В. Иванов : другие произведения.

Русь Иванова

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Цитаты позволяют лучше оценить толстую книгу.

Валентин Иванов "Русь великая" роман-хроника М., Советская Россия 1981, 591стр.

(Цитаты)

Гл1 Громче звенящей бронзы

в беззаконии только нет закона

твореньем множества слов добились выразить и не видимое глазом, ни ощутимое ни одним из внешних чувств, сумели понять внутренний мир и о нем рассказ...

и для этого безграничного мира, от которого все идет, создали из звуков слова, открыли возможность поиска главного и стали понятней себе и другим.

любовь не ревнива, а требует верности. Так и родное место: твое, пока звучит родная речь. Наводненье чужой речи, даже ее прикосновение гасит чувство: ты здесь родился , а ныне сам ты - прихожий.

Родина Руси - Днепр и притоки, реки текущие на запад, север и восток

мысль станет уродом, если слова тяжелы, если на речь надето заранее изготовленное ярмо непреложного закона.

Переводчики смысла, переводчики мысли - друзья

Поднебесная - управляли будто бы с успехом, но удача сопутствовала скорее в писанных докладам высшим людям, чем на деле. Соседи дикари

Второй Рим - Византия

в арабах угасал наступательный дух турки

на юге не воевал лишь тот, кто не мог

для вольного человека гордость дороже набитой сумы

коль мягок, - значит будут советчики. Что скажет последний, то на душу и ляжет..

вышло же совсем по-иному. Дело лишний раз подтвердило, что не заглянешь и в завтращний день, не то что на годы.

+14 наполнили преданье нескончаемым самоистреблением

страх и отчаянье суть дороги раскаяния окаиниться окаянный

Босфор Киммериский рыбак соль

Меотийское болото - Сурожское море сеять сурожь

косоги - аланы хозары гунны готы угры обры торки

косоги хозары варяги греки торки печенеги

память - зеркало, коль нет в ней ничего, кроме твоего отраженья

успеется еще в землю лечь, туда не опоздаешь

таить его в рисунке (живое) не запретил

искусный плетельщик сам верит плетению, в котором сегодня одно, а завтра другое.

Саркел - Белая Вежа хозар булгар ясы касоги буртасы, союзники

нельзя быть лишь с теми, кто меры лишился.

дружина Мстислава - яс и касог с хозарами, ремеем, аланом, абсагом.

червенские города

русь подалась на север, на восток, в малолюдные, пустые леса, разыскивая себе волю, которой, сколько ни дай, все мало. С иноязычными дрались, мирились, менялись, овладевали. Они не знали самого простого - железа и хлеба

Редкий правитель хочет зла людям, но редкий умеет делать добро.

Прекрасно только разнообразие.

берендеев, торков, печенегов - названья которых переводились по смыслу: потерявшие дорогу, сбившиеся с пути.

такие же вольные, как дерево, которое считает, что само шевелит листьями, а не ветер.

свобода бывает только в обычае...

ваше дело учить, объяснять, добром убеждать, не законом

восточная империя была и будет во веки единственным и величайшим примером, клпдезем мудрости всем государям. Как в лучшем, чему надлежит подражать, так и в плохом - во избежание.

знают они, что добро, что зло. Различают черное от белого, от красного...

каждый держиться за привычное. Пока время не переменит людей, положение их, достатки и все, от чего у ч-ка мысли, желанья...

чтение дает знания, но ума никому не прибавит, коль его мало. Понимать

общественное животное и разумнейшее во всем мире существо среди других

дивное чувство у человека: уметь видеть то, чего нет, и не видеть того, что есть.

У человека глаз добавляет свое к нарисованному. Вот тебе и вся тайна. Мы ко всему прибавляем свое и говорим: знаем истину.

Ты должен всегда знать, где добро, а где зло.

Пример - для князя добро, когда казну набил, а для людей добро, когда у них деньги, и нет им печали, что княжья казна пуста.

мысли, работая, что телесность есть лишь предлог.

дань на косогов

говорят, будто Власть имеет высокие задачи: правосудие, благосостояние подданных, сношение с другими государствами, оборона и пр. Главнее главного - собрать деньги с подданных. Герой тот, кто выдумает новый доход в дополнениек к прежним.

Гот, угры, торки, печенеги - имели зимовья на холодное время года.

щедрость правителя есть признак государственного ума или расчета

море обладает предчувствием бури

вежливость

+62 помогали гибкий ум, способность учиться, быстрая сообразительность, ловкое шутовство, искренность.

По закостенелым мненьям подданных, великие - велики.

Не говори кочевникам о горах, ты прослывешь лжецом на всю Степь.

гордость - смертный грех, смирение же - не только добродетель, но и необходимость

признак подлинной Власти: ей повинуются даже с ненавистью к ней.

баран знает свою судьбу быть постояанно стриженным и однажды зарезанным.

Бухта Символов

Кто же соблюдает договоры, когда они перестают быть выгодными.

расчеты - это не предвиденье. Нужно остерегаться торопить события, которые не поддаются расчету, безопаснее, когда время ответит. Решительность

когда им хочется нечто сказать, но они прячутся под аллегориями

тонкий знаток жизни самообладание

общеизвестное

море - как жизнь: никуда не уйдешь. Проще: в море - что в жизни, делай, что можешь

потупее, бывает смел не от храбрости - от глупости

по манере выраженья часто укажет и автора или обнаружит подделку. Смысл. Лани быстроноги

сколько бы ни минуло тысячелетий, белое оставалось белым, а черное черным.

Новая мысль наряжается в старые слова, старые мысли одеваются новыми.

Наш ум любит загадки, любит игру изменчивых символов

Унижать умерших, возноситься над якобы глупыми предками так же неумно и так же опасно, как презирать современников...

русский корень не боялся прививок, русский не чуждался иноплеменных. Стоял крепко на двух опорах, будто бы чуждых: на силе и на вольности.

В Тмуторокани отличали своих от чужих не по говору, не по облику, не по вере, но тем, что ты для Тмуторокани.

Волк тоже пастух, тоже заботится о стаде. Он берет слабого, глупого, больного и улучшает породу.

Косоги молодой народ. Их мудрость - мудрость детей.

А есть ли на свете молодые народы?

способы познания чужих мыслей

оскорбленные. Завистливая ненависть.

два врага человека - усталость души с усталостью тела.

по свойственной всем непоследовательности.

человека коварный, недобрый.

Окорок серны

как кормить лошадей и людей

качества полководца и правителя гос -ва.

Изреченное слово разнится с мыслью: слова будят эхо в душе собеседника.

сочувствие откровенность.

мое несогласие, мои возражения, мой гнев

цени каждый народ, по нашему - язык, по его обычаю, не по своему.

Наша Земля принимает князя из обычая.Ф русь

какая же наука ими править, с ними жить? Не мешай им, делай по чести, не скрывайся

быка седлай не седлай - все равно не поскачешь.

посадник петухом на скирде

мысли, которые ранее складно и ясно не высказывал.

не будь тревоги - не было б и покоя; не будь несчастья - перестанут счастье ценить...

пока жив ч-к с ним живет его надежда. Собственная.

слаще достигать, чем достигнуть . Волненье борьбы прекраснее, чем обладанье.

русское для русских

шелковый плащ шейный золотой колт

выбор для полководца - наемные войска за плату или за земельные участки

наемные каждому нужны помощники ф упр

скифы превращают пир в училище и гостя в педагога

лилии скромности покуситься на высшее против моих скромных достоинств.

