Нетылев Александр Петрович: другие произведения.

Символическое значение оружия

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Новинки на КНИГОМАН!


Peклaмa:


Оценка: 9.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статьях, посвященных практическому аспекту военного дела, регулярно встречается упоминание о символическом значении оружия, как о чем-то само собой разумеющемся. Однако ни разу я не встречал статьи, в которой делались бы попытки более-менее раскрыть этот вопрос. На полное раскрытие темы не претендую.

  В статьях, посвященных практическому аспекту военного дела, регулярно встречается упоминание о символическом значении оружия, как о чем-то само собой разумеющемся. Однако ни разу я не встречал статьи, в которой делались бы попытки более-менее раскрыть этот вопрос.
  Для начала, немного о том, чего тут не будет. Не будет фрейдистских идей на тему ассоциации оружия с фаллическим символом. Хотя разумеется, такую ассоциацию можно провести для самых разных видов оружия: мечей, копий, топоров (прорубающих преграду), дробовиков (расплескивающих дробь, как... в общем, вы поняли)... Но именно это делает такой подход неконструктивным. Если под него можно подвести любой вид оружия, то он не дает нам никакого разделения между ними. По той же причине я не буду рассматривать связь между оружием и уверенностью героя, или просто тот факт, что оружие поможет ему остаться в живых.
  
  > Категории оружия.
  
  Начнем мы с целых категорий, имеющих свои общие черты, а потом уж перейдем к некоторым частным случаям.
  
  1. Мечи.
  К мечам относятся также шпаги, сабли, скимитары, катаны и даже джедайские световые мечи или бензопилы космодесантников. Часть из них просто вносит колорит, соответствующий времени или месту действия, другая - вносит элементы значения других категорий, но базовое значение меча в любом случае остается в силе.
  Каково же это значение? Меч - романтическое оружие, приличествующее рыцарю, самураю, мушкетеру (после Дюма кто-то еще помнит, что чисто этимологически основным оружием мушкетера должен быть мушкет?). В целом, можно сказать, что он символизирует... Верность. Верность, которую герой готов отстаивать с оружием в руках. Это может быть верность сюзерену (особенно характерно для самураев), верность стране, верность принципам (в особенности если они имеют некое сакральное значение, как, например, кодекс чести), верность религии (всяческие паладины и крестоносцы), верность любимой (напомню, что шевалье Д"Артаньян ради своей Констанции фактически совершил государственную измену). Именно из-за идей, так или иначе основанных на верности, герой рыцарского романа почти всегда вооружен мечом, - хотя исторически рыцари уважали и клевцы, и бердыши, и боевые топоры.
  - Показательный пример: Эмия Широ из Fate/Stay Night. Меч - его "исток", то есть, магическое выражение души. Именно мечом он пользовался во всех случаях, когда вносил серьезный вклад в победу, причем не в качестве мальчика для битья, кроме одного. И при этом - он фанатично следует за своим идеалом, выполняя клятву, данную отцу в детстве. Показательно, что его вариант из будущего, разочаровавшийся в идеале и клятве, стал лучником... Но при этом продолжал активно использовать мечи, что символизирует то, что разочаровавшись в идеале, он не смог переделать свою натуру, - что и привело к его поражению в идеологическом противостоянии с "молодой" версией: он признал, что его идеал не был ошибкой. Не менее показательно, что единственный раз, когда Широ-не-из-будущего побеждает, используя не меч (а щит), был в той сюжетной ветке, где он отказался от своего идеала ради любимой.
  Распространена, впрочем, и ситуация, выбивающаяся из ряда: когда мечом вооружают злодея. Просто ради того, чтобы дать герою почти-равного противника. В этом случае символизм оружия задает герой; злодей же подстраивается под него, потому что бой на мечах часто оказывается зрелищнее, чем бой меч против топора или копья.
  - Показательный контрпример: Сайфер Алмази из Final Fantasy VIII. Сложно представить менее совместимый с понятием "верность" образ, чем этот парень, меняющий хозяев как перчатки. Однако, он противостоит Скволлу, который как раз-таки верен своей возлюбленной Риноа и становится, по собственному же выражению, ее рыцарем. Скволл и Сайфер вооружены схожим оружием, обладают схожей манерой боя и изначально представлены нам как практически равные противники. В этом плане "тон" задает Скволл, что подтверждается словами дизайнера игры.
  
