Несов Сергей Геннадьевич : другие произведения.

Фердинанд

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


"Фердинанд"

"Фердина?нд" (нем. Ferdinand) -- немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой

войны класса истребителей танков. ...Несмотря на свою малочисленность, данная машина является самым известным

представителем класса самоходных орудий, с ней связано большое количество легенд.

Материал из Википедии -- свободной энциклопедии.

  
   Звонок от бывшего классного руководителя Василия Андреевича застал меня у стола дежурной сестры в больнице им. Сеченова в Москве. Где я лежал в той самой шестой палате с мемориальной доской, извещавшей любопытных, что там же лечился (правда, несколько раньше меня) и наш великий русский писатель А.П. Чехов. Василий Андреевич, с которым не виделись уже шесть лет (четыре курса техникума и два года армии) бодрым голосом поинтересовался, когда я буду в Орле для принятия от него предложения о работе. Было полное впечатление, что мы общались в последний раз всего неделю назад. Мое мнение хочу ли я у него работать, в общем-то, тоже никого не интересовало.
   Так случилось, что 1993 год я закончил, болтаясь по больницам. В родном городе диагноз поставить так и не смогли, поэтому и отправили по "чернобыльской путевке" в Москву. Впрочем, несмотря на то, что мой лечащий врач была доктором наук, профессором и прочая-прочая диагноз так поставить и не смогли, хотя обследовали все даже самые потаенные уголки организма. Так как клиника находится при медицинском ВУЗе, то все врачи были отличными специалистами, да еще и при регалиях, как следовало из подписей под заключением. В конце концов, организму надоело, что в него на протяжении нескольких месяцев тыкают иголки и очень разнообразно измываются, он решил самостоятельно выздороветь. Так как уже пару недель я не ощущал никаких негативных симптомов, а через несколько дней должен был наступить новый год, я решил объявить себя условно здоровым и выписаться из больницы. О чем и сообщил своему лечащему врачу. Очень хотелось встретить этот новый год дома, два предыдущих были в армии.
   Мой врач была не против, единственно предложила повременить еще один день, так как на следующий день должно появиться какое-то светило медицины и посмотреть меня.
   На завтра, в ожидании светила, я заснул днем на койке и был разбужен интенсивным встряхиванием за плечо. Спросонья открыв глаза, я увидел нависающую надо мной огромную, темную, косматую тушу, которая вцепилась в мое плечо громадной черной лапищей и при этом кровожадно скалила огромные белоснежные зубы. Не знаю, как бы повел себя на моем месте нормальный человек, но я заорал, вскочил и рванулся в сторону. Вернее попытался это сделать, но не смог. Потому что, во-первых, появилась вторая черная рука, которая намертво припечатала меня к кровати, а, во-вторых, со всех сторон, вокруг кровати, стояли люди и в упор рассматривали меня. Окончательно приходя в себя со сна, я все-таки сообразил, что явился "светило" вместе со свитой и студентами. А Кинг-Конг, что меня разбудил, всего лишь студентка с Кубы и капитан их сборной по баскетболу. Следующие минут пятнадцать я чувствовал себя подопытной лабораторной мышью или трупом на показательном вскрытии у патологоанатома. Меня мяли, нагибали, переворачивали, раздевали, совали всюду пальцы и обсуждали что-то между собой, нисколько не обращая внимания на мои возмущенные или болезненные восклицания и бесплодные попытки вырваться из ласковых рук кубинки.
   Это было последней каплей в чаше моего терпения и последним днем пребывания в этой клинике. Через час я бодро шагал в направлении ближайшего метро.
