Нестеров Андрей Николаевич
Уилфрид Селларс: Разрушитель мифов и архитектор современной философии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:

  Уилфрид Селларс: Разрушитель мифов и архитектор современной философии
  
   Уилфрид Селларс (Wilfrid Sellars, 1912-1989) - один из самых влиятельных американских философов XX века, чьи работы радикально изменили ландшафт аналитической философии. Его идеи стали фундаментом для современных дискуссий в области философии сознания, эпистемологии и метафизики.
  
  Ключевые аспекты его философии:
  
  1. Критика "Мифа Данного" (The Myth of the Given)
  Это центральный и самый известный элемент философии Селларса."Данное" - это идея о том, что наше знание основано на неких непосредственных, невыводных и самоочевидных элементах опыта (например, чувственные данные, ощущения), которые служат непоколебимым фундаментом для всего остального знания.
  
  Селларс яростно атакует эту идею. Он утверждает, что это миф, потому что:
  
  Ни один элемент нашего опыта не может служить непосредственным, самоочевидным основанием для знания. Любое знание, даже простое восприятие ("я вижу красное"), зависит от наличия концептуальных рамок. Чтобы узнать что-то как красное, вы уже должны обладать концепцией цвета.
  Чувственное впечатление ≠ знание. Ощущение - это просто состояние. Оно становится знанием только тогда, когда занимает место в "логическом пространстве причин" - то есть, когда мы можем его обосновать, привести аргументы за или против него, связать с другими убеждениями.
  
  Вывод: Не существует "сырых" данных, не тронутых интерпретацией. Знание начинается не с чистого ощущения, а со способности формулировать суждения.
  
  2. Противопоставление "Манифестного" и "Научного" образов (Manifest vs. Scientific Image)
  Селларс считал,что современный человек живет в двух противоречивых образах мира:
  
  Манифестный образ: Мир здравого смысла, наполненный цветами, звуками, столами, сознанием и намерениями.
  Научный образ: Мир, открываемый наукой - бесцветные элементарные частицы, силовые поля и законы физики.
  
  Задача философии, по Селларсу, - синтезировать эти два образа. Ключевой вопрос: как найти место для сознания и ценностей в мире элементарных частиц? Эта проблема остается центральной и сегодня.
  
  3. Эпистемологический бихевиоризм и "Ролевой функционализм"
  Селларс предложил оригинальную теорию о природе ментального:
  
  Эпистемологический бихевиоризм: Говорить об убеждениях и желаниях - значит использовать теоретический язык для объяснения поведения. Ментальные состояния - это не "вещи в голове", а теоретические конструкты.
  Ролевой функционализм: Его идеи предвосхитили функционализм. Ментальные состояния определяются не своим внутренним составом, а своей функциональной ролью в когнитивной системе (что их вызывает и какие последствия влечет).
  
  4. Семантика и мысль
  Селларс разработал теорию, согласно которой значения слов и содержание мыслей определяются их местом в сети логических выводов (inferences).
  
  Дополнение
  
  Эпистемологический бихевиоризм Уилфрида Селларса - это сложная и глубокая концепция, которая является прямым следствием его критики "мифа данного". Давайте рассмотрим её подробнее, разобрав на составляющие.
  
  1. Суть концепции: Отказ от "внутреннего" в пользу "публичного"
  
  Основной тезис: Говорить о ментальных состояниях (таких как "знать", "верить", "чувствовать боль") - значит не описывать некие приватные, внутренние события или объекты в сознании ("картинки в голове", "ментальные сущности"). Вместо этого, это значит использовать теоретический язык для размещения индивида в публичном, социальном пространстве причин и норм.
  
  Проще говоря, ментальные состояния - это не вещи, которые мы наблюдаем внутренним взором, а теоретические конструкты, которые мы используем для объяснения и предсказания поведения (включая речевое поведение) человека в рамках определенного социального контекста.
  
  Аналогия из науки: Мы не можем "увидеть" гравитацию. Мы постулируем силу гравитации как теоретический конструкт, чтобы объяснить и предсказать публично наблюдаемое поведение объектов (яблоко падает на землю, планеты вращаются по орбитам). Так же и с "верой" или "болью" - мы постулируем их, чтобы объяснить, почему человек кричит, отдергивает руку, говорит "ай!" или утверждает "этот стол красный".
  
  2. Как это работает: Связь с "логическим пространством причин"
  
  Ключ к пониманию эпистемологического бихевиоризма - это связь с другой идеей Селларса: "логическим пространством причин" (the logical space of reasons).
  
  " Поведение (включая речь) человека подчиняется не только причинно-следственным законам (как в физике), но и нормативным законам: законам логики, правилам доказательства, нормам обоснования, понятиям правильного/неправильного.
  " Сказать, что "Сократ знает, что снег бел" - значит не заглянуть в его голову, а приписать ему место в этом нормативном пространстве. Мы утверждаем, что Сократ:
   1. Имеет обоснование для этого убеждения (он видел снег, ему рассказывали и т.д.).
   2. Может привести доводы в его защиту.
   3. Может сделать выводы из этого убеждения (например, что не все белое - снег).
   4. Будет вести себя соответствующим образом (не станет утверждать, что снег черный, будет использовать это знание в практической деятельности).
  
