Обзор рассматривает рассказы четвёртой группы основной номинации.
Разбор всех рассказов производится по единой схеме: краткая характеристика рассказа, общее впечатление, оценка.
Эта схема, однако, не является догмой. В случае необходимости могут вводиться дополнительные этапы разборки.
Для удобства поиска в начале обзора присутствует общий список рецензий со ссылками на соответствующие рецензии. Список рассортирован по фамилиям авторов.
Для удобства читателей крупные цитаты из рецензируемых рассказах отмечаются 'жирным курсивом в кавычках'.
Почему я назвал свой обзор позитивным? Главным образом потому, что большинство оценок у меня - 'десятки', 'девятки' и 'восьмёрки'.
Остальные оценки тоже есть. Все до одной. Правда, их гораздо меньше.
Если кто-то из авторов не согласен с тем, как оценен его рассказ - готов обсудить наши разногласия.
Постапокалипсис. Люди укрылись под землю. В метро.
И вот на одной из станций завёлся хулиган. Да такой злостный, что его решили на поверхность изгнать. На верную смерть.
Правда, оказалось, что реально изгонять его никто не собирался. Просто решили напугать. И напугали. Да ещё и повоспитывали.
Хулиган исправился.
Рассказ написан вяловато, хотя интрига и соблюдается. Психологически тоже не очень убедительно. Не стали бы серьёзные люди шутить с такими вещами.
Люди высадились на планете. А там их взяли в плен. И потребовали предать землю. А те отказались.
Правда, быстро выяснилось, что это была всего лишь проверка. Так что аборигены готовы дружить с землянами.
Хеппи-энд.
Написан рассказ интересно. А вот после прочтения начинаются сомнения.
Обе стороны - и земляне, и аборигены - выглядят как-то наивно-легкомысленно. Сразу же возникает вопрос: как они в космосе-то ухитряются выживать?
Девушка-космонавт Инга телепортировалась из звездолёта на поверхность изучаемой планеты. А потом её сознание переселилось из человеческого тела в тело динозавра. Вот такая неприятная цепь событий.
Вернуться на звездолёт не получилось. И осталась девушка на чужой планете. Одна-одинёшенька.
Нет, не совсем одна. Ещё на планете были первобытные люди. Но это мало утешало. Девушка-то к ним со всей душой - а они динозавра боялись. И пытались убить.
Кончается рассказ тем, что девушку-динозавра придавило валуном. Причём как раз из-за того, что она пыталась помочь людям. Но те помощь не оценили.
Кончается рассказ на трагической ноте: главную героиню обступили первобытные люди с недвусмысленным намерением её убить.
Всё.
Рассказ написан интересно. Но вот при чтении кое-что сразу вызывает протест. Причём направлен он отнюдь не против автора. Протест вызывают персонажи рассказа.
С Ингой (после смены тела он себя назвала Диной) всё понятно. Очень добрая, очень наивная, в меру легкомысленная. А вот кто настоящие титаны легкомыслия, так это организаторы и руководители экспедиции. В их адрес я ни одного приличного слова найти не могу.
Первобытные люди. Их, увы, обвинять трудно. Для них динозавр враг - и точка. По другому они ситуацию просто не могут воспринять.
Обидно, конечно, что конец трагический. Зато жизненный...
В этом рассказе четыре главных героя: Джек, его дочь Джен, его умершая жена Эвелин. А ещё экстрасенс Джамал.
Джек пытается вылечить Джен и периодически вызывает Эвелин с помощью Джамала. Вот, в общем и целом, и весь сюжет.
В целом рассказ похож на разбитую мозаику. Периодически попадаются красивые фрагменты - да вот в целом ничего не понять.
Общество будущего. Идея потребления победила целиком и полностью. А природа безнадёжно проиграла.
Люди тоже проиграли. Хотя сами этого не понимают.
Нет - кое-кто всё-таки понимает. Или хотя бы догадывается.
Например, мальчик Джим очень хочет увидеть море. Хотя его близкие в недоумении от того странного желания.
