Субботин А. А. : другие произведения.

О Басне Мандевиля

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Басня о пчёлах Б. Мандевиля породила целые тома комментариев.

О БАСНЕ МАНДЕВИЛЯ

Два века назад англичанин Мандевиль написал басню о пчелах. Стих всего на нескольких страничках, а комментариев к нему уже набралось на десятки томов. И все потому, что поставлен в басне непростой вопрос, который будет ясен из краткого изложения сюжета.

В гудящем улье, который жил своей обычной жизнью, где все было, как у людей (рождались и умирали, женились, крестились, занимались куплей и продажей, воровали, судили, казнили, летали за взятками в Вест-Индию и так далее), завелась праведная пчела, которая указала на имеющиеся безобразия (войны, преступления и прочие непотребные дела). Пчела была довольно убедительной и заразила своими идеями все сообщество. Ее поддержали, и другие пчелы добровольно начали следовать правдолюбцу. Перестали грабить соседей, воровать у своих, не стали убивать, избавились от спиртного и так далее. Вследствие этого прекратились судебные процессы, остались без работы судьи и палачи, остановились заводы, на которых изготавливали кандалы для преступников, пришли в упадок виноградники, так как не стало потребителей вина, портные перестали шить наряды для девиц легкого поведения, повара не стали готовить изысканные блюда для обжор. И постепенно гул в улье совсем затих, а с ним и признаки жизни.

Есть аналогия человеческого сообщества и пчелиного роя. В поведении (делах) их так много общего, что сравнение давно бытует в мире.

Бернард Мандевиль прославился своей басней. Если бы те, кто брался за изменения в жизни народов, были знакомы с произведением Мандевиля, может быть тогда удалось бы избегнуть многих бед. А "чугунные идеи" (выражение Достоевского) не претворялись бы в жизнь средствами губящими миллионы людей.

Из книги, где есть эта басня.

А.А. Субботин. Бернард Мандевиль, М., Мысль, 1986

"6 предприимчивость, героизм, самопожертвование, бескорыстие, энтузиазм - все стало анахронизмом, представлялось как тщеславие, как фанатизм.

Сменило мошенничество, расчетливость (лучшее свидетельство здравомыслия), терпимость.

философское произведение дб в хорошей литературной форме. Манера изложения.

развивать свою концепцию до самых крайних ее логических следствий. +Ум трезвый, острый и реалистический, без сентиментальности и кл иллюзий

благочестие, тунеядство, сластолюбие и алчность плутовство

скупость, накопляя богатство, создавала условия для расточительства

стремление к роскоши давало работу миллионам бедняков. Тщеславие, алчность, зависть возбуждали трудолюбие. Непостоянство моды и вкусов служило двигателем торговли.

Обман надувательство.

Мораль басни - наслаждаться богатством, славой и комфортом и при этом избегать больших пороков - пустые удовольствия, пороки, связанные правосудием - обществу выгодны.

политическое управление

честные и порядочные неправильное толкование

Гении учения об аффектах - Гоббс и Спиноза

+аффекты по Спинозе - состояния тел, которые усиливают или ослабляют способность тела к действию, и, овладевая ч-ком, управляют им, хочет он того или нет.

Характеристики стыда и страха, зависти и любви, ревности и надежды, греха и гнева, жалости и см с108

30 Аффекты содействуют самосохранению человека

+средства, при которых помощи природа понуждает человека заботится о себе, именуются желаниями. Взаимодействия аффектов. Сложные аффекты. Аналогия с цветами.

Благовоспитанность. Добродетель.

+31-33 Вожделение, тщеславие, стыд, гордость, сострадание или жалость.

разбудить желания. Лучшие желания. Привлекательные качества.

+35 Пороки. Зависть, скупость и честолюбие. Гордость, чувственность и непостоянство.

Тщеславие и любовь к роскоши. Изысканность, утонченность нравов по Мандевилю - "порок". Блага.

+39 Блага общества - его материальное богатство и могущество. Интерес, антиутопия, традиции обществ. сознания

ход логического доказательства посредством сведения к абсурду.

Добродетель - самоотречение.

+Смысл рассуждений.

Честь - не лгать, не обманывать, не обижать, не терпеть ни от кого оскорблений.

Спиноза об аффектах. Этика, сатира, политика.

Используя аффекты людей, можно создать систему нравственных ценностей.

Гоббс о нравственности.

-46 Мандевиль о происхождении моральной добродетели

поддаться чарам похвалы лесть

гордость, тщеславие и честолюбие триумфы

умозрительная мораль происхождение морали избежать неудовольствия

острота и проницательная человеческая чувственность Естественное стремление людей к наслаждению, как основе их поведения

нравственность состоит в обуздании эгоистических аффектов

различное понимание нравственное и природное

человеческая природа склонностей

+альтруистические аффекты, содействующие благу рода и общества в целом: любовь, доброта, милосердие и тп

+эгоистические аффекты: чувство самосохранения, самолюбие, жажда счастья

+не мб блага общества без блага его членов

добродетель - соразмерные сочетания

+противоестественные аффекты: злоба, жестокость, зависть, человеконенавистничество

рефлексивные аффекты - аффекты по отношению к самим аффектам

+54 аффекты сострадания, доброжелательности, благодарности и противоположные им

оценочное суждение души

: чувства удивления и восхищения, отвращения и презрения

нравственное чувство, понимание умом и сердцем

+55 нравственность как способность постижения и утверждения в мире добра

+альтруистические аффекты - естественная основа общежития людей

метод опровержения или "фальсификаций" общих принципов посредством ссылки на факты.