   А через несколько дней, после нового года я пришел на свою новую работу. Накануне, при личной встрече у него дома, Василий Андреевич рассказал, что является директором и совладельцем частного лицея. Так как лицей пока еще не получил госакредитацию, то живут они исключительно на собственные деньги, которых крайне недостаточно. И вот, чтобы поддержать лицей материально, при нем создается коммерческая структура для зарабатывания денег. Заниматься планируют продуктами питания, майонезом или еще чем-то в этом роде. И вообще он не очень в курсе. Оказывается, есть другой совладелец, который и будет моим прямым начальником и введет в курс дела. А ему недосуг заниматься мелочами, его ждут глобальные задачи - Лицей. И вот, несколько обескураженный таким разговором, я шел на встречу с незнакомым человеком на новую работу. Но опасения оказались напрасными, будущий шеф оказался коммуникабельным доброжелательным человеком, который объяснил, что заниматься будем не майонезом, а сосисками, а именно брать их с мясокомбината из соседнего города и сдавать по магазинам своего. Работать буду экспедитором и иногда инкассатором (собирать деньги за продукцию, сданную под реализацию). Причем в трудовой книжке у меня гордо стала красоваться запись: "Инженер, специалист по маркетингу". Сейчас на фирме есть одна автогрузовая единица - автобус КАВЗ, водитель и экспедитор, которые завтра в пять утра заедут за мной, и я поеду стажироваться.
   На следующее утро в условленном месте меня подобрал лязгающий автобус, мы быстро перезнакомились и поехали в Брянск. Перед воротами мясокомбината мы были около восьми утра, экспедитор побежал оформлять документы (это отдельная эпопея) и в десятом часу мы, наконец, смогли проехать на территорию завода. Протарили (взвесили) машину и заняли очередь под погрузку в сосисочный цех. Как раз рассвело, мы смогли еще раз уже осознанно при свете представиться друг другу, а у меня появилась возможность рассмотреть нашу автотранспортную единицу. Автобус КАВЗ на базе ГАЗ 53. Чтобы было понятней для людей, не разбирающихся в раритетах, скажу так. Все смотрели "Место встречи изменить нельзя" и многие наверно помнят, что сотрудники МУРа разъезжали на автобусе, который его шофер называл "Фердинандом". Так вот это был дедушка КАВЗика, тем более что внучок, как обводами кузова, так и конструктивно, вплоть до устройства ручного открывания пассажирской двери, очень похож. Наш водитель Коля его так и называл "Фердинандом". Единственное отличие - в фильме Фердинанд был в гораздо лучшем состоянии, чем наш. Начнем с того, что цвет автобуса можно было определить только по записи в техпаспорте, так как все бока съела ржавчина. Единственным не гнилым местом были стекла, от которых вниз свисала грязно-рыжая бахрома, которая когда-то была бортами. Заднего бампера не было, зато были большие вмятины, видимо от неудачной парковки, причем некоторые были выпрямлены и замяты снова несколько раз. Задняя дверь держалась на остатке верхней петли и на массивных дужках, на которых висел навесной замок приличных размеров. Причем при попытке открыть заднюю дверь, она просто выпадала и мы ее на время погрузки-разгрузки прислоняли к борту рядом. Из осколков разбитых задних фонарей торчали лампочки, которые впрочем, работали. Спереди автобус выглядел более прилично. Имелся один водительский дворник. А также выгоревший веселенького голубого цвета капот, правда, сильно вмятый внутрь, как будто на него кто-то сверху упал. И несколько криво, зато намертво приваренный бампер. Все фары и передние фонари хоть и имели почтенный возраст, но были целы. Внутри салон автобуса поперек был перегорожен деревянной перегородкой с дверью посредине. Перегородка отделяла передние два сидения от грузового отсека. Такой нехитрой переделкой пассажирский автобус (категории D) превращался в грузопассажирский (категория С). Была зима, а температура в салоне и на улице была примерно одинаковая. Пока Фердинанд стоял в очереди, под ним накапала лужа масла и воды. Я ужаснулся и одновременно порадовался, что не мне ездить в этом красавце за рулем. Угу, рано радовался. Через поездку я стал ездить экспедитором самостоятельно, а через дней десять водитель Коля заболел. Я оказался единственным, у кого из нас были профессиональные права, да и просто водительские навыки. И для меня началось что-то очень похожее на персональный ад.
