Незванов Андрей Семенович : другие произведения.

Человек имеет право

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что реально подразумевает ходячая фраза "Имею право!"


  

0x01 graphic

  

Даёшь свободу!

  
   "Каждый человек имеет право...".
   Обычно мы воспринимаем эту фразу с акцентом на глаголе "имеет", подразумевая под этим "каждым" самого себя.
   Однако обаяние данной декларации заключено не в глаголе "иметь", но - в нарицательном имени "человек"; так что смысл её - не в "имении права", а в равенстве всех людей (= человеков) в отношении Закона и Права.
   Тем более, что, говоря строго, право нельзя иметь! Ведь это не материальная вещь.... И речь идёт не столько о вещной собственности, сколько о возможностях деятельности, подвергающейся ограничениям.
   Так что нам лучше опустить слово "имеет" и сосредоточиться на соотношении слов "человек" и "право".
   В этой перспективе фраза "человек имеет право" означает - вопреки прямому смыслу слова "имеет", - не приобретение, а наоборот - потерю!
   Связь Человека как субъекта производящей сообщительной деятельности и Права заключается в том, что разумная деятельность человека ЗАКОНОСООБРАЗНА, то есть, подвергается ограничениям.
   Штука в том, что в традиционных обществах, связи с которыми разрывались Модерном, законы (= ограничения) суть РАЗНЫЕ для разных лиц и групп. Соответственно, и возможности деятельности у них различны. Применяя глагол "иметь", можно сказать, что они имели разные возможности жизнедеятельности. Это положение не устраивало адептов Просвещения, и они вознамерились его изменить в плане устранения неравенства лиц и групп.
   Так что суть Декларации Прав Человека не в освобождении индивидуума от ограничений - как часто думают невежды! - а в РАВЕНСТВЕ ограничений для всех. Кратко говоря, если "Нельзя!", - то нельзя всем!
   Непонимание этого главного акцента "Декларации" характерна для субъектов, склонных к анархии.
  
   "Имею право!" - фраза, которую мы часто слышим в повседневном публичном и соседском диалоге.
   Имение это никто, как правило, не оспаривает. Оно существует в ментальности как "аксиома" общества равных; а в общении - как подтверждение нашего равенства.
   Однако для жизни не довольно одного лишь имения. Мы имеем ноги с рождения, и тем не менее ходить нужно учиться. Без этого умения, от имения ног толку никакого! "Имею ноги" не значит "умею ходить"! Наличие ног есть только ПОТЕНЦИЯ ходьбы и бега.
   То же самое с Правом. Имение права, правоспособность, или правообладание, суть лишь потенция правомочности, правомерности, правоприменения и т.п. Одним словом, - только потенция моего ПОЛЬЗОВАНИЯ моим правом.
   И пользоваться правом нужно уметь: точно так же, как нужно уметь ходить, чтобы пользоваться ногами. От этого умения зависит актуализация моего имения. И если правообладание (имение) обычно никто не оспаривает, то вот правоприменение или пользование правом (умение) оспаривается регулярно и повсеместно, - что выявляет существенную разницу между "человек имеет право" и "он пользуется своим правом".
  
   Разница эта обнаруживается уже относительным положением этих властных реалий в Конституции.
   Права Человека объявляются соответствующей Декларацией как УТВЕРЖДЕНИЕ, не умаляемое никаким отрицанием, - в силу равенства всех людей, исключающего саму возможность правовой дискриминации.
   Пользование же правом, напротив, управляется ОТРИЦАНИЕМ. А именно тем, что никто не может пользоваться своим правом с ущербом для прав других лиц.
   И это отрицание также опирается на всеобщее универсальное РАВЕНСТВО всех людей. Ведь слова "человек имеет право" означают не только моё право, но и право того, другого; ближнего и дальнего.
   Положительным смыслом и содержанием этой статьи Конституции является уже не право гражданина, но его ОБЯЗАТЕЛЬСТВО уважать и соблюдать права сограждан.
  
   К сожалению, осознание того, что "Права человека" суть права другого человека, сильно затуманено у нас и отодвинуто куда-то на периферию воли. Следствием чего является непонимание общественной роли закона, который мы воспринимаем как ущемляющий наши права, но не как защищающий права других людей от нашего себялюбия и своеволия.
   В качестве второго следствия такой несознательности можно представить повсеместное непонимание роли и значения ПРАВИЛ и ПРОЦЕДУР в деле осуществления моих прав.
   Ведь именно они при каждом конкретном случае и обстоятельстве обеспечивают охрану прав других незнакомых лиц, с которыми мы не связаны непосредственно, не стоим лицом к лицу, но соединены опосредованно - общей тканью городской жизни.
   В силу того, что эти незнакомые, но равные нам в правах сограждане, либо отсутствуют здесь и сейчас, либо по иным причинам не могут лично заявить свои права и опротестовать ваши действия, именно тщательное соблюдение правил и процедур являются обязательной частью осуществления наших прав и свобод, в части соблюдения прав и свобод других лиц.
  
   Предположим, моё имение расширено, и я располагаю не только правами, но и доброй волей: и хочу соблюсти права моих сограждан. "А как это сделать?" - вот вопрос!
   Верным помощником мне в осуществлении моей доброй воли совместно с осуществлением моих прав как раз и служат процедуры, нормы и правила.
  
   Таким образом, осуществление личных прав и свобод в практике цивилизованного общества неотделимо от знания и соблюдения законов и правил общежития. И задача демократического государства как государства РАВНЫХ - обеспечить реальное равенство на путях властной поддержки законопослушного поведения и гражданской совести, привлекая для этого СТРАХ.
   Ибо далеко не всегда и не везде рядовой гражданин стоит и действует "не за страх, а за совесть".
   Лаврентий Палыч хорошо знал это, и уверял, что на совесть нужно надеяться, но полагаться нельзя!
  
   P.S. Словом, если вы верите в Право, Закон и Справедливость, вы должны соблюдать "гражданский пост": тщательно и неукоснительно исполнять требования закона, следовать правилам, соблюдать нормы и использовать законные процедуры.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"