Федотова (Фокина) Прасковья Ивановна родилась в 1900 году в селе Фокино Могилевской губернии на территории современной Белоруссии. Великий, русский реформатор Пётр Аркадьевич Столыпин, начиная с 1906 года, провёл целый ряд законопроектов, которые вошли в историю как "Столыпинская аграрная реформа", главным содержанием которой являлось введение частной крестьянской земельной собственности.
27 августа 1906 года вышел указ о продаже крестьянам государственных земель, а 09 ноября 1906 года выходит главный законодательный акт реформы - Указ "О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования", провозглашающий право крестьян на закрепление в собственность их надельных земель. Реформа не касалась только земель принадлежащих казакам и башкирам.
В то же время, непрерывно увеличиваются и денежные средства, направляемые на реформу, в виде фондирования "Крестьянского поземельного банка" и субсидирования мероприятий агрономической помощи, прямых пособий крестьянам. По замыслу Петра Столыпина сотни тысяч крестьян желающих принять участие в реформе переезжали в различные уголки необъятной России вместе с семьями для освоения новых земель.
Для этой цели правительство выделяло бесплатно железнодорожные составы, которые в народе окрестили как "Столыпинские вагоны". Крестьяне грузили в вагоны нехитрый хозяйственный скарб, а некоторые умудрялись взять и свою домашнюю скотину, включая корову и овец. В соответствии с законом крестьяне по приезду получали бесплатно землю во владение, а также строительный лес для постройки своей усадьбы и сарая для домашней скотины.
В дополнение они на пять лет освобождались от всех налогов с выдачей денежного кредита в размере 1 000 царских целковых - это 1 000 рублей. Один целковый - это серебряная монета весом 28 грамм серебром и достоинством в один рубль. Для сравнения цен в Восточной Сибири в то время 32 рубля стоила дойная корова, 46 рублей добрый конь, овцу продавали за 4 рубля 44 копейки, а свинью до откорма за 9 рублей 60 копеек.
В 1911 году семья Фокиной Прасковьи приняла участие в земельной реформе Петра Столыпина и переехала из Могилевской губернии в село - Татарка Ачинского уезда Краснояркой губернии. Здесь им выделили место для постройки дома и площадь земли в примыкавшей тайге для раскорчёвки, где они могли впоследствии сеять рожь. Спиленные после корчевания стволы древесины разрешалось использовать для постройки усадьбы и сарая для домашней скотины.
Итоги переселенческой компании с 1906 года по 1913 годы стали впечатляющими. Во-первых, за этот период осуществлён громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Кроме того население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153 %. Если до переселения в Сибирь происходило постепенное сокращение посевных площадей, то за 1906 -1913 годы они расширились на 80%, в то время как в европейской части России они увеличились всего на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь также обгоняла европейскую часть страны.
Только за 08 лет с 1906 по 1914 годы приехало на новые места около 3,5 миллионов крестьян - такого роста численности населения Сибирь, к сожалению, больше не знала. Но главное, крестьяне переселялись на свободные земли не из - за посулов и пустых обещаний царских министров, а благодаря продуманной и прекрасно скоординированной Столыпинской реформе, которую грамотно просчитали ведущие специалисты того времени: агрономы, статистики, почвоведы и экономисты.
То есть людей, которые решались на переселение, отправляли не на пустое место, лишь формально снабдив их наделом земли и на бумаге решив проблему крестьянства Центральной России. Нет, власти подходили вопросу со всей ответственностью, а не ради отчёта. И не будем забывать, что в начале XX-го века крестьянство было трудно и сложно оторвать от мест их рождения и проживания.
Походы в город на заработки не в счёт, так как они носили сезонный характер. А здесь крестьянству предлагали отправиться за несколько тысяч километров, в общем - то в неизвестность и навсегда. Например, начальником Переселенческого управления, которое занималось вопросами переселения в Сибирь, был знаменитый профессор К.Д. Глинка - известный учёный и почвовед. Итак, что же российское правительство сделало конкретно для крестьян начале XX-го века ?
Указом императора Николая II от 05 октября 1906 года отменили ряд ограничений крестьян в правах. Ввели специальные тарифы для проезда переселенцев и провоза багажа. Установили ссуды для проезда и обустройства на новом месте. Но главное - это дали возможность крестьянству выйти из общины, продать свой надел земли и попытать счастья на новом месте.
А количество земли, которую получали крестьяне в Сибири, впечатляло и ошеломляло: 16,5 гектаров пахотной и 03 гектара леса для благоустройства. И это предназначалось, как раньше говорилось, на одну душу мужского пола. А крестьяне как правило имели многочисленные семьи.
В семье Прасковьи Ивановны росли три её брата: Георгий, Семён и ещё один имя которого неизвестно. Она о нём говорила редко, кратко и неохотно, словно нарочито туманно и смутно. Он симпатизировал большевистской идеологии и в конце 1919 года его расстреляли конные егеря - Колчаковцы в деревне Александровке отступавшие на Дальний Восток, под командованием знаменитого генерала Владимира Каппеля.
