Проект Сбор-Ник: другие произведения.

2. Краудфандинг по-русски, или Как я запускал проект на "бумстартере"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Peклaмa:


Оценка: 9.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение моих экспериментов с изданием книги в Сети. События происходят в октябре 2013 г.

  Краудфандинг по-русски, или как я запускал проект на "Бумстартере"
  
   Предисловие из 2015 г. После того, как я написал статью "Народный грантосос", произошло еще несколько событий.
  
   1. Мне продолжали поступать деньги за книгу, причем, как выяснилось, "Тайная комната" мало кого стимулировала - абсолютное большинство моих читателей просто давали деньги на книгу, а куски, выкладываемые в "Тайной комнате", читали все меньше и меньше. Поэтому при работе над следующей книгой - "Московитами", я отказался от скрытой выкладки, и все новые куски сразу же выкладывал в открытый доступ. На поступлении денег это никак не сказалось.
   2. Самое тяжелое при работе с читателями - это продвижение проекта. Львиная доля времени и большая часть сил уходят на рекламу, расширение своей аудитории, ведение профильных комьюнити в соцсетях и т.п. Как я часто говорю, писатель оказывается в положении певца, которому для того, чтобы дать концерт, надо сначала построить для этого концертный зал. И я подумал - вот если бы была раскрученная площадка... Ей богу, дал бы любой процент.
   3. И я решил попробовать сбор денег на раскрученной площадке - "Бумстартере". Работа над книгой шла к концу, и я решил собрать там деньги на оплату художника, который нарисует мне обложку, корректору, редактору, верстальщику и т.п.
  
   Дальше - мой дневник тех времен:
  
   1 октября 2013 г. День первый: "Полет нормальный"
  
   Собранная сумма - 6 308 руб.
  
   Я думаю, каждому человеку, наслышанному про краудфандинг (сбор денег на вашу идею всем миром) и "Кикстартер" (главное место на земле, где подобный сбор происходит) приходила в голову мысль - а почем бы мне не замутить свой проект? Неведома зверушка краудфандинг добрела и до России, русским аналогом "Кикстартера" стал "Бумстартер" на котором все чаще и чаще начали случаться успешные проекты.
  
   И я поддался искушению, и запустил свой проект. Не амбициозный, не на заоблачную сумму - мне надо собрать 33 тысячи рублей. Вот он - https://boomstarter.ru/projects/69222/oblozhka_dlya_knigi_lyudi_prinesshie_holod
  
   Чтобы хоть как-то отблагодарить своих спонсоров и рекламистов, я решил вести короткие заметки, где все рассказывать начистоту. Может быть, кому-то мои заметки окажутся полезными.
  
   Проект был запущен 30 сентября. Сегодня - 1 октября. Что я понял за первый день? Пока только две вещи, и обе - неутешительные:
  
   1. Шансов на успех не очень много. Точнее - совсем немного. Вот вам немного статистики.
  
   Сейчас на Бумстартере 152 собирающих деньги проекта. Чтобы проект стал успешным, надо собрать всю сумму полностью, даже если на финише у вас будет 99% собранных средств - вы не получите ни копейки, а все собранные деньги разойдутся обратно перечислившим их спонсорам.
  
   Как это удается людям, запустившим проекты?
  
   а) На сегодняшний день из 152 стартовавших проектов увенчались успехом пять. Это 3% стартовавших.
  
   Как обстоят дела у остальных 97%?
  
   б) Собрали больше половины заявленных денег - пять проектов. Еше 3%. Итого хоть с каким-то основанием говорить себе "А что, может и получится..." могут только 6% из ста.
  
   Как обстоят дела у оставшихся 94%?
  
   Попробуем вычленить тех, кто хоть немного "выбился из ничтожества".
  
   Десять проектов собрали пятую часть заявленных денег - больше 20% (это 6%). Еще десять проектов (в том числе ваш покорный слуга) собрали больше 10%. Это люди, проекты которых хоть как-то заметили, и которые имеют хотя бы теоретические шансы на успех.
  
   Подведем итог: хоть как-то, по самому минимуму люди заметили только 18% выставленных для сбора денег проектов. 82% сыграли неудачно - по крайней мере, пока.
  
   Как говорил Карлсон: "Тебе уже страшно? Мне - да". Я умею считать шансы, больше восьмидесяти процентов - это дофига.
  
   Вторая вещь, которую я понял: "Приходите со своим".
  