Каких помощников нужно иметь для завоевания диадемы? Скан-ть, если понадобиться.

чудесные раковины ушей

где грань между вольностью чувств и подчиннием их разуму так, чтобы не отмирало чувство?

Добровольные молотильщики словесной мякины

Германцы от других отличаются речью, непонятной для них самых

хлеб тщаться у себя в Германии устраиватьСвяще Рим империю

торгуются, как какое слово понять

любитель порассуждать, откуда пошло и то, и другое, и почему оно так, а не иначе.

Есть рыбий язык

Молодая поспешность: чего не знаю, того и иет.

+Для степного кочевника добро, когда он напал и ограбил; зло, когда его нагнали, побили, все отняли, и его, и награбленное

Мысль его ощущает присутствие чего-то значительного, нужного, хотя прибыли ждать не приходится

без новых (песен) забылись бы старые

Ростислав с Жар-Птицею

Не будет свободы, когда не станет свободных людей.

любимцы богов умирают молодыми.

желаю: не довелось бы нам так состариться, что сделаешься тягостью себе же.

Чашу в дар, как залог любви

Греки в вино добавляли смолу. Не будь того, вину и цены б не было.

на клятву свободен, на преступленье клятвы свободен. Десятиязычный!

Гриб погребной. Не только у нас говорят: за одного грека дают девять иудеев.

Они дают не подарки, а дань.

мужчину проверяй женщиной, женщину - мужчиной

любовь - как венец, она не пристала ничтожеству, не годиться для злобных.

поменьше слушай, побольше узнаешь.

превращать в зло чрезмерностью

непросвещенным для обращения к невидимому нужно видимое, осязаемое.

О служащих-чиновниках

+Обнаружился спор: кому не править империей, но распоряжаться в ней.

" Дракон бедствовал, ибо управлялся глухой и слепой частью тела - хвостом". Ослабление единой для империи центральной власти.

Клевета и доносы вызывали не на суд, а на осуждение, спрашивали о том, чего не было и чего не знал".

теперь пришла очередь и ему быть списанным в расход, как выражались в то время

Люди хотят судить особенно о том, чего не знают, ибо известное не интересно.

Неукротимый характер

собственное величие

те же, и то же, и - тот же.

власть гражданская еще раз уступила подчиненной ей власти военной

следить за частной жизнью сановников. Истинное лицо человека видно в его личной жизни...

до часа, когда нужно и выгодно сделать скрытое явным

заботящийся о себе обязан служить себе сам

никогда не признаются, никогда. Империя дб чиста.

все секретно, нет ничего для оглашения. И все знают: истинно тайно лишь сказанное на ухо

+124 глупость - опаснейшая болезнь. Неизлечимая.

доделает и найдет покупателя

+печать Страха. Почерк его узнают по явным бессмыслицам

+127 Одно - следить за мыслями подданных, другое - влиять на мысли, третье - разобщать подданных так, чтобы они научились молчать, разучились и думать.

Был слишком трезв и умен, чтобы даже мечтать о третьем.

пути Бога не ведомы для людей.

Глава 2 реки возвращаются, чтоб течь опять.

Как многие другие пришедшие из Азии воинственные племена, истощились и печенеги.

Крупное сито войны, отбирая сильных и смелых из первых рядов, отсеивает в жизнь мелких, юрких.

поднялись полуданнки печенежские - черные клобуки, турпеи, торки.

За 6-7 веков до печенегов в устье Дуная осажено племя бессов.

В ряду беспощаднейших истреблений своих и чужих, которыми империя себя постоянно позорила, заявление о милости к побежденным звучало ложью: словами спасали лицо.

кочевник искал свободной земли, чтобы пасти скотину, и оседлых соседей - для грабежа. Избавиться от кочевника удавалось, убив его или сделав оседлым.

Русь шла на свободные земли, чтобы на них осесть и жить, добывая свой хлеб из земли.

Что было в русских лесах и полях 1,5 -2 тыс лет назад - глух глагол времени.

Кладовые его еще не раскопаны.

миды - персы были стенкой между Востоком и Западом.

Система управления государством. Перевязано законами, указами, постановлениями.

Обученных науке управления.

Гос-во, разделившееся внутри себя, погибнет.

Но не сказано - как соединить и чем. ... Вольность и волю душили по-научному, в зародыше: избили подданных стократно более, чем уложили в войнах. Неустанно

+ работала трость Фразибула, ...

неужели же русское счастье было в том, что не находилось помощников?

кочевнику другой кочевник - такая же добыча, как оседлый.

Кипчаки или кыпчаки, они же узы, куманы.

Кочевник говорит: - моим глазам больно, когда я вижу вдали чужие юрты.

" когда напали на юрту твоего отца, соединись с напавшими и грабь вместе с ними".

село высыпает выселки.

У коч - Добро - угнать лошадей у соседа. Зло - когда твоих лошадей угонит сосед.

Грабить чужих - добродетель. Кочевник вовсе не зол. Он таков от рождения.

Полоцкая земля, она же земля кривичей

но как все люди, какого бы они ни родились ума, он не мог счесть и взвесить того, чего не было, - будущего времени. Завтрашний день берет в свою руку те же силы, какие были сегодня. Но расставляет их в иных сочетаниях. Да еще говорит одному: постой-ка, ты вчера вырос достаточно, сейчас пусть другой подрастет.

Не все понимают, что количественные подсчеты не пригодны для измерения будущего людей.

Тайной силы, чистой и нечистой, в Кривской земле больше, чем людской, если людей

по душам счесть, а нечисть по головам - души у них нет.

Они везде водятся, и нечего кривичам перед другими землями выхваляться, нашли чем! И тд Строя новый дом, под угол положи петушью голову.

советчиков, предлагавших не спешить, выждать, подумать, обсудить, ... слушать не стали

просто у того, кто ленится мыслью.

Не сохранилось примера, чтобы одно гос-во отказалось погреть руки на чужом огоньке. Тут не властны убежденья правящих, эпохи, религии, цвет кожи.

Бог все может допустить, а меру божью человек не знает.

Виденье, ч-к которого никогда не видел на глазах моих он меняет обличье.

Иной раз я без слов понимаю, что в душе человек.

Сильно пожелав, завладеть его волей без слова, без понужденья. Иные слушаются моего взгляда. Кровь из раны могу остановить. Прикажу и снимаю боль.

Перечисляются беды в других краях Европы

уврачуем смиреньем молитвы смятенье души и горечь ума.

И все было новое, да по-старому, ничего не забыли.

на советчиков да на помощников люди больше всего обижаются.

Самолюбие большое в человек, мешает оно.

Ты же меня к себе на спину не сажай.

Разговариваю с ним про себя

Древний мудрец: правителю безопаснее будет уничтожить 10 городов, чем 5

Мудрость, как нож, - хлеба краюху отрезать, человек ли зарезать, нож не повинен.

самолюбивых людей оскорбить.

Серый волк - Всеслав.

Водь с ижорой

расчетливость новогородца, всякому товару он знал две цены - купить и продать, без прибыли с места не вставал,...

птицы Кто, разумно собирая по зернышку, кусками не хапает, тому от Бога на день пуд полагается, да времени мало отпущено - всего-то от зари до зари. Учись трудится как птица. Платок снять, проверяя, крепки ли волосы...