Не обошли стороной Александровку такие грозные и лихие события как большевистский переворот в России и последовавшая за ней смертоносная и братоубийственная гражданская война. Это была кровавая, жестокая, бескомпромиссная и беспощадная бойня двух противоборствующих лагерей с двумя диаметрально противоположными идеологиями и политическими взглядами.
В годы гражданской войны в Александровке значительно сократились площади пашни, а в хозяйствах уменьшилось число лошадей из-за мобилизации и в красную и в белую армии. Катастрофически сократилось число голов крупного рогатого скота, свиней, овец и коз. Мелкие и маломощные крестьянские хозяйства при благоприятных условиях, хотя и с большим трудом, сводили все же концы с концами.
Но малейшие изменения условий в худшую сторону - податные недоимки, частные долги, недород хлебов, падежи скота, призыв на войну, болезни или смерть кормильца - приводили такие хозяйства к полному разорению и краху. Предметы хозяйственного и домашнего обихода, одежду и обувь крестьяне изготавливали сами или приобретали путем заказа или прямой покупки у сельских ремесленников.
В Александровке жили портные, сапожники, пимокаты, столяры, кузнецы, плотники, а также бондари и люди других профессий. Из них только некоторые занимались земледелием, имея небольшой надел, в основном от одного до трёх десятин.
Для большинства населения в деревне источником доходов являлось их основное ремесло. Например - Борисов Пётр Иванович, 06 июля 1902 года рождения слыл замечательным кузнецом. Пчелиные пасеки имели Иван Курюкин и Вотинцев. Несколько человек в селе занимались торговлей.
Самый большой доход приходил на помещика Григория Носкова около - 30 000 рублей в год. Любая война аморальна и жестока, но гражданская - особенно. Суть её - трагедия братоубийства, калечащая душу народа и его историческую судьбу.
Гражданская война в России это не только столкновение вооружённых враждующих армий. В первую очередь она явилась столкновением политических взглядов, различных нравственных позиций и духовных устремлений. Гражданская война велась отнюдь не на четырех фронтах, а на одном - том, что проходил через души людей, их мировоззрение и мироощущение.
И естественно, победившая сторона сделала всё, чтобы превратить свою совесть, свое мировоззрение - в народную совесть, в народное мировоззрение и народное мировосприятие. Это вызвало перекос исторической памяти нашего народа не только в тех вопросах, которые связаны со стороной проигравшей - белыми, но и со стороной победившей - красными.
Часть жителей Александровки горячо и искренне поддержали новую власть, другие к ней отнеслись враждебно и настороженно, а третьи мало о чём задумывались. Казалось, что в России случилось невероятное и противоестественное самой природе человека - брат с оружием и ожесточением поднялся на родного брата, а сын на отца.
Но как ни парадоксально больше всех пострадала третья сторона - нейтральная. Они считали, что жить можно при любой власти, а главное работать. Но в ходе кровавого противостояния они испытывали на себе притеснения, как со стороны белых, так и красных. Обе враждующие стороны негласно вручили себе бессрочные лицензии на господствующее право уничтожения и убийства своих сограждан любыми методами и средствами.
Любого неугодного могли повесить, расстрелять или вовсе утопить живым. Это часто практиковали полководцы - большевики. Как они ёмко выражались: "врагов топили для революционной целесообразности и экономии боеприпасов".
Иногда это напоминало кошмарный сон, где происходили жестокие репрессии и безотчётный отстрел соперников, словно диких хищников и себе подобных особей. Причём истреблялся лучший генофонд и цвет нации нашей многострадальной России - великомученицы ! Часто уничтожение граждан происходило, невзирая на пол, возраст, социальное положение и былые заслуги жертвы перед Отечеством.
Главным критерием для выживания каждого являлось: безоговорочная лояльность, безропотное подчинение и приверженность к новой власти, то есть или разделение идеологии большевиков либо белого движения. Но многие не понимали, что единственно надёжный путь для выживания каждого являлась - яростная и бескомпромиссная борьба за свою идею - до конца, пока дышишь, и пока бьётся сердце воина, прочно сжимающего холодную сталь оружия.
Одной из самых страшных и позорных страниц в летописи большевистской борьбы является создание под Красноярском в 1920 году концлагеря для захваченных в плен белогвардейцев, пытавшихся отбить город при отступлении на Восток. По разным источникам в концентрационном лагере от холода и голода погибло от 35 000 до 40 000 военнопленных - наших сограждан.
Они как малые дети до последней минуты верили в милосердие и гуманность новой власти большевиков и в обещание последних отпустить их по домам, но изуверы - палачи поступили иначе. Большевики всех пленных убили или уморили голодом. В большинстве случаев расстрелы неугодных носили массовый характер без суда и следствия, а иногда суды являлись фиктивностью, позволяющие лишь прикрывать "фиговым листочком" крамолу и беззаконие той или иной власти.
Лично я считаю, что этим жестоким преступлениям, невзирая на светлые и утопические коммунистические идеи по строительству "страны солнца" нет оправдания.