Аннотация: Спорные размышления о двух малосовместимых составляющих нашего проекта
Мы живем в мире победившего шоу-бизнеса. Увы, но это так.
В свое время я довольно часто бывал в Китае и всегда удивлялся - почему они так орут? Потом живущий там друг Макс пояснил мне: "Их очень много. Чтобы тебя заметили, надо очень громко орать". С тех пор прошло очень много лет, и теперь мы все живем в мире, где чтобы тебя заметили, надо очень громко орать. Принятая в шоу-бизнесе система "раскрутки" восторжествовала практически во всех сферах деятельности - или ты шумно пиаришься, или тебя никто не замечает. Нет, правда. Пиарятся все - губернаторы и ученые, блогеры и депутаты, товаропроизводители и няни, автомеханики и журналисты, солдаты и артисты, университеты и государства.
Рекламная кампания стала если не сутью, то непременным атрибутом любого начинания. Нет, ну в самом деле - какая сфера деятельности сейчас не требует раскрутки? Наука? Господь с вами, если ты не умеешь себя продать, твое исследование никогда не получит финансирования, у ученых в резюме один из главных показателей - количественное значение твой раскрученности, так называемый "индекс Хирша". Армия? А чем, по-вашему, был парад 9 мая? В том числе - и рекламной акцией российской армии. Промышленность? Заводы и фабрики? С учетом денег, вкладываемых ими в рекламу, даже не смешно.
У этого рекламного вала есть много следствий, но одна из главных - утрата ориентации. Когда тебя морально прессуют с утра до ночи, очень трудно разобраться, что хорошо, а что плохо; что тебе действительно понравилось, а что тебе впарили. Ну и вал предложений смущает - искать иголку в растущем как квашня стогу все труднее и труднее.
Когда мы затевали "Сбор-ник", мы, если честно, еще не до конца понимали, что мы делаем, и понимание это приходит только сейчас. Недавно я осознал, что у "Сбор-ника" есть как минимум две не очень соединимые между собой ипостаси - едакие малосовместимые Джекил и Хайд, которым друг от друга никуда не деться.
С одной стороны "Сбор-ник" - это краудфандинговая платформа. Крайдфандинг как явление - плоть от плоти этой самого повсеместного рекламного вала, он его порождение, он под это заточен, быть успешным там - это суметь поднять рекламную волну и прокатиться по ней как на серфе. Если ты этого не умеешь, или не хочешь делать - делать тебе на краудфандинге нечего. Краудфандинг - это платформа для продажи, ему, как любому из законных отпрысков Эпохи Рекламной Раскрутки по большому счету все равно что продавать - главное продавать. Не останавливаться - больше, больше успешных проектов, сильнее натиск, навались, ребятушки, еще немного - и дожмем!
С другой стороны - когда мы еще на стадии задумки отсекли все проекты, кроме книжных, и вопреки законам рынка ограничили сферу деятельности, мы подселили в создание активного рекламщика Хайда скромного библиотекаря мистера Джекила. Потому что "Сбор-ник" - это библиотека: место, где нет ничего, кроме книг, которые можно читать, обычно называется библиотекой. А библиотека - это одна из последних вещей в нашем мире, не совпадающих по сути своей с рекламой. Потому что смысл библиотеки - не навязывание, как в рекламе, а поиск, выбор. Рекламная кампания - это когда выбор делают за тебя, рыться в книгах - это когда выбор делаешь ты сам.
Но! По зрелому размышлению я понял, что это не совсем так. Есть реклама как навязывание, и есть реклама как совет. И это принципиально разные типы рекламы. В том же Фейсбуке есть "рекомендованные публикации", которые показываются мне, потому что кто-то денег заплатил, и статусы, которые я вижу, потому что мои друзья их лайкают и перепощивают. И если первая, навязывамая, реклама меня жутко раздражает, то ко второй я как минимум терпим, а как максимум - с удовольствием пользуюсь этими рекомендациями. И той же библиотеке я частенько брал книжки, которые мне советовали друзья.
Я понял, граждане, что потенциально "Сбор-ник" это и есть библиотека, составленная на основе рекомендаций. Самых ответственных, надо сказать, рекомендаций - когда человек подтверждает качество книги своим кровным рублем. Книги в библиотеку "Сбор-ника" будут отбирать только и исключительно читатели, и вот пройти этот отбор будет очень непросто. И, что для меня очень важно, по прочтении любой книги в этой библиотеке ты всегда будешь иметь возможность нажать кнопку и поблагодарить автора финансово.
