Уилфрид Селларс: Разрушитель мифов и архитектор современной философии
Уилфрид Селларс (Wilfrid Sellars, 1912-1989) - один из самых влиятельных американских философов XX века, чьи работы радикально изменили ландшафт аналитической философии. Его идеи стали фундаментом для современных дискуссий в области философии сознания, эпистемологии и метафизики.
Ключевые аспекты его философии:
1. Критика "Мифа Данного" (The Myth of the Given)
Это центральный и самый известный элемент философии Селларса."Данное" - это идея о том, что наше знание основано на неких непосредственных, невыводных и самоочевидных элементах опыта (например, чувственные данные, ощущения), которые служат непоколебимым фундаментом для всего остального знания.
Селларс яростно атакует эту идею. Он утверждает, что это миф, потому что:
Ни один элемент нашего опыта не может служить непосредственным, самоочевидным основанием для знания. Любое знание, даже простое восприятие ("я вижу красное"), зависит от наличия концептуальных рамок. Чтобы узнать что-то как красное, вы уже должны обладать концепцией цвета.
Чувственное впечатление ≠ знание. Ощущение - это просто состояние. Оно становится знанием только тогда, когда занимает место в "логическом пространстве причин" - то есть, когда мы можем его обосновать, привести аргументы за или против него, связать с другими убеждениями.
Вывод: Не существует "сырых" данных, не тронутых интерпретацией. Знание начинается не с чистого ощущения, а со способности формулировать суждения.
2. Противопоставление "Манифестного" и "Научного" образов (Manifest vs. Scientific Image)
Селларс считал,что современный человек живет в двух противоречивых образах мира:
Манифестный образ: Мир здравого смысла, наполненный цветами, звуками, столами, сознанием и намерениями.
Научный образ: Мир, открываемый наукой - бесцветные элементарные частицы, силовые поля и законы физики.
Задача философии, по Селларсу, - синтезировать эти два образа. Ключевой вопрос: как найти место для сознания и ценностей в мире элементарных частиц? Эта проблема остается центральной и сегодня.
3. Эпистемологический бихевиоризм и "Ролевой функционализм"
Селларс предложил оригинальную теорию о природе ментального:
Эпистемологический бихевиоризм: Говорить об убеждениях и желаниях - значит использовать теоретический язык для объяснения поведения. Ментальные состояния - это не "вещи в голове", а теоретические конструкты.
Ролевой функционализм: Его идеи предвосхитили функционализм. Ментальные состояния определяются не своим внутренним составом, а своей функциональной ролью в когнитивной системе (что их вызывает и какие последствия влечет).
4. Семантика и мысль
Селларс разработал теорию, согласно которой значения слов и содержание мыслей определяются их местом в сети логических выводов (inferences).
Дополнение
Эпистемологический бихевиоризм Уилфрида Селларса - это сложная и глубокая концепция, которая является прямым следствием его критики "мифа данного". Давайте рассмотрим её подробнее, разобрав на составляющие.
1. Суть концепции: Отказ от "внутреннего" в пользу "публичного"
Основной тезис: Говорить о ментальных состояниях (таких как "знать", "верить", "чувствовать боль") - значит не описывать некие приватные, внутренние события или объекты в сознании ("картинки в голове", "ментальные сущности"). Вместо этого, это значит использовать теоретический язык для размещения индивида в публичном, социальном пространстве причин и норм.
Проще говоря, ментальные состояния - это не вещи, которые мы наблюдаем внутренним взором, а теоретические конструкты, которые мы используем для объяснения и предсказания поведения (включая речевое поведение) человека в рамках определенного социального контекста.
Аналогия из науки: Мы не можем "увидеть" гравитацию. Мы постулируем силу гравитации как теоретический конструкт, чтобы объяснить и предсказать публично наблюдаемое поведение объектов (яблоко падает на землю, планеты вращаются по орбитам). Так же и с "верой" или "болью" - мы постулируем их, чтобы объяснить, почему человек кричит, отдергивает руку, говорит "ай!" или утверждает "этот стол красный".
2. Как это работает: Связь с "логическим пространством причин"
Ключ к пониманию эпистемологического бихевиоризма - это связь с другой идеей Селларса: "логическим пространством причин" (the logical space of reasons).
" Поведение (включая речь) человека подчиняется не только причинно-следственным законам (как в физике), но и нормативным законам: законам логики, правилам доказательства, нормам обоснования, понятиям правильного/неправильного.
" Сказать, что "Сократ знает, что снег бел" - значит не заглянуть в его голову, а приписать ему место в этом нормативном пространстве. Мы утверждаем, что Сократ:
1. Имеет обоснование для этого убеждения (он видел снег, ему рассказывали и т.д.).
2. Может привести доводы в его защиту.
3. Может сделать выводы из этого убеждения (например, что не все белое - снег).
4. Будет вести себя соответствующим образом (не станет утверждать, что снег черный, будет использовать это знание в практической деятельности).
