Нестеров Андрей Николаевич: другие произведения.

Краткий Обзор Основных Положений Философского Наследия Н. А. Бердяева .

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 5.10*8  Ваша оценка:







КРАТКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФИЛОСОФСКОГО НАСЛЕДИЯ БЕРДЯЕВА Н. А.

 

 []

 

 

1.Введение. Биография Н. А. Бердяева.

2. "Философия свободы" Бердяева.

3. Философия человека по Бердяеву.

4. Проблемы истории, культуры и судьба России по Бердяеву.

5. Проблемы эстетики по Бердяеву.

6. Бердяев о проблемах НТР.

7. Заключение.

 

 

 

 

1.     Бердяев Николай Александрович ( 1874 - 1948), русский религиозный философ. Его духовная эволюция прошла путь от " легального марксизма", когда он наряду с другими марксистами выступал против идеологии народничества, к религиозному миросозерцанию. Причиной разрыва с марксизмом для Бердяева было неприятие им идеи диктатуры и революционного насилия, несогласие с тем, что историческая истина зависит от классовой идеологии, от чьих бы то ни было интересов. В 1922 г. Бердяев наряду с другими видными деятелями русской культуры был насильственно выдворен за пределы страны. В условиях эмиграции основными в его творчестве становятся темы этики, религии, философии истории и философии личности. Основные сочинения: "Смысл творчества", "Философия свободного духа", "О назначении человека", "Судьба России", "Истоки и смысл русского коммунизма", "Философия неравенства", "Смысл истории", "Самосознание".

 

2.     Бердяев один из самых радикальных философов свободы. Началом его размышления является учение о превосходстве свободы над бытием. И это учение определяет собой динамический характер его мировоззрения, объясняет происхождение зла, но также и возможность нового созидания в мире. Бердяев различает два вида свободы: первую - иррациональную и вторую - рациональную. Иррациональная свобода коренится в Ничто, из которого Бог создал мир. Это Ничто не есть пустота - это основа предшествующая Богу и миру. Данную концепцию Бердяев построил по образцу немецкого мистика Якоба Бёме (1575 - 1624), который обозначил это положение термином Ungrund(хаос). По Бердяеву из Ничто рождаютс Бог - творец и иррационалистическая свобода, как носитель творческого потенциала. Бог творит этот мир, но не властен над свободой которая им не создана. Эта свобода обуславливает как возможность добра, так и зла. Зло появляется тогда, когда первая свобода приводит к нарушению божественной иерархии бытия и отпадению от Бога из - за гордыни духа, желающего поставить себя на место Бога. Чтобы разрешить подобную дисгармонию Бог выступает уже не в качестве Творца, а в качестве Искупителя он сходит в Хаос, в пучину первой свободы, чтобы покорить её тёмные, порочные силы путём просвещения изнутри. Таким образом, возникает вторая рациональная свобода, которая состоит в подчинении моральному закону и ведёт к обязательной добродетели. В этой связи можно подчеркнуть, что свобода человека не сотворена Богом, а возникает из Ungrund, из Ничто. Бог только лишь помогает тому, чтобы воля становилось добром. Одна из главных трудностей, что про свободу заключённую в Ничто нельзя сказать ничего определённого. В то же время Бердяев утверждает, что свобода в истинном свете может открываться, лишь в мистическом акте, соответствующим образом ориентированному объекту. Также, идея бездны проводится Бердяевым недостаточно последовательно, если строго придерживаться идеи первичности свободы и Ничто, то они будут основой мира и, следовательно, Бог возникает как нечто вторичное и необязательное. Такова, вкратце, концепция философии свободы Бердяева.

 

3.     Этико - философское учение Бердяева о человеке базируется на принципе, что личность первичнее бытия. Признавая социальную обусловленность бытия личности, он вместе с тем считает главным в человеке то, что определяется его внутренним миром, а не внешним окружением. Личность, по Бердяеву, прежде всего категория религиозного сознания и поэтому проявление человеческой сущности, её уникальности и неповторимости может быть понято лишь в отношении её к Богу. Т. е. сущность человеческой деятельности Бердяев определяет как религиозное творчество. Человек это пересечение двух миров духовного и природного. Это борьба, конфликт иррационального и рационального, тёмного и светлого. Одними научными и философскими методами - человека не понять, источник его греха и зла, только христианство может раскрыть этот источник. Гуманизм в этом отношении плохое подспорье, это трудно искоренимая ересь, подчинение личности всеобщей слепой идее. Только новое религиозное сознание, претворение культуры и религии в единой форме сможет раскрыть и возвысить смысл человеческой личности. В книге "О назначении человека" Бердяев различает три формы этики: этику закона, этику искупления и этику творчества. Этика закона есть низшая ступень морального сознания. Она обращена не столько к личности, сколько к человеческому роду, к страстной природе Ветхого Завета. Этика закона состоит из кодексов запретов, "табу", "вето". Эти запреты, порождённые религиозным страхом, необходимы: без них человеку грозила бы опасность вернуться в животное состояние (кантовская этика долга есть высшая ступень этики закона). Это есть этика "социальной обыденности", она проходит мимо личности и создаёт фарисейскую психологию христианского "законничества". Она приводит к лицемерию и ханжеству или создаёт "фанатизм добра", слепой к живой личности. Высшая ступень этики - этика искупления, это этика всепрощения, любви и сострадания. Она есть этика "благодатной божественной энергии", этика Бога - Сына. Этика искупления обращена не к законникам, а к грешникам. Здесь не отвлечённый закон, а лик Христов является путеводителем совести. Но этика искупления имеет и свои опасности: она легко вырождается в "трансцендентный эгоизм", в исключительную заботу о спасении собственной души, которая легко может создать религиозную манию преследования и религиозный мазохизм. Поэтому этика искупления нуждается в восполнении её "этикой творчества". Творец забывает о себе и заинтересован в самом акте, в самих предметах своего творчества. Поэтому творящий всегда бескорыстен - он любит своё творение, как Бог любит мир. Иными словами, в творчестве человек больше не скован религиозным страхом: творя он раскрывает в себе божественную энергию, становится "меньшим братом божьим".

