Голокрон Айрена Дарта Ная
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Айрен Най, дневник, часть третья. (будут обновления - обновлено 28.09.2012)
|
Голокрон Айрена Дарта Ная.
(Прошло полгода... или больше).
...Не моё.
Но - про меня.
Адресно:
"Чёрно-белая палитра, это:
белый цвет, чёрный цвет, а между ними - все оттенки серого.
Цветная палитра, это:
белый цвет, чёрный цвет, а между ними - Радуга.
Синий цвет, снятый на чёрно-белую плёнку, кажется чёрным.
Но остаётся - синим!" (с)
Задумался...
А ведь верно.
* * *
Лайт- и дарк- сайд: в чём же причина конфликта?
Это не констатация ответа. Это попытка ответа... размышлизм, так сказать.
Если упростить, то основное различие между лайтсайдерами и дарксайдерами в том, что для первых постижение Силы является целью, а для вторых - средством. То есть, лайтсайдеры следуют Воле Силы (как они эту волю понимают, разумеется) - а дарксайдеры следуют своей воле (по крайней мере, так им кажется).
Начнём с дарксайда и дарксайдеров.
Живёт ли человек полностью по своей воле? Ага, щазз, как же! Мы не "сферический конь в вакууме", привходящие обстоятельства влияют на все наши мысли и поступки. Но и от выбора в данных условиях нас никто не освобождал. А чем обусловлены критерии этого выбора - Верховным Догматом или собственным разумением - уже зависит от индивидуума. При этом результат собственного разумения может совпадать с Верховным Догматом, даже если выбирающий на него не ориентируется (можно не убивать, потому что "не убий" - а можно потому, что не нравится).
А может и не совпадать.
В последнем случае общественное мнение, в большинстве своём ориентирующееся на Верховный Догмат, начнёт опасаться действий индивидуума, как якобы непредсказуемых.
Перевожу: есть два Чёрных Ящика, на каждом из которых две Лампочки - спокойная Зелёная и жжжжжутко опассная Красная - и одна Большая Кнопка. Если нажать на БК со средним усилием - загорается ЗЛ, и экспериментатор (он же - объект эксперимента) берёт с полки пирожок. А если сильно нажать на БК, загорается КЛ - и в нажимающего летит... боксёрская перчатка на пружинке.
А теперь представьте, что один из ЧЯ реагирует не просто на усилие нажима, но и на температуру руки нажимающего: резкий-холодный - ЗЛ, резкий-тёплый - КЛ, средний-тёплый - ЗЛ, средний-холодный - КЛ. При этом сам экспериментатор температуру своей руки не регистрирует.
Как видно, логика в реакциях второго ЧЯ есть - но она принципиально не отслеживается, если принимать во внимание только одно из двух граничных условий эксперимента (если отвлечься от примера, это - Верховный Догмат). Но всё становится логичным, если привлечь второе условие (вне примера - комплекс личностных установок).
В общении комплекс личностных установок далеко не всегда удобен. Например: кто-то, следуя личному кодексу, назовёт детские фантазии творчеством - и будет относиться к ребёнку как к будущему писателю, а кто-то - враньём (с соответствующими выводами с уклоном в Уголовный Кодекс). Но это - всего лишь бытовое непонимание...
Рассмотрим пример более серьёзный.
Военные действия и приказы - которые, как сказано в Уставе (он же в данном случае - Верховный Догмат), следует безусловно выполнять. В глобальном аспекте это правильно: любая армия строится на вертикали подчинения, без неё она неэффективна и нежизнеспособна. Но Устав не гарантирует компетентности вышестоящих офицеров - считается, что они назначаются ещё более компетентными вышестоящими, либо выявляются в процессе естественного отбора (военных действий). И вероятность нарваться на профнепригодное начальство, которое ещё не убили (какая досада!), весьма отлична от нуля.
Что сделает уставопослушный подчинённый? Подчинится некомпетентному приказу и погибнет.
