Тысячелистник: другие произведения.

Ключи или стилизация? О рассказе "Ключи от сумерек"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:


   Ключи или стилизация?
  
   Опять возникает вопрос о стилизации.
  
   При первых же фразах у нас возникла ассоциация с Майринком, (для тех, кто не знаком с его рассказами: http://www.lib.ru/INPROZ/MAJRINK/rasskazy.txt )
   Вот навскидку, самый первый рассказ из подборки, первое предложение:
  
   "Еще шестьдесят минут до полуночи, - сказал Ариост и вынул изо рта
   тонкую голландскую глиняную трубку. Тот там, - и он указал на темный портрет на почерневшей от дыма стене, где едва можно было различить черты лица, - он стал гроссмейстером без
   шестидесяти минут сто лет тому назад".
  
   А вот у Кошки Шпроты:
  
   Йормунгард вдумчиво оглядел закопченный потолок, отложил перо и потянулся за ковшиком подогретого со специями лимбургского вина. Скривился, сделав несколько торопливых глотков.
   - Лучше бы я пил чернила...
  
   На наш взгляд ассоциация оправдана. Разумеется она вызвала у нас поначалу скептическую ухмылку, но читая дальше, мы осеклись, а потом перечитывая полностью разуверились в нашем скептицизме полностью. Отчего же это произошло? Собственно рассказ "Ключи от сумерек" пользует исторические аллюзии, навороченные голландские (вроде бы) имена, стилистику экспрессионистов Майринка, Носсака, не обошлось и без коротких рассказов Кафки (дружно вспомним мышиную певицу Жозефину).
   Но, конечно, возникает - "но". Очарованию рассказа все это не мешает, как в других моментах, где пользуется очень грубая, топорная стилизация, как в жанре фэнтези. Что же выносит рассказ за рамки и облагораживает до небольшой жемчужины? Ответ прост - поэтичность, в смысле исключительная авторская поэтика.
   Для того чтобы разобраться в поэтике писателя, требуется достаточно полное ознакомление с его творчеством. В данном случае у нас возникла такая потребность, и мы это сделали. ( С чем, кстати, связана задержка нашей рецензии). Что сказать... Можем быть только кратки в данном случае. Перед нами пример развития мастерства - от дневниковых заметок, оформленных в забавные рассказы, иронической типа мистики, не лишенной обаяния, до достаточно мастерски выполненного рассказа "Все вокзалы одинаковы". Параллели перечисленных произведений с Ключами от сумерек слишком тонки, чтобы о них заявить напрямую. Да и чисто мы не подписывались на разбор всех произведений, нас интересует природа стилизации и ее эстетической ценности конкретного рассказа.
   Вывод у нас есть, но сначала отступление про Набокова и Фаулза, про их Коллекционера и Лолиту, где происходит чудная перебранка. Очень изысканная насмешка, связанная с бабочками, проходит через роман Фаулза. Всем же известно, что Владимир Владимрович их ловил самолично. Эта эстетская постмодернистская усмешка - существенная составляющая поэтики "Коллекционера". Холод Набокова его логичность в отношении к эстетике, снобизм, несколько смущали хипповатого (в хорошем смысле) Джона. Вот он и заявил свои типа претензии метру, таким образом.
   К чему мы это?
   Своими рассказом, Кошка Шпрота делает однозначное заявление Майринку: вот собственно и я. Сделано это ею мягко и по-женски деликатно. В рассказе нет прегруженностей и прямых отсылок, в наличии истинно по-Эковски пользование литературно-исторических аллюзий в своих поэтических целях, а не демонстрация оных для скармливания читателю сюжета или идеи, как в грубых стилизациях (не будем показывать пальцем, но в данном конкурсе таковые имели место быть). Итак - использование стилизации в поэтике в ее совокупности всегда вызывает эстетический отклик. Сдеалать это не просто. У автора Ключей - получилось.
   Собственно "Ключи от сумерек" Кошки Шпроты открывают ей дверцу в большую литературу. Дальше все в ее (надеемся все же не лапах), руках.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) Л.Демидова "Отпуск в гареме"(Любовное фэнтези) М.Юрий "Небесный Трон 4"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Кирка тысячи атрибутов"(ЛитРПГ) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) М.Юрий "Небесный Трон 5"(Уся (Wuxia)) Н.Самсонова "Сагертская Военная Академия"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"