Книжники-летописцы себя спрашивали, примеряя к себе события, как кафтан с чужого плеча: могло ли такое быть? Ибо одного рукава хватало одеть все многокнижное поколение вместе с книгами.

сокол. Два вида: один уже стрелянный (уцелевший из прошлогодних птенцов).

Общее между ними - уменье выбрать насест по своему весу.

Намек: поближе нужно глядеть, тайное и станет явным, как в священном писании записано.

Поистине, неверие горче самого косного верования.

Осевшие торки - черные клобуки, и берендеи, .. легче русели.

плохо тот научится конем владеть, кто поначалу семь раз на день не падает

свои своих плохо учат, не желая того будет потакать сыновьей ленности.

Сказано же - ночная кукушка денную перекукует.

Передать торопливо-неотвратимый бег времени - темпус фугит.

Книги, которые собирают соль и горечь, более других привлекают читателя.

Крылья серафимов на иконах: символ, летать же нельзя иначе, как волею Бога.

Как видно, для иных книги не только источник развлечений или возможность хвалиться чужими познаниями, выдавая их за свои, и щеголять краденной мудростью. Переписыватели.

годы того, что в империи называют немилостью.

Родители дают детям смертную плоть, Бог посылает младенцу бессмертную душу.

язычник Плутарх

+человек - "политическое животное"

политика - правила жизни в городе (полисе).

Слова меняются, завися даже от мест, а не только от времени. Речь господина и слуги.

Имя Георгий по-русски называют крестильным

+Не рань себе рук о неисправимое. Неисправимое - это имя прошлого. Другого названия не должно давать прошлому, если ты хочешь быть свободна для нынешнего дня.

жизнь наша уподоблена тысяче уподоблений, хотя бы и дереву, ветки которого разрастаются с каждым днем.

всеволод знал 7 ин яз

каждый, кто убедился в чем-то, считает несогласных ошибающимися.

Коль в посконном платье в тебе не узнают князя, то и впрямь, какой же ты князь?

Домотканина, пестрядь, посконина да сырмяжное сукно

косоги

душа ч-ская не внемлет слову, если слово не вложено в сравненья.

Простому люду невещественное непостижимо, от сложности пояснений появляются в вере ереси, лжетолкования.

Бог есть любовь отличать добро от зла

белку не научат ни ласка, ни соколы, ни филин с совою. Она смела по-ребячски. Стало быть не в учении сила, не в учителях, не в науке. Так в ком же? В ученике. И коли бы знать заранее, кого учить, а кого так пустить, то и ученых стало бы в сем свете поболее, а учителей потребовалось куда поменее. И были бы учителя не слабы числом, но велики мудростью.

Без чтения нельзя, однако же книга так же лгать умеет, как живой человек, и многие книги для обмана написаны, когда писатель с чужого слуха брал без проверки. А чем мерять? Знанием да опытом.

белка = шелег- монетка медная, тертая.

иносказательно нужно понимать

четыре способа даны: книга, ухо для чужих речей, глаз, чтобы самому видеть, да разум, чтобы правду найти в каждом малом даже деле. Молчание - золото для ума, чтобы самому себе не мешать... через мысли трудней пробиться, чем через лесные чащи.

Лицо земли меняется.

Много слышано, немало прочитано и не улеглось в голове...

Запомнилось сказанное не для того, чтобы щеголять ученностью, как делают книжники, а чтоб понять нечто в себе и в других.

Стеснтельной привычки вятич

не спешил, слов не мял, где нужно передыхал.

Разный вкус речек шерстяные онучи, толсто навитые до колен

на колени во весь рост

дом угол с овчинами ложа по птичьи

первый день колобком прокатился. Хлеб. Лошадиный напиток - вода. Ковшик по форме утки с длинным носиком

золотой диск на золотой шейной цепочке из Афин

Бывают мгновенья, когда знакомое даже, увиденное с необычного места и в непривычном освещении, поражает наше сознанье своей новизной. Светильник. Греческие пиры. Его поразило и открыло глаза. Золото отлитое в форму.

Женщина со змеями вместо волос "Ум, совесть и сердце, оберегая от зла, побеждает змея змеями же и молнию - молнией".

Приселка Кто тебя выкует? Ты сам и враги твои

ничего никому не построить, когда никто не мешает.

Берешь на память, хочешь не хочешь, но вспомнишь много дел, много слов сравнишь с делами, тогда и поймешь, взяв своей силой. Коли б людей со слуха учили мудрости, давно все были б умные, давно каждый заранее знал бы что делать.

Прошедшую жизнь носят в себе или на себе.

уставая, человек все менее любит жизнь.

на словах благочестивы, на деле черного от белого не отличают, в государственном деле гоняются за выгодой, перед силой гибки, для слабого подобны львам, ворвавшимся в стадо овец.

Ум на задворках, совесть в ссылке, а сердце проткнуто ножом.

Ьез 7 правдников город не стоит. Но, что жутко честным среди бесчестных, о том не сказано: сам понимай.

Лошадь овес из торбы

ярко-желтые глаза филина глядят из ночи

порченные номизмами

жена у вятницких

дикие думаешь? Нет, из грамотных не я один. Их никто никогда не воевал. Чужой не проберется . ни хозаров, ни печенегов у себя они не видали.

Русские боги -

поляна. Там каждый год вырастает бесчисленное множество белых грибов.

Они принимают за язычество древние обычаи наши.

Объясняли мы им, что с незапамятного времени не было среди нас убийц, воров, блуда.

не было на Руси злого язычества. Не озлобляйте людей.

Опенки

Сказка о споре бури с солнцем.

все знают, что сила в уме да добре, в насилии же слабость да смерть-разоренье.

если бы мудрости со слов учились, давно все мудрые были.

Чем больше мышей подберет филин, тем меньше их, покончив с полем, отправится на грабеж хлебных кладей.

в новом деле дурак лезет своим умом, умный чужого ума не стыдится занять.

Купец - что стрелец, оплошного ждет, простота хуже воровства.

Камень - Уральские горы.

ч-к к доброму привыкает быстро, чуя разумом и совестью, что на хорошее есть у него права от рожденья. Поэтому-то неблагодарное дело лезть в людские благодетели: забота о людях не доблесть, но обязанность князей, они за заботу свой кусок получают.

италия - страна десятков разных наречий. На руси - понимают друг-друга

ни о себе по другим, ни о чужих землях по своей судить нельзя: не пяль свою шапку на соседскую голову.

Уходя в глубь, как за жемчугом. Этим людям белый свет по-иному нужен.

о лесе сжимается под топором и разростается, когда с людьми случается беда: будущее предсказывают ежечасно, но никто еще его не прочел.

любовь дается из тысяч одному.

лошадь не прибавила своего разума живя с человеком. Отдавшись ч-ку, во всем на него положилась, так и живет. Стол с белой скатертью. Хлеб-соль

время дороже золота: золото лежит, а день от тебя бежит

вятницкая стать надежность

+управлять - не столько приказывать, но больше угадывать волю управляемых, тогда держава прочна согласием.

Сначала ступил, а потом вспомнил правило. Кто начинает с поиска правил, тот всегда поступит неправильно: растечется мыслью, поддастся сомнениям.

степные надавят - отойдем, лесом отгородясь

оленья жила не прочнее лыка. Знал свой род до 14 колена: безродный - что ветка отломленная, сохнет без сока, без рода нет чести. Русские имена носят.

Сила краткого слова

сидят там, отгородившись лесом лучше, чем морем.