Что сделает уставопослушный и инициативный подчинённый? Подаст рапорт командиру о несостоятельности его приказа - и либо получит взыскание, а затем погибнет (если командир не только некомпетентен, но и амбициозен и глуп), либо получит повышение по службе (если у командира есть мозги и инстинкт самосохранения).
Что сделает подчинённый, привыкший думать своей головой, не ориентируясь на Устав? Подаст рапорт - без успеха (здесь мы рассматриваем амбициозного и глупого командира, с умным ситуация аналогична предыдущей). Исходя из собственной ограниченной (по сравнению с вышестоящим офицером) информированности об оперативной обстановке, приказ выполнит - но постарается уцелеть ("кто предупреждён - тот вооружён"). Авторитет данного командира (если некомпетентность подтверждена) в глазах данного индивидуума опустится до нуля - и в дальнейшем индивидуум будет поступать по своему усмотрению. Посылая все приказы по известному адресу. А кто будет мешать поступать по-своему - того отодвинет... хорошо, если просто отодвинет. А то и пристрелит. Чтоб не мешал.
Разумеется, у этой ситуации есть и обратная сторона: в рамках жёсткой воинской системы инициативный индивидуум лишён права на ошибку. Если его неподчинение приказу приведёт к краху операции - трибунал. Но... когда это индивидуумов останавливало?!
P.S. Неудобно, правда? Каждый раз доказывай этому типу, что ты не верблюд! Каждый раз жди, что он не согласится с твоим мнением. Никакого Вечного Подчинения, никакого Вечного Авторитета, никаких Вечных Истин! Обидно, да... Но. Может случиться, что именно этот /вырезано цензурой/ тип однажды спасёт и вашу шкуру, и окружающих.
P.P.S. Во время войны индивидуумы быстро поднимались по служебной лестнице - жить хочется всем, даже самым амбициозным командирам. В мирное время, когда срыв проекта грозит лишь финансовыми потерями, ситуация менее благоприятна. Зато остаётся возможность Хлопнуть Дверью!
А теперь поговорим о Великом Догмате (в частном случае - о Воле Силы).
Тут я, в силу ограниченной компетентности, вступаю на зыбкий путь предположений и допущений. Но - попробую...
Я вполне допускаю, что у Великой Силы есть своя Генеральная Линия (та самая Воля). А почему нет? Говорят об этом многие... пока никто не опроверг. Правда, и не подтвердил - но кто здесь всеведущ?!
Итак, принимаем как допущение: Воля Силы - есть. Но... кто может гарантировать, что некая личность воспринимает её без искажений? Или - в полном объёме, а не какой-то один аспект (вспомним про трёх слепых мудрецов, ощупывающих слона).
Если эта личность осознаёт, что её знания ограничены - никаких проблем окружающим она не создаёт. Но если эта личность вдруг решит, что обладает Монополией на Истину... всё, сливай воду!
Итак, ситуация. Встретились двое: индивидуум, уверенный в своём праве решать согласно своему личному кодексу - и личность, уверенная, что знает, Как Правильно поступать, согласуясь с Волей Великой Силы.
Всё, абзац. Они не договорятся. Разве что, данное конкретное Волеизъявление Силы (Верховный Догмат) совпадёт по данному конкретному вопросу с Личным Кодексом. Но они вряд ли будут совпадать вечно...
А вот если встретятся: личность, осознающая, что знает не всё, и индивидуум, готовый корректировать второстепенные аспекты личного кодекса (с сохранением его ключевых моментов) - сосуществование возможно. Но это требует взаимодействия от обеих сторон.
* * *
Свой/Чужой.
Я специально не применяю термины "добро" и "зло": во-первых, уж больно заезженно, а во-вторых, у каждой из сторон их смысл свой и противоположный - запутаться можно.
Хммм...Мировое Лево. А что, забавно! Претендую на копирайт.
Продолжаю.
"Сила ночи, сила дня - одинаково фигня"... дежурная "мысль номер два", приходящая время спустя после первой: Искреннего Восхищения Избранной Стороной. Но влюблённость проходит, недостатки мутят восприятие, противная сторона перестаёт выглядеть однозначно и однородно противной, в ней мелькают лица и личности весьма достойные. Начинает казаться, что стороны стоят друг друга - относительно как Право, так и Лево. И, в общем, это верно...
