Аннотация: Для тех, кто желает поглубже разобраться в мотивах собственных поступков или их отсутствии (как мотивов, так и поступков) может реально помочь эта книжица....
СВОБОДА ОТ ЛЕНИ
СОДЕРЖАНИЕ:
Предисловие
Вступление
Глава 1: Лень и наслаждение
Глава 2: Стремление к покою
Глава 3: Немного философии
Глава 4: Недовоплощение
Глава 5: Ловушки времени
Глава 6: Ментальное очищение
Глава 7: Работа с подсознанием: психологические практики
Глава 8: Энергетика лени
Глава 9: Целеполагание через аллегории
Глава 10: Ответственность: принятие или бегство
Глава 11: Работа с аффирмациями
Глава 12: Зарядка для ленивых
ПРЕДИСЛОВИЕ
Перед вами книга, в которой ни много, ни мало представлено такое нелицеприятное явление как лень. Все мы в своей жизни сталкиваемся с ней, кто часто, а кто не очень. Но наверняка не найдется никого, кто бы сказал, что в его жизни ее никогда не было. Однако, вместе с тем, это состояние явно только для его обладателя, да еще для его самого близкого окружения. В основном же явление это тщательно скрывается от сослуживцев, друзей, по мере возможности от родных, да и что греха таить, и от самого себя в том числе. И хоть в ряду человеческих пороков лень занимает далеко не самое первое место, все же почетнее в среде себе подобных слыть вспыльчивым, циничным, попросту злым, чем ленивым. Это качество считается позорным, может потому, что является чаще всего выражением слабости, будь то слабость тела или духа. Злость и ненависть же чаще ассоциируются у нас с наличием силы.
По мере возможности, на лень не обращают внимания. Всерьез же начинают бить тревогу тогда, когда она принимает патологические формы и начинает выходить из под контроля личности, ее испытывающей.
Перед вами попытка рассмотрения состояния лени с разных сторон, с разных позиций, где-то серьезная, где-то не очень. Искренне надеюсь, что освещение этого вопроса и осознание связанной с ним проблематики поможет вам изменить к лучшему свою судьбу.
ВСТУПЛЕНИЕ
Лень это явление довольно многоплановое. И разновидностей ее столько же много, сколько и разновидностей проблем у человека. Давайте рассмотрим немного поподробнее некоторые из них.
Во-первых, это, конечно, лень, имеющая в своей основе причины физиологические. Сюда относятся любое скрытое до поры до времени физическое недомогание, недостаток витаминов, минеральных веществ. У детей это могут быть периоды интенсивного роста и даже периоды переваривания пищи, то есть те условия, когда в организме преобладают процессы органические, превалирующие в этот жизненный момент по отношению к процессам внешней активной деятельности. Еще одна физиологическая причина лени - дисбаланс в организме гормонов (надпочечников, щитовидной железы и т. д.). Если имеются какие-либо гормональные нарушения, то, естественно, начинаются сбои в работе организма и соответственно может быть понижен тонус и опять-таки будет присутствовать желание полежать. И, конечно же, в этом случае, если вас стали посещать непреодолимые приступы усталости, сонливости, апатии без видимой на то причины, то для начала я рекомендую вам посетить врача-специалиста.
Вызывать апатию могут и скудное освещение на рабочем месте, и однообразный труд, и нарушение биоритмов. Глупо, к примеру, ждать трудового энтузиазма, если заставлять "жаворонка" работать в ночную смену, а "сову" - приходить в офис ни свет ни заря.
Ко второй категории мы можем отнести лень, имеющую в своей основе причины психофизические. К ним относится память о различных приятных телесных ощущениях всякого рода. Так, при комфортном лежании у вас, к примеру, может исчезнуть боль, напряжение в мышцах, тяжесть в ногах и т.д. Соответственно это состояние хочется повторять снова и снова, оно постепенно закрепляется и превращается в привычку.
Выходит мужик из избы. Потягивается: - У - ух! Э - эх! Как поработать хочется! Пойду, полежу. Может, пройдет.
Наконец, в-третьих, лень имеет в своей основе причины психологические. Это может быть следствие привитого нам в детстве состояния пассивности взамен развития навыков самостоятельной деятельности. Ленивость может быть и результатом слишком тепличного воспитания, когда за ребенка делали все, чего бы ему не захотелось, без малейших усилий с его стороны. Она также может быть результатом, наоборот, очень жесткого давления и регламентации, что сделать и как именно. Пассивность воспитывается и в случаях, если ребенка непрерывно развлекают и забавляют, не развивая его самостоятельной душевной деятельности. Сюда же можно отнести случаи формирования у детей неприятных эмоциональных переживаний, связанных с чрезмерными требованиями, непосильными для них.