каждому свое, не будем судьями, вынося приговоры в сравненьях. Сравненья, обманывая очевидностью, поспешно и жестоко, а ч-к прочнее гор. Кто-то взывал: " Не пошли нам , о боже, все, что люди способны вынести".

вятицкие встретили , сев на дубы Соловей-воевода

олябыш - колобок его вятицкое имя (Ильи ) 9 дубов

Николай Чудотворец Миров Ликийских из русской семьи из славян

да никто не отвергнет отца , не устыдиться рода

такого (медведя) по- русски зовут изъедухой - за злобу.

-205 мерьяне, муромы, торки

просвещаем сердца по мере желания их, по мере способностей.

в печенежьих жилах немало-то русской крови течет.

о насиженных местах

о том-то и о том-то пишет со слов, но дела сам не исследовал

арабы сами себя изобличают подробностями, которым место в сказках

Буня кривичи вятичи

Залесское Бунино ограды, еще не вычерненны солнцем и дождями

народ бывалый и гордый в Берендеевом озере камыши

все ставлено из бруса дубового

лучше своего наживать, чужим богат не будешь, своего лишишься

Ростов Великий без крепкой двери не жил и о дверях думал и укреплял их всегда.

булгары

мерьянин в белой льняной одежде поверх шубы шапка из горностаевого меха

Что есть зло? Ложь, беззаконие, насилие, убийство, воровство.

Что есть добро? Правда, закон, любовь.

муромы - язычники. Племя более замкнутое, чем ростовская мерь

быстро ответил, не по мысли, а по заученному. Превосходство опыта над младостью.

Галич Мерьский. Галицкое озеро, река Кострома

язычники перенимают у русских, учатся, отбирая полезное для себя из вещей

муромское капище на лице знак смерти положен пес выл

колоду да меду

тело в меде утопили пес подох

меж ч-ком и совестью только Бог может встать, остальным не поместиться

"в" слышится "у"

У Владимира был дар навечно запоминать людей, однажды виденных и имена, услышанные хотя бы раз.

Враг, неприятель, недруг, противник - имен ему много, зови как хочешь - опасен более всего, когда неизвестно, где он.

Волоки по рекам.

чем более ждешь, тем более слух настораживаешь

о мертвых говори либо хорошо, либо ничего

обычай прочней закона: закон выдумать можно, обычай от жизни идет

добрая воля сильнее клятв-обещаний

дурак думкой богатеет, умный и подавно

собирал, раскладывал, складывал, примерял

свободному человеку дорога не заказана, иди, куда хоч, где сможешь прокормиться . Да не каждому хочется покидать насиженный уголок и могилы отцов.

не холоден и не горяч, а только тепел

этот не в тех и не в сех

топор в речке

хватает лукавств в писанных книгах, не без хитрости живые книги

кривская земля наша кривское дело стоять против Литвы

хитроумие шутки: можно веселиться, не уставая одним и тем же, когда оно к месту

знать что нужно делать, знать как делать, но не владеть силой для должного

и вместо силы прибегать к насилию...

Тука -ч-к злой Чудин, его брат, ничуть не добрее

на злое они умеют толкать. Не умеют иначе

сила насилие Что это, как различать, кто укажет предел силы, границы дозволениого?

Бог говорит с тобой через совесть. Твой выбор свободен.

неудачник потеря книги книжнику болнее потери города

во все волынские города польца меж болот называют здесь островами

дорог нет зато чужому сюда пройти трудно

как синички запрыгают (на деревьях) парами, так и кончай воевать на нашей земле

у каждой земли свой нрав, и перечить ему не подобает.

Неумелому сухой жаркий песок такая же смерть, как ледяной холод мартовских разливов на Припяти. Не спросяся броду, не суйся в воду.

Резчик, начав одно, о другом вспомнил, третьим увлекся. А тут пора - кончил четвертым

Постройка нет, чтобы дом построить, собрали кучу домов

Соразмерные части ч-ка: правая, левая

Как несообразное собралось в единство, где ни убрать, ни прибавить бревна.

Умельцы Косьма и Демьян. Из черниговских оба.

побаловались с дубом показали черченье

как что ему нужно, еще дуб себя покажет. По нему и сделаем.

Гладкости и стройности нет русское получилось

Не так живи, как хочется, а как господь велит.

А то один того хочет, другой туда тянет, третий свое советует.

Как выглядит кривич.

каковы люди, таковы они и есть. Богом созданы, не переделаешь

поддается убежденьям последнего советчика, кто на него силнее надавит.

Любят люди красивое слово - оно понятней, доходчивей. Как факел светится и освещает.

давно известно: напал не тот, кто первым оружие поднял, а кто умыслил напасть и первым готовиться начал.

дела происходят от людей, а не люди от дел.

Червенския Русь

Польша землевладельцы

грамотность и так не каждому дается, даже на родной речи а то по-латыни

троекратно труднее познавать сразу и знаки письма, и сложение слов, и самую речь

в Польше грамотность пошла поверху

конный пешему не товарищ

Связи общности по крови заменяются на обязанности должника перед заимодавцем и тп

смелость без ума хуже отцовского проклятья.

Уверялся "с золотом добуду и войско".

А мудрее "с доброй дружиной золотом добуду и золото".

германцы строили очень длинные цепи в разговорной речи

домашняя птица тощая

ни в чем не стеснена свобода маркграфов, герцогов, королей, равноправных сочленов общества, коим является империя.

учись труднейшей из наук - самопознанью. Отнимание хлеба у детей для псов

не осуждай их за жестокость. Счастливый редко бывает злым. несчастливый никогда не бывает добрым.

Несчастье. когда ты не будешь знать, что есть, чем прикрыть наготу, когда чужой будет топтать твою совесть, твою честь, только тогда ты познаешь цену несчастья.

Трудно постичь чужое: незнание речи - стена. Одолевши речь, вязнешь во рву: чужие обычаи. Против них возражаешь и вольно и невольно, ибо свои пристрастья трудно менять на ходу. Небылицы. Умный оказывается хуже глупых: что не по нему, того нет, того не дб. Остальное натянуто на привезенный из дому аршин.

В этом (с ношением оружия) проявляют невежество общих правил.

Даже тень Права в сильной руке при благоприятствии Бога может сделаться тяжелее горы.

Гл 3 запретный плод океана

англосакс - податная единица "тайяж" корень этого слова образует множество

слов.

Завоеватели посеяли зубы дракона - во всех селениях возникли туры (фрн) - "тауер" (англ) - личный замок владельцев.

на материке сознание национальной розни быстро угасло, ибо завоеванные были культурнее завоевателей.

В Англии не говоривший по французки был низшим вдвойне.

Жаргон тауеров - он отличал высших от низших.

кому легче дается латынь.

Сказка. Не так давно, чтобы События еще не имели смысла, а Случай не умел досаждать Порядку. Камень Озеро Краска. Вода утешила Озеро "Не горюй, с помощью Времени я скрою краску, и ты покажешься прежним". Время. Воспоминания. Дверь.

Существует лишь то, о чем помнят.

Несчастья возвышают людей над злой памятью о взаимных обидах.

Прошлое непоправимо, и ненависть так же ядовита для души, как сок цикуты для тела. Учивший прощать был мудр.

Право без Силы есть опасное, праздное искушение.

257 Великие люди нетерпеливы и жестоки

ярость, убийство непокорных с великой охотой.