Но тут возникает мысль третья.
"Чьё Право мне больше подходит, от чьего Лево больше воротит? " Ага, именно - полнейший субъективизм! В категориях Абсолюта, вроде бы, неуместный... Однако, парадокс: бытовой субъективизм никогда не бывает достаточно субъективным. Он вырастает из базовой среды обитания, базовых понятий и базового окружения. "Не ищу я справедливости, я своим ищу спасения" (с)... афоризмы мне всегда удавались, в отличие от длинных фраз.
Остаётся выяснить, кто для нас - свои.
Сложный вопрос... Помнится, на одной свадьбе мы прекрасно провели время в весьма идеологически разношёрстной компании. И все были - свои. Не потому, что наши мировоззрения совпадали, а потому, что совпали некие основы наших мировоззрений. И второстепенные (вроде бы) умения слушать и слышать собеседника, дискутировать без оскорблений, понимать (даже не принимая) точку зрения оппонента. И основополагающие понятия чести... в общем, критериев много - каждый впишет своё.
Выходит, основной принцип Выбора Стороны, это - конгруэнтность с Основами Мировоззрений составляющих Сторону индивидуумов.
Личностей.
Это важно.
* * *
Реван, Реван...
"В начале Мандалорианских Войн Республиканские силы отчаянно нуждались в поддержке. Ими было отправлено сообщение в Совет Джедаев с просьбой предоставить им содействие в битве, но Совет отказался. Шрам, оставшийся от недавней Войны Ситхов, врезался глубоко в сознание джедаев, и Совет не хотел влезать в следующий конфликт так скоро после предыдущего; также Совет чувствовал, что это будет несвоевременным в данной ситуации, пока главная угроза ещё не показала себя..."
Не показала?! Комментарии излишни...
Впрочем, есть один: джедаи _боялись_ войны. Остальное - отговорки.
"Но далеко не все джедаи были согласны с таким кажущимся бездействием. Как только опустошительные события Битвы на Катаре стали широко известны, рыцарь-джедай Реван восстал против Совета и послал свой призыв взяться за оружие. Сотни джедаев откликнулись на этот призыв. Встуление Ревана в войну поставило поворотную точку в войне; Республиканские войска стали постепенно отбрасывать Мандалореанцев назад. Реван и Малак продвигались вперёд по карьерной лестнице в Республиканском командовании, пока не получили полный контроль над Третьим Республиканским Флотом..."
Далее известно. Победа в войне одержана, мандалорское вторжение остановлено.
"В течение войны Реван вёл разведку баз за Внешним Рубежом. Он раскрыл существование Истинных Ситхов, считающихся исчезнувшими, и опастность, которую они представляли для Галактики. Он пришёл к выводу, что Республика слишком плохо подготовлена, чтобы отразить такого мощного врага, и что правительство должно быть улучшено; должна возникнуть империя, основанная на учениях Ситхов. Он попытался спасти Галактику путём завоевания. К тому моменту, Реван полностью отказался от учений Джедаев, приняв титул "Тёмного Лорда Ситхов" и став Дартом Реваном. Он взял Малака, теперь известного как Дарт Малак, в ученики."
Логично? Да. Республика в её тогдашней ипостаси защитить себя была неспособна. Её следовало подготовить к новому вторжению - но Орден Джедаев на сотрудничество не шёл: достаточно вспомнить, что вернувшуюся по окончани войны в Орден соратницу Ревана из Ордена изгнали.
----------------------------------------
Это была предыстория. А задумался я вот о чём: если бы Орден Джедаев изначально не осторожничал, если бы хотя бы номинально поддержал своих членов, отправившихся на защиту родины, если бы встретил их... пусть не как героев, раз уж кодекс и устав не позволяют, но хотя бы как отслуживших своё ветеранов - история Ревана и Малака бла бы другой. "От добра добра не ищут"(с) - Реван мог попытаться повысить обороноспособность Республики и в рамках существующего строя, коли уж Орден не мешал ему в открытую. А когда он наконец понял бы, что: "Если в борделе дела не идут, надо девочек менять, а не мебель!"(с) - было бы уже поздно. Боевой порыв со временем спадает, а мир-после-победы располагает к эйфории и почиванию на лаврах. Вряд ли Ревану удалось бы раскошелить Республику на экспедицию в неизведанные регионы...