НЕВРОТИЧЕСКИЙ РЕБЕНОК
Маленькая Мэри с матерью пришли на берег моря.
-- Мама, можно я поиграю в песке?
-- Нет, дорогая. Ты испачкаешь свою чистую одежду.
-- Мама, можно я побегаю по воде?
-- Нет. Ты намокнешь и простудишься.
-- Мама, можно мне поиграть с другими детьми?
-- Нет. Ты затеряешься в толпе.
-- Мама, купи мне мороженое.
-- Нет. Ты простудишь горло.
Маленькая Мэри начала реветь.
Мать повернулась к стоявшей неподалеку женщине и сказала:
-- Господи Боже мой! Вы когда-нибудь видели такого невротического
Ребенка (Энтони де Мелло Когда Бог смеется)
Лень как явное выражение усталости может быть и в случаях нервных болезней, например, при неврастении. От первой фазы раздражительности по любому поводу мы переходим к тупому равнодушию, когда ничего не хочется делать, да и незачем, как это представляется в этом состоянии, а хочется только одного - отдыхать, отдыхать, отдыхать. А все дело в нарушении процессов работы головного мозга. Надо лечить. И в первую очередь голову.
"Выжидательная лень", вытесняющая из подсознания все дела как маловажные, становится серьезной проблемой, если у человека вообще нет дела, которое он может считать для себя интересным или перспективным.
Часть людей ленится от неуверенности в себе, они подсознательно боятся, что им будет трудно справиться с работой. Некоторые, тоже часто подсознательно, испытывают "страх успеха". Занимая необременительное положение по жизни, они опасаются, что выполнение трудоемкого дела наложит на них новые, еще более сложные обязательства.
Итак, под нашей "ленью" может скрываться все что угодно: психологическое вытеснение, отсутствие мотивации, скрытое физическое недомогание и даже психическая болезнь. Лень - понятие достаточно обширное. Но что бы ни скрывалось под ее личиной, в любом случае стоит задуматься как о ее причинах, так и о способах выхода из этого состояния, которое можно с уверенностью назвать деструктивным, разрушающим человека как личность, и обедняющим его жизнь.
В книге будут рассмотрены не столько причины не желания действовать, о которых сказано выше, сколько методы, позволяющие наиболее ясно осознать для самого себя это состояние и позволяющие из него выйти, естественно при наличии соответствующего желания. Философско-психологическое осмысление данной тематики, осознание вытесненного материала и работа, как с телом, так и с духом, вот примерные цели, которые поставлены в этой книге. Многие, практически все предлагаемые методики могут помочь также людям в состояниях депрессии, апатии и тоски. Что из всего этого получилось решать вам.
Вероятность попадания в сети лени у среднестатистического человека довольно высока, особенно, если он просто занят своим элементарным жизнеобеспечением и не ставит себе никаких более высоких целей.
Такое многоплановое явление как не желание действовать мы будем рассматривать с самых разных сторон. Поэтому в книге будет рассматриваться это явление под самыми разными углами зрения. И каждый найдет свой, так сказать, угол...
Начинаем....
ГЛАВА 1:ЛЕНЬ И НАСЛАЖДЕНИЕ.
Для чего еще жить, как не для того чтобы сделать себе приятное. Но плен у приятного дело не всегда такое же приятное. Хотя осознается это с большим трудом.
Лень и удовольствие...
Далеко ли отстоят они друг от друга? Связаны ли они между собой, либо это разноплановые явления, которые на первый взгляд не имеют между собой ничего общего? Скорее всего, можно говорить о том, что лень и удовольствие довольно тесно переплетены друг с другом. И более того, удовольствие является одной из многочисленных, но тщательно скрываемых причин лени. Человек, который находится в состоянии лени, естественно, его, т.е. это самое удовольствие, и испытывает. Если бы это было не так, то общество любителей лени существенно уменьшилось бы. Лень является состоянием наибольшего комфорта человека в состоянии покоя и этот комфорт и является удовольствием. Это то, что мы отнесли к психофизиологическим причинам лени, память о том, как комфортно было телу, допустим, в положении лежа на диване.