Спасение за Океан глубины Моря Мрака

Располагал свидетельствами разных лет, из разных мест.

Не только наполнять память ученицы, но и развивать и ум.

Поочередно утверждая и опровергая что-либо

Доводы "за" и "против" были равносильны. Неустойчивое равновесие.

В подобных случаях мудрее признать, что нечто существует. Ибо существование чего-либо вероятнее несуществования: ведь жизнь сильнее смерти.

Море Мрака населено одними рыбами, меньше несчастий, измен, насилия.

Старики вынуждены бодриться из любви к молодым. И обязаны. Так как иное следует постигать в зрелости лишь потому, что только с годами ч-к привыкает жить, умеряя отчаяние. Губиться чужая честь.

Липкая грязь клеветы, выливаясь на пергамент, живет вечно. Бойся слова.

домотканный кафтан пастуха из сукна немытой шерсти на пеньковой основе, оплетенный грубым утком.

Остерегаясь глаз, ушей, языков грузили тайно, ночью.

А жадность, напрягая ум, делает из этого божьего дара оружие дьявола.

умное слово растворяет сердца

жадность к писанному слову

ушел неизвестно куда, неизвестно зачем таких забывают

забытое подобно не бывшему

солнце служило одним из видимых выражений Бога.

колено рода Океан справедливо называют Морем Мрака.

Кто знает, где в этом мире назначена граница между явью и мечтой, душой и телом, прощлым и настоящим, сегодняшним днем и будущим?

змея-самка

многое, ускользающее от разума, а потому и ненужное, было изображено знаками-картинками, трудными для понимания, тк изображалось не существовующее на этом берегу Океана.

чтобы облегчить себя , ч-к должен взвалить ношу на спину другого ч-ка.

Другие их смысл ныне толкуют по-иному. К чему думать, о чем в действительности хотели рассказать создатели записей?

Мрак возвышал дело людей, не унижая дела Бога.

каменная голова - знак!

Маленькие глаза змеи дают жизнь, дают значение.

Через него Бог находил свое многообразное обличье, через него мысли Бога и желания Бога делались видимыми. Бог оплодотворял его и он рожал.

роспорядиться людьми, укрощенными страхом.

Страх - могущественный владыка, величие в том, чтобы внушать ужас. Ужасающий других делается сытым и богатым.

все чудовищное, все - преувеличенное. И во все вложен особенный, подавляющий и ужасающий намек.

Скульптор обязан ждать чуда, его руками управляет Бог.

"нужно остерегаться людей, из рук которых выходят уроды. Ибо уроды выражают не красоту, а злобу души творца.

Бывают истины столь очевидные, что их принимают без размышленья.

новый Вождь не рассказывал преданье. Этим занялись другие, кто помнил слова его. Преданье рассыпалось, возникли противоречия, рассказы сокращались, ибо трудно говорить и скучно слушать о непонятном. Вскоре осталось немногое, но главное - ожидание тех, кто придет с востока.

глава 4

велегласно возвеличив насилие, похоть, жадность, старые римляне утвердились на том, что Добро -это польза Риму, а убыток - Зло, и Рим открыто жил со своей истиной: не таясь ничьих глаз.

внушали: успехом Сулла обязан не воле не уму не настойчивости.

Проще и значительнее: Сулла - любимец судьбы.

Имели право ненавидеть его сотни тысяч людей - родственники казненных, лишенные имущества...

Обьевшисть властью до пресыщения

Могущество Судьбы усыпило, обессилило Месть.

главное - уметь учиться.

Трудней всего научиться справедливости, многим для этого не хватает

всей жизни.

В речи - душа народа, души различны, как в разных реках разна вода.

Феликс - любимец Судьбы счастливый, удачливый

о Плутархе. Его не раз попрекали: не понимая бега времени, писатель вольно уравнивал героев, разделенных столетиями, в теченье которых жизнь будто бы не изменилась. Как видно, преувеличивали значенье бега веков. Переменялись одежды, зданья, дороги, науки, даже язык, но не сущность ч-его рода.

у колдунов и ведьм нет тени. Так сделал Бог, чтоб люди узнавали - этот ч-к очень опасен.

без уподоблений не могут жить познание и знание. Мысль и речь очеловечивают все. И, как подлинный творец, не замечают творимого.

никто не мог обвинить его в жестокости, превосходящей обычную строгость.

от чего что пошло. Строя стройность событий - нестройное не построишь. Летописец - геометр

. Летописец прав - нету наук без поэзии, и поэт, и ученый провидят в туманах прошедшего времени явление родоначальника.

совершил княжье дело, решив один за всех.

Известно, что за красивым больше гонятся, чем за нужным, больше платят.

Новгородцы считают и Киев , и Переяславль своими выселками: наречья новгородское и поднепровское одинаковы, а смоленское или хотя бы курское, волынское разнятся, и пришлых оттуда узнают по

Новгородцы горласты, надменны, все умеют, все знают и разборчивы. И своенравны. Не переспоришь.

Киевляне походят на новгородцев, шумны, беспокойны.

Степь. Не разберешь, где одни нити, где другие, где моя пенька, где соседская. ...Переяславльская земля хлеб издавна продают

Переяславльцы нуждаются в князьях, которые умеют водить войско.

Кремли общие.

Предок-то был общий, князь великий именем Обычай! Свидетелей нет, вымерли. Но приметы остались.

три школы в Переяславле. Здесь разум старый, недавний и нынешний. И пламя, и холод. Гневный окрик рядом с вкрадчивым советом, нежные убеждения и мертвенная сила приказа.

Тиберий - римский император -_велел писателей искать и казнить, рассуждают-де они о делах, тогда как обязаны они слушаться, как все прочие. Красноречивые молчальники! Чудо! По его призыву слетаются тучи и птицы. Как глаз. Вмещает безгранично большое, находит место и для солнца, и для муравья. Будто они равны. Спящее в книге слово пробуждается от взгляда. Нет для книги прошлого, она всегда в настоящем. Это главное чудо!

Мысль легка и чиста, как туманы над озером.

Звон колокола. Если бы такую плоть имела мысль.

Добрый, умный, чистый, храбрый..

византийская тонкость, хитрость, расчетливость

почему из восточных горнил сажа да пепел летят на Русь черными птицами? Кто толкает разбойные полчища? Чья сила?

Рай. Каждому в мире свое. Степь давит на Русь.

гл города и княжества на краю. Для защиты от Степи, за то им и честь, и первенство.

Сила не в споре, сила в согласии.

Все знают, что надобно делать, а как делать - еще не придумано.

Указ князя Обычая.

Ад. Кому надлежит воздаянье за злобу, за чувства ничтожные

великий папа, как и невеликие смертные, видит то, что хочет видеть, и наслаждается призраками.

невежды благоговеют перед непонятным.

Лгут по невежеству. И еще более лгут, когда стараются примерить сказанное пророками и апостолами к ничтожеству свого понимания.

совесть законодателя дб спокойна, тк ее спокойствие свидетельствует о победе добра , об отступлении духа сомнений, духа зла. Ибо он, всюду присутствующий враг Бога, внушает переписчику ошибки, внушает переводчику ложное слово и толкователям - ереси.

измышления разума, облекаемые черной плотью писанных букв.

о встрече Петра с Христом за городскими стенами.

Зерно, брошенное в землю должно умереть, чтобы дать много плодов.

Когда трясется земля?