Что дальше? Рулетка! Мы не знаем, почему вторжение Истинных Ситхов не состоялось: то ли они давно вымерли, и от них осталось одно название; то ли им было не до именно этой галактики; то ли Реван в своей последней экспедиции сделал что-то, неизвестное нам. Возможно, мы знаем этот народ под именем Йужунь-Вонгов - а возможно и нет. Возможно, из всё же состоявшейся экспедиции Реван вернулся бы ситхом - а возможно и нет...
Но все эти вероятности оказались нереализованными потому, что давным-давно, в далёкой-далёкой галактике, Ордену Джедаев захотелось остаться в стороне от идущей на Республику войны.
DIXI
* * *
Философский гон.
Ну, да... мы произошли не от ночных хищников, потому ночь для нас - опасное время. Тёмное. В смысле, "тёмное" - в альтернативу "светлому". Всё хорошее для нас мы отождествляем со светлым временем суток, когда можем ясно видеть. Разумеется, речь идёт "о нас вообще" и о "дикой" жизни: появление электрического фонарика упростило наши отношения с ночью - но не слишком.
Но для тех, чьё зрение приспособлено к ночному видению, губителен как раз день. Он ослепляет их - до полной потери ориентации. И если бы совы создали философию, синонимом Зла-с-большой-буквы-Z у них стал бы Свет.
А дальше - ещё чудесатее. Добру и Злу приписали эмоциональный критерий: "Нет страсти, есть покой" и "Мир - ложь, есть только страсть". Ярость берсеркеров... не оттуда ли взялся столь странный критерий?
Берсеркеры поедали мухоморы и переставали контролировать себя. Знание о свойствах "красного гриба" было сакральным.
Противопоставить берсеркеру обычным воинам было нечего, разве что вечное: "Если с другом буду я, а медведь без друга!"(с). Опасный, неконтролируемый враг, обладающий неведомой силой... или Силой - узнаёте? Ага, он самый - сит. Дарксайдер. "Тёмный".
Почему "тёмный"? См. выше - о дневных и ночных хищниках...
* * *
"Голос из Прошлого".
...Эгон Борн, магистр артефактологии, доктор чего-то там в Академии Лиги Неприсоединившихся Миров. Командир наёмного отряда. И при этом - коррибанский лорд, экс-комендант столичного гарнизона. Эпоха Орденов, несколько тысяч лет назад.
Впервые я услышал это имя на Лехоне. Оказалось, он мой предшественник: у нас один и тот же диссертационный интерес, Империя Раката. "Опубликуй или сдохни!" - ещё одно НашеВсё. У Борна это от Сайшела, его научного руководителя. У меня от отца, Джефферсона Ная, корускантского профессора.
На захоронку с голокроном я наткнулся случайно. В храме столько раз искали, проходили частым гребнем, просвечивали, прослушивали, прощупывали Силой, что найти там даже бусину представлялось невероятным везением! Поэтому я взялся за классификацию барельефов. На одном из них была изображена алая пирамидка... я приложил руку. Стена отъехала в сторону.
Ломились в эту дверь многие, а открылось мне.
- Приветствую! Я Эгон Борн.
Эпоха Орденов расставляла фигуры по чёрным и белым квадратам - и вырваться за пределы партии не удавалось никому. "Время Ренегатов", время переходов из лагеря в лагерь было временем... смены клетки! Смены обоев при неизменности стен.
Не желавшие участвовать в шахматном карнавале снимались с доски, вычёркиваясь из активной вселенной. Не было иного пути, и Лорд Борн остался лордом. Потому что - Так Правильно.
Сейчас выбор есть.