  2. Булавы, топоры, молоты.
  Эти виды оружия имеют определенные общие черты. Все они малопригодны для защиты, зато прекрасно пробивают защиту противника (кольчуга, к примеру, от них практически не защищает) и позволяют в полной мере реализовать преимущество в силе. Именно в этом их смысл: превосходство (и, часто, власть), основанное на силе. В этом плане разница между топором в руках типичного варвара-налетчика и молотом Грондом в руках Темного Властелина Моргота - только в масштабах. Топор символизирует власть налетчика над мирными жителями, а молот - власть Моргота над Средиземьем. И то, и другое основано не на происхождении (что скорее символизировал бы меч, как знак верности традициям), а на том, что "кто осмелится возразить и останется в живых?". Показательно, что если персонаж с таким оружием - не злодей, то он нередко охотно идет на службу к тому, кто победит его в бою. Ведь если он победил, то он сильнее, а раз сильнее, значит, имеет право на власть.
  - Показательный пример: Молаг Бал из серии The Elder Scrolls. Даэдрический принц (читай, нечто среднее между богом и демоном), заведующий Порабощением. Его именное оружие - булава Молаг Бала - имеет именно это символическое значение. Сокрушить всех, кто осмелится отрицать власть ее хозяина, и заставить склониться всех остальных.
  
  3. Копья и пики.
  В случае с пехотным копьем значение лишь одно: "Я - слаб, но МЫ - сильны". В этом плане нет разницы между крестьянским ополчением и сариссофорами Александра Македонского: в обоих случаях те, кто попытается геройствовать, не обращая внимания на товарищей, ничего не добьются. Только вместе можно победить - в этом главная идея копья.
  - Контрпример: в упомянутом выше Насуверсе почти не встречается организованных боевых групп. Копье же выступает как нечто вроде шпаги - легкое фехтовальное оружие, ориентированное на высокую подвижность. Но такой подход - исключение, а не правило.
  Несколько сложнее ситуация с кавалерийскими копьями. Хотя удар "стремя к стремени" обладал невероятной мощью, первой ассоциацией с кавалерийским копьем все же остается рыцарский поединок. Да и всем известно, что дисциплина часто оказывалась слабым местом рыцарской конницы. Возможно, именно из-за этого диссонанса символом рыцарства стал меч, хоть копье и было более значимым оружием; а отсюда, в свою очередь, растут ноги у штампа "пеший рыцарь", по которому только ленивый не проехался.
  
  4. Посохи.
  Главное, что следует знать о посохе - это не оружие. Да, разумеется, посохом можно убить, особенно при должном умении. Однако, как правило, посох берут не для того, чтобы им убивать. Маги закладывают в посохи мощные чары, путешественники используют посох, как опору в пути... А порой (особенно это характерно для монахов или кающихся грешников) посох выбирают в качестве оружия специально, чтобы НЕ УБИТЬ. Именно в этом его символическое значение: "Мирный человек, который не хочет проливать кровь, однако готов защищаться".
  - Показательный пример: Даркин из "Эквилибриста" Катюричева. Именно этим он обосновывает свое желание научиться владению посохом: его магия позволяет с легкостью убивать, но он хочет не убивать без крайней необходимости. Момент, когда он создает себе артефактный меч, становится знаковым: герой перестает плыть против течения и принимает законы, по которым живет его новый мир. С этого момента он уже не испытывает угрызений совести по поводу совершаемых убийств.
  