  Таким образом, "знание" - это не психическое состояние, а статус, который мы приписываем человеку в рамках социальной практики обоснования.
  
  3. Глубокая цель: Преодоление разрыва между "внутренним" и "внешним"
  
  Эпистемологический бихевиоризм - это решение фундаментальной философской проблемы, которую Селларс унаследовал от Декарта и британских эмпириков: проблемы "приватности" сознания.
  
  " Традиционная картина: Сознание - это внутренний театр, где разыгрываются приватные ментальные события (sense-data, впечатления, идеи). Познание - это установление соответствия между этими внутренними событиями и внешним миром. Это приводит к скептицизму: как я могу быть уверен, что мои внутренние впечатления верно отражают внешний мир?
  " Решение Селларса: Он ликвидирует сам этот разрыв. Не существует сначала приватного ментального содержания, которое потом нужно как-то связать с миром. Ментальные термины изначально получают свое значение благодаря своей роли в публичном языке, в социальной практике общения и поведения.
  
  Мы учимся использовать ментальные понятия ("я знаю", "я верю", "мне больно"), наблюдая за поведением других и сами being held accountable (признавая ответственность) за свои утверждения. Ребенок не сначала чувствует боль как приватное ощущение, а потом учится слову "боль". Он учится правильно использовать слово "боль" в конкретных публичных ситуациях (после ушиба, видя сочувствие родителей), и только таким образом это переживание становится осмысленным.
  
  4. Отличие от классического бихевиоризма
  
  Важно не путать эпистемологический бихевиоризм Селларса с методологическим бихевиоризмом Скиннера или Уотсона.
  
  Критерий Классический бихевиоризм (Скиннер) Эпистемологический бихевиоризм (Селларс)
  Объект изучения Поведение (как реакция на стимул). Игнорирует ментальное как "черный ящик". Семантика ментальных понятий. Объясняет, что мы имеем в виду, когда говорим о ментальном.
  Отношение к ментальному Редукционизм: Ментальные состояния - это ничто, либо их следует свести к поведенческим диспозициям. Нередуктивный подход: Ментальные состояния - это реальные теоретические сущности, но их природа определяется их функцией в объяснении поведения, а не внутренним содержанием.
  Роль языка Речевое поведение - просто еще один вид поведения, подчиняющийся conditioning (обусловливанию). Язык - это сложная социальная практика, которая конституирует само "логическое пространство причин". Без языка нет ни знания, ни мышления.
  Фокус Объяснение поведения через наблюдаемые стимулы и реакции. Обоснование нашего использования ментальных терминов.
  
  Итог: Основная идея
  
  Эпистемологический бихевиоризм Селларса - это утверждение, что содержание наших мыслей и значение наших слов определяются не тем, что происходит "внутри" нас, а тем, как эти мысли и слова функционируют в публичном пространстве - как они связаны с нашими действиями, восприятиями и, что самое главное, с другими утверждениями в сети логических выводов и обоснований.
  
  Это радикально социализированная и анти-картезианская view (точка зрения) на разум: мы являемся мыслящими существами только благодаря тому, что мы участники определенной социально-лингвистической практики.
  
  Влияние и наследие
  
  Идеи Селларса заложили основу для функционализма в философии сознания (Патнэм, Фодор) и стали отправной точкой для неопрагматизма (Рорти, Макдауэлл, Брэндом). Его критика "Данного" стала общепринятой в современной эпистемологии. Селларс - фигура, без которой невозможно понять развитие западной философии второй половины XX и начала XXI века.
  
  
  Список литературы для ознакомления:
  
  Ключевые работы Селларса (доступны на английском):
  
  1. Sellars, W. (1956). Empiricism and the Philosophy of Mind. - Самая важная и влиятельная его работа, где он представляет критику "Мифа Данного". Первоначально была опубликована в виде лекций, а позже переиздана с комментариями.
  2. Sellars, W. (1962). Philosophy and the Scientific Image of Man. - Работа, где подробно раскрывается дихотомия двух образов человека в мире. Входит в сборник Science, Perception and Reality.
  3. Sellars, W. (1963). Science, Perception and Reality. - Классический сборник его основных статей.
  
  Вторичная литература и руководства (на английском и русском):
  
  1. Брэндом, Р. (2000). Артикулируя основания: введение в инференционализм. - Работа одного из самых известных последователей Селларса, развивающего его идеи.
  2. deVries, W., & Triplett, T. (2000). Knowledge, Mind, and the Given: Reading Wilfrid Sellars's "Empiricism and the Philosophy of Mind". - Отличное пособие, которое проводит читателя через главный текст Селларса шаг за шагом с комментариями.
  3. О'Ши, J. (2007). Wilfrid Sellars: Naturalism with a Normative Turn. - Хорошее введение в философию Селларса, доступное для понимания.
  4. Рорти, Р. (1979). Философия и зеркало природы. - Классическая работа, в которой Рорти во многом опирается на критику Селларсом "Данного" для своей собственной аргументации. 5. Статьи в энциклопедиях: Stanford Encyclopedia of Philosophy и Internet Encyclopedia of Philosophy содержат подробные и качественные статьи о Селларсе (на английском).

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"