И я понял, что хочу вот эту, рекомендательную ипостась "Сбор-ника" всемерно развивать, а вот законы краудфандинга, согласно которым автор обязательно должен быть еще и умелым маркетологом, по возможности нивелировать (совсем от нее уйти не получится, да и не надо). К сожалению, практически все авторы - из рук вон плохие маркетологи, вся их стратегия продвижения книги завершается на фразе "Для начала я сообщу об этом в своем блоге". И я их понимаю - я сам еще тот рекламист, я всю жизнь предпочитал набирать популярность не в результате массированных кампаний, а самотеком. И мне кажется несправедливой ситуация, что автор, неверно рассчитавший возможности своей аудитории, ничего не получает в итоге, и собранные им благодарности читателей уходят в песок. Я имею в виду главный принцип краудфандинга "все или ничего": или ты собрал заявленную сумму, или ты не получил денег. Потому что это не что иное, как стимулирование навязывания: Любой ценой впарь! Расширяй аудиторию или умри! И т.п, и т.д.
Я понимаю, что с финансовой точки зрения отказываться от этого принципа совершенно неправильно - именно это условие позволяет привлекать новых пользователей, расширять аудиторию, стимулировать поступление денежный средств и прочее, но... Но мне жалко терять хорошие книги, которые могли бы быть в нашей библиотеке. И я считаю, что если за книгу финансово поручились несколько десятков читателей, не очень правильно игнорировать их мнение. Поэтому в правилах "Сбор-ника" появляется новый пункт:
Если сбор не собрал заявленную сумму, но его поддержало не менее 30 человек на сумму не менее 10 тысяч рублей, он может быть объявлен успешным вне зависимости от суммы, первоначально заявленной автором. Решение - объявлять сбор успешным или нет, принимается автором.
Это первая новость. Второе - не новость, а просьба. Чтобы "Сбор-ник" все-таки стал библиотекой из отобранных читателями книг, нужно, чтобы было из чего выбирать. Проще говоря - чтобы в библиотеке появлялись хорошие книги, нужно, чтобы эти хорошие книги были в заявках.
Я точно знаю - они есть. Более того - они известны. Даже в нынешнем половодье разливанном хорошие тексты не теряются. Если автор работает и работает хорошо - его замечают, и у него появляется своя аудитория. Не факт, что его популярность превысит акунинскую, не факт, что он будет открывать двери в издательства ногой или сидеть в телевизорах на ток-шоу. Но читатели у хорошего автора будут, это совершенно точно. И чем дальше - тем больше. И вот чтобы этот процесс хотя бы немного ускорить, "Сбор-ник" может оказаться небесполезным.
Так что хорошие книги есть, но мне они неизвестны. Я уже давно агитирую известных мне хороших авторов, но процесс пока идет неважно. Большинство моих пишущих друзей-приятелей давно уже "оперились", они активно издаются, и им "Сбор-ник" не очень интересен. А те, кому все-таки интересен - осторожничают. И я их понимаю - одно дело выйти на ринг "Сбор-ника" никому не известному автору, совсем другое - человеку с именем.
Да и вообще, как я понял, я очень плохо ориентируюсь в сегодняшней литературе - я ведь тоже живу в этом "половодье разливанном", где каждый год издаются десятки тысяч книг, а уж сколько пишется... Нет, я пытаюсь ликвидировать этот проблем, но нельзя вычерпать море одному. За последние месяцы я, например, открыл для себя двух блестящих авторов, писателей божьей милостью - Максима Далина и Надежду Попову, но ведь их наверняка много больше.
Я этих авторов не знаю, но совершенно точно знаете вы. И у меня большая просьба - посоветуйте, пожалуйста, в комментах - на кого мне обратить внимание, кому предложить сотрудничество. А если вы, со своей стороны, тоже предпримите некие действия, чтобы обратить их внимание на "Сбор-ник" - благодарность моя будет безмерной.
В конце концов, у нас вчера было масштабное обновление сайта, причем по большей части - именно в функционале оплаты, тот же PayPal прикрутили. Надо же на ком-то протестировать. 8)