтером, который сводит количественный баланс вложения в предприятие денежных средств, затрат и прибыли, не вмешиваясь в решения, принимаемые хозяином фирмы и не оценивая их с точки зрения, так сказать, качества капитала и товара. Однако каждый понимает, что обменять деньги на эквивалентное количество, скажем, производимых калош, довольно легко, а вот обратная операция потребует усилий и вряд ли обойдется без финансовых потерь. Несмотря на то что стоимость калош может быть эквивалентна потраченной сумме, такой качественный показатель, как ликвидность, у них гораздо ниже, чем у денег.
Ликвидность - это об обращаемости в деньги. Это свойство активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной.
Абсолютная ликвидность - мера способности предприятия быстро погасить обязательства, максимально используя ликвидные активы. То есть те, которые можно быстро превратить в деньги без заметного снижения их стоимости. А вот что делать с теми активами, что не удалось быстро превратить в деньги без заметного снижения их стоимости. Или что делать с инвестициями, которые не удалось преобразовать повторно в большую наличность без потерь?
Правильно - сливать в стабильные формы, которые будут приносить прибыль, но в течении уже более долгого времени. Теоритически это можно сравнитьи с созданием новых финансовых проблем, решение которых потребует инвестиций. Именно это происходит каждый раз во время мировых экономических кризисов - создается проблема, она носит разрушающий характер, а разрушения последствии потребуют восстановления, а это уже в свою очередь - инвестиций. Есть и другой путь - можно создавать новые продукты, новые товары. Если их количество достаточно для получения приемлимой ликвидности, то нет проблем с разрушениями, войной, СВО и т.п, а если есть, то приходится выбирать, распределяя риск между, например, инвестициями в развитие нейросетей, искуственного интеллекта и войной в геопполитических узлах. Именно в геополитических узлах, потому что узлы идеальные места для сливания энтропии, которую можно назвать мерой неабсолютной ликвидности. И всё это можно подвести под Первый закон термодинамики - закон сохранения энергии.
Возьмем, например, превращение энергии электрического тока в равное количество тепловой энергии. Для этого достаточно взять утюг или кипятильник и воткнуть вилку в розетку. Превращение электрической энергии в тепловую пойдет со стопроцентной эффективностью. Обратная же задача - превратить тепловую энергию в электрическую - гораздо сложнее. Для ее решения необходимо построить сложную и дорогостоящую тепловую электростанцию. Тепловая электростанция и есть обьект культуры. Можно построить и гидроэлектростанцию и тогда адаптации к природным явлениям будет товар - энергия, производимая этой гидроэлектростанцией. А затраты на работу - это будет мерой не абсолютной ликвидности этого процесса, а бухгалтерия - обьектом экономической культуры.
В общем-то любая культура является сливанием энтропии. То как человек не понимает происходящее с ним и пытается обьяснить это словами, мимикой, позами, музыкой - это тоже сливание энтропии.
На той же электростанции теплота, выделяющаяся при сжигании топлива, идет на нагревание воды, которая превращается в пар, который крутит турбину, которая вращает ротор генератора, который, наконец, вырабатывает электрический ток. В итоге же оказывается, что даже самая лучшая тепловая электростанция превращает в электроэнергию не больше 40% тепловой энергии сгорания топлива. И дело тут не в нерадивости инженеров, проектировавших и строивших станцию, а в том, что сама природа не позволяет добиться большего. Просто тепловая энергия - это энергия (мера работы, возвращающей систему в равновесное положение, соответствующее представлению, что процесс дошел до конца) менее качественная, менее "ликвидная", чем электрическая.
Но также следует относиться и к культуре. Культура сознательная - это энергия (мера работы, возвращающей систему в равновесное положение, соответствующее представлению, что процесс дошел до конца) менее качественная, менее "ликвидная", чем культура бессознательного, соответствующая динамическому хаосу. Собственно до этого и доводится ситуация у геополитичнских узлах, которые называются по аналогии любых полей напряженностей с полями тектоническими , а тех с векторными преобразованиями в условиях нарушения симметрии в критических точках.
Говоря о росте культуры, З. Фрейд писал, что культура возникает между двумя полюсами, располагаясь между "табу" и "тотемом". То есть, когда есть храм, куда человек может пойти, и есть то, чего он сделать не может, что запрещено. И вот то, что запрещено - оно престает быть дискретным, становясь непрерывным и в известном смысле латентным ибессознательным, сохраняя нормы сознательного и дискретного.
Рассмотрим пример как сливает энтропию психоанализ. Его задача - превратить степень беспорядка непрерывного динамического хаоса в порядок в всприятии его в виде тех или иных культурных обьектов, приемлимых психикой. Для этого надо создать условия для равновесия энтропии и негаэнропии.
Негэнтропия - философский и физический термин, образованный добавлением отрицательной приставки нег- (от лат. negativus - отрицательный) к понятию энтропия, и обозначающий его противоположность. В самом общем смысле противоположен по смыслу энтропии и означает меру упорядоченности и организованности системы или количество имеющейся в системе энергии. Термин используется в физике и математике (теории информации, математической статистике) для обозначения величины, математически противоположной к величине энтропии.
