Незванов Андрей Семенович : другие произведения.

Революция 1917. Духовные утраты

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В христианских вероучительных беседах мы часто слышим о любви милосердии, доброте, прощении и т.п., но редко слышим что-либо путное о "христианской дисциплине", если не находимся в стенах монастыря.


0x01 graphic

ДОЛОЙ МОНАРХИЮ!

  
   В 1917-м мы свергли Царя, говоря по-русски...; а по-романски - Цесаря, Главу Империи. И это свержение не означало уже дворцового переворота, или смены конкретной личности, персонификации Царя, как то бывало раньше, но стало низвержением монархии как таковой; сиречь, сломом и уничтожением политического устройства, полученного нами в наследство от Рима вместе с христианством.
   "Вместе с христианством" означало, что Империя во главе с Цесарем признавалась Церковью за земной образ Царства Небесного; или образ совместной жизни, подобающий людям, сотворённым по Образу Божьему, и ходящим в этом Образе и Подобии.
   Утратив, в результате революции, земной образ Идеи Царства, мы, в новых поколениях, утратили возможность обрести нравственное понятие Царства обычным путём - через воспитание, образование и публичную жизнь молодого человека. И остались только с формально-политическим понятием, нагруженным негативной оценкой в системе ценностей социальной атеистической теории Прогресса как гуманитарного продолжения Эволюции Жизни.
   К счастью, у революционеров-реформаторов и у российской нации в целом хватило - не скажу мудрости, - но осмотрительности не порвать с христианством окончательно. Римская Церковь - последний обломок Империи, - сохранилась в качестве традиционного, почти-что фольклорного культурного института. И Слава Богу!
   Но, к несчастью, не обошлось и без утрат....
   Оставляя за скобками повальный атеизм и рационализм, бросивший пастуха-тореадора под копыта его собственного бешеного быка, мы коснёмся ущерба, нанесённого новейшей революцией не утраченной Христианской Вере как личному пути Спасения от Смерти и обретения Жизни, оставленной первопредками за оградой Рая.
   Серьёзнейший ущерб, на наш взгляд, сопряжён как раз с утратой нравственного понятия царства. Для незнакомых с социологией заметим, что НРАВСТВЕННОЕ понятие Царства, как и другие нравственные понятия, сопряжено с концептуальным восприятием общества как средоточия моральной жизни, вне каковой всё прочее коллективное бытие механизируется и утрачивает гуманитарные смыслы.
   Понятно, что разные общества практикуют разные морали. Соответственно, монархическое общество имеет своё моральное сознание, отличающееся от "коллективного сознания" общества демократического или (тем паче!) либерального.
   Наиболее выпукло сказанное различие можно заметить на примере личных взаимоотношений. Так, в Царстве нормой личных отношений является НЕРАВЕНСТВО лиц, служащее основой потестарных отношений между ними; тогда как в Демократии, напротив, нормой и требованием является их РАВЕНСТВО и взаимная неподчинённость лиц друг другу, - безотносительно к конвенциальной функциональной и ролевой зависимости.
   Соответственно, мы с вами, воспитанные на идеалах Равенства и личной независимости, совершенно лишены не только практического опыта жития в Царстве, но и понятия о нём не имеем!
   Мы не умеем почитать царя как государя-батюшку, не знаем Предстояния Цесарю, не знакомы со службой в императорской гвардии...; не знаем, что такое царская власть.
   В итоге, всяк из нас, желающий приобщиться вере христианской, воспринимает Христов титул Царя Небесного просто в категориях общественной значимости, как символ "высокого рейтинга". Не случайно ведь, - а с серьёзным намёком, - Иисус Христос представлен в поп-культуре "Суперзвездой", героем Рок-оперы (?!).
  
   Совершенно в ином положении находились евреи имперской провинции, среди которых явился Богорождённый Иисус. Вспомним, кого признал в Иисусе Галилеянине Креститель Иоанн (?) - богопомазанного царя иудейского, или мессию. Кого встречали израильтяне во вратах Иерусалимских с пальмовыми ветвями в руках? - Своего царя!
   Или, в каком качестве выступал Иисус, странствуя по Иудее? - Не в облике ли Верховного Судьи, единственно правомочного выносить окончательный вердикт о виновности и толковать Закон Моисеев?
  
   Нам, представителям Постмодерна, всё это глубоко чуждо нравственно, и потому воспринимается как исторические сведения, темпоральные декорации некоего вневременного сюжета.
   Но в таком случае разрушается "стволовой нерв" христианского богословия - вочеловечение Бога в лице Иисуса из Назарета, сына плотника Иосифа; смысл какового События Священной Истории христианин должен понимать.
   На кой чёрт, спрашивается, иметь вочеловеченного Бога, ходящего среди нас, когда гораздо удобнее помещать Его где-то за облаками?!
   Ответ известен: чтобы иметь возможность личного общения с Богом Отцом, и так воротиться в Рай, где первые люди жили вместе с Богом и могли лично общаться с Ним, получая наставления из первых уст.
  
   Таким образом, в лице Христа Иисуса мы получили возможность личного общения с Богом. И, значит, обращаясь лично к конкретному человеку Иисусу, мы не можем отделить Его, истинного Царя, от присущего Ему Царского Достоинства, ибо лицо есть категория общественная. Любопытно преломление этой истины в советском общественном сознании: "Кто не работает, у того лица нет!" - говорит герой первого советского сериала "День за днём". - Не с кем говорить (!), что называется. А игнорирование общественного статуса лица немедленно разрушает общение с ним.
   В нашей религиозной практике мы видим следствия такого разрушения. Вне царского достоинства Иисус (уже не Христос, если не Царь!) воспринимается как "мудрец" или "добрый волшебник", "целитель", etc.; или в форме богословской конструкции "жертвенного агнца", "спасителя", и т.п.
  
   Оттого, если мы хотим доподлинного общения с Богом Отцом в лице Христа Иисуса, мы должны избрать для этого форму возможного общения с царём. Первая такая форма - СЛУЖЕНИЕ. Мы не можем миновать её в нашем личном сближении с Иисусом.
   В Риме, служение Императору означало вступление в ряды Императорской Гвардии. В личном присутствии Его Величества установка Служения преломляется в отдание подобающей чести и во внимательную почтительную готовность выслушать приказ и приступить к его немедленному и безоглядному исполнению.
   Так что, если кто-то из нас возжелает уподобиться гвардейцу императора, он должен всякий раз, опомнившись, начинать с отчёта самому себе в том, где он теперь находится - в сортире, где его никто не видит, или в строю перед лицом главнокомандующего (?). И если в строю, то нужно подтянуться! Начать с осанки....
   Такова христианская "йога", которую мы изрядно подзабыли. Представители старшего поколения, воспитанные в Сталинскую эпоху, понимают, о чём я говорю....
   И это всё на сегодня.
  
  
  
   0x01 graphic
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"