Аннотация: Наше понятие о бессознательном нынче нуждается в коррекции ...
Зигмунд Фрейд
На рубеже веков в Психологию властно вошло "бессознательное" начало воли - смешанное исходно с так наз. "подсознательным" (см. "Психологию личности" Пьера Жане). И человек, так гордившийся разумом, усвоивший от античности идеал свободной разумности, вдруг узнал о себе, что им, в основном, управляют бессознательные импульсы, неизвестно откуда взявшиеся (может, от динозавров!), осознаваемые как собственные желания, цели, притяжения, отвращения, и т.п.
В эпоху торжества материализма и позитивной науки весь массив "бессознательного", разумеется(!), производился психологией, из внешних воздействий, впечатлений, сообщений и т.п. - проходящих мимо сознания или вытесненных из сознания из-за своей неприемлемости для "Я".
Из религии в "психику", занявшую в языке место "души", ничего не допускалось, - хотя люди с этим не согласились, что привело к оживлению в массах так наз. "парапсихологии".
Однако теперь, в 21-м веке возрождения веры, мы, сохраняя достижения позитивной науки, не можем игнорировать наставления Священного Писания. Опираясь на которое, полагаю для нас важным дать себе отчёт в том, что в нашем "бессознательном" обязательно наличествуют внушения Сатаны, и его представители присутствуют в сознании между представителями бессознательного.
Так что всяк, кто думает, будто он не числится в воинстве Дьявола, и Противник им не управляет, в наше время должен считаться очень наивным, обманывающим себя человеком.
Сказанное выше настолько логично, что мы, конечно же, не являемся пионерами этого воззрения.
Немецкий философ Эдуард Гартман на рубеже веков говорил о том же, помещая в "бессознательное", правда, не Дьявола, а Бога - представленного в таком случае "инстинктом" (!).
"Гартман говорил: "Когда мы смотрим на себя, мы не очень собой довольны. Мы -- существа, обладающие низменными вульгарными страстями, довольно ничтожные, мелочные. У нас мало возвышенных, религиозных идей, и большую часть юности мы проводим, забыв о Боге, который, между прочим, нас хранит. Но утешьтесь: внутри нас, в глубине души существует подсознательный инстинкт, который бдит, молится и возвышается вместо нас. Именно он обладает отсутствующей у нас религиозностью". Это утешает и во многом облегчает трудности существования".
В это вовсе не обязательно верить, но возразить по существу нечего!
Единственное - то, что "подсознательный инстинкт" выступает здесь чисто формальным термином, ради смысловой совместимости с "бессознательным". Мы бы позволили себе уточнить, что скрытый в душе возвышенный субъект молитвы и бдения обитает, скорее, в чувстве и отношении ПОЧТЕНИЯ, -- не всегда осознаваемом и часто вытесняемом в подсознательное нашей сатанинской гордыней, благодаря которой мы, будучи (по словам Гартмана) "низменными, ничтожными и вульгарными", бываем очень собой довольны.
Наконец, недавняя школа психотерапии -- психоанализ -- открывает возможность говорить о бессознательной греховности, поскольку, по словам Пьера Жане, "она предполагает, что все феномены нашего существования с самого начала жизни оставляют в нас свой след. Подобно тому, как воспоминания сохраняются и в случае видимой амнезии, у нас есть воспоминания обо всем, что происходило в нашей жизни. Все воспоминания существуют, и если мы ничего о них не знаем, то потому, что они подсознательны".
Соответственно, существуют и вытесненные в "подсознание" воспоминания о дурных поступках, мыслях, желаниях, etc.
И если у вас нет почерпнутого из Библии сознания своей греховности, способного ассимилировать подсознательную греховность, тогда последняя обнаруживается неистребимым чувством своей неполноценности.
Не будем однако забывать, что всё это - только гипотезы.
Как писал Пьер Жане,
"Подсознательное подкупает простотой, поскольку оно позволяет объяснить все с помощью невидимых вещей и гипотез, которые невозможно проверить, поскольку они подсознательны. Оно стало тем удобным ящичком, куда в психологии складывалось все неподвластное объяснению".