   Что надо сделать, чтобы завести такую рухлядь зимой в мороз - два ведра кипятка. Значит, подъем в четыре утра, берем с газовой плиты два ведра воды с вечера поставленных на очень маленький огонь. Горячую воду у меня в ту пору на ночь отключали. Тащим эти два ведра кипятка с третьего этажа вниз к автобусу. Заливаем первое ведро в радиатор и быстро ныряем под машину, чтобы закрыть водяные краники на блоке и на радиаторе. Это в темноте, когда сверху льется уже остывающий кипяток пополам со смытым с двигателя маслом и грязью. При этом вода обязательно попадет в рукава одежды, а если сунешься посмотреть на заевший краник то и в глаза. При этом весь двор узнает, как я люблю эту работу и как я мудр и удачлив, что выбрал ее. Далее, если удалось все краники закрыть, доливаем оставшийся кипяток в радиатор, проверяем, а применительно к этой чудесной технике, обязательно доливаем масло до уровня и пытаемся завести этот танк. Если в бесплодных попытках сажаем аккумулятор, то достаем трос, берем деньги в зубы и бежим искать, кто дернет. Если в течение часа Фердинанд тем или иным способом не завелся, идем и сливаем воду, чтобы не разморозить движок или радиатор. Значит, коммерция в этот день накрылась.
   А если это чудо техники завелось, то пока оно греется, быстро бежишь домой переодеваешь мокрую одежду, хватаешь термос и хлеб, и едешь забирать экспедитора. Затем дорога в Брянск, ожидание загрузки на мясокомбинате, где-то после обеда возвращаемся в свой город и развоз товара по магазинам. Чем дальше работаем, тем магазинов становится больше. Затем отчет по поездке у шефа и по-разному, когда в семь, когда в десять вечера свободен. И вот вечер, я в ожидании, когда отчитается экспедитор, подремываю сидя у шефа на диване, вдруг слышу обращенные ко мне слова: "А не смог бы ты завтра последний раз съездить за водителя?" Я конечно соглашаюсь, ведь последний раз. И так продолжается шесть дней подряд, лишь в воскресение мясокомбинат не работает. Справедливости ради хочу озвучить еще одну причину своего согласия. Дома мать и отчим работают на одном заводе, который уже несколько месяцев задерживает зарплату. Еще младшая сестра, на шестнадцать лет младше. На фирме появилась традиция кто что везет, то и бесплатно берет два килограмма продукта, чтобы не было мелкого воровства и компенсировать не очень высокую поначалу зарплату. А тут за шесть дней - двенадцать килограмм сосисок, можно жить.
   Постепенно фирма разрасталась, приходили новые люди, и мне гораздо реже теперь приходилось садиться за руль Фердинанда, но приходилось.
   Это случилось той же зимой. Накануне, за нерадивость уволили водителя с Фердинанда, и на следующее утро за рулем поехал я. За экспедитора поехал новый работник, поэтому я был как бы в двух лицах - водитель и инструктор-экспедитор. До Брянска добрались без приключений, а на мясокомбинате застряли из-за того, что мне приходилось бегать в двух ролях. Загрузились только после обеда и вес был больше чем обычно - было много заказов и прибавились новые магазины. Поэтому Фердинанд ехал медленнее, чем обычно, надрывно и как-то жалобно завывая при этом и сильнее чем обычно плюясь маслом. А еще вдобавок накрылся стартер и автобус поэтому не глушили, а то без веревки не заведешь. Хотелось еще два слова сказать про напарника, это был крупный, огненно рыжий мужчина лет сорока. Во мне метр восемьдесят три, а он был на полголовы выше, а в руке мог спокойно спрятать пивную кружку.
   Уже приближаясь к городу, мы решили сделать остановку, чтобы справить малую нужду. Остановились на горке, чтобы если вдруг этот танк заглохнет, можно было бы его завести с горки накатом. Значит, встали мы с напарником рядом на обочине, лицом к полю и начали процесс опорожнения мочевого пузыря. И я так увлекся этим действом, что не сразу обратил внимания, что за спиной звук работающего двигателя Фердинанда стал перемещаться. Напарник тоже это заметил. Мы посмотрели на пока еще медленно катящийся под горку автобус, потом друг на друга, затем опять на автобус. Физиологический процесс был на самом пике и прервать его не представлялось возможным. Медленно, не прекращая процесс, приставным шагом мы начали поступательное движение вбок, в сторону решившего погулять автобуса. Но нашей скорости было явно недостаточно для погони. У меня началась тихая паника. Но тут я увидел, что у соседа все завершилось, и он уже со всех ног бросился в погоню за беглецом, проорав только мне: "Что делать то?". На что я ответил: "Дерни ручник!".