Пример - музыка, процесс уравновешивания музыкального восприятия катастрофической/проблематичной ситуации и осознования ее на уровне абстрактного мышления и психотерапия посттравматических стрессовых расстройств.
Музыка (читай музыкальная культура) есть отражение мировосприятия, мироощущения нации, основанное на психологическом опыте. Одной из функций музыки является реализация потребности человека в установлении гармонии с окружающим миром и с самим собой, которые определяют "антиэнтропийную" природу музыки (т. е. упорядочивание и уменьшение степени хаоса при саморегуляции живых систем, высокодифференцированная структура мировосприятия).
Напомним: понятия энтропии и неэнтропии используются для характеристики меры неопределенности в информационных процессах, уровня хаотичности или порядка в процессах саморегуляции живых систем. Это понятие обозначает меру накопления ненужных веществ и энергии, меру деградирования энергии или хаотичность информации.
В динамических системах неживой природы энтропия неограниченно возрастает. Живым системам свойственны информационно-энергетические процессы, противодействующие нарастанию энтропий. По мере организации живых систем - энтропия растет. Дабы не возникало бесконечных выражений до естественной перенормировки, энтропию надо сливать. Так появляются культурные обьекты: проза, поэзия, музыка, инженерные решения, танцы, бухгалтерия, живопись, спорт, войны. Точно также появлялся в природе и ландшафт: леса, горы, реки, озера, впадины, ветер, молнии, тектонические узлы. Это обьекты энтропии.
Ради смеха можно сравнить ландшафтообразование и культуру с задачей типа той, с которой сталкваешься когда приходишь в хороший хамам. В хамамах не только моются, но еще и получают удовольствие от того, что тебя моет хорошая банщица. Плюс это снимает стресс и смывает, разумеется, грязь. Или - банщик. Для женщин выделяется отдельный день (нередко они делят с мужчинами чётные и нечётные), в который поперёк входной двери просто вешается верёвка (как знак "женского дня"). Каждый турок раз в неделю обязан отпустить свою жену в баню. Женщины собирались в хаммам как на праздник: наряжались в красивую одежду, брали с собой сладости. В хамаме они пили кофе и общались, нередко проводя там весь день с утра до вечера. А мыли их там евнухи - полностью или частично кастрированные (оскоплённые) мужчины. Но речь не о том. И, кстати, необязательно, евнухи. Банщики мужского пола называются "теллак", а женского - "натир".
Допустим хамам - это большое банное предприятие, в нем - сорок отдельных помывочных. Хороший хамам - это хамам, в котором в каждой помывочной свой "теллак" или "натир". Так вот культура пользованием хамаммом заключается в том, чтобы посетитель знал в какой комнате тот "теллак" или "натир", что помоет его идеально или инструкция как пройти в свободную помывочную. Теоритически опытным путем каждый/каждый найдет "свою"/"своего" "натир" или "теллака", но пока таковой не найден - это культурный поиск.
Задачей музыки в психотерапии является точно такое же поиск или готовая инструкция, дающая знание как помочь человеку в создании своего стрессового опыта переживаний. Решающим фактором тут являются терапевтические разговоры в системе гештальта о возникающих при и после прослушивания той или иной музыки чувствах. Подобная тактика лечения позволяет пациенту отреагировать на бессознательном уровне и осознать сопротивление или чувства, возникшие в душе в результате беседы. Такой психокатарсис - "очищение" - является хорошим лечебным фактором воздействия на феномен "флэш-бэк" у пациентов, который проявляется в том, что человек мгновенно переносится в психотравмирующую ситуацию и её переживания вновь и вновь, пытается избежать деятельности или ситуаций, символизирующих психотравму.
Псы: поскольку есть четыре типа невырожденных особых точек линейных систем: узел (устойчивый и неустойчивый), седло, фокус (устойчивый и неустойчивый), центр, а в эссе приведен только пример с узлом, которых вообще то два вида, а отличаются они типом собственных значений, соответственно: действительные отрицательные и действительные положительные, действительные разных знаков, комплексные с отрицательной действительной частью и комплексные с положительной действительной частью, а также мнимые значения, то все кому хочется "поразвлекаться", могут найти аналогии и уЗБокоиться.:))
Напоследок - цитата (коих немало в эссе, но между их функциональностью есть различия, о которых речь не пройдёт нонче) из книги "Поток: Психология оптимального переживания": Чтобы преобразовать травматическое событие в цель, придающую смысл всей жизни, субъект должен обладать способностью создавать порядок из хаоса, то есть действовать как диссипативная структура". Автор - Михай Чиксентмихайи. Он американский психолог венгерского происхождения, профессор психологии, бывший декан факультета Чикагского университета. В своей книге Чиксентмихайи знакомит читателей с теорией, согласно которой люди наиболее счастливы, если пребывают в особом потоковом состоянии - напоминающем Дзэн состоянии полного единения с деятельностью и ситуацией. Состояние потока можно считать динамическим хаосом и оптимальным состоянием внутренней мотивации, при которой человек полностью включён в то, что он делает. Чем, собсно, я тут и занимаюсь. И всем советую. Вместо невротичной по своей неестественно не доходящей до конца художественной литературы:))