конецформыначалоформыОдин черногорец спрашивает другого: "Какое у тебя любимое животное?". -- "Змея". -- "Да почему же?" -- "А она ходит лежа".
Стремление к удовольствию - гедонизм - существует, наверное, столько же, сколько и само человечество и является одной из важнейших составляющих его психической жизни. А сейчас перед вами небольшой экскурс в прошлое...
Уже в древнем греко-римском обществе существовало такое философское направление,которое ставило получение удовольствия конечной целью бытия.
Еще Гераклит отмечал, что любое желание покупается ценою "психеи", и злоупотребление вожделениями ведет к ее ослаблению. Он говорил, что умеренность в удовлетворении своих потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллекта. Сократ в этой связи писал, что каждому человеку присущи желания, главное же в том, какое место они занимают в его жизни, может ли он ли он ими управлять, и если не может, то должен их минимизировать и удовлетворять свои потребности только тогда, когда они действительно становятся насущными. Все свои усилия в таком случае он мог бы направить на поиски истины и смысла жизни.
Однако, удовольствия тогда понимались не так грубо как в современном мире, а в основном как наслаждение души в этическом смысле этого слова. Хотя и в смысле наслаждения тела любители тоже были, и что самое удивительное, даже в среде философов. Ученик Сократа Аристипп, греческий философ (первая половина IV в. до н.э.) учил, что целью жизни являются телесные наслаждения и общая сумма испытанных удовольствий и составляет счастье. Так Диоген Лаэртский пишет об Аристиппе, что человека, который порицал роскошь его стола, он спросил: "А разве ты отказался бы купить все это за три обола?" "Конечно, нет", - ответил тот. "Значит, просто тебе дороже деньги, чем мне наслаждение". И еще, когда к нему зашел софист Поликсен и, увидев у него женщин и роскошный стол, начал бранить его, то Аристипп спросил его: "А не можешь ли нынче и ты побыть с нами?" - и когда тот согласился, то сказал: "Что же ты ругаешься? Как видно, не роскошь тебе претит, а расходы!" Но вместе с тем Аристипп, давайте отдадим ему должное, не был привязан к наслаждениям и роскоши и в любой момент мог от них отказаться. Так, когда его раб устал нести сумки с деньгами Аристипп сказал ему: "Выбрось лишнее и неси сколько можешь".
Философы, которые сохранили верность учению Аристиппа и назывались киренаиками, придерживались того мнения, что есть два состояния души - боль и наслаждение, причем плавное движение является наслаждением, резкое - болью. Между наслаждением и наслаждением нет никакой разницы, ни одно не сладостнее другого. Наслаждение для всех живых существ привлекательно, боль отвратительна. Однако здесь имеется в виду и считается конечным благом лишь телесное наслаждение, а не то, которое восхваляет и считает конечным благом Эпикур. Богатство, кстати, имело смысл в их понимании только как дающее возможность наслаждения, самостоятельной же ценности оно, по их мнению, не имело. Другой древнегреческий философ Диоген из Афин (ок. 412-323 до н. э.), всю жизнь проживший на городской площади в бочке, напротив, был ярым противником наслаждений. Он утверждал, что как слуги в рабстве у господ, так дурные люди в рабстве у своих желаний. Диоген называл себя гражданином мира и на вопрос, что дала ему философия, отвечал, согласно Д.Лаэртскому: "По крайней мере готовность ко всякому повороту судьбы". Он учил, что презрение к наслаждению само в итоге становится высшим наслаждением.
Эпикур говорил о наслаждении как о конечном благе, но имел в виду скорее этическое наслаждение души, нежели тела. В своем письме к Менекею он пишет: " Надо принять во внимание, что желания бывают: одни - естественные, другие - пустые, и из числа естественных одни - необходимые, а другие - только естественные; а из числа необходимых одни - необходимы для счастья, другие - для спокойствия тела, третьи - для самой жизни. Свободное от ошибок рассмотрение этих фактов при всяком выборе и избегании может содействовать здоровью тела и безмятежности души, так как это есть цель счастливой жизни: ведь ради этого мы все делаем, именно чтобы не иметь ни страданий, ни тревог... Мы имеем надобность в удовольствии тогда, когда страдаем от отсутствия удовольствия; а когда не страдаем, то уже не нуждаемся в удовольствии. Поэтому-то мы и называем удовольствие началом и концом счастливой жизни...