Рассказ яркий и читается очень легко. Хотя есть ощущение некоторой недоделанности.
Правда, его тема настолько актуальна, что на мелкие недочёты просто не хочется обращать внимания.
В рассказе описан мир без войны. Вместо неё для разрешения конфликтов между городами используется нечто вроде спортивных состязаний. Команда на команду.
Вот одному городу послали вызов. А команда у города была так себе... Так что горожане решили сжулить. Да так капитально, что принесли в свой мир войну...
Рассказ написан очень интересно. Сюжет изящный и интригующий. И основная идея довольно оригинальная.
Единственное, что мне не понравилось - концепция полного управления человеческим поведением. Поэтому - минут один балл от максимума.
Герои этого рассказа - разумные кот и кабан - живут в Верхнем мире.
Однажды на Новый год они решили попутешествовать по соседним мирам - Среднему и Нижнему.
Их ждали новые места, новые впечатления и новые встречи. В общем, путешествие удалось... И праздник тоже.
Читая этот рассказ, я испытывал двойственное чувство. С одной стороны, возмущался запутанностью сюжета. С другой стороны, восхищался красотой языка и яркостью излагаемых событий.
Положительные эмоции в данном случае победили.
Довольно мрачный и странный мир будущего. С одной стороны, беспощадно-тоталитарный. С другой - сохранивший элементы демократии. Причём некоторые даже действующие!
Главный герой стал свидетелем невероятной жестокости сотрудника силовой структуры. И начал бороться за то, чтобы такого больше не было.
В рассказе масса недостатков. Но актуальность проблемы и мастерство, с которым автор сумел сконструировать хотя и странную, но имеющую ненулевую вероятность возникновения антиутопию, компенсирует практически все недостатки.
Умеренно далёкое будущее. Человечество всё ещё разделено на два лагеря. И каждый из лагерей владеет своей частью Солнечной системы.
Очередь дошла до Титана - спутника Сатурна. Его решено разделить на две части (что естественно). Только вот части неравнозначные (это проблема).
Решить этот вопрос жребием стороны не хотят. В конце концов договорились решить вопрос состязанием. Между искусственными интеллектами.
Правда, их делать пока что не научились. Ничего - придётся срочно учиться!
Нет, не совсем так... Как делать искусственный интеллект, люди давно понимают. Основная проблема тут в безопасности. Чтобы компьютеры не решили вдруг взбунтоваться.
Но и эта проблема оказалась решённой - каждой стороной по-своему.
Поединок решили провести на Марсе. И начался бой.
А дальше пошло как-то неожиданно. Один из компьютеров решил, что искусственный интеллект - лишняя функция. И отключил её, сэкономив немалые вычислительные ресурсы. И победил.
Его соперник остался умным - и проиграл. Причём капитально - был уничтожен.
А потом Марс почему-то взорвался...
Написано очень интересно. И проблемы затронуты серьёзные.
В моём восприятии этот рассказ разделяется на две линии: 'Искусственный интеллект' и 'Всё остальное'.
'Всё остальное', честно говоря, выглядит не очень... Интересно, но как-то сумбурно и недоработано.
Главное недоумение вызывает завершающая фраза 'Потом Марс взорвался'.
Кто его взорвал? И зачем? Совершенно непонятно...
А вот что касается линии 'Искусственный интеллект' - тут автор на высоте. И в философском, и в технически-кибернетическом плане.
Проблема эта очень сложная и актуальная. По сравнению с ней сюжетные недоработки выглядят пустяками.
Герой рассказа сорок лет проработал почтальоном и теперь уходит на пенсию. И почти сразу же погибает.
Нет, на самом деле не погибает - а переходит на другую грань существования.
В конце рассказа выясняется, что мир вообще не такой, как кажется.
Рассказ написан хотя и с запинками, но всё-таки интересно. И идея его довольно занимательная.
Только вот чересчур мрачная.
Девушке Насте позвонила подруга Лена. И пригласила её на открытие нового магазина.
Героине рассказа не очень хотелось туда идти. Но она всё-таки пошла.