Не перевернуть ли доску? С обратной стороны она не окрашена.
Мы чем-то похожи, даже внешне. Он старше, опытнее, сильнее. Нашедший свою дорогу. Или... продолживший.
Когда Эгон сказал, что он - будущий я, я не удивился.
* * *
"Кто о чём, а я об артефактах! "
"...для мифа есть только одна возможность стать текстом - для веры есть только одна возможность стать культурой: перестать быть тем, что они есть. Лишиться - своего "о чем" и, следовательно, "зачем". Понимаете - храм может быть музеем и чем угодно, но только при одном раскладе: перестав быть храмом. Перестав быть тем, для чего он сделан. У "культовых сооружений" красота и архитектура как таковая - не "вторична", но не определяющая..." (с).
Перефразирую: предмет становится артефактом, перестав быть вещью, используемой по прямому назначению. Прялки, казаны, глиняные миски, заполняющие музейные стенды - суть артефакты. Они ценны сами по себе, даже неисправные.
Та же миска, но на столе - суть вместилище куска-мяса-в-бульоне. Приятно, когда она изукрашена - но если она при том дырявая, грош ей цена. Как миске. Но не как артефакту.
О чём это я? О голокронах. Суть вместилищах информации.
Храмы, библиотеки и хранилища Ордена Джедаев были забиты носителями информации. В том числе древними. В том числе неисследованными. В том числе - не исследованными сознательно. Пример - голокрон, найденный профессором Корускансткого Университета Марком Ланди, впоследствии конфискованный джедаями, был оставлен на вечное хранение без предварительного ознакомления. Как потенциально опасный.
Для чего мы храним наши прялки? Отнюдь не для того, чтобы к ним возвратиться от станков с программным управлением. И в долгие зимние вечера, где темноту разгоняла лучина, а время и досуг отмеряли по кудели, мы возвращаться не намерены. Потому что Прялка здесь - суть Образ Жизни. Иной жизни. Не такой, как сейчас. Той, что прошла, несмотря на ностальгию.
Ностальгия, она есть. Хочется сбавить темп, назначать встречи в полдень, а не в "12 часов 15 минут, плюс-минус пять минут, опоздавших не ждём!". Но если кто-то говорит, что хочет вернуться к исконному-посконному, не верьте: даже устроив Бал-при-Свечах, он не откажется от ватерклозетов!
Никто не будет варить мыло, как варили раньше - он купит мыльную основу, перемешает её с эссенциями, зальёт в форму и украсит цветочками. Никто не будет жить по феодальному кодексу или уложению монарха такого-то государства сякого-то. Никто не поднимет на щит старую идеологию, потому что это будет Новое, загримированное под Старое, что бы он ни говорил и каких богов ни призывал. Даже боги меняются с течением времени.
Мы вкладываем в образы старых богов новые понятия. Наши понятия. Каждый читает свой текст, что бы ни подразумевал его автор. А мы откликаемся на то, что созвучно нам здесь и сейчас. Если нам больно - на боль. Если радостно - на радость. Откровение - это то, что мы сами не додумали, о чём сами не додумались лишь чуть-чуть, а кто-то успел раньше. Чтобы правильно задать вопрос, надо знать не менее половины ответа.
Так нужно ли превращать голокроны в артефакты, обвиняя во всём - информацию?! Мол, перетащила, такая-сякая, чистого и пушистого имярек в склизкие и грязные...
Разруха не в голокронах, а в головах.
* * *
Из старенького: Размышлизм...
С социальной точки зрения, статус Ордена Джедаев - это общественный договор между наделённым сверх-способностями меньшинством и ординарным большинством, состоящий в том, что неординарное меньшинство рассматривается проводником воли Абсолюта, априори считающегося благим по отношению к ординарному большинству. (Во загнул, а?!)
Перевожу:
Безоружному человеку находиться рядом с вооружённым неуютно: последний для первого потенциально опасен. Если же эта опасность ещё и плохо представима ('У страха глаза велики') - тем более! Потенциальная опасность требует превентивного устранения. И у ординарного большинства такая возможность есть. Потому что оно - Большинство. О мамонтах напомнить - или не надо?!