   Что я имею в виду. Как мои постоянные читатели уже знают, до запуска проекта на Бумстартере у меня был опыт краудфандинга, причем успешный - на своем сайте я собирал женьги на написание книгу у потенциальных читателей. Набрал, да. Но один из главных выводов, которые я сделал - главное не то, что ты предлагешь, главное - нсколько активно ты это делаешь.
  
   Выражение "хороший товар сам себя продает" больше не работает. Хороший товар сам не едет, он в лучшем случае не тормозит свое продвжение. А продвигать его приходится себе, я тратил на это времени как минимум столько же, сколько и на само написание книги. Поэтому один из главных итогов для меня - самому строить концертный зал для своего выступления не очень рационально. Лучше воспользоваться готовым - то бишь найти какую-нибудь раскрученную под сбор денег площадку.
  
   Именно этим, собственно, и объясняется, почему второй сбор денег я запустил не у себя на сайте, а на Бумстартере. Несмотря на то, что придется платить 5% комиссии Бумстартеру и 5% комиссии за перевод денег.
  
   Так вот, первый вывод неутешительный - очень похоже, что спонсоров придется приводить с собой, на самом Бумстартере они не водятся. И именно из-за непонимания и недооценки этого фактора абсолютное большинство запущенных проектов зияют нолями в графе "Собрано".
  
   У меня сейчас 17 спонсоров. 17 человек кинули мне денежек. Больше половины из них я знаю по именам. Кого там только нет - от моего коллеги-писателя до лучшего начальника в моей жизни, бывшего гендиректора моей газеты. С некоторыми я не знаком, но подавляющее большинство из них зарегистрировались на Бумстартере вчера. Из чего я делаю вывод, что они пришли туда после моих призывов в ЖЖ, Фейсбуке и так далее.
  
   Мое мнение о том, что своих спонсоров на Бумстартере не водится, явлется, конечно, только гипотезой. Но есть один способ проверить. На Бумстартере есть рубрика "Проект дня". Это проект выкладывается на самом козырном месте - это первое, что ты видишь, открывая сайт Бумстартера. Мне пообещали, что если мой проект соберет 20% суммы, меня туда вывесят. 8)) ЭТО НАМЕК, ДА!!! До 20% мне осталось совсем немного.
  
   На этом я заканчиваю свой первый репортаж. Хотя нет - чуть не забыл самое главное. Свой старт я оцениваю как весьма хороший, собрать за день около 20% заявленной суммы - это, знаете ли, дорогого стоит. И вот о чем я очень хочу сказать - друзья мои, многие из вас отрекламировали мой проект. При этом в мой адрес было сказано очень много слов, которые я просто не заслужил. И слова, и перечисленные мне деньги, я расцениваю как аванс. Который я изо всех сил постраюсь отдать. И очень постараюсь написать не позорную книгу.
  
   Вот теперь точно - конец первого репортажа.
  
   Дневники побирушки, день второй
  
   Октября второй день 2013 г. День второй: "Полет нормальный"
  
   Собранная сумма - 10 844 руб. (+ 4536 рублей)
  
   Сбор идет более чем успешно, собрана уже четверть суммы, но экипаж корабля прогнозирует резкое пике - сейчас сборы должны резко упасть.
  
   Записки побирушки, день третий
  
   День третий, 3 октября 2013 г.: "Полет таки нормальный!"
  
   Собранная сумма - 12794 руб. (+ 1950 руб)
  
   Поступление денег снизилось, но отнюдь не так резко, как я ожидал. Обещанного пике не случилось.
  
   Зато случилось другая вещь - прорезались положительные стороны Бумстартера.
  
   Этот крупнейший у нас ресурс для сбора денег оказался вовсе не бездушной машиной, где лишь клацают шестеренки, да щелкают снимаемые у клиентов деньги, а людьми даже не пахнет.
  
   Отнюдь нет, во-первых, там индивидуальный подход к проектам, а во-вторых, с тобой работают люди, и люди неплохие. По крайней мере, мой куратор (кураторов выделяют всем проектам) оказался очень даже приятным человеком. От него я и почерпнул основные принципы, которыми руководствуются люди, работающие на Бумстартере.
  
   Сколько я понял, для них тоже не все равно - что за проекты к ним попадают. Если ваш проект не является стандартной заявкой "Собираю за запись альбома (печать сборника стихов, написание игры etc)" - за вами будут присматривать внимательнее, и, в меру сил, помогать в сборе денег. То есть - выставлять на первой странице, ну и вообще - стараться обратить на ваш проект внимание.
  
