Верующие нередко задаются вопросом, почему Иисус столь часто прибегал к использованию притч при обучении народа? Я думаю, по двум основным причинам.
Во-первых, среди разношёрстной толпы людей, некоторые из которых готовы были отдать свою жизнь за Иисуса, в то время как другие замышляли убийство Сына Человеческого и искали чем Его скомпрометировать, прямое и открытое провозглашение новых духовных истин было бы неблагоразумно. Это бы вызвало столкновение с фарисеями и послужило бы им поводом лишний раз обвинить Его в нарушениях Закона и настроить тем самым народ против Учителя.
Во-вторых, такой рассказ в иносказательной форме лучше всего подходит для одновременного духовного обучения множества самых разнообразных людей с различным уровнем образования, духовной подготовки, религиозного опыта и умственных способностей. Ведь притчи, во всяком случае как их использовал Иисус, повествуют о новых и малознакомых слушателю духовных реальностях через приземленные и общеизвестные материальные вещи и, тем самым, обращаются, минуя прагматически и скептически настроенный разум, напрямую к Духу человека. Материальный смертный разум растерян и недоумевает, а в это время Дух толкует человеческой душе духовный смысл этих иносказаний. Таким образом, каждый верующий обретает то толкование притчи, которое он способен усвоить от Духа и в соответствии с выбором своего сердца, а неверующие враги остаются ни с чем, - они лишь пожимают плечами и удивляются: к чему всё это было сказано?
Возможно, есть и третья причина. Когда верующий прилагает свой творческий труд в толковании притчи, он больше ценит плоды своих усилий и ближе ощущает сопричастность с той истиной, который хотел раскрыть Учитель в данной притче. Притча принадлежит Иисусу, но толкование является личным обретением верующего и оттого лучше усваивается. Неизбежное обсуждение различных толкований в среде верующих ведут к тому, что верующие приучаются совместно искать во всём пользу и истину.
И последнее, на что я бы хотел обратить внимание. Обучение духовными притчами полностью противоположно догматическому вероучению. Ведь закостеневшие религиозные догматы не допускают произвольных толкований. Как видим, Иисус учил по-другому. Он избегал догматов и не делал никаких записей, которые могли бы впоследствии стать догматическим идолом из бумаги и объектом поклонения. Но Он, обучая в весьма свободной форме, допускающей множественные толкования, призывал Своих учеников к живой, активной вере и непрестанному личному поиску Истины, что является религией личного духовного опыта богопознания и богообщения. Это и есть истинная религия Иисуса.