Но, кроме физического устранения источника опасности, есть и другие способы его нейтрализации. Например, взаимозависимостью: 'Мы феодала кормим, а он нас защищает'. Или сводом законов, регулирующим хранение, ношение и применение оружия частными лицами. Или формированием позитивного общественного мнения о меньшинстве в глазах большинства.
Последнее рассмотрим на примере:
К религиозной отшельнице и болотной ведьме отношение априори разное - первую почитают, вторую боятся и не любят... несмотря на то, что обе занимаются, скажем, траволечением. Почему? Первая выступает как проводница воли Высших Сил (благих по дефолту), вторая - как отступница, этим силам враждебная. В крайнем случае - как нейтральная, наделённая свободой воли и сверх-способностями личность, поступающая в каждом конкретном случае по собственному усмотрению ('Да мало ли что ей в голову взбредёт?!'). То есть, опять же - потенциально опасная.
Вернёмся к Ордену Джедаев. Что мы видим в зеркале общественного мнения? Сообщество бессребреников-альтруистов, сообразующих свои действия с Велением Великой Силы, благой по определению. На таких условиях ординарное большинство способно не счесть их потенциально опасными (более того - полезными), уважать или терпеть (последнее зависит от степени 'ожабленности', паранойи или нюансов мировоззрения конкретного ординара).
Так, с джедаями ясно. А что дарксайдеры?
Дарксайдеры, как наделённые свободой воли личности, обладающие сверх-способностями и поступающие в каждом конкретном случае по собственному усмотрению, автоматически заносятся в графу 'потенциальная опасность' (см. болотная ведьма). Что же касается ситов... то тут и вопросов нет: индивидуумы, декларирующие 'доминирование одарённых над неодарёнными'(с), являются в глазах ординаров не потенциальной опасностью, а реальной. Джедаи же, при наличии (в реальности ли, в общественном сознании ли - неважно!) врага, справиться с которым якобы (О мамонтах напомнить - или не надо?!) не может никто, кроме них, получают дополнительный статусный бонус: 'Враг моего врага - мой друг. И вообще - что бы мы без них делали?!'
Отсюда мысль: То, что Республиканский Сенат с готовностью проглотил разработку Палпатина о 'джедайском заговоре', свидетельствует о полной некомпетентности орденских идеологов вообще - и службы по связям с общественностью в частности. Засиделись на лаврах, однако...
* * *
Лехонские размышления.
Принцип Дарта Бейна: "Всегда двое - учитель и ученик" - на самом деле придумал... Дарт Реван. Экс-джедай, покинувший Орден, чтобы разгромить вторгнувшихся в галактику Мандалорцев (официально джедаи предпочли в войну не вмешиваться). На момент написания в голокрон этой пламенной речи Реван, кажется, уже был предан своим учеником - Дартом Малаком. И настроение у него было соответствующее...
Затем он ситуацию разгрёб, приобрёл новых соратников - но голокрон так и остался на Лехоне.
Именно там на голокрон и наткнулся Дарт Бейн - законченный индивидуалист, выросший на планете-руднике, исступлённо боровшийся в академии ситов за первенство и огрёбший из-за этого немало неприятностей. Он с презрением смотрел на скопище "лордов", массово выпускаемых из академии. Почти все были слабее его, но назывались точно так же, как он - Лорд. Бейна это раздражало.
В то время шла война между ситами и Республикой (джедаями), и руководство ситов стремилось к созданию некоего боевого братства. Бейн считал эту идею профанацией принципов Тёмной Стороны.
В общем, на Лехоне Бейн оказался в столь же трёпаных чувствах, что и Реван - но по другому поводу. Неудивительно, что слова Ревана запали ему в сознание... и в подсознание тоже.
В итоге, Бейн спровоцировал Орден Ситов на самоуничтожение. Сам, разумеется, уничтожаться не захотел. Выжил, нашёл ученицу из мелких джедаек (тоже выжившую в войне). И задурил ребёнку голову Правилом Двух.