   Но - и это важно! - делать это они могут только после того, как проект собрал хотя бы 20% объявленной суммы. То есть, если вы запускаете на Бумстартере неординарный, интересный и свежий проект - ваши шансы повышаются. Но при этом без стартового капитала, тьфу, собственной аудитории, которую вы приведете с собой, вам все равно не обойтись.
  
   Мой проект, к примеру, сегодня выставили "Проектом дня" на Бумстартере. Это, как я уже говорил, самое козырное место. Это уже произошло и имело эффект. Кроме того, о нем, по идее, должны написать в фейсбуковской (больше 10 тыс.) и "контактовской" (больше 87 тыс. подписчиков) группах Бумстартера.
  
   О том, какой эффект вызвала реклама "Людей, принесших холод" Бумстартером, я доложу вам в завтрашнем рапорте.
  
   Объявление
  
   4 октября 2013 г. Мой проект на Бумстартере собрал 100% заявленной мною суммы. 33 тысячи вы собрали меньше чем за пять дней.
  
   Я глубоко озадачен, и, пожалуй, что и потрясен. Мне надо это обдумать. Завтра напишу что-нибудь более осмысленное.
  
   А пока просто - честное спасибо вам всем.
  
   Пара слов про Бумстартер
   5 октября 2013 г. Сегодня со временем совсем плохо, поэтому о своих впечатлениях - очень лапидарно. Что, собственно, мне с моей трепливостью только на пользу. В общем, вот что я хотел бы сказать по поводу своегопроекта на Бумстартере.
  
   1. Первое и главное - спасибо всем, кто скидывался деньгами, и всем, кто помог с распространением информации. Это главное, без этого ничего не получилось бы.
  
   2. Бумстартер работает. В четвертый день, когда "Люди, принесшие холод" стал "проектом дня" и угодил а первую страницу, мы собрали больше двух третей суммы. А на следующий день - проект завершился на пятом дне своего существования. На второй день я честно сказал жене - "все получится, если мне удастся выйти на новую аудиторию". Оказывается, на Бумстартере она есть.
  
   3. Таким образом, можно уже говорить, что существует работающая площадка, раскрученная для сбора денег. Обращаю ваше внимание - у себя на сайте на написание книги сопоставимую сумму я собирал три месяца. На Бумстартере я ее собрал за пять дней. Выводы делайте сами. Но, правда, обращу ваше внимание - год назад я практически продавал кота в мешке: обещал аудитории, с которой я практически два года не общался, что напишу какую-то там книжку. Сейчас мне уже было что предъявить. Товар лицом - это важно.
  
   4. Успеху сбора средств на Бумстартере, все деньги с которого пойдут другим людям, я рад даже больше, чем успеху сбора средств для себя. И сейчас попытаюсь объяснить - почему. Но для этого придется немного порассуждать глобально и выдать на гора несколько банальных рассуждений.
  
   5. Как вы все знаете, традиционное книгоиздание в стране - в глубокой заднице кризисе. Традиционный устоявшийся способ взаимоотношений "книга - читатель" буксует, чихает, и вообще плохо едет. Не последнюю роль в этом действительно играет свободное распространение книг в сети - столь любимый в последнее время многими авторами пресловутый тезис "пираты все деньги украли".
  
   6. Принятый на вооружение способ действий - тащить, не пущать, запрещать и закрывать библиотеки - мне не кажется продуктивным. Еще ни одно социальное явление не исчезло оттого, что с ним боролись, его клеймили и запрещали. Единственный способ перевести его в полезную для общества форму - это прервать конфронтацию, работать с ним, и в процессе взаимодействия изменять его в полезную для общества сторону.
  
   7. С год назад я подумал - если пиратство цветет таким пышным цветом, если так много людей предпочитают получать книги в Сети, а не в магазине, то просто по закону больших чисел среди них должно быть некоторое количество людей, готовых заплатить автору за книгу. Не могу они все до единого быть "жадными детьми", живущими по закону "ни копеечки людям, плодами труда которых я пользуюсь". Если до сих пор, как все уверяли, работать с этой аудиторией не получалось, может быть, просто не так работали?
  
