Глава. 48 Криминальная хроника в деревне Александровке.
Если бедность - мать преступлений, то
недалёкий ум - их отец.
Жан де Лабрюйер - французский моралист.
Двуполярность мира проявляется во всем: день сменяется ночью, в противоположность югу есть север, а если есть добропорядочные люди, то обязательно будут и преступники. И это аксиома жизни. И криминал надо воспринимать как неизбежное зло. История совершения первого в истории человечества преступления знакома многим с детства.
В райском саду Ева попробовала заветный плод, который был под строжайшим запретом. А совершила она это деяние не без помощи змея, всячески её подстрекавшего на противоправное действие. Казалось бы, разве можно причислять к преступлению вкушение безобидного фрукта ?
Но ведь тут дело не в нём. Под преступлением понимается деяние, направленное против общества и закона. Иными словами, это отклонение от общепризнанных норм и правил.
И чтобы его совершить, вовсе не обязательно нарушать библейские заповеди "не убивай", "не укради", а достаточно идти на поводу у своих желаний или, как вариант, бездействовать.
Собственно, по этому принципу Еву можно причислить к разряду преступников. И хотя причины, побудившие переступить порог дозволенного, могут быть самыми различными, все они, в конечном счёте, сводятся к семи так называемым смертным грехам: гордыня, жадность, гнев, зависть, похоть, чревоугодие и уныние.
Преступность, увы, так же стара, как и род человеческий. Неслучайно в дошедших до людей документах древней эпохи упомянуты меры наказания за то или иное правонарушение. Зачастую эти наказания были очень жестоки. Тем не менее, преступления совершались и совершаются вплоть до сего дня.
По какой причине ? Если людям упорно внушают, что главная цель в жизни - материальное благополучие, причём неважно какой ценой достигнутое. Что тот, кто не преуспел - никчёмная личность, неудачник, "лошара" и "лузер", то это может подтолкнуть морально незрелых и нестойких личностей к преступлению.
Им кажется, что это так легко и соблазнительно - преступить закон и разбогатеть ! Конечно, могут поймать и "посадить", но кто не рискует, тот и "не пьёт шампанское !". Для таких людей соблазн возрастает многократно, если они видят, что у государственных чиновников слова расходятся с делом.
Что те, кто призван стоять на страже закона, сами же его и нарушают. Они внушают себе: "Если им можно, почему нам нельзя ?". А такие понятия, как "честь" и "совесть" кажутся им далёкой абстракцией. Разумеется, огромную роль в формировании личности играет семья.
Что может поспособствовать тому, что ребёнок в будущем станет преступником ? Это, прежде всего, чрезмерное потакание его желаниям и капризам со стороны родителей, а также несогласованность их требований к ребёнку и нездоровая обстановка в семье - асоциальное поведение одного или обоих родителей, ссоры, скандалы, вплоть до рукоприкладства.
В подавляющем большинстве случаев такой ребёнок приходит в школу, не готовый ни к упорной работе, ни к самодисциплине, что влечёт за собой плохую учёбу.
Соответственно, либо возникают постоянные конфликты его родителей с учителями, не способными научить ребёнка, либо конфликты самого ребёнка с родителями, которые требуют от него хорошей учёбы и наказывают за плохие оценки.
И малыш либо окончательно привыкает к потаканию, вседозволенности, либо озлобляется на весь белый свет в лице собственных родителей. Так стоит ли удивляться, что он в скором времени может попасть под влияние дурной компании и стать на преступный путь ?
Характер преступления зависит от географических особенностей места его совершения, общего уровня жизни населения на этой территории и развития самого преступника. Например, южные народы отличаются жестокостью, а северные, напротив, выбирают более изощрённые методы.
В степях Африки на территории беднейших государств господствует настоящий беспредел: некоторые племена, самопровозгласившие себя вершителями судеб, позволяют себе вырубать целые деревни исключительно по расовому признаку. Так что со смертью Гитлера проблема нацизма и переделах мира никуда не исчезла, просто она сменила свои координаты.
Что касается смертной казни, то она применялась на Руси к разбойникам давно, ещё с 930 года нашей эры. По Русской Правде допускалось убийство вора, застигнутого на месте преступления. Смертная казнь ждала холопа, ударившего свободного мужа.
Смерть применялась также за мятеж, а также измену и преступления против веры.
Судебник 1497 года разрешал смертную казнь за убийство, разбой и повторные кражи, а также святотатство и клевету. Применение смертной казни резко возросло при правлении царя Ивана Грозного, при котором приняли Судебник 1550 года.
Казнь становилась публичной, а зачастую и с пытками. По Соборному уложению 1649 года, смертной казнью каралось 60 преступлений. Казнь делилась на: простую - повешение и квалифицированную - отрубание головы, четвертование, сожжение на костре, а также посажение на кол и другие. Казни применялись публично.
В отношении беременных женщин казнь откладывалась до родоразрешения. В царствование Елизаветы Петровны казни и пытки для лиц моложе 17 лет отменялись. Царственные особы зачастую заменяли осуждённым казнь вырыванием ноздрей, битьём кнутом и каторгой. В период правления Александра I по стране казнили всего 84 человека.
При Иване Грозном и Петре I Великом часто практиковалось посажение на кол. Так люто казнили любовника опальной царицы Евдокии Лопухиной, отставного майора - Степана Глебова. При Петре I Великом колесование прописали в Воинском уставе.
За богохульство, как правило, сжигали. Так, в 1682 году в Пустозёрске сожгли протопопа Аввакума с тремя сподвижниками за приверженность старообрядчеству. В 1689 году в Москве, в Немецкой слободе сожгли Квирина Кульмана с его богопротивными книгами.
В 1738 году сожжён при царице Анне Иоанновне капитан - лейтенант императорского флота - Возницын за переход из православия в иудаизм. По Соборному уложению 1649 года фальшивомонетчиков казнили, заливая в горло расплавленный свинец.
Также практиковали подвешивание за ребро на железном крюке и закапывание в землю живьём. В 1826 году три десятка декабристов приговорили к отсечению головы, но казнь заменили каторгой.
Это явилось последним приговором в империи к отсечению головы. По Сводам законов Российской империи оставалось два вида казни - повешение для гражданских лиц и расстрел для военных чинов.
Битьё кнутом и проход через строй шпицрутенов отменили в 1845 году. В 1881 году аннулировали публичные казни, а также смертные приговоры лицам моложе 21 года и старше 70 лет.