А дальше - мои домыслы.
ИМХО, то, что создалось с подачи Бейна, было... таким же Орденом Джедаев, только тёмных. Потому что очень мало кто согласится тысячу лет торчать "в звездолёте имени Хайнлайна", осознавая, что только его далёкие потомки достигнут пригодной для жизни планеты - а ему предстоит жить и умереть в корабле. На такое способна лишь структура, жёстко связанная уставом и идеей.
Так и произошло: появился Палпатин, и решил, что с него хватит "космических полётов"! Быстренько вышел из тени, захватил власть... но Принцип Бейна не отменил: властителю он выгоден.
А Реван? Реван имел в виду совсем не то, что якобы "понял" Бейн. "У одного учителя должен быть одновременно только один ученик, иначе ученики сговорятся и свергнут учителя" - но из этого не следует, что мастеров-ситов не может быть больше одного.
* * *
'Любовь зла...'
За что мы симпатизируем тем, кого принято называть 'отрицательными героями'? Уточняю: речь идёт не о тех из нас, кто готов уважать любую силу и любые средства. Речь о тех, кто понимает: попадать в жернова к тому же канцлеру Палпатину нежелательно, перемелет и не заметит. И всё же его поддержали многие, видящие такие методы насквозь.
Опять же, уточняю - речь не идёт о тех наивных, кто уверен: 'Уж со мной то он так не поступит!' Обычно они бывают жестоко разочарованы... как дамы, окрутившие ловеласа.
Так в чём же дело?!
Старая Республика разваливалась, разменивалась на суверенитеты, распадалась на самостийные окраины, гнила изнутри. Но нашёлся тот, кто сначала помог ей развалиться окончательно, а затем переделал в нечто новое и жизнеспособное. В Империю. И жителям этой империи было совершенно не важно, что канцлер подставлял союзников, обманывал доверившихся, предавал сторонников. Главное: он работал на мир и порядок.
Но время спустя разваливаться начала уже Империя. Была ли тому причиной нарастающая неадекватность императора, или же неадекватность явилась следствием этого развала - вопрос отдельный... и в данном контексте неважный. Важно другое: население, которое ради мира и порядка было готово терпеть эксцессы своего правителя, во времена регресса и застоя отозвало все те симпатии, что делегировало Палпатину ранее.
Другой пример: Реван и Малак. Оба джедаи-ренегаты, оба победители в мандалорской войне, которую оба вели достаточно жёсткими методами. Но Реван пользовался уважением, а отношение к Малаку было чаще всего негативным. И не потому, что он 'дважды предатель': в отличие от Малака, Реван воевал ради самого существования империи, Малак же строил для себя вертикаль власти, и только.
Клинок расскажет, чьи права и чья корона,
Кто для империй воевал, а кто для трона...
'Отрицательные герои' пользуются нашей симпатией с тех и до тех пор, пока работают на эволюцию, на прогресс. Как только они начинают систематически совершать ошибки, ведущие к регрессу на вверенной им территории, симпатии пропадают. Начинаются революции.
И ещё. Никакие вчерашние заслуги не удержат ослабевшего волка в звании вожака стаи. Не потому, что звери (люди) неблагодарны, а потому что слабый вожак - угроза выживанию вида в целом.
* * *
Занудствую: 'Потому что в кузнице не было гвоздя...'
Дарт Бейн не только уничтожил прежний Орден Ситов - он ещё и уничтожил прежний Орден Джедаев!
Смотрите:
До битвы при Руусане оба Ордена (Тёмный и Светлый) были многочисленны и минимально формализованы. Особенно это важно для последнего: джедаи женились, заводили детей, проживали не только в храме и так далее. Они были нормальными членами общества, с поправкой на форс-навыки. Почему? Да потому, что Республика воевала. С противниками-форсъюзерами, с которыми без джедаев справиться было проблематично. Но вот ситы кончились. И... что?
А вот что:
Ситы кончились, но в менталитет неодарённого населения прочно врезалась информация о ренегатах. Джедаев постепенно, исподволь начали опасаться: а вдруг очередной ренегат объявит себя сит-лордом, и всё начнётся по новой?! Да и куда их столько, дармоедов... войны ведь нет?!