И зря... В магазине начался настоящий ужас...
Потом вдруг Настя внезапно проснулась. Оказывается, всё, что с ней происходило, - это всего-навсего кошмарный сон.
Светило солнце. Настя включила газ, поставила на плиту чайник и вновь заснула.
Это было ошибкой - она вновь оказалась внутри кошмара.
Второй раз проснуться у неё не получилось.
В конце рассказа оказывается, что, включив газ, Настя не включила плиту. И отравилась. Это обнаружила пришедшая к ней подруга Лена.
Выживет Настя или нет - из рассказа непонятно.
Рассказ довольно интересный. Сюжет напряжённый. А идея 'вложенных снов' вообще довольно впечатляющая.
Единственный недостаток в моих глазах - некоторая неэстетичность. Поэтому - минут один балл от максимума.
Земной звездолёт, сам того не зная, нарушает галактические правила движения. И ему выписывают штраф. Очень маленький. Можно сказать, чисто символический.
Но перед этим с планетой-нарушителем надо установить контакт.
Поэтому к Земле отправили инспектора галактической полиции. Чтобы сначала контакт установил - а потом и штраф взыскал. Если он успешно выполнит эти две задачи - получит бонус.
Но, прилетев на место, инспектор понял: Земля пока что слишком мало развита. Даже символический штраф её разорит.
Так что звёздный полицейский решил контакта пока не устанавливать. Нет контакта - нет и штрафа.
Правда, и бонус ему тогда не заплатят. Ладно, без бонуса он как-то обойдётся...
А ещё инспектор звёздной полиции решил сделать Земле маленький подарок: высыпал в атмосферу пакет загадочных 'веселуш', купленных детям для праздника.
И многие люди на Земле проснулись утром с радостью на сердце и хорошим настроением...
Рассказ читается легко. Правда, несколько сюжетных мелочей недостаточно продуманы...
С другой стороны, идея просто замечательная.
Наконец-то люди научились бороться со старостью! Причём капитально - старики становятся очень молодыми. Чуть ли не подростками.
У родственников, супругов и знакомых 'омолодившихся' это, естественно, вызывает шок.
Но самое страшное даже не это. Оказывается, пожилых людей не омолаживают, а клонируют. Так что из клиники выходят не помолодевшие старики, а всего-навсего их копии.
А что делают с оригиналами? Неужели убивают?
Нет, всё не так фатально. Стариков отправляют в будущее. В расчёте на то, что потомки со старостью как-то научились бороться.
Главный герой рассказа - старик, жена которого прошла омоложение. Этот человек чудом сумел узнать горькую правду. И найти в этой ситуации своё, личное, решение.
В это рассказе всё на уровне - идея, сюжет, реализация.
Первый герой этого рассказа - Аё. Таинственное существо с необычной внешностью.
Второй герой рассказа - Никита. Он два раза вызывает Аё - и тот ему помогает.
А третий раз вызывать нельзя. Большая беда будет...
Но Никита всё равно это сделал. И беда произошла.
Но Аё не зря считал себя другом Никиты - и сумел ему помочь даже в этой немыслимой ситуации!
Вот такая красивая незамысловатая сказка...
У меня к этому произведению очень странное отношение.
С одной стороны, я не любитель постмодернизма - даже фантастического. И отрицательно отношусь в неоднозначным, запутанным сюжетам.
Так что, рассуждая логически, я должен оценить этот рассказ не очень высоко.
Но, начиная читать, восхищаюсь красотой написанного. И понимаю, что рассказ этот мне безумно нравится!
Люди наконец-то изобрели машину времени. Но путешествие в прошлое не меняло то, что уже произошло. Просто создавало развилку в линии времени.
Не удивительно, что в результате активной деятельности путешественников во времени Мироздание превратилось в ветвистое дерево различных Вселенных. Такое ветвистое, что никто в нём и разобраться не мог.
Герой рассказа ищет вселенную, в которой есть Китеж. И в конце концов находит...
Но результат поиска совсем не такой, на который он рассчитывал.