Таким образом, "знание" - это не психическое состояние, а статус, который мы приписываем человеку в рамках социальной практики обоснования.
3. Глубокая цель: Преодоление разрыва между "внутренним" и "внешним"
Эпистемологический бихевиоризм - это решение фундаментальной философской проблемы, которую Селларс унаследовал от Декарта и британских эмпириков: проблемы "приватности" сознания.
" Традиционная картина: Сознание - это внутренний театр, где разыгрываются приватные ментальные события (sense-data, впечатления, идеи). Познание - это установление соответствия между этими внутренними событиями и внешним миром. Это приводит к скептицизму: как я могу быть уверен, что мои внутренние впечатления верно отражают внешний мир?
" Решение Селларса: Он ликвидирует сам этот разрыв. Не существует сначала приватного ментального содержания, которое потом нужно как-то связать с миром. Ментальные термины изначально получают свое значение благодаря своей роли в публичном языке, в социальной практике общения и поведения.
Мы учимся использовать ментальные понятия ("я знаю", "я верю", "мне больно"), наблюдая за поведением других и сами being held accountable (признавая ответственность) за свои утверждения. Ребенок не сначала чувствует боль как приватное ощущение, а потом учится слову "боль". Он учится правильно использовать слово "боль" в конкретных публичных ситуациях (после ушиба, видя сочувствие родителей), и только таким образом это переживание становится осмысленным.
4. Отличие от классического бихевиоризма
Важно не путать эпистемологический бихевиоризм Селларса с методологическим бихевиоризмом Скиннера или Уотсона.
Объект изучения Поведение (как реакция на стимул). Игнорирует ментальное как "черный ящик". Семантика ментальных понятий. Объясняет, что мы имеем в виду, когда говорим о ментальном.
Отношение к ментальному Редукционизм: Ментальные состояния - это ничто, либо их следует свести к поведенческим диспозициям. Нередуктивный подход: Ментальные состояния - это реальные теоретические сущности, но их природа определяется их функцией в объяснении поведения, а не внутренним содержанием.
Роль языка Речевое поведение - просто еще один вид поведения, подчиняющийся conditioning (обусловливанию). Язык - это сложная социальная практика, которая конституирует само "логическое пространство причин". Без языка нет ни знания, ни мышления.
Фокус Объяснение поведения через наблюдаемые стимулы и реакции. Обоснование нашего использования ментальных терминов.
Итог: Основная идея
Эпистемологический бихевиоризм Селларса - это утверждение, что содержание наших мыслей и значение наших слов определяются не тем, что происходит "внутри" нас, а тем, как эти мысли и слова функционируют в публичном пространстве - как они связаны с нашими действиями, восприятиями и, что самое главное, с другими утверждениями в сети логических выводов и обоснований.
Это радикально социализированная и анти-картезианская view (точка зрения) на разум: мы являемся мыслящими существами только благодаря тому, что мы участники определенной социально-лингвистической практики.
Влияние и наследие
Идеи Селларса заложили основу для функционализма в философии сознания (Патнэм, Фодор) и стали отправной точкой для неопрагматизма (Рорти, Макдауэлл, Брэндом). Его критика "Данного" стала общепринятой в современной эпистемологии. Селларс - фигура, без которой невозможно понять развитие западной философии второй половины XX и начала XXI века.
Список литературы для ознакомления:
Ключевые работы Селларса (доступны на английском):
1. Sellars, W. (1956). Empiricism and the Philosophy of Mind. - Самая важная и влиятельная его работа, где он представляет критику "Мифа Данного". Первоначально была опубликована в виде лекций, а позже переиздана с комментариями.
2. Sellars, W. (1962). Philosophy and the Scientific Image of Man. - Работа, где подробно раскрывается дихотомия двух образов человека в мире. Входит в сборник Science, Perception and Reality.
3. Sellars, W. (1963). Science, Perception and Reality. - Классический сборник его основных статей.
Вторичная литература и руководства (на английском и русском):
1. Брэндом, Р. (2000). Артикулируя основания: введение в инференционализм. - Работа одного из самых известных последователей Селларса, развивающего его идеи.
2. deVries, W., & Triplett, T. (2000). Knowledge, Mind, and the Given: Reading Wilfrid Sellars's "Empiricism and the Philosophy of Mind". - Отличное пособие, которое проводит читателя через главный текст Селларса шаг за шагом с комментариями.
3. О'Ши, J. (2007). Wilfrid Sellars: Naturalism with a Normative Turn. - Хорошее введение в философию Селларса, доступное для понимания.
4. Рорти, Р. (1979). Философия и зеркало природы. - Классическая работа, в которой Рорти во многом опирается на критику Селларсом "Данного" для своей собственной аргументации.
5. Статьи в энциклопедиях: Stanford Encyclopedia of Philosophy и Internet Encyclopedia of Philosophy содержат подробные и качественные статьи о Селларсе (на английском).