Сологуб Ника Владимировна : другие произведения.

Го как личностный тренинг

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Го - уникальная в своем роде игра, которой уже 5 тысяч лет


   Го - древняя восточная (зародилась в Китае 3 тыс. лет до н.э.) настольная игра. С самого начала она играла огромную роль при дворе императора. Она служила многим целям Например с ее помощью политические деятели могли узнать получше своего противника, полководцы и политики развивали свои умения и навыки в стратегии и мышлении в целом.
   196 год Лу Фань. Умный игрок так ставит камни,
   Чтобы открыть последовательности,
   Ускользающие от несведущего взора.
   За прикрытием легкомыслия
   Он уверенно предвидит будущее оком мудреца.
   Так он служит интересам правителя,
   В игре показывая, как можно предотвратить бедствие.
   При близком рассмотрении
   Превратности на доске Го
   Одинаковы с командованием кавалерией и пехотой.
   Однако превратности го можно сравнивать не только с командованием армией, иначе сегодня она не была бы особо актуальна. Го, по сути - инструмент для социально-психологического тренинга. Для любого, у кого была возможность сравнить хотя бы пару партий, это становится неоспоримым фактом. Однако, стоит объяснить это утверждение.
  
   Го как жизнь
  
   Самые общие положения
  
   Основное понятие, которым оперирует Го - свобода (пустота, территория) и деятельность (камни, поступки). Так же как и наша жизнь, доска (свобода) изначально пуста. Цель игры - так расставить на ней камни, чтобы получить наибольшую территорию. Таким образом, по аналогии с жизнью камни - поступки. Как и все поступки, они изначально равны, их ценность определяется позицией на доске. В зависимости от положения и соотношения с другими камнями, он может оцениваться как тактически важный, стратегически важный, незаменимый, бесполезный(мертвый) и так далее.
   Таким образом, Го учит распоряжаться ресурсами(бищнес, политика, идеи, жизнь в целом). Го - модель, обучающая находить пустоту и овладевать ею.
   Основной целью истинного мастера является не столько победа, сколько сам процесс игры, в котором он узнает своего противника и себя самого, и, с помощью этого, может самосовершенствоваться. Таким образом высшая, конечная цель мастера совпадает с целью самоанализа - катарсисом.
  
   Самая простая - самая сложная
  
   Жизнь - игра, в которой можно соглашаться с правилами либо задавать свои. Ходы в этой игре необходимо делать, используя стратегическое мышление. Для развития такого мышления необходимо совершать анализ и понимать процессы, ведущие к победе и поражению.
   С помощью Го постигаются закономерности, выстраиваются оптимальные взаимоотношения, соизмеряются пространство и время. Ее правила минимальны и обобщены, игра максимально абстрактна, поэтому ее закономерности могут проектироваться на любые сферы человеческой жизни. Го, как жизнь, может считаться как предельно легкой (о правилах), так и предельно сложной (в виду бесконечности вариантов).
   Игра в Го сравнима с искусством вдвоем: представлена полная свобода по отношению в "холсту" и "краскам". Однако, вне зависимости от победы или поражения партнерский ход игры, в отличие от искусства, исключает эгоистичный ход мысли. Необходимо учитывать, что партнер также ищет лучший ход. Пренебрежение к партнеру может привести к поражению.
   Таким образом, Го выступает обобщенным универсальным модулятором общения, который позволяет находить свои слабые стороны и учится их преодолевать.
  
   Расчет и видение
   В Го только расчет не ведет к победе, необходимы все психологические способности, в том числе и эмоции, и воля, и воображение, и, также, очень важна гибкость внимание.
   Виден лес - не видны деревья,
   Видны деревья - не виден лес.
   Расчет же применяется для достаточно узкого набора ситуаций.
  
   Индивидуальность в Го
  
   Ввиду бесконечного числа вариантов ходов (173 цифры), в одной партии Го каждый человек может проявить все свои стороны и специфические особенности. Го иллюстрирует человека.
  -- Смелый, предусмотрительный, оптимистичный, пессимистичный, романтичный, реалистичный....
  -- Предрасположения, настроение...
  