Счастлив был бы человек, умеющий не думать о будущем, умеющий не бояться заранее, избегающий населять сумеречную глубину еще не существующэго завтра возможными бедами. Мб, оно, еще не рожденное, алчно, мб, эта пустота податлива? И наполняя ее призраками бед, ч-к помогает этим бедам воплотиться?

слова клятв и договоров, искренние в свои дни, облетели, подобно осенним листьям.

+354 взвешивая события на зыбких весах совести, нагружал золотую чашу добра своими благими пожеланиями, чтобы она перевесила черную чашу действительности.

Перечень дел папы рыбак отец лжи

Опять возвращался на путь заблуждений.

предание о смерти папы пламя свечей стало синим дым сгустился певчие умолкли два следа на камне похожие на отпечатки копыт

пришел тысячный год. Путь человека идет в бесконечность, непостижимую, ужасающую. О нечистом

то же

ночь - вот наш день.

Каменный человек - утонул в земле.

сивилла. Колодец Истины. О нечистом.

Приземист, кривоног, козлиная голова и тд

Ниже спины у него человекое лицо сделка с нечист

преданья разорваны, могилы отцов распаханы либо просто затоптаны, имена предков забыты либо оплеваны, воспоминанья осмеяны, огажены, стерты. Связей нет, счет родства прекращен. Одиночество. Каждый сам за себя: нива нечистог

остается после всего - осадок, сплав, стылая лава бедствий.

Поклонение демону

оный дым не без огня веет

и комариный укус так расчесать можно, что прокинется злая болячка..

гл 5 крепче стань в стремя

Сула (речка днепр левобер), как некоторые ищет спора с сильным.

Зелен виноград - не вкусен, млад человек не искусен.

Нам, старикам, вольно твердить все одно да одно.

злые боятся красоты. Во искушение их вводит она.

Учишься от малого к большому. И всему, что видишь глазом, постигая умом, радуешься. Сильна жизнь многоликостью.

в воздухе, как знали наши пращуры, есть звери особые, из воздуха тела у них.

Петр поучал: бесовское от беса.

Все от Бога. Страшен злой человек, нет ничего страшней человека.

Немудрое добро, богатство невеликое, но все нужное, половец не возьмет, так сожжет.

Половец все мнит своим, что ему посильно взять, потому-то и понимает половец только силу. Описание истории от Святослава.

Не жизнь - житие обреченных. И коль поддавался бы русский унынию...

со злобой в сердце легко убивать, но трудно жить.

Половцы не могут сами прожить, к своему им нужно добавлять взятое у других. Таковы же были хозары, таковы же печенеги - все они одинаковы. К малому своему им нужно добавить больше чужого, они не воюют, а грабят.

Повсюду воюют для добычи, и нет иной войны.

Запись древнего составителя: будто бы спартанский законодатель Ликург завещал спартанцам не воевать все время с одними и теми же

городами, дабы не обучать их войне. Спартанцы воевали будто для игры. Было ли такое время или придумал его составитель рассказа? Скрыл в хитроумии выдумки некую истину, поученье?

Это было не нападенье, а наезд.

о курганах степных

молодые люди охотно отвергают преданья, бывалые же знают, что много случается в жизни такого, чего никому не придумать.

+Ч Ребячья доверчивость, скупое неверие взрослых.

врач еврей Соломон. Голова покрыта черной ермолкой - Соломон лыс, ему уже давно бог лба прибавил.

вера от совести, от предания, от глубины ч-кой души. Бог, разметав нас в страны рассеяния, сохранил народ

от гонителя, от врага веру, даже истинную, стыдно принимать.

Соломон Нет болезни тяжелее злобы; дух мятущийся, беспокойный есть болезнь, он тело ослабляет. Ч=к омраченной души чаще болеет, раньше умирает. И в злом деле битвы злоба дурной помощник.

курганы

.

гл 6 В многой мудрости много печали.

Временность сущего очевидна

Как сохраняется империя? В чем ее сила?

Коль империя удержалась, мы можем легко справиться с прошлым временем: оно беззащитно. В нем, как в развалинах покинутого города, мы соберем то, что нравиться нам, то, что подходит под уже известный ответ. Отбросив как не нужное все, с чем нам не справиться, мы воздвигнем легкое зданьице и объявим: се есть истина. Иначе скажу: мы обязательно примем победы империи за добро, ее поражения - за зло. И утвердим - добро победило зло, поэтому империя и живет по сей день.

Действительно, слишком часто мы принимаем добро, как свою пользу, а свой ущерб принимаем за зло. Победитель не всегда прав и перед своей совестью, и перед богом.

Заносчивость понимать объяснить

- в долговечии стены чуда нет. Бури точат и растаскивают волнолом, смотрители добавляют новые камни. Перестанут - и волна слижет стены. У крабов - город

все движутся, устраиваются, спешат, толкаются, спорят. Все хотят знать, хотят оправдаться. Никто не признает себя виновным. Свободная воля. Много дано, много спросится.

пророки - наказанье за грехи: войны, мятежи, голод - их легко можно предвестить. Миллионы ч-их желаний сплетают будущее, как канат сплетают из нитей. Кто сумеет сложить, собрать, взвесить, все совершаемое и желаемое нами сегодня, тот будет знать завтрашний день. Способен на такое только Бог.

Стало быть, делай свое, внимай, гляди, постигай, что посильно тебе.

из созданного людьми всего дороже мысли, запечатленные на пергаменте, бумаге. Их гибель - вечная и настоящая смерть.

Византия полна ищеек. Десятки тысяч соглядатаев.

Имеем право жаловаться на обиды, но не обязаны жаловаться.

Здесь люди отучены соваться в чужое дело.

У него там кистень подвешен.

Сломанное дерево, они же ценят не работу, а материал.

жила, стояла, гордясь и угрожая, великая Византия, империя Востока, Второй Рим; здесь - задворки, кухня и кишечник, плата за пышность, оборотная сторона златотканной на мешковине парчи.

Великое, дивное чудо даровано людям через воплощение деятельной мысли в слово. Богу все едино, писал христианин, либо язычник.По воле Бога пишущий обращается ко всем народам. Чтение книг есть благо. Иные книги вызывают желание опровергнуть написанное, даже гнев против написавшего. Другие умиляют, возвышают душу, сообщая новые познанья, разъясняют бывшее темным. И те и другие хороши, ибо и в гневе отрицания, и в радости согласия с пишущим одинаково трепещет живая мысль. От Бога и Сенека, и Тацит, и Апулей, как святой Августин и апостольские послания. От дьявола - льстивое слово, угодническое, ползучее. От него идет слово, усыпляющее мысль и душу в ложном покое, в бездеятельной самонадеянности. Аминь

др итал посл-ца - равные причины не равные предвещают последствия.

пишут много законов и говорят: управляет закон. Люди правят, а не законы. 3-5 лет проходит и меняется власть, а империя живет. И судьи судят, и сборщики исчисляют и собирают налоги, местная власть следит за порядком, и военная власть о своем заботится.

Еще уподоблю империю теченью реки: от внезапного ливня выходят реки из берегов, но не изменяют руслу.

спящий под сетью ч-к нашел рыбак

тело с изувеченными глазницами кокон будущего

не было ни одного законченного действием дела жизнь не драма на арене великий актер

" ... А великий автор не получил бы признанья, ибо он знает, что нужно, начав, не закончить, а разорвать, тем самым возвысив свое сотворенье до истины..."

нет смерти, ибо конец переходит в начало!