   Совершенно уверенный, что ситуация под контролем, я тоже закончил свои дела и повернулся к автобусу, чтобы не спеша занять место водителя, и увидел такую картину: автобус продолжал катиться, а из двери с растерянным видом высовывался напарник сжимая в своей крохотной ручке с мясом вырванный рычаг ручного тормоза.
   Остановить автобус теперь можно только нажав на педаль тормоза. Для этого надо догнать набирающий под горку скорость автобус, уже прилично отдалившийся от меня. Вскочить на ходу на подножку автобуса, борясь с закрывающейся от встречного ветра пассажирской дверью, перелезть через перегородку, отделяющую водительское место от пассажирского салона. И там расшвыряв лезущие под ноги канистры с водой и маслом для долива, нажать на тормоз... Ну в общем успел.
   Но на этом этот удачный день не закончился. Только мы проехали пост ГАИ и въехали в город, я увидел как мимо меня, обгоняя автобус, по дороге катится колесо. Наверное у кого то из кузова выскочило. Но меня свербит мысль, что слишком подозрительно-знакомое колесо. Тут сзади автобуса раздается какой-то скрежет, после которого Фердинанд резко осаживается на одну сторону и резко останавливается, а по дороге нас обгоняет второе колесо все такой же подозрительно-знакомой наружности. Да, колеса были наши, вернее нашего автобуса. В фирме родилась шутка. "В ходе проведения операции Фердинанд потерял гусеницу."
   Развозить товар по магазинам в этот день не получилось. Кое-как приладив колеса по временной схеме мы добрались до арендованного гаража, где и оставили груженный автомобиль. Надо сказать, что особенностью привозимых сосисок из-за которой они пользовались спросом было то что их на заводе немного прикапчивали. И запах копчености приставал ко всему, к одежде , автобусу, документам, деньгам и т.д. Поэтому в гараже, у местных аборигенов - собак автобус пользовался большой популярностью. При появлении "Фердинанда" в воротах прилегающей территории, собаки со всех ног неслись встречать и плотным эскортом провожали до самого места стоянки. Плотной толпой, напоминающим построение крестоносцев перед конной атакой, выстраивались у двери автобуса и радостно встречали каждого выходящего из него. Получив свою долю сосисочной радости, они окружали автобус по периметру, грамотно распределяясь создавая несколько концентрических кругов охвата охраняемого объекта. С этого момента можно было быть совершенно уверенным, что никто, не обладающий волшебным "копченым" запахом от одежды не подойдет к автобусу и близко. Правда, не пускали и нас, если вдруг приходили в другой или постиранной одежде. Поэтому на работу приходилось ходить в одной и той же одежде. Вот я вечером, по дороге домой захожу в троллейбус. Закрываются двери и пассажиры начинают заинтересованно крутить головами и смешно дергать носом, ища источник запаха. Через некоторое время становишься объектом внимания всего троллейбуса и чувствуешь себя ну, примерно, как голый в церкви. Зато я полюбил пешие прогулки...
   Фирма развивалась довольно интенсивно и через некоторое время у нас уже был целый автопарк нормальных грузовых автомашин, и работала уже куча народу. Тогда была очень развита уличная торговля и небольшие базарчики росли как грибы после дождя, возникая на всех "проходимых" местах города. У нас было около десятка нестационарных торговых точек, которые каждое утро выставлялись, а вечером снимались. Вот этим как раз и занимался теперь "Фердинанд".
   У "Фердинанда", несмотря на зиму, стал частенько кипеть движок. Значит, пришла пора чистить радиатор. Радиатор это такая штуковина, висящая перед двигателем и помогающая охлаждать его. Это два горизонтальных вытянутых бачка, сверху и снизу, соединенных между собой кучей мелких трубочек. Когда трубочки забиваются, то радиатор распаивают и вручную, как ствол ружья шомполом, прочищают.
