Нестор : другие произведения.

О доверии и доверчивости

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  "Верить никому нельзя. Мне можно."
  (из фильма "Семнадцать мгновений весны")
  
  
  Несколько лет назад путешествуя по Норвегии, я заметил стоящие на обочине дороги ящики с картошкой, банки молока и картонки с куриными яйцами. На бумажке, трогательно укутанной от непогоды в прозрачный пластиковый пакет, выведенные неумелой детской рукой стояли цены, а рядом консервная банка с мелочью для сдачи. Машины останавливались, наполняли пакеты продуктами, бросали купюры в ящик с прорезью, забирали сдачу и уезжали. И никого рядом, кроме белок, или пасущихся коз.
  После, я узнал от норвежки хозяйки кэмпинга, что эта замечательная старая традиция начала уходить в прошлое после того, как в шестидесятых годах в Норвегии появились иммигранты из арабских стран и пакистанцы, а недавно - поляки и цыгане.
  Доверие - это производное от "веры" человека человеку, или человека Богу. Доверие возникает только тогда, когда люди верят друг другу, зная точно, что они не будут обмануты, и за нарушение такого (даже и неписанного) соглашения последуют репрессии семьи, группы или общества. То есть, эта группа должна следовать единому (!!!) кодексу морали и чести, запрещающему вероломство. И как следствие - карать его преступивших.
  Личная честь в традиционных западных (и некоторых восточных, например - японском) обществах прошлого была несовместима с вероломством. Обманувший доверие становился изгоем, парией. Позже, низшие сословия пытались перенимать дворянский "кодекс чести". Так возникла "купеческая честь", "трудовая честь" ремесленников, и "рабочая честь" в СССР.
  В фундаменте современного буржуазного общества находятся конституция и своды законов, мораль же - несущественный довесок, жалкая завитушка. Поскольку дремучий лес законов имеет множество поправок и условий, опытный адвокат за некоторую сумму денег докажет суду присяжных, что "черное" это "белое", и наоборот. Что касается морали, то о ней обычно и не вспоминают. Кроме того, даже такая полузабытая буржуазная "мораль" - весьма относительна и пластична.
  Конкуренция - аналог войны. Возможно ли доверие врагам на войне, пусть даже и конкурентной? А конкурируют ведь не только фирмы и ТНК, но и отдельные индивидуумы между собой, за прибыль, за высокий статус, за "место под солнцем". Вспомним, что капиталистическое общество немыслимо без конкуренции, из этого следует, что никакое доверие в рамках этого социума невозможно. На месте доверия - задокументированные договор и сделка.
  Можно ли верить государству? А государство само вам верит? Можете ли вы что-нибудь взять у государства "под честное слово"? Нет? Т.е. государство априори считает каждого человека бесчестным и недостойным доверия. Очень жаль! Тогда и ему верить нельзя. Поскольку каждое государство заинтересовано в сохранении своей власти и доминации, оно относится как правило к своим гражданам с подозрительностью.
  Доверчивость - не одна из разновидностей глупости, если бы это было истинно, то наоборот - подозрительность, всегда сопутствовала бы большому уму. А это, очевидно не так.
  Исток доверчивости в наивности, в предположении что люди как создания божьи должны быть милосердны и честны. Также, и неиспорченные родителями и социумом дети, в труднодоступных, оторванных от городской цивилизации деревнях, обычно - очень доверчивы. Несколько раз в жизни мне повезло встретить таких людей. Они были благородны, открыты и беззащитны, готовы помочь каждому нуждающемуся. И чудо, казалось, сам Мир защищал их, возвращая им то что у них обманом отобрали - десятикратно.
  Что следует из всего этого? Доверие невозможно в обществе, состоящем из групп имеющих разные представления о морали и чести, или не имеющих их вовсе. В обществе, которое не способно заставить всех своих членов, хотя бы элементарно не нарушать собственных законов.
  Можно верить тому, кто честен всегда, со всеми и во всём. Особенно, если это родной, близкий по духу человек. Можно один раз "проверить" человека на устойчивость к соблазну деньгами, сексом и удовольствиями. Подобный "экзамен" можно проводить только один раз, и по-возможности незаметно для "экзаменуемого". Бессмысленно повторять его, если результат оказался отрицательным, это ничего не изменит. Ведь сущность человека, как правило неизменна.
  Вот так.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"