   8. Эксперимент, проведенный год назад, показал, что мало кому известный автор, обладающий сравнительно небольшой лояльной аудиторией способен не только получить от них оплату за книгу, но и получить ее авансом. Да, это сравнительно небольшие деньги. Да, они не быстро собирались. Да, автору приходится прикладывать для этого изрядные усилия - сбор средств это серьезная работа, требующая и времени, и придумывания новых ходов, пресловутой креативности мышления и тому подобное. Но это - работает. Читатели действительно могу оплатить автору написание книги.
  
   9. Теперь о том, почему меня так порадовал успех сбора средств а Бумстартере. Да, книгоизданию по любому придется находить новые формы работы автора с читателями. Да, за текст автору могут заплатить. Но для меня оставался открытым вопрос - а могут ли заплатить за издание книги? Дело в том, что неисправимо книжный человек, я рчень люблю книги. Я потихоньку утвердился во мнении, что авторы в "новом дивном мире" не исчезнут. Но мне было бы бесконечно жаль, если бы исчезли остальные творческие профессии, связанные с книгоизданием. Потому что создание обложек для книг, литературная редактура, книжная иллюстрация и т.п. давно уже стали если не отдельными областями искусства, то, по крайней мере, местом приложения творческих сил многих талантливых людей. И я очень рад, что мой эксперимент дает, по крайней мере, надежду на то, что за это люди тоже готовы платить и, соответственно, на выживание этих профессий в "новом книжкином мире". Именно в этом для меня главный итог эксперимента.
  
   10. Все мои последние проекты - это эксперимент. Я для себя выяснил, что автор может надеяться получить оплату от читателей за свой труд напрямую, минуя посредника-издателя. Он может издать свою книгу сам, минуя посредника-издателя. Осталось выяснить, способна ли написанная книга в дальнейшем приносить автору роялти, но для этого надо, наконец, дописать хотя бы одну книгу, чем я в ближайшее время и займусь.
  
   11. И последнее - несколько совсем уж глобальных обобщений. Мы все являемся свидетелями и участниками глобальнейшего процесса - судя по всему, в ближайшие несколько лет массовое книгоиздание будет мигрировать из области бумажного книгоиздания в издание электронное. Бумажное книгоиздание, безусловно, никуда не исчезнет, оно останется удовлетворять потребности консерваторов, людей, для которых бумажные книги - хобби и т.п. Но в количественом отношении объем его деятельности резко снизится, скорее всего - в разы.
  
   12. А вот что будет происходить с изданием в Сети, уже примерно понятно. И главная особенность вполне понятна уже сейчас, и она совпадает с общедоминирующей тенденцией: вытеснение организаций увлеченными любителями. Слишком много из того, что раньше могла обеспечить только организация, а то и некий социальный институт, становится доступно любому желающему. В силу этого главной фигурой в сети становится не издатель, а автор. Человек, сам задумывающий свой проект, сам реализующий его и сам его продвигающий. Функции издателя, собственно, здесь ограничиваются только предоставлением удобной площадки, что в Амазоне, что в Кикстартере, что у нас в Бумстартере.
  
   13. А вот продвижение внутри площадки - падает на плечи автора. Да, одной из главных составляющих успеха книги становится способность автора не только написать хорошую книгу, но и продвигать ее. Да, раньше эту функцию брал на себя издатель, теперь прыгать с бубном, привлекая внимание публики, придется самому. Не самый приятный вариант, согласен, но цветочки без навоза не растут.
  
   14. Но вот что бесспорно очень важно - требования издателя в бумаге и издательской площадки в сети разнонаправлены. Последние несколько лет издатели все больше унифицировали творчество авторов и заставляли работать в рамках все более и более костенеющего шаблона. Цитата из интервью главного редактора отдела фантастики крупнейшего издательства страны: "Нас интересуют только завершенные произведения объемом от 12 а.л., написанные в жанрах: 1. Фантастический боевик. 2. Боевая фэнтези 3. Классическая фэнтези 4. Фантастический роман про "попаданцев" 5. Альтернативно-исторический роман". Все. На издательской площадке в сети - напротив, - чем оригинальнее задумка, чем она незамыленней, тем больше у нее шансов обратить на себя внимание. И это меня радует больше всего, сами понимаете почему.
  
   Дюжина пунктов, которые лучше прочитать до того, как вы запустите проект на Бумстартере
  
   15 октября 2013 г. Выполняю обещанное - расскажу несколько вещей, которые я понял при работе над своим проектом на Бумстартере. Бумстартер, если кто не знает, это российская площадка, где деньги на ваши проекты собирают всем миром, жертвуя, кто сколько может.
  