Меняются времена, законы не отменяются, но снашиваются, как все на свете.

Разных людей - и признанных великими хитрецами, и просто разумных, и вовсе не славящихся умом, и совсем простодушных: есть жадные и щедрые, есть бескорыстные, но тщеславные, есть убежденные в себе и еле скрывающие робость, есть мечтатели, но также и безразличные ко всему, кроме собственного блага... Но всех их роднит вера в губительность сомнений, сближает вера в необходимость

поддерживать однажды принятое.

Слово мб гнусным, как клоп, и прекрасным как херувим. Слово объединяет людей и сотворяет народы.

Не в самом ли союзе мысли и слова заложено Богом тайное условие: чем совершеннее мысль воплотится в слова, тем сильнее слова человеческие, освобождаясь от власти мысли, сами, плотно ложась одно на другое, будут строить гробницы для отца своего, духа. Верования болгар, индов.

Рим италийский свалил былую Грецию, как потом франки свалили Рим италийский.

Железо арабов и турок будет бессильно, пока не обветшают словесные стены.

Набрался великой мудрости, но душу себе замучил.

К чему же стремятся старательные сотни? Быть увиденными.

Тех, кто не ходит на безгласные собранья по безразличию, по небреженью, по лени, кто -то в недобрый час может окрестить и мятежниками.

книги посвященные Эроту - Амуру.

сам храбрый боец - взял власть и умом, и мечом.

Грязный и распутный старик, полководец, захвативший престол насильем и хитростью, за недолгое правление расточил империю в борьбе с соперниками.

Империю сравнивали с больным стариком, дряхлость которого делает опасной любую болезнь.

Базилевс от бога

посещают Палатий не для того, чтобы делать что-либо, но чтобы показать свое усердие.

Жужжение пчел в улье - ощущение.

нет правителя, который замышлял бы зло, мысля о подданных: сделаю так-то и так-то, чтобы в моем гос-ве люди жили хуже. И нет более легкого дела, как осуждать дела правящих.

заботились и о налогах, чтобы земледельцы могли платить, не разоряясь, не теряя охоты к труду.

подделка под любовь, подобострастие.

464 нет там обычаев, привычек, свободы. Значит, и родины нет.Ш

А империя не плавильный ли тигель?

Трудно постичь империю. Уподобления уводят в сторону. Сравнения, без которых не обойтись, убедительные сегодня, завтра теряют силу.

Чтобы ум отдохнул от рассуждений.

Простые народы их жизнь

Научились говорить "мое", "наше". "У вас есть свое, а нашего не берите". Свое поле, скот и все остальная собственность.

поборы в тч за воздух кров и пища солдату дешевые деньги

он говорит своим волам: коль на вас бы столько навалить, сколько на меня?

плохо выбранное место - далеко от леса, поэтому погибли.

Победы - они-де хуже поражений. Заткнули рот: язык твой - враг твой. Это истина.

1 ый список, 2ой. И в 3ем, и в 4ом - дополненье по новым законам.

Надо воздерживаться. Ибо бедствия происходят от людского множества, в тесноте пробуждается злоба, от нее грех человекоубийства.

вопреки разноречью мы склонны считать благом свою прибыль, а злом - свой ущерб...

гл7 суны. В их древних книгах все сказано, и чем древнее книга, тем больше в ней истины, а ищущие нового - безумцы.

сидя на месте опыта не добудешь.

Родство слов путь и опыт. Пути у людей разные, и слова они понимают по-разному. Время старит слова

будто рассказывает нынешнему, и вместе сплетаются звуки и образы

старая кожа - кора, под ней крепкая древесина познания.

У сунов смысл слова зависит от тона.

Подарки Сыну Неба ... 23 стрелы по числу родов племени.

Сын Неба жалует Степь щедрость на улыбки вводит в заблуждение кончи лось томление.

Превыше всех та мудрость, достижение которой наиболее трудно, ибо она никогда не сделается достоянием многих. Оставаясь уделом избранных, наука наук питает вершины. Неизменное вечно, вечное неизменно.

чтобы воплотить мысль, нужно слово. Слово есть плоть мысли, а цзыр - лишь знак ее, лишь указание на то, что существует, но не выражение сущности мысли. Слово - как бы живой ч-к, а цзыр - скелет умершего.

цзыры выражают названия, меры, счет, вес, свойства, качества, ценность всех вещей. Все действия, все чувства, все ощущения, все наставления. Знаки живут своей жизнью, знак порождает знак. Они роднятся между собой своим видом, а не содержанием, которое вы хотите вложить в них. Поэтому знаки искажают мысль.

добро, богатство, благоденствие

китайс-ий ученый - что он постиг

способности людей не одинаковы, одни сочинения не равны другим

ч-ку не прошедшему испытаний нет места в управлении.

Как в др странах - невежды

Опасно людям отказываться от порядка жизни, установившегося из древности.

Племена, не сумевшие создать свою самобытность, ушли, имени своего не оставив. Ш

ч-ек понимает, что вступил на порог зрелости.

набравший рабов, сам делается рабом. Богатый - слуга богатства, а не господин. Чем меньше ч-к имеет, тем он свободнее.

тенгиз - вынослив,

руки ч-ка выдают его. Глаза - открытые двери души. Лицо, как степь под ветром, говорит и глухому. И только глухой не знает о предательстве голоса.

Все оседлые - рабы. Вместо разума у них в голове знаки, о злом смысле которых, об опасной бессмыслице

кочевники свободны Добро и зло каждый понимает по-своему.

тех, кто утомив всех похвальбами и требованиями невозможного, наобещав невыполнимое, сделав скромных трусами, а смелых - злобными, погибает от страха.

Сила правит миром. Придут и докажут, что прав.

кто тешится переменой, желанной по своей неожиданности.

по злобе и корысти невежественно искажал предсказания

место встречи юга запада и востока

Поднебесная, нетерпимая к нарушителям государственного покоя, благосклонно относилась ко всем вероучениям, целью которых было спасение ч-их душ, но не преобразование основ государства.

Сновидцы и толкователи.

Правитель вывесил таблицы: какие-либо опасности отрицались, благонамеренных успокаивали, злоумышленникам угрожали. Приказ доведен до сведения неграмотных с барабанным боем и ударами в гонг.

гадатели по табличкам, знакам, приметам, снотолкователи, священнослужители всех догм по ч-ой своей сущности искренне верили в гадания и толкования.

Не могли безучастно внимать пророчествам

Все считают детские годы годами спокойствия, а зрелые годы разумного видения жизни - особенно тревожными.

Каждая стена, даже Великая, подобна любому запору: коль его не охраняют, злоумыщленник сломает самый крепкий замок.

богатырем не станешь, десятками лет иссыхая над книгами.

Рассуждение без примеров не убеждает. За примером ходить недалеко.

Злоба "степных червей" проявляется из самой их природы и, подобно стихии, возникает самостоятельно, существуя неотъемлимо от указанных "двуногих червей", как неотъемлимы влажность от воды и жгучесть от огня.

Бедственность стихийно происходит от степных дикарей.

он поясняет, объясняет и опровергает - без оправданий!

Идея такого цзыра уже давно существовала

не унижая собрата, доказал глубину и собственных знаний, как умеют и любят делать настоящие ученые.

Стихийная зловредность и стихийная ничтожность северных дикарей.

О болезнях, грабежах, неурожаях, разрушении плотин, на реках и других подобных неприятностях.