  5. Луки.
  Обученный лучник - грозная сила на поле боя. При этом в отличие от мечника или копьеносца, ему практически не нужна строевая подготовка: главное - это навыки владения оружием. Таким образом, лук символизирует индивидуализм: хороший лучник хорош и в одиночестве, и в окружении верных товарищей, и в составе незнакомой армии.
  - Показательный пример: Состязание между Гимли и Леголасом в истреблении орков во "Властелине Колец". Леголас закономерно одерживает верх: он не завязан в командной работе, и сокращения поголовья противника - его основная задача.
  Кроме того, лучники обычно циничны; корни этого кроются в античных временах, когда к лукам отношение было полупрезрительным. Достойным считалось двум благородным воинам сойтись в ближнем бою, после чего победителя воспевали как героя. Убивая же вместо этого своего противника из лука, воин как бы говорит: "Мне плевать на героизм, главное - победа". По этой же причине и в фэнтези лучники куда чаще фехтовальщиков используют скрытность, отвлекающие маневры, ловушки и грязные приемы.
  
  6. Арбалеты.
  Арбалет чем-то похож... на посох. Да-да. Разумеется, обезвредить не убивая с помощью арбалета гораздо сложнее, но...
  Взглянем на историю. Больше всего арбалеты любили в итальянских городах-государствах. Их применяли (исходно) не профессиональные военные, а цеховое ополчение, которое созывалось на время войны, а в остальное время занималось мирным трудом. В этом плане арбалеты имели значительное преимущество перед луками: научиться пользоваться арбалетом гораздо легче. По той же причине их ценили странствующие торговцы, а рыцари порой применяли их для дальнего боя, сами специализируясь на ближнем.
  Таким образом, значение арбалета можно сформулировать как "Я не стрелок, но я готов выстрелить". Часто "я не стрелок" расширяется до "я не воин". Персонаж, демонстрирующий выдающееся мастерство с арбалетом, - редкость; зато персонаж, демонстрирующий выдающееся мастерство в чем-то не связанном со стрельбой, а на поле боя появляющийся с арбалетом...
  - Показательный пример: Флавиус из "Хроник Странного Королевства" Панкеевой. На протяжении большей части цикла он не принимает участия в боях, оперируя лишь разведданными. Только в последнем томе он отправляется лично обезвреживать заговорщиков, при этом вооружаясь арбалетом.
  
  7. Пистолеты.
  Пистолет имеет диаметрально противоположное значение в зависимости от того, гражданский его держит или военный.
  В случае с гражданским пистолет имеет значение "Всегда готов". Это - наиболее опасный из доступных гражданским видов оружия, и если персонаж имеет его при себе, значит, он всегда ожидает нападения. Педаль в пол, если персонаж держит пистолет под подушкой или хватается за него при каждом шорохе.
  В случае же с военным пистолет приобретает значение, схожее с арбалетом. Основным оружием пехотинца или десантника станет что-то побольше и помощнее - автомат, винтовка, дробовик. Если же ничего мощнее пистолета у военного нет, значит, его основная задача не в том, чтобы стрелять. Это может быть стратег, контрразведчик, особист, технический специалист, пилот, медик. Пистолет ему выдается скорее "на всякий случай". Как правило, можно не сомневаться: "всякий случай" непременно случится.
  Стоит, однако, помнить, что пистолет гораздо более требователен к боевой подготовке, чем арбалет.
  
  8. Ножи и кинжалы.
  Компактность и скрытность ношения серьезно испортили коротким клинкам репутацию, сделав их оружием подлецов и обманщиков. Недаром предательство образно называют "нож в спину", а не "меч", "алебарда" или "моргенштерн".
  И это притом, что в городских условиях, помещении или плотном строю нож гораздо удобнее меча. Нередко, вспоминая об этом, авторы выдают герою нож (часто за голенищем сапога) "на всякий случай". Но вот тут-то "всякий случай" случается редко.
  - Показательный пример: в фильме "Конан-Разрушитель" главный герой применяет нож ровно один раз (это притом, что весь фильм лазает по всяческим подземельям). Впоследствии, правда, сожалеет, что остался без ножа, и ему нечем кинуть во вражеского мага.
  