   И вот, представьте себе глаза мастера, который отпаял нижний бачок радиатора и обнаружил, что трубочки в основном забиты целлофаном. "Во, Блин, сколько живу, сколько радиаторов починил, никогда такого не видел!" - сказал мастер, подняв очки на лоб и скребя пятерней лысину. Объяснение оказалось простым и несколько необычным. Была зима, и целый день проводя в холодном автобусе, ребятам хотелось чего-то горячего. Вот и варили сосиски в радиаторе, благо тосола там отродясь не было. Вот только не все заложенные для приготовления сосиски удавалось выловить через узкое заливное горлышко верхнего бачка радиатора. Вот и забивал потихоньку "сбежавший обед" сначала радиатор, а потом и движок. Правда лица моториста, вскоре делавшего уже двигатель я не видел, но о том, как он матерился при ремонте, потом ходили легенды. Некоторые особенно удавшиеся обороты были взяты на вооружение и повторены руководством фирмы при "разборе полетов" среди водителей "Фердинанда".
   Все когда-нибудь кончается, так однажды закончилась и существование "Фердинанда", правда только в рамках нашей фирмы. Руководство приняло решение избавиться от конечно эпохальной, но очень уж убыточной транспортной единицы. Продажей занимался я, и это действо, как и все связанное с этим автомобилем не прошло легко и обыденно. Объявление о продаже автобуса "висело" в СМИ несколько месяцев. Даже пару раз появлялись желающие, которые впрочем, быстро переставали быть таковыми бросив лишь один взгляд на это чудо и скоренько ретировались, даже не поинтересовавшись ценой. Но однажды в один из весенних дней в трубке раздался малоразличимый, но очень бодрый голос с жутким кавказским акцентом. На следующее утро на пороге офиса появилась группа мужчин "кавказской национальности". Смело перевирая русские слова и в нужных местах для смысла вставляя родную речь они рассказали, что хотят заняться бизнесом, а такой автобус именно то, что им для этого не хватает. Грамотно сбив цену после осмотра, которым остались полностью удовлетворены, ребята тут же расплатились и нисколько не заботясь о документах, решили отбыть на уже своем транспорте. Впрочем, поездили они не долго. На следующий же день один из новых хозяев появился у нас в офисе. Оказывается, какие-то непонятливые гаишники остановили автобус и стали требовать с кавказских коммерсантов какие-то дурацкие документы на транспортное средство. Те объясняли непонятливым гаишникам, что это их автобус, и что они его только что купили. На что придирчивые представители власти говорили, что по документам автобус принадлежит организации - частному лицею и непонятно, какое к нему отношение имеют гости с юга. В общем, пришлось мне ехать в милицию и освобождать автобус со штрафстоянки, а его новых владельцев из КПЗ. Но и после этого владельцы не спешили оформлять свою покупку. Я еле уговорил взять несколько проштампованных путевок для следующей встречи с ГАИ. " А зачем! Да!" - вопрошали они, "Есть чача, есть барашек. Пить, есть будем, дружить с милицией будем. Да!..." Видимо "дружить" у них получилось, потому что еще около полугода я встречал в городе этот автобус, передвигающейся по делам новых хозяев без всякого переоформления документов. Зато с новеньким талоном техосмотра на лобовом стекле.
   За свою жизнь и до и после "Фердинанда" мне довелось ездить на многих автомашинах. И на новых и на старых, на грузовых и легковых. Некоторые вызывали восхищение, иные досаду. С одними были связаны светлые воспоминания с другими не очень. При расставании с этим четырехколесным коллегой, я испытал чувство облегчения, как будто тяжелая ноша свалилась с плеч. Но одновременно и чувство грусти и некой утраты, как будто что-то такое ... ушло из моей жизни. Вроде что-то ненужное и мешавшее, но и одновременно какая-то небольшая, но частичка жизни, удовлетворение от сделанной тяжелой работы, и чего-то того, что в жизни уже не повториться.
  
  
   Март 2010.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"