   Проект оказался успешным, заявленную сумму собрал на пятый день, и я пообещал своим читателям-спонсорам честно и без утайки рассказать о подводных камнях подобных сборов.
  
   1. Если у вас есть хорошая идея, но нет денег на ее воплощение, лучше всего идти с ней на Бумстартер прямо сейчас. Потому что именно сейчас - самый оптимальный момент. С одной стороны - широкие народные массы начали платить за контент, потребляемый в Сети, с другой - производители этого контента еще не прочухались, и не устроили давку в дверях. Скоро и на Бумстартере творцов станет больше, чем потребителей этого творчества, но пока у вас есть шанс. Обратить на себя внимание на пустыре гораздо легче, чем в толпе.
  
   2. Определитесь с главным вопросом - сколько просить. Чисто технический момент: если вам нужна конкретная сумма, меньше которой - никак, имейте в виду - 5% берет Бумстартер, 5% вычитается за перевод денег, 13% с вас возьмут налогов как с физического лица. То есть реально полученная на руки сумма будет почти на четверть меньше. Второе - сумма должна быть адекватна цели, и в описании обязательно должно быть обоснование - почему вам надо именно сто тысяч, на не тридцать. Аргумент "потому что сто тысяч больше" - не принимается. И имейте в виду - каждая следующая тысяча, конечно же, увеличивает сумму, но понижает ваши шансы в геометрической прогрессии. По опыту Бумстартера, расклад на сегодняшний день примерно такой. Сумму порядка 30 тысяч рублей при выполнении всех условий и ударном труде собрать не то чтобы легко, но не слишком сложно. 100 тысяч - реально. Больше ста - крайне сложно. Собрать полмиллиона и больше - это примерно как потерять жену. Очень тяжело. Практически невозможно.
  
   3. Будьте оригинальным. Как ни странно, но креативных людей среди авторов Бумстартера - каждый первый, а вот оригинальных, не похожих на других проектов - очень и очень мало. Из десяти появляющихся проектов трое стоят с плакатами "скидывайтесь на запись альбома нашей группы", двое просят денег на съемки и досъемки фильмов, еще двое предлагают концерты и спектакли, еще парочка желает издать сборники своих стихов, и только один предлагает что-то выбивающееся из привычного ассортимента. И именно у него - наибольшие шансы.
  
   4. Именно поэтому КРАЙНЕ внимательно отнеситесь к описанию проекта. И имейте в виду - после того, как вы запустите проект, вы уже ни буквы не сможете поменять в описании проекта - это специфика Бумстартера, поэтому еще раз - отнеситесь ПРЕДЕЛЬНО СЕРЬЕЗНО. В описании вы должны всего-навсего убедить незнакомых вам людей, почему они должны отдать вам свои деньги, причем - добровольно и с песнями. Над этим не грех и поработать. Я не буду говорить, что описание должно быть ярким, интригующим, запоминающимся и бросаться в глаза - это по умолчанию. Самое главное - оно должно быть убедительным. Даже если вы просите денег на издание стописятдевятого на этой странице сборника стихов, любой прочитавший должен согласиться - это ОСОБЕННЫЙ сборник стихов. Если вы даже этого не сможете - какой вы, нафиг, танкист? То есть творец.
  
   5. Не забудьте авансом ответить на любимый вопрос спонсоров "А ты кто такой?". Вам придется написать что-то типа автобиографии, так вот, имейте в виду - бывшему депутату Государственной Думы подают охотней, чем никому не известному гению. Кот в мешке - самый неприглядный из всех мимимишных котиков, и покупать его никто не будет. Поэтому если у вас уже есть готовые проекты - обязательно напишите о них, вот, мол, это сделал я - полюбуйтесь и оцените. Если можно выложить какую-то демо-версию, того, на что вы собираете, обязательно сделайте это. Не факт, что все увидевшие мгновенно станут вашими истовыми поклонниками, но даже неказистый товар лицом всегда лучше самых заманчивых голословных обещаний.
  