  9. Винтовка.
  Винтовка символизирует довольно мало. Всего-навсего профессионализм. Да, персонаж с винтовкой (особенно со снайперской) - профессионал своего дела. Не больше и не меньше.
  
  10. Дробовик.
  Дробовик, напротив, оружие, из которого, в соответствии со стереотипами, практически не нужно целиться. Как и арбалет, он верно служит персонажам с низкой боевой выучкой, но в отличие от него, свойственен более агрессивным персонажам. Бандит, выживальщик, повстанец - всем им дробовик подходит лучше, чем винтовка.
  
  > Отдельные виды оружия.
  Некоторые виды оружия, при сохранении черт категорий (или, как вариант, находясь на стыке нескольких категорий), имеют свои особые черты, не упомянуть которые совершенно недопустимо. Внимание: этот раздел, вероятно, будет очень много пополняться.
  
  1. Алебарда.
  Алебарда находится на стыке между копьями, топорами и мечами. Копье символизирует единство, противоположное индивидуализму. Топор - власть силы, что в сочетании с копьем означает власть единства. То есть, власть общества над человеком, что усиливается чертами меча.
  Именно поэтому алебарду очень любят вручать городской страже, хоть это и отнюдь не всегда осмысленно с практической точки зрения. В руках стражника алебарда символизирует власть закона. Другой характерный владелец - преторианская рота, элитное и приближенное к правителю подразделение. В зависимости от произведения может быть как реальной элитой, так и разжиревшими дармоедами, отсиживающимися во дворце, пока регулярные части воюют.
  
  2. Глефа.
  Глефа в литературе - самое несчастное оружие. Ни разу я не видел, чтобы в каком-либо произведении глефой называлась глефа. Обычно это название придают любому извращенному творению авторской фантазии. Порой аналогичным образом достается также гвизарме.
  - Показательный пример: "Война мага" Перумова, где глефа неожиданно оказалась чем-то вроде двухстороннего меча Дарта Мола.
  
  3. Двуручный меч.
  Любопытное оружие, сочетающее весь символизм меча с сокрушающей силой топора или булавы. В результате двуручник служит оружием сурового, но преданного офицера; или ближайшего подручного главного злодея. Идеально смотрится в руках "тоталитарных миротворцев", поскольку показывает, что с одной стороны, персонаж без малейших сожалений сокрушит всех, кто посмеет возражать, с другой - он все же не для себя старается, а для державы.
  - Показательный пример: Гатс Черный Мечник из "Берсерка". Хотя он предан не стране, а товарищам (и именно поэтому для него становится шоком, когда любимый командир предает их), но в остальном, полностью соответствует образу. Забавно, что в арке "Золотой век" он побыл "суровым, но преданным офицером" и "ближайшим подручным главного злодея" одновременно.
  
  4. Фальшион.
  Не слишком популярный вид оружия, а жаль. Исторически он служил второстепенным оружием лучника, но в книгах такого я не встречал ни разу, потому что его символизм с лучниками никак не коррелирует. В данном случае весь символизм двуручного меча (как и двуручник, фальшион сдвинут в сторону пробивной силы) сочетается со скрытностью короткого клинка. Короткий клинок, напомню, символизирует склонность к грязным методам. Все вместе это делает фальшион отличным орудием тирана. Того самого, который "должен уподобиться лисе, чтобы обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков".
  Близкий родич фальшиона - мачете. Увы, в данном случае его репутацию губит происхождение от инструмента для рубки тростника. Хотя это означает, что мачете можно носить при ограничениях на оружие, это также входит в противоречие с символической частью. Еще одним вариантом со схожим набором черт выступают кукри.
  
  5. Фламберг.
  В сущности, это обычный двуручный меч, но есть одно "но". Это очень жестокое оружие. Извилистое лезвие наносит страшные раны. Поэтому в отличие от обычного двуручника, фламберг - оружие только для отрицательных или, по крайней мере, циничных героев.
  