Так как удовольствие есть первое и прирожденное нам благо, то поэтому мы выбираем не всякое удовольствие, но иногда мы обходим многие удовольствия, когда за ними следует для нас большая неприятность; также мы считаем многие страдания лучше удовольствия, когда приходит для нас большее удовольствие, после того как мы вытерпим страдания в течение долгого времени. Таким образом, всякое удовольствие по естественному родству с нами есть благо, но не всякое удовольствие следует выбирать, равно как и страдание всякое есть зло, но не всякого страдания следует избегать...
Простые кушанья доставляют такое же удовольствие, как и дорогая пища, когда все страдание от недостатка устранено. Хлеб и вода доставляют величайшее удовольствие, когда человек подносит их к устам, чувствуя потребность. Таким образом, привычка к простой, недорогой пище способствует улучшению здоровья, делает человека деятельным по отношению к насущным потребностям жизни, приводит нас в лучшее расположение духа, когда мы после долгого промежутка получаем доступ к предметам роскоши, и делает нас неустрашимыми пред случайностью.
Итак, когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, не знающие, или не соглашающиеся, или неправильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения мальчиками и женщинами, не наслаждения рыбою и всеми прочими яствами, которые доставляет роскошный стол, рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняющее [лживые] мнения, которые производят в душе величайшее смятение.
Начало всего этого и величайшее благо есть благоразумие. Поэтому благоразумие дороже даже философии. От благоразумия произошли все остальные добродетели; оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно. Ведь добродетели по природе соединены с жизнью приятной, и приятная жизнь от них неотделима."
Эстафетную палочку древнегреческих гедонистов подхватили философы 17 и 18 веков. Эгоистическое существование для себя становится во главу угла и означает просто быть самим собой. Ламетри рекомендует даже употребление наркотиков, ведь они создают иллюзию счастья, а де Сад считает вполне нормальным удовлетворение жестоких желаний, просто потому, что они существуют и поэтому могут иметь право на осуществление.
Однако уже тогда выяснилось, что удовольствие, декларируемое как цель жизни, наслаждение как критерий бытия являются своего рода миражом. Они постоянно требуют все большего и большего разнообразия. И это вполне естественно. В нейрофизиологии существует такое понятие как простые стимулы, к ним можно отнести голод, жажду, секс и многое другое. Человек в каждом конкретном случае реагирует, но не вдохновляется. Простые стимулы в случае повторения сверх меры перестают действовать. Мозг, согласно данным нейрофизиологии просто перестает реагировать на сигналы возбуждения. Это происходит потому, что в случае слишком частых повторений они перестают восприниматься как важные. Для того чтобы стимул продолжал действовать, необходимо ввести элемент новизны: т.е. надо что-то менять в раздражителе (содержание, форму или интенсивность воздействия).
Итак, важно различать желания, удовлетворение которых ведет к получению преходящего наслаждения, как например удовлетворение сексуального желания, и желания также присущие человеческой природе, реализация которых, способствует развитию человека и переживанию им состояния счастья. Получение удовольствия в виде комфортного ничегонеделанья может стать разрушительным для судьбы, приобрести деструктивный характер и тогда диван станет тем магнитом, вокруг которого и будет вращаться вся жизнь. Хотя мне кажется, что все может быть иначе...
"Надоело!"
Однажды Мулле Насреддину приснилось, что он был в раю. Красота вокруг! Тихая долина, птицы поют, солнце восходит - а он один и под деревом. Правда, вскоре он начал ощущать голод, а вокруг - никого! Райское одиночество! Никто не мешает! Однако вскоре ему всё это надоело, и он крикнул: "Эй! Уважаемые! Есть тут кто-нибудь?!" И явился к нему очень красивый человек и сказал ему: "К твоим услугам, да буду я жертвой за тебя! Что ни прикажешь -всё исполню!"
Насреддин для начала попросил поесть, и вмиг всё исполнилось. И чего бы он ни попросил - всё вмиг исполнялось и в самом деле! Уж он наелся, напился, отоспался! Ну чего бы ему ещё? Красивую женщину попросил,
и вмиг доставили ему гурию - небесную деву. Кровать с лебяжьей периной - и была ему кровать!