   6. Со всем определились, все графы заполнены, проект запущен. Теперь усвойте главное - краудфайтинг это велосипед, а не мотоцикл. Он сам по себе не едет, педали крутить придется. Если вы не будете ежедневно (это не фигура речи, это именно "каждый день") работать над продвижением своего проекта, он соберет рублей 300. Если очень повезет - рублей 700. Несмотря на всю гениальность вашего замысла и необозримую величину вашего таланта, народ вовсе не ломанется к вам с трудовым рублем. Просто потому, что ничего о вас знать не будет. Поэтому без зажигательных танцев в вашем исполнении, перемежаемых гортанными криками "Дэнгы давай!" никак не обойтись. Если, конечно, ваши имя-фамилию не произносят по телевизору минимум раз в неделю.
  
   7. Усвойте принцип - "приходить надо со своим". Имейте в виду - идти на Бумстартер без собственной уже имеющейся аудитории, это примерно как собираться на базар без денег. Может быть, вам что-нибудь и перепадет, но, скорее всего, не очень много. Чем шире круг ваших поклонников, тем лучше. Надеяться на аудиторию Бумстартера сильно не стоит - это вовсе не место, где специально собрались добрые дяди-тети с тугими кошельками, и деньги им, как герою Шукшина, жгут ляжку. У Бумстартера, безусловно, есть своя аудитория, но она, во-первых, не очень велика, а, во-вторых, подключается обычно только тогда, когда проект уже обратил на себя внимание.
  
   8. Поэтому самое главное и одновременно самое трудное - собрать хотя бы 20% от требуемой суммы. Их вам и должна принести уже имеющаяся аудитория, друзья, приятели, приятели приятелей и прочие родственники и знакомые Кролика. Не поленитесь и напишите всем своим друзьям, однокурсникам, однополчанам, френдам в соцсетях. Не надо кричать "По рублю, гады, по рублю!", просто объясните ситуацию - так, мол, и так, замутил я вот такую штуку, если можете и желаете - поддержите рублем, нет - просто расскажите о проекте у себя. И за то, и за другое буду искренне благодарен. Не хотите ни того, ни другого - ваше право, никаких обид, любой проект не рубль, чтобы всем нравится. И если вы эти 20% соберете - дальше пойдет гораздо легче. Хотя бы потому, что ваш проект одним этим уже будет бросаться в глаза - по статистике, больше 80% проектов, вывешенных на "Бумстартере", так никогда и не пересекают отметку в 10%, больше половины не набирают и двух. Если этому проекту люди уже столько накидали в шапку - значит, эта вещь как минимум стоит того, чтобы кликнуть по описанию. И еще одно важное замечание - нет правил без исключений. Уже имеющаяся аудитория крайне и крайне желательна, но если ее нет - проект на Бумстартере хороший повод ею, наконец, обзавестись, нужно же когда-то начинать. Были примеры, когда хороший проект обзаводился поклонниками прямо на ходу. Но - хороший проект.
  
   9. Если вы понимаете, что с уже имеющейся аудитории нужной суммы вы не соберете, значит, надо добирать дополнительную аудиторию. И здесь в действие вступает самые простой принцип - "чем больше народу будет знать о вашем проекте, тем выше его шансы на успех". Рекламируйте свой проект где только возможно, но - ненавязчиво, неназойливо, и не занудно. Спишитесь с админами профильных тусовок в интернете, ищите группы и комьюнити в соцсетях, которые может заинтересовать ваш проект, обратитесь, наконец, в традиционные СМИ. Не факт, что все получится, но если ничего не делать - ничего не получится с гарантией.
  
   10. Не стройте особых иллюзий - никакого сарафанного радио не будет, и не пойдет о вас слух по всей Руси великой, едва лишь вы объявите о своем проекте. Опыт показывает, что рекламировать вас будут весьма неохотно, люди почему-то скорее перечислят вам денег, чем напишут про вас у себя, хотя это не будет стоить им ни копейки. Оно и понятно - никто не любит прыгать с бубном и зазывно кричать: "А вон чо есть! А вон чо есть!". Но тем приятней будет ваше удивление от того, что обязательно найдутся люди, которым то, что вы делаете, понравится настолько, что они или денег перечислят, или расскажут о вас другим. И чем лучше ваш проект, тем больше их будет. Как говорят работники "Бумстартера", "хороший проект свой рубль найдет".
  