 

4.     История, по Бердяеву, озарена образом Христа, судьба мира со всеми его парадоксальными метаморфозами встраивается в хронику грехопадения, искупления и спасительного воскресения. Философия истории это поиск высшего идеала. Путь к идеалу лежит через новый христианский Ренессанс, новое Средневековье. Христианство дало человечеству благую весть о царстве Божьем, но современное человечество отвернулось от него и от свободы ради мечты о сытом довольстве. Вместо образа и подобия Божия, человек становится образом и подобием бездушной машины. Торжество буржуазного духа, привело к ложной и механической цивилизации, глубоко противоположной всякой истинной культуре. Для Бердяева очевидно, что существуют социальные организмы разного типа, что цивилизации самостоятельно рождаются, цветут и умирают, обнаруживая при этом некоторое подобие жизненных циклов. В истории нет механической предопределённости, поскольку она связана с усилиями духа каждого отдельного субъекта. Таким образом, средоточием исторических событий являются события морального измерения. Культура, по Бердяеву, это осуществление новых ценностей, пик духовного творчества светских сил. Бердяев связывает понятие культуры с ролью творцов культуры в том или ином обществе. Он смотрит на культуру сквозь призму судеб интеллигенции. Высший подъём культуры в отечественной истории - это Пушкин и Александровская эпоха. В целом, культура - это урок истории человечества, его взлётов и падений, его метаморфоз. Русская идея, по Бердяеву, характеризуется такой чертой, как русский мессианизм, наполняющий глубоким содержанием все стороны жизни общества, его историю, сознание, культуру. Его истоки прослеживаются им от времён средневековья (религиозное учение "Москва - третий Рим"), а затем через славянофилов и Достоевского он ведёт линию мессианизма в ХХ век к основным религиозным и нерелигиозным учениям. Сущность русской самобытности заключается в концепции "комюнотарности" (общинности) выработанной русской народной жизнью. Находясь в эмиграции Бердяев способствовал восприятию русской идеи как явления, имеющего мировое значение.

 

5.     В эстетике Бердяев рассматривает идею творческого энтузиазма. Подлинная жизнь есть творчество, где красота первоисточник творческой энергии. В экстатическом подъёме жизнь личности достигает предельного размаха, оргийная стихия человека разливается по воле, снимаются внутренние запреты и, даже, раздражение и гнев, преображаясь, питают творческую мысль. Творчество есть благодатная энергия и оно обращено не к старому, не к новому, а к вечному. Где самопожертвованное исступление гения должно быть приравнено к культу "святости". Свободная красота это очищение вялой мировой данности от иерархии духов. Искусство - это упреждение преображения мира. Иными словами, творческий порыв из мировой данности на свободу совершается во имя красоты, а красоту, в свою очередь, Бердяев именует творческой победой в борьбе против рабства мира.

 

6.     Научно - технический прогресс может быть разрушителем природы и её основателем. Может толкать человечество к роковой черте или дать шанс на спасение. Цивилизация развила огромные технические силы, которые по замыслу должны были уготовить царство человека над природой, но эти технические средства властвуют над самим человеком, делают его рабом, убивают его душу. Раскрывая эту проблему, Бердяев говорит, что только через духовное начало, через осознание ценности человеческой жизни возможно позитивное преобразование окружающей среды.

 

7.     Творчество христианского романтика Бердяева широко и многогранно. Многое из того, что он создал созвучно и нашему времени. Бердяев по праву считается выдающимся русским мыслителем ХХ века и его новое, особое прочтение ещё ждёт своего часа.

1996 г.

 

 

 

 


Оценка: 5.10*8  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Я.Ясная "Невидимка и (сто) одна неприятность"(Любовное фэнтези) Т.Мух "Падальщик 3. Разумный Химерит"(Боевая фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) В.Кретов "Легенда 4, Вторжение"(ЛитРПГ) Грейш "Кибернет"(Антиутопия) А.Робский "Убийца Богов"(Боевое фэнтези) Д.Сугралинов "Кирка тысячи атрибутов"(ЛитРПГ) А.Ардова "Жена по ошибке"(Любовное фэнтези) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"