Естественным результатом такого выверта общественного мнения стала изоляция Ордена Джедаев как организации и джедаев как личностей от неодарённого общества. Браки среди джедаев перестали приветствоваться. Дети-форсъюзеры брались на обучение чуть не во младенчестве, дабы не нахватались чего непотребного во вне-храмовой жизни. В итоге, мы видим уже не 'рыцарский орден' (термин условный), но орден монашеский.
А теперь представим: возможно ли такое при условии параллельного существования со Светлым Орденом Тёмного Ордена?
Невозможно.
- во-первых, идёт война, и пополнение одарённого населения более чем желательно (браки и внебрачные связи приветствуются);
- во-вторых, одарённые дети принимаются для обучения в любом возрасте (чтобы не перехватил противник);
- в-третьих, окопное братство положительно влияет на имидж форсъюзеров среди неодарённого населения.
Вот и выходит, что - убрав с доски 'вечного врага', Дарт Бейн уничтожил и прежний облик противника, превратив его в то, что мы видим в Войне Клонов: абсолютно нежизнеспособную и небоеспособную структуру, закономерно проигравшую Сидиусу/Палпатину.
Однако... а было ли это неизбежно?
Посмотрим.
Дарт Бейн, как известно, окончательно сформулировал Правило Двух, наткнувшись на голокрон Ревана. А Реван сформулировал свой принцип: 'Один мастер - один ученик', будучи подставленным своим аппрентисом (а затем младшим лордом) Малаком. Сомневаюсь, что предательство произошло бы, останься они оба (и Реван, и Малак) в рамках Ордена Джедаев: Малак не столько предавал Ревана, сколько добивался верховной власти для себя. А остаться в рамках Ордена Джедаев они могли только в одном случае: если бы Орден вступил в мандалорскую войну (или хотя бы официально позволил джедаям в ней участвовать).
Так, а что у нас там с причинами невступления Ордена в войну?
Экзар Кан у нас там! Вернее, память о недавней с ним войне.
Перевожу:
Один человек (да, обаятельный - охмурил пол-галактики!), плюс один сит-призрак, плюс один благородный джедай-мститель (сорри, экс-джедай), плюс красивая женщина... и опа! - Далёкая Галактика в панике: ситы возродились!!! Да в такой панике, что воевать с одним форсъюзером отправили целый флот! И память об этой войне в Светлом Ордене осталась нерадостная: слишком легко юные (и не очень) джедаи переходили под знамёна идеологического противника. Вступить в следующую войну?! Сила упаси! Это война неодарённых, вот пусть сами и разбираются! А нам надо юное поколение взращивать в чистоте и пушистости...
Довзращивались. Юные ушли на фронт, воевать за родину. Под знамёна Ревана, тогда ещё светлые. А потом и под тёмные: 'К хаттам Стороны Силы, мы идём за нашим полководцем!'
А спустя века на голокрон Ревана наткнулся Бейн...
Единственное допущение в моих рассуждениях: Дарт Бейн без подсказки Ревана не смог бы столь жёстко сформулировать Правило Двух. Может, да... а может и нет. Но результат налицо: мысли Ревана нашли отклик.
Итак:
Война Экзар Кана была неизбежна: рано или поздно, но кто-нибудь разбудил бы духа Фридона Нада и возродил Тёмный Орден. Но вот последствия этого - невмешательство в мандалорскую войну - целиком на совести Ордена Джедаев...
Далее - Реван...
Далее - Дарт Бейн...
Далее - 'монашеский' Светлый Орден...
Далее - зашпынянный до очертя голову перехода на ТС Избранный... 'Потому что в кузнице не было гвоздя!' (с)
А дальше - Люк и очередное Равновесие, после которого Орден Джедаев вернулся, хотя бы частично, из 'монашеского' облика к 'рыцарскому'.
Дальнейшее - не рассматриваю... и так наболтал хатт знает сколько!
DIXI