   11. Немного о хорошем - в этом забеге вы будете не один. Если вы перейдете отметку в 20%, ваш проект будет не просто быстрее набирать популярность самотеком. Его начнут и целенаправленно продвигать. Дело в том, что работники Бумстартера, по крайней мере сейчас - нормальные люди, которым не все равно, на что собирают деньги на их площадке. Хорошие проекты они поддерживают. К тому же ваши цели совпадают - они тоже очень сильно заинтересованы, чтобы у них было как можно больше успешных проектов, которые собрали много денег. Поэтому если ваш проект уже вырвался из вяло плетущейся по дистанции группы с отметками "0%", "1%" и т.п. - он почти со стопроцентной гарантией станет "проектом дня", будет вывешен на главной странице и т.п. Все тот же работающий везде жизненный принцип - если ты уже чего-то добился, репутация начинает работать на тебя.
  
   12. И последнее - о психологических проблемах, которые, я знаю, многих удерживают от того, чтобы начать собирать деньги за свою работу: "Как, мол, так, я буду побираться...". Запомните - вы не побираетесь, не одалживаетесь и не канючите. Вы предлагает людям то, на что вы, черт побери, потратили немало сил, средств, и времени. Даже если вы не соберете денег - это лишь повод задуматься: может быть, вы что-то делаете не так, может, вы стартовали слишком рано, может - обращались не к той аудитории, может, не так себя презентовали. Но презентовать себя вы имеете полное право. Вы никого ни к чему не обязываете, ничего не требуете, и не просите. Вы пред-ла-га-е-те. А это - святое право каждого творческого человека - показать то, что ты сделал. Желательно - как можно более широкой аудитории. Потому что делал ты это не для себя, а для других - вдруг кому-то это будет нужно. Может нужно, может нет: пока не покажешь - не проверишь. Никто не сделает этого за вас и никто этого не сделает лучше вас. И краудфайтинг - это не самый худший способ рассказать о том, что ты делаешь, миру.
  
   Вдруг ему это надо.
  
   Послесловие из 2015 года.
  
   Как мне кажется, обязательно надо рассказать про еще одно важное дополнение - через два месяца после написания этих текстов, когда я рассылал призы свои спонсорам, я все-таки не поленился, и уточнил у них - кого из спонсоров я привел сам, а кто профинансировал проект, увидев его на Бумстартере. Последних практически не оказалось - около 90% людей, внесших деньги, либо привел на БС я сам, либо их привели мои друзья. Своей аудитории у Бумстартера все-таки нет, меня ввело в заблуждение то, что выставление моего сбора в "Проект дня" совпало по времени с приходом самой мощной волны спонсоров, откликнувшихся на поднятую мною и друзьями рекламную шумиху.
   Именно это обстоятельство (+ то, что Бумстартер функционально просто не приспособлен к выкладыванию книг) и сподвигло меня на создание краудфандинговой площадки, изначально заточенной под сбор денег на книги. Но это уже другая история, о которой будет рассказано в третьей статье.
  
  Но прежде - небольшой постинг от 6 ноября, которым закончились мои думы про Бумстартер. Накануне я нечаянно устроил небольшой холивар о копирайте, а на следующий день написал:
  
  Моя вчерашняя эмоциональная реплика предсказуемо вылилась в холивар между условными "копирастами" и не менее условными "пиратами".
  
  Читая холивар, вдруг заметил одну весьма странную вещь: очень многие из самых активных и самых эмоциональных участников И С ТОЙ, И С ДРУГОЙ стороны - платили мне деньги за мою книжку. Причем некоторые - неоднократно. И те, кто кричит плохие слова про читателей, и те, кто обзывает писателей.
  
  И этот курьез мне кажется очень показательным. Возможно, антагонизм этих двух групп вовсе не столь фатален и неразрешим, как это представляется при чтении их дебатов?
  
  А теперь предметно. Юзер b0gu3 вчера в споре со мной написал очень важную, на мой взгляд, реплику:
  ____________
  Почему и зачем выложил книгу - бессмысленные вопросы. Потому что мог. Это так же легко, как моргнуть. Зачем? Да какая разница, не он, так кто-то другой бы сделал. В этом вся фишка бесплатного копирования - это слишком легко, чтобы никто этого не сделал.
  
  Это новая реальность. Выкладывают всё - от интеллектуальных Лазарчуков до банальных "Как похудеть за 21 день" (не знаю, есть ли такое в природе). Выкладывают, потому что привлечь на свой сайт интеллектуала-лазарчуковца приравняется по затратам и по результатам к привлечению какой-нибудь искательницы диет и рецептов похудания. Клик-клик! Ваша кука занесена в базу, спасибо за скачивание.
  
