Древнерусская литература не знала стихов. В отдельных ее произведениях существовали элементы стиха фольклорного - песни, поговорки. И лишь в 17 веке на Руси начал развиваться литературный стих. Пожалуй с этого же времени появляются рассуждения о месте поэзии, ее предназначении, а так же первые критики. Сами же поэты, невзирая ни на что, ищут все новые и новые формы стиха. Создаются целые течения и направления в поэтике. Кто-то ее хоронит, кто-то возрождает на новой волне.
Еще А.С. Пушкин говорил о том, что в недалеком будущем стихотворцам придется искать новые формы. "Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало, одна вызывает другую".
Ах, как лукавил при этом Александр Сергеевич, понимая, что никак не может соперничать сухой верлибр с живым ритмом ямба или хорея.
Как мы сегодня можем наблюдать, его предсказания, в общем, не сбылись. Хотя белый стих все же занял свою нишу в общем океане поэзии.
Немногим позже этой же темы в своем "Опыте верлибра" коснулся К.М. Симонов, но уже с явным оттенком иронии.
Так что же такое стих и поэзия вообще? Мысли, переданные в слове, облаченном в определенную форму? И в форму ли, если речь идет о белом стихе?
На этот счет существует огромное количество мнений.
Вот что гласит нам формула Кольриджи : "Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке; по определению Потебни - "Поэзия есть явление языка или особая форма речи"; существует еще одно определение "Поэзия - высшая форма разговорной речи".
Ни одно из вышеперечисленных высказываний не противоречит другому, они как бы дополняют друг друга. Но ни с одним из них я полностью согласиться не могу. Все высказывания и все критические замечания относительно поэтов и поэзии сводятся, по большей части, только к разбору слов, речи, формы стиха. А меня в стихах, в первую очередь, волнует душа поэта, его внутренняя сущность. Какое из определений поэзии выражает ту мысль, что "поэтом невозможно стать, им нужно родиться"? А поэзия, на мой взгляд, это, прежде всего состояние души человека, а уже потом речь и форма.
Ну и второй немаловажный вопрос, споры вокруг которого ведутся веками и который волнует меня, пожалуй, не меньше, чем других. Это предназначение поэзии.
Существует два противоположных мнения по этому поводу: "искусство для искусства" и "искусство для жизни". На мой взгляд, первое так или иначе вытекает из второго.
Каждый пишущий начинал творить "не ради того чтобы", а, скорее всего "потому что". Первая необходимость что-то написать возникает из желания выразить свои чувства, излить на бумагу избытки боли или радости. И лишь потом приходит осознание того, что ты подошел к той черте, когда можешь поделиться всем этим с людьми. И здесь понятие "пишу для себя" переходит в понятие "искусство для жизни", то есть для других.
Любой человек, который вкладывает в свои произведения душу и чувства, делится ими с окружающими. И лишь немногим удается облечь их в особую форму, найти "свое слово". Да, оно может быть понято и принято лишь единицами. Вот это я и называю "творить не только для души, но и искусства ради". В этом и отражается понятие - "искусство для искусства". Но и то и другое имеет право на существование.
Из философских законов диалектики мы знаем, что количество неизбежно должно перетекать в качество после накопления критической массы. Но на каком этапе это произойдет, и произойдет ли вообще - вопрос времени.
Я сегодня только-только перешел тот рубеж, когда могу сказать, что стал писать не только для себя. Необходимость просто излить свои чувства переросла в необходимость поделиться ими с ближним. Заставить людей сопереживать и думать.
Вот на этой волне я и решил выпустить в свет небольшой сборник своих стихов. Его название, по-моему, полностью соответствует содержанию. Хотелось бы верить, что мой куст шиповника, не только уколет и расцарапает, но и залечит своими плодами некоторые сердца. Хотя, основная идея, скорее всего, именно уколоть, заставить людей встрепенуться, и задуматься. В одном моем стихотворении есть такие строчки:
Уколоть сердца людские
Так, чтоб новым пульсом бить.
Эй! Проснитесь! Ведь Россия
Только вами может жить...
Я, конечно, не исключаю даже такого поворота событий, что когда-то мой колкий куст не только расцветет и принесет плоды, но и перерастет в прекрасную бархатистую розу. Хотя, повторюсь вновь, содержание для меня всегда стояло выше формы, каких бы вопросов это не касалось.
Ну а о том, что же у меня все-таки получилось, судить не мне, а вам, мои дорогие и немногочисленные читатели. И если все же кого-то мой стих уколол, буду рад услышать на этот счет любое мнение.