факт и норма

сомнительный прием аргументации: противопоставленные тезису факты заведомо интерпретируются таким образом, чтобы они стали опровергающимися.

+58 опянение дурманом тщеславия

два человека могут расходиться в мыслях, имея самые лучшие намерения

+человеческая природа - ее восхваление, ее порочность и низость, важность воспитания и обуздания эгоизма.

чувствуется и насмешка и нарастающее раздражение

+ленивый характер обстановка покоя и изобилия добродетель

+60 бурный темперамент + 62, 63 зло

+64 ум не обладающий способностью бесконечного виденья. Добро преобладает

где цели, там ум, полагающий их

многочисленные нужды и потребности. Напрягать воображение в размышлениях о том, как избежать несчастья. Чтобы восполнить свои слабости, исправить несовершенства, удовлетворить нетерпение и даже лень, люди изобретают разнообразные орудия труда и инструменты, постройки и средства передвижения.

взаимные услуги. Разделение труда. Безо всякого ума и соображения.

+67 относительность понятий добра и зла 68 общество

2 типа общества 1 - земледельческое 2 - густонаселенное

+70 Пусть каждый поступает только по закону, а думает, что хочет. Организация общества.

+71Доктрина, согласно которой лучшим регулятором жизни является свободный рынок.

+16 меркантализм (золото, торговля, денежный обыг). Богатство страны не в сокровищах. Плоды земли и труд - реальное сокровище.

+72 деньги. Масса бедняков. Нужда. Слишком низкая плата доводит до малодушия и отчаяния, Слишком большая - делает наглым и ленивым.

+73 роскошь и бережливость.

+74 расточительность и скупость. Умеренность. Тысячи утонченных потребностей, прихотей и мод.

+75 правдоподобное описание общества. Правопорядок.

разведка за границей. Плохая политика, упущения и ошибки их правителей вели к падению государств.

эгоизм тщеславие и властолюбие

знания разнообразят человеческие желания

(управлять значит планировать) соотношение частей в обществе нарушено.

научение - заинтересовать одних в деле преподавания, других - в деле овладения знаниями...

терпение и трудолюбие

себялюбие превращает знание в хитрость.

+85 как часто за новое любят выдавать то, что давно уже известно.

+Общественное сознание Общественная психология. Милосердие доброта добродетель

Мысленный эксперимент

понятие о чести и позоре дружбе и героизме

воздержание и самоотречение

алчность недовольство беспокойство частолюбие.

+87 умеренность, честность, искренность.

Безвредные, невинные, доброжелательные люди

Различное нравственное сознание. Гордыня оскорбительное высокомерие

-89 ненависть, распри, зависть, клевета - пороки

стереотипы сознания и поведения групп. психология торговцев

ничтожность выгоды для продавца самый убедительный мотив для покупателя.

благоразумие и умеренность в желаниях. Расточительность.

-92 зависть, возненавидеть, лицемерить

живопись - подражание природе, копирование вещей

психология искусства: три учения - о восприятиях, об аффектах и о воображении

возможность изображения - перспективы

аффективная природа человека

пороки полезны

возвышать свой ум над невеждами

+101 добродетель - поощрять, порок - порицать, законы - соблюдать, а их нарушителей - наказывать. 102 христианин

острый ум, редкий ум, лицемерие. Строгое суждение. Благожелательность и человеколюбие. Прямота и чесность.

спектр различных суждений. Современный ему общественный строй и тип прогресса

+106 время - справедливый судья не только человеческих деяний, но и идей.

Понятийный подтекст аллегории, ее идейный смысл и сатирическая направленность.

законы и правительства для общества, что жизненные духи для одушевленных тел.

- общительность добродушие сострадательность - приветливость.

+109 низменные и наиболее отвратительные общества

порочные склонности, в которых обвиняют людей определенных профессий и занятий. 112 Умелое управление

сомнительные места

+122 гражданский строй Искусное правление. Добродетели одних питают слабости других Скупость - мотовство. Роскошь - бедность. Трудолюбие - от тщеславия, зависти, алчности. Мода - двигатель торговли.

Из басни:

+Сменяя в обществе порядки в нем устраняли недостатки.

теперь лечить недужных смел лишь тот,

кто врачевать умел.

Больных старались так лечить, чтоб их страданье облегчить, причем без всяких выгод личных, и без таблеток заграничных"

. 21.12.1988г Предисловие и выборка Романовского А. И.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"