  Вот во времена СССэРа какие-нибудь Стругацкие писали свои повести, и ВААП печатал их за рубежом, но Стругацким доставалось от силы 10% от гонорара (90% забирал ВААП). И ничего, жили с этим, как с данностью. А куда денешься? Либо вообще там не печатайся, либо хоть 10% получай.
  
  Сейчас пираты отбирают свои проценты, и реальность такова, что изменить это не в силах ни АЗАПИ (хоть и пытаются), ни др-пилюлькин с его морально-гневными инвективами, ни добропорядочные покупатели...
  
  Хотелось бы конечно, чтобы все были честные и правил не нарушали. Но человеки такие человеки, что если есть возможность - будут нарушать. А как с этим бороться эффективно, пока никто не придумал.
  _____________
  
  Две ремарки. Во-первых, разница между ВААП и пиратами заключается в том, что ВААП действовал от имени государства, а пираты никого, кроме себя, не представляют. Во-вторых, замечу как человек, не чуждый истории, что в ней можно найти немало рассказов о временах, когда любой чувствовал себя вправе делать то, что мог и хотел сделать. Обычно это случалось после того, как что-то старое рухнуло, потому что отжило свой век, а новое ему на смену еще не пришло. Вот тогда - да, был полный простор "частной инициативы", не скованной никакими рамками, в том числе и рамками закона, морали, и т.п. Один из таких периодов люди постарше хорошо помнят. 8)
  
  Вот только все эти периоды ВСЕГДА заканчиваются одинаково. Рано или поздно приходит государство, придумывает (или легализует устоявшиеся) правила и строит всех по этому ранжиру. И на этом "я делаю так, потому что могу" - заканчивается. Потому что государство - единственный субьект, который делает то, что может, и конкуренции, даже в малом, не терпит.
  
  К чему это я? К тому, что сейчас в сфере экономической составляющей творческой деятельности человека у нас период послереволюционной анархии. Была революция - революция технологий - в результате которой старый институт рухнул, погребя под своими обломками все. На этих руинах все мы и резвимся сейчас. Но самой большой ошибкой было бы думать, что этот период продлится вечно. Нет. Поверьте многократно тиражируемому опыту предков - скорее рано, чем поздно, он закончится. По большому счету, наведение порядка сдерживается только тем, что нет проекта нового здания на месте рухнувшего. Никто особенно не понимает - на каких новых принципах должно строиться взаимодействие производителей и потребителей произведений культуры.
  
  Открою еще одну тайну - государство гораздо охотнее легализует какие-то сложившиеся и устоявшиеся формы, чем придумывает свои. У государственных структур с креативностью традиционно плохо, все их потуги что-то придумать обычно вызывают смех, вот оно и пользуется чужим. Особенно, если эти сложившиеся самотеком формы взаимодействия более-менее устраивают все противостоящие стороны. Но если ничего так и не появится - тогда да, будут придумывать сами, не терпеть же анархию. Что они придумают - все мы прекрасно знаем на примере "болванок Михалкова".
  
  Поэтому вывод простой - или мы придумаем систему, с которой, пусть скрипя зубами, согласятся и "копирасты" и "антикопирасты", либо нам ее придумают.
  
  Послесловие из 2015 года. Придумался, естественно, проект "Сбор-ник". А вот что конкретно придумалось - смотрите в третьей статье.
Оценка: 9.00*3  Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  Л.Миленина "Полюби меня " (Любовные романы) | | М.Кистяева "Кроша. Книга вторая" (Современный любовный роман) | | А.Эванс "Право обреченной 2. Подари жизнь" (Любовное фэнтези) | | А.Рай "Мишка для ведьмы, или Месть - не искупление" (Любовная фантастика) | | Ю.Эллисон "Хранитель" (Любовное фэнтези) | | Н.Самсонова "Жена мятежного лорда" (Любовные романы) | | А.Емельянов "Мир Карика 3. Доспехи бога" (ЛитРПГ) | | Н.Волгина "Ночной кошмар для Каролины" (Любовное фэнтези) | | V.Aka "Девочка. Вторая Книга" (Современный любовный роман) | | К.Кострова "Соседи поневоле" (Молодежная проза) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Атрион. Влюблен и опасен" Е.Шепельский "Пропаданец" Е.Сафонова "Риджийский гамбит. Интегрировать свет" В.Карелова "Академия Истины" С.Бакшеев "Композитор" А.Медведева "Как не везет попаданкам!" Н.Сапункова "Невеста без места" И.Котова "Королевская кровь. Медвежье солнце"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"