Никитин Сергей Анатольевич : другие произведения.

Воспоминание о службе в армейке. глава. 58 мемуары

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Глава. 58 Забытые герои - строители Дуссе - Алиньского тоннеля.
  
  
  
  
  Признание народной воли верховным началом общественной жизни может быть лишь поклонением формальному, бессодержательному началу, лишь обоготворением человеческого произвола. Не то важно, чего хочет человек, а то, чтобы было то, чего он хочет. Хочу, чтобы было то, чего захочу. Вот предельная формула демократии, народовластия.
  
  Николай Александрович Бердяев (18.03.1874-23.03.1948) - русский религиозный и политический мыслитель, философ, социолог, представитель русского экзистенциализма и персонализма.
  
  
  
  
  На страницах этой книг, я хочу выразить глубокое уважение и благодарность всем строителям: довоенным и послевоенным сквозной дороги от Байкала до Амура. Это они предварили в жизнь давнюю, столетнюю мечту соотечественников, соединив ещё одной железнодорожной веткой западные части России с дальневосточными портами: Советская Гавань и Порт Ванино.
  
  Сегодня мы отдаём должное мужеству и героизму всем строителям и почитаем память погибших на этой стройке. Я горжусь тем, что в эту грандиозную стройку вложена частица и моего труда. Я считаю, что нам бамовцам, повезло, мы пережили и испытали в своей жизни такое, чего другим не дано.
  
  Мы оставим после себя след на Земле, снести который не удастся в веках, если бы даже этого кто - то сильно захочет !
  
  Постановлением СНК СССР от 31 марта 1939 года приняло решение о строительстве участка железной дороги Известковая - Ургал - Комсомольск - Совгавань. С этой целью, в системе ЖДСУ ГУЛАГ НКВД на Дальнем Востоке создали три строительных железнодорожных концентрационных лагеря: Буреинский, Восточный и Нижне - Амурский.
  
  Краткая справка. Строительство Дуссе - Алиньского туннеля.
  
  Я был в обиде на творца, что не имел сапог. Пока не встретил молодца, который был без ног.
  
  Омар Хайям - персидский поэт
  
  
  В 1939 году, на Буреинский лагерь ГУЛАГ НКВД, возлагается начало строительства будущего Дуссе - Альньского туннеля. В мае 1939 года к подножью Дуссе - Алиньского перевала начали перебрасывать вольнонаёмных рабочих, которые оборудовали временную зону для заключённых.
  
  Для жилья зэка приготовили временное жилье и установили многоместные брезентовые палатки. Подразделение Буреинского лагеря, которое возглавлял майор НКВД - Медведев начали прибывать в июле 1939 года.
  
  Работу заключённые начали по определённому плану, одни расчищали площадку от леса и кустарника, другие валили лес, третьи доставляли его на площадку, четвёртые строили жилые бараки и т.п.
  
  Другие зэки работали на обустройстве зон, возводя сторожевые вышки, а также обносили зону колючей проволокой, всё по типовому проекту, которых было две, на Восточном и Западном порталах строящегося туннеля. Одновременно строили городок для охраны и офицеров НКВД.
  
  Подготовительный период длился около года. За этот период прорубили просеку будущей трассы, построили временную авто - гужевую дорогу. На Восточном и Западном склонах перевала построили по типовому проекту лагерные обустройства, обнесённые колючей проволокой бараки, смотровые вышки, а также посёлки для офицеров и их семей, вольнонаёмных и охраны.
  
  На пологой вершине перевала построили бетонный завод, механические мастерские, гаражи автобазы и другие строения, а также больничный комплекс. В ноябре -декабре 1939 года на строительство Дусси - Алиньского туннеля стали поступать основные этапы заключённых, для проходки самой штольни туннеля.
  
  Если бы туннель строили заключённые, получившие срок за убийство, разбой, грабеж, другие насилия или допустим воровство, скорей всего, я бы не занялся этой темой. В том то и трагедия, что туннель строили "политические" осуждённые даже не судом, а "тройками" по многочисленным частям пресловутой, 58 статьи, которая состояла из 14 пунктов или частей.
  
  Части этой статьи формулировались настолько расплывчато, что не составляло труда подвести под них любой невинный разговор. Например, ст. 58-4 за "оказание помощи международной буржуазии", ст. 58-10 "пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти".
  
  Ст. 58-11 - "контрреволюционная пропаганда", ст. ст.58-15 и 58-11 - "групповой контрреволюционный саботаж". И так далее. В общем, по ходатайству родственников впоследствии они все были реабилитированы - за отсутствием состава преступления, правда, посмертно.
  
  Эти участки в разные годы построили заключённые. Голодных и оборванных, их тысячами гнали этапами на строительство туннеля и там же тысячами их закапывали уже умерших от истощения, переутомления, болезней и расстрелов. Дело в том, что проходку западного портала вели женщины.
  
  Горную кварцевую породу они рубили при помощи ручных инструментов. Другие женщины нагружали вырубленную породу в тачки, которые те же женщины выкатывали и высыпали за пределы пробиваемой штольни.
  
  Когда я осознал, что это не выдумки, а наша страшная история, мне стало плохо. Я не мог себе представить как эти хрупкие создания, о которых написаны горы книг, сложено тысячи стихов, написано сотни песен, махали кувалдой, вгрызаясь в толщу гранитного хребта.
  
  Как эти матери, жены, сёстры, милые создания грузили породу лопатой в тачки и вагонетки, и как толкали их из ствола забоя будущего туннеля.
  
  Их уничтожили дважды, первый раз, когда от непосильного труда, отвратительного питания, и безобразного медицинского обеспечения загнали их под землю, а второй раз, когда строили сквозной БАМ в 70-ые годы и сровняли их могилы бульдозером.
  
  
   Продолжение следует ...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"