   В процессе игры часто раскрываются неизвестные доселе черты собственного характера, характера своего партнера (например жадность, ненастойчивость и т.д.).
   Стиль игры - сочетание различных форм в игре. Соизмерим с установками в жизни человека, принципам жизни (положительный и общий смысл), сочитанием слабых и сильных сторон.
  
   Категории, которыми оперирует го также тесно связаны с жизнью:
  
  -- Жизнь и смерть (дамэ, отсутствие территории)
  -- Соединение камней (группа имеет общее дыхание, общую территории.)
  -- Захват камней (лишение дыхания)
  -- Самоубийство запрещено, кроме "затаившего дыхание камня" (шпиона)
  -- Правила Ко (цикличность повторения, которая приводит к застою)
  -- Сэки - оба живы
  -- Изучи дзёсеки (закрепленные последовательности лучших ходов) и забудь. Изучение дзёсеки - изучение причины хода, а не последовательности.
  -- Гармония - при смещении на 1 пункт ход лишается значения
  
  
   Этапы Го - этапы любой оющественной деятельности.
  
      -- Фусэки "одиночные камни" - "наметка" территории, составления "костяка", плана.
      -- Тюбан "соединение и разделение" - борьба сферы влияния на территорию.
      -- Ёсэ "уплотняющие ходы" последний шанс увеличить территорию.
  
   Стратегии го - жизненные ситуации
  
        -- стратегия Ко-борьбы - использование слабостей противника для угрозы. Ответ на Ко-борьбу - отвлечение внимания
        -- Миан - рассматриваемые вмете - два варианта развития в зависимости от хода противника
        -- Адзы (вкус) - скрытая угроза (потенциал) сохранение "подводной мины" в течение многих ходов и только затем ее активация. Ускоряет развитие.
        -- Требование ответа - кинаси
        -- Плотность - ацуми
        -- Переконцентрация (коригатаги) изменение планов на действия при их нецелесообразности использовнаия
        -- Обмен - фурикавари
        -- Ход - вопрос (ёсу-миру) - зонд, пробный камень.
  
   Иснструменты Го для самопознания
  
   В го самопознание, или, скорее самоанализ происходит через деятельность. При чем не только во время игры, но в любое другое время, когда человек думает о партии уже сыгранной или будущей. В проигранной партии мастер ищет причину проигрыша, которая может быть только в нем самом. В выигранной партии мастер ищет причину проигрыша партнера, находя ее также в себе. Планируя партию, мастер опирается на систематизированный результат анализа всех предыдущих партий и знания о будущем партнере.
   Текущая партия имеет огромное количество возможностей
   Расширение сознания по отношению к Го имеет ряд конкретных действий:
  -- Тренировка мышления, внимания, памяти
      -- интериоризация простых, рутинных действий типа расчета ходов
      -- создание системы накопления, обработки информации (развивает способности к удержанию в сознании цельной картины проблемы наравне с ее отдельными частями)
      -- тренировка переключения сознания с одной проблемы на другую и последущей интеграции этих дискретных проблем в одну картину
      -- обобщенность и абстрактность Го учит решать не только разнородные проблемы, но и проблемы разного масштаба.
  -- Тренировка эмоционально-волевой сферы
      -- находить свои проблемные черты путем самоанализа
      -- тренировать волевые качества
      -- учит управлению эмоциями
  
   Заключение
  
   Как и любой тренинг, го дает нам методы и способы обучения. Однако, как и любого тренинга, существует возможность неперенесения навыков, приобретенных в игре на жизненные ситуации. На востоке титул мастер Го на более глубоком, нежели турнирном, уровне, означает человека не только хорошо играющего в Го, выигрывающего турниры, но человека, который имеет особый тип мышления - мышление Го. Таким образом, не только Го есть тренингом для жизни, но и жизнь есть тренингом для Го.
   Однако, если бы можно было играть в Го чисто формально, не приобретая новых умений и не используя их в жизни, то эту игру, как и многие остальные, можно было бы свести к просчету оптимальных ходов. Однако компьютеры пока что невозможно научить играть в го на каком-либо приемлимом уровне. Компьютерная программа для игр - модель игры. А каким образом можно смоделировать наиболее абстрактную и обобщенную модель.
   Итак, Го - абстрактная модель жизненных ситуаций любого уровня, которая позволяет на узнать больше о себе и закономерностях жизни в целом (практическая философия).

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"