И вот так продолжалось несколько дней. Но долго очень хорошо - уже нехорошо! И всё было слишком хорошо, и всего слишком много. Долго вытерпеть он так не мог. Он стал желать какого-нибудь несчастья, так как всё было слишком уж прекрасно. Ему захотелось какого-нибудь напряжения, труда, так как за всю жизнь он не был без напряжения, без чего-либо, из-за чего люди переживают, печалятся. Всё было просто невыносимо блаженно!
Тогда он позвал Того, кто исполняет желания, и сказал ему: "Нет! Хватит! Это уж слишком! Мне бы какой-нибудь работёнки. Знаешь, страшно надоело сидеть вот так - с пустыми руками".
И Тот, кто всё исполняет, сказал ему: "Я могу сделать всё, кроме этого: здесь невозможна никакая работа. Я готов дать всё, что только пожелает твоя душа. Да и зачем тебе работа?"
Мулла сказал: "Да надоело! Понимаешь?! Надоело! Уж лучше в ад отпустите, если здесь нет никакой работы!"
Тот, кто всё исполняет, смеялся до изнеможения и сказал наконец: "А где же ты, по-твоему, находишься?"
У всего есть своя оборотная сторона, даже в явлениях, которые на первый взгляд кажутся очень привлекательными, безобидными и милыми. И часто соблюдение меры является гарантом собственного психологического, да и телесного благополучия. Уместны в этой связи слова Сенеки, который сказал: "Запомни, что тело, хоть без него и не обойтись, для нас более
необходимо, чем важно; наслаждения, доставляемые им, пусты и мимолетны, за
ними следует раскаянье, а если их не обуздывать строгим воздержанием, они
обратятся в свою противоположность. Я говорю так: наслаждение стоит на краю
откоса и скатится к страданию, если не соблюсти меры, а соблюсти ее в том,
что кажется благом, очень трудно".
Тот переломный момент, когда удовольствие из безобидной привычки становиться тем НЕЧТО, которое начинает управлять нами, нужно очень четко прочувствовать и постараться оставить в своих руках вожжи своей судьбы, не отдавая их в руки своей собственной разрушительной страсти.
Муравей и стрекоза
Суфийская притча от Аттара
Благоразумный и упорный муравей смотрел на цветочный нектар, как вдруг с высоты на цветок ринулась стрекоза, попробовала нектар и отлетела, потом подлетела и опять присосалась к цветку.
- И как только ты живёшь без работы и без всякого плана? - спросил муравей. - Если у тебя нет ни реальной, ни относительной цели, каков же смысл твоей жизни и каким будет её конец?
Стрекоза ответила:
- Я счастлива и больше всего люблю удовольствия. Это и есть моя жизнь и моя цель. Моя цель - не иметь никаких целей. Ты можешь строить для себя какие угодно планы, но ты не сможешь убедить меня в том, что я несчастлива. Тебе - твой план, а мне - мой.
Муравей ничего не ответил, но подумал: "То, что для меня очевидно, от неё скрыто. Она ведь не знает, каков удел муравьев. Я же знаю, каков удел стрекоз. Ей - ее план, мне - мой".
И муравей пополз своей дорогой, ибо сделал всё, что было в его силах, чтобы предостеречь стрекозу. Прошло много времени, и их дороги опять сошлись. Муравей заполз в мясную лавку и, примостившись под чурбаном, на котором мясники рубили мясо, стал благоразумно ожидать своей доли. Вдруг в воздухе появилась стрекоза. Увидев красное мясо, она стала плавно снижаться на чурбан. Только она уселась, огромный топор мясника резко опустился на мясо и разрубил стрекозу надвое. Половинка её тела скатилась вниз, прямо под ноги муравью. Подхватив добычу, муравей поволок её в свое жилище, бормоча себе под нос:
- Твой план закончился, а мой продолжается. "Тебе - твой план" больше не существует, а "мне - мой" начинает новый цикл. Наслаждение казалось тебе важным, но оно мимолётно. Ты жила ради того, чтобы поесть и, в конце концов, самой быть съеденной. Когда я тебя предостерегал, ты решила, что я брюзга и отравляю тебе удовольствие.
Спринтерская дистанция с препятствиями длиною в жизнь - это то чем мы с вами сейчас занимаемся с разной долей успешности, так попробуем же не сходить с нее без особой необходимости.
Любовь к наслаждениям, комфорту, а ведь лень в ее в ее окостеневшей статичности, нежелании шевелиться, и представляет собой такую фазу комфорта, мы немного рассмотрели. А теперь отвлечемся от удовольствий и посмотрим на лень с другой стороны.