  6. Бастард.
  "Бастард" означает "гибрид": гибрид между двуручным мечом и одноручным. Это в полной мере отражает его смысл: почти всегда меч-бастард оказывается оружием метущегося персонажа, находящегося на распутье. В итоге он может прийти и к чистой, незыблемой верности, которую символизирует одноручный клинок, и к культу силы, представленному пробивающей мощью двуручника.
  - Показательный пример: разумеется, Джон Сноу из "Песни Льда и Пламени". Он мечется между Винтерфеллом и Ночным Дозором, между Ночным Дозором и Одичалыми. И почти с самого начала его в этих метаниях сопровождает "меч-бастард для бастарда".
  
  7. Катана.
  Здесь я должен длинно и витиевато рассказать о самурайской философии, пути меча, кодексе воина, принятии смерти и Книге Пяти Колец... Но я не стану этого делать. На самом деле, символизм катаны предельно прост. Это единственный японский клинок, который можно включить в произведение без пояснений, не боясь, что кто-то из читателей не поймет. Поэтому когда персонажу хотят придать японского колорита (или экзотики), ему вручают катану.
  
  8. Крис.
  Оружие, сочетающее жестокость фламберга с подлостью кинжала, крис - почти всегда оружие злодея. Часто он подчеркивает садистскую натуру убийцы, которому нравится его работа. Еще чаще авторы вспоминают о сакральной роли криса и вручают его жрецу мрачного культа. Или хотя бы агрессивному фанатику, такому, как фримены Герберта.
  
  > Несколько мифов об оружии.
  1. Двуручные мечи весили от пяти килограмм и больше.
  - Такое бывало, но такие мечи имели лишь церемониальное значение. Для боя они непригодны.
  2. Арбалет стреляет дальше и мощнее лука.
  - Смотря какой лук и в чьих руках. У арбалета меньше разница в зависимости от навыков стрелка; но в руках профессионала качественный лук превосходил не только арбалет, но и огнестрельное оружие вплоть до XIX века (!).
  3. Алебарда - оружие ополчения.
  - Алебарда в неумелых руках не отличается от копья. Точнее, не отличалась бы, будь она ополченцу по карману.
  4. Двуручный меч - оружие конного боя.
  - Двуручный меч слишком сильно разбалансирует седока.
  5. Конных арбалетчиков не бывает.
  - Разделяем понятия "конный" и "кавалерист". Арбалет прекрасно подходит для боя в стиле драгунов: передвигаться верхом, сражаться пешими.
  6. У героя по карманам пятьдесят дротиков...
  - Средний дротик весит чуть меньше двух килограммов и имеет длину полтора метра. Метательные стрелки для дартса к дротикам имеют примерно такое же отношение, как пластмассовые пульки к боевым патронам.
  7. Так как хрупкой девушке меч не поднять, вооружим ее луком...
  - Боевой лук не только хрупкой девушке, но и многим из современных мужчин не хватит сил натянуть. Даже если забыть про длительность обучения.
Оценка: 9.00*4  Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  О.Коробкова "Ярмарка невест или русские не сдаются" (Приключенческое фэнтези) | | К.Демина "Ловец бабочек - 2" (Приключенческое фэнтези) | | Т.Мирная "Колесо Сварога" (Любовное фэнтези) | | Галина Осень "Начать сначала" (Фэнтези) | | К.Вереск "Нам нельзя" (Женский роман) | | Я.Логвин "Сокол и Чиж" (Современный любовный роман) | | Д.Вознесенская "Игры Стихий" (Попаданцы в другие миры) | | П.Эдуард "A.D. Сектор." (ЛитРПГ) | | А.Джейн "Мой идеальный смерч" (Любовные романы) | | М.Воронцова "Мартини для горничной" (Юмор) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Арьяр "Академия Тьмы и Теней.Советница Его Темнейшества" С.Бакшеев "На линии огня" Г.Гончарова "Тайяна.Влюбиться в небо" Р.Шторм "Академия магических близнецов" В.Кучеренко "Синергия" Н.Нэльте "Слепая совесть" Т.Сотер "Факультет боевой магии.Сложные отношения"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"