Вошли в "золотой склад" науки

Открытие. Открыть же можно лишь уже существующее во вселенной.

Богатство - так назывался кончик нити: потянув за него, Тенгиз размотал клубок, в котором пряталось нужное хану-правителю смысл.

Богатый легче насыщается, быстрее устает, скорее стремится к покою. Сытые ленивы. Упрекают Тенгиза за широко разинутый, как у

голодного, рот.

Тайный надзор за тайными мыслями, для войны со своими же...

до времени им, как пресное жирное блюдо, претит зловонная преданность самодовольных тупиц.

потребность знать прошлое, как видно, присуща самой природе ч-ка. Лишь изредка - и никогда в прямой форме - кто-то возражал против этой потребности, а утверждениями ее можно наполнить многие тома.

А что известно о прошлом? Очень мало. То, что случайно поразило поэта или случайно упомянуто в чьих-то записях. Однако же, поэт дб большим, иначе рассказанное им не уляжется в памяти, не будет сотни раз пересказано, переписано. Ибо малое творчество умирает раньше творцов.

Не простым писцом объязан быть историк, чтобы его записи нашли преданных хранителей, усердных переписчиков. У беззащитных записей - беспощадные враги: войны, пожары, крысы, мыши, черви, плесень, даже воздух, даже солнечный свет.

Талант пристрастен по своей природе. Где же истина, которую люди искали, ищут и будут искать без всякой корысти: так они утверждают, и спорить здесь непристойно. Мы все нуждаемся хотя бы в признаке правды, как в пище насущной.

уметь "видеть" - качество, необходимое для каждого военачальника. Иначе обстояло (в Поднебесной) с выводами, решениями и действиями.

Другой ученый обращался к событиям былых войн. Талантливое изложение способствовало широкой известности таких книг. События к чести Поднебесной, что всегда привлекает любящих родину людей. Они распространялись в сокращенных списках, в отрывках, пересказах, и очень быстро многое превращалось в народное сказание. Позднейшие авторы, вдохновленные сказаниями, не улавливали искусственности построения: такая же искусственность была присуща им самим, они получили такое же образование, их мысль была подчинена той же системе связей, тому же мировоззрению. Многократное отражение, многократное преломление действительности, искажая ее, вызывало

опасное смещение понятий. А однажды установленная догма тем самым усиливала свое мертвящее действие.

Управляющий кл большим хозяйством

Защищая свое достоинство, перед самим собой, он начинает отбирать посильное, отбрасывая то, что не может вместить. Отброшено якобы ненужное, лишнее, недостойное внимания.

такой же отбор донесений

сам того не желая, он переместит и себя и подчиненных из действительности в "отборный", кажущийся мир, и вся система его управления подвергнется крушенью - когда-то!...

общенародное презрение к солдату - несоответствие видимого своему воображаемому образцу.

Все виды труда были почетны. Бездельник нанимался в войско, клеймя себя и позоря семью.

если дружно, настойчиво твердить кому-то, что он негодяй, таким он и станет.

жизнь научила его не задевать величие сановников и мириться с их волей - им виднее

в строю находили прибежище неоплатные должники, беглые рабы, преступники, ускользнувшие от кары, разбойники, уставшие от бродячей жизни и ежедневного риска, заносчивые неудачники, любители гашиша, опиума, не говоря уже о пяницах.

быстрый ум сразу связал все в одно целое. 1ое положение, двойное: либо - либо. Каждая часть двойного , в свою очередь, прелагает две

новые части. Следовало сначала исключить одно из двух первых...

история ничего не сообщала о распространении преступности

сам историк, он знал, что дурное следует гасить молчанием.

Разделенные преградами образования , должностей, заслуг, имущества, все жители Поднебесной равно презирали дикарей.

Принято считать, что история несправедлива к побежденным. Вероятно так оно и есть, особенно если побежденные чрезмерно возвеличиваются либо чрезмерно унижаются. Ч-кая история не только история ч-их страстей, но и зеркало самих рассказчиков.

мы измеряем события собой - другой меры нет - и настойчиво снабжаем людей действия задолго обдуманными решениями, сознательно преодоленными препятствиями, говорим о исторических

рубежах и считаем ступени. Если действительность нуждается во лжи, как свет нуждается в тени, чтобы проявить себя и стать видимым, то поиски средств и старания искателей средств не должны вызывать ни восторга, ни осуждения, как любая неизбежность.

суны - въедливы, упрямо-настойчивы, цепки. В труде себя не щадят, неприхотливы. Драгоценные свойства. Заслуживают всяческого поощрения.

телом слабы и в работе берут терпением и выносливостью

у них считается: чем древнее обычай, тем лучше

Сын Неба каждый год сам с великой церемонией проводит деревянным древним плугом в поле борозду.

удивительны различия между народами в цвете кожи, в речи, в одежде, в обычае, даже в пище! Но все одинаково хвалятся своим

остерегшись свести беседу о большом к спору о малом.

сообщения об ошибках чужих правителей есть один из лучших подарков, которые может сделать своим правителям вернувшийся из дальней дороги.

Суны самолюбивы, их глаза оскорблялись самоуверенностью иноземцев.

этот недостойный, мечтая совершить нечто великое, неизвестно какое и непонятно зачем, бесконечно нуждался в деньгах для бессмысленной роскоши.

Уподобление безумному, который, приказывая лить воду в сосуд без дна, не видел, что вода уходит и округа превращается в болото.

В бедствиях восстаний уничтожается многое, создается же мало: такова неизбежность , когда правящие не исполняют обязанностей.

Ни в чем не повинных. Они ответили за корыстность своих близких и за бесчеловечную жадность.

был высокомерным жестоким и хищно стяжательствоавл.

Презрение к тем, кто не сун. Для них иноземец - нелюдь, монгол - червь. Понять, что они могут, и что им недоступно.

Узнать тяжесть горы песка, взвешиванием щепотки за щепоткой на весах торговца золотом.

После свершения события один, другой, третий легко указывают: надо было сделать то либо другое...

585 тибетец- предостерегаем вас: не отстраняйте бога - он один под всеми именами - от участия во всех больших и малых делах.

Отвергнув Небо, люди потребуют от самых себя всезнания и всемогущества.Будут наказывать себя за незнание и немощность. Они озлоблятся и сломаются под непосильной тяжестью.

Требовать предвидения и наказание за неумение предвидеть.

Для дел веры нужен разум, а не милость

везде Израиль живет в унижении. везде Израиль вынуждается хитрить, обманывать, угождать, покупать, дарить, давать - чтобы чужие терпели его.

Чрезмерность внимания к гостю близка к унижению его.

верить в чудо озарения истиной

Бога я чту в чести, в любви, надежде, милосердии, разуме...

-незнание нужно, как и сомнение. Они могут оградить ч=ка от искушения насилия, как перила моста ограждают от падения тех, кто боиться высоты.

Есть еще и третье - хитрость. Она не стеснена. Она способна нагло попирать и силу, и ум. Яд презренья хитреца.

монголы ленивы, жестоки, как дети, любят оружие и развлекаются войной. Находить счастье в мире. Но не умея трудиться, они скучают. Им снятся походы.

Время то стремится, то замедляется.

Синие монголы развлекались бездельем, оружием, конской скачкой и рассказами об удалых делах войны.

воздержание от насилия и гнева.

говорят, что Сила и Насилие родились близнецами. И лишь в поздней зрелости их проявилось единственное между ними различие - бесплодие Насилия.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"