Читается рассказ интересно, хотя изложение несколько растянуто. А конец вообще разочаровывает.
Правда, в рассказе есть и два несомненных плюса.
Первый - интересная идея. Ветвящееся Мироздание, причём такое, в котором появление новых ветвей не запрещено, а даже приветствуется, - это достаточно оригинальная ситуация.
Второй плюс - эмоциональная составляющая. Читая рассказ, я подсознательно вспоминал творчество Брэдбери, Шекли, Саймака. Да и слово 'Китеж' у носителей русской культуры в основном вызывает сказочные ассоциации.
Правда, эта 'романтическая' составляющая так и осталась где-то на заднем плане.
Окончательный вывод: рассказ имеете великолепную базу - да вот реализация подкачала.
Девушка Виктория решила воспользоваться межзвёздным телепортом. Но что-то пошло не так - она оказалась в непонятном месте. Да ещё и в плен попала.
Правда, оказалось, что злоумышленники не такие уж плохие. Им просто надо было срочно внимание к себе привлечь. Чтобы людей в своей галактике спасти.
В конце концов всё кончилось хорошо.
Рассказ достаточно интересный. Читается легко. Но есть три замечания. Достаточно серьёзных.
Во-первых, не существует галактики 'Магелланово Облако'. Есть две разные галактики - 'Большое Магелланово Облако' и 'Малое Магелланово Облако'.
Кто-то скажет, что это пустяк. Но я считаю, что в фантастическом рассказе всё должно быть точно.
Во-вторых, каким бы ни был мир будущего, инсценировать преступление лишь для того, чтобы привлечь к себе внимание, - это явный перебор. Может быть, этим товарищам из 'облака' и дадут когда-нибудь орден, - но перед этим куда-нибудь 'упекут'. Всерьёз и надолго.
В-третьих, невероятно далёкое будущее, изображённое в романе, не очень соответствует реалиям рассказа.
Почему невероятно далёкое? Да потому что люди к другим галактикам летать научились!
Ну, положим, звёздный телепорт уровню вполне соответствует. А вот массовые эпидемии и дефицит лекарств - не очень.
И вообще, события, описанные в рассказе, как-то не похожи на далёкое будущее. Всё время хочется воскликнуть 'не верю'!
Пять баллов.
P. S. В рассказе почему-то отключены комментарии. Смысл этого ограничения мне не понятен.
Люди научились восстанавливать наиболее яркие и красивые моменты жизни. Чтобы потом их воспроизводить.
Идея этого рассказа погружена в запутанный и непонятный сюжет.
Подведём баланс. Интересная идея - явный плюс. Интересная, но не новая - минус. Не новая, зато не очень хорошо использованная в фантастической литературе - плюс.
Что касается сюжета... Честно говоря, я его просто не понял. Минус.
Зато некоторые эпизоды написаны очень неплохо. Плюс.
Что имеет в 'сухом остатке'? Замечательный замысел - но очень неудачно реализованный.
Главный герой рассказа решил провернуть смелую аферу: продать собственное тело. Ну как продать... Деньги за тело получить, а потом сбежать. В результате остаться и живым, и при деньгах.
Но ничего у него не вышло. Собственный дядя его обманул (он же, по совместительству, и сообщник).
Написан рассказ неплохо. Сюжет бойкий, динамичный.
Имеется лишь одно, но очень серьёзное возражение: фирма, организующая такое опасное и щекотливое дело, как покупка тел, никак не могло отнестись к безопасности так наплевательски, как показано в рассказе.
Вначале это даже не совсем понятно. Но после появления имени 'Сим' возникает первая ассоциация. Которая очень быстро подтверждается.
Что можно сказать о самом рассказе? Тема востребованная. Написано интересно. События вроде бы передано точно.
И всё же чего-то не хватает. Какого-то пустяка.
Жил-был мальчик. Всё у него в жизни было не так: мать куда-то исчезла, отец женился во второй раз... А мачеха хочет лишить своего пасынка чуть ли не единственной радости: визитов к психологу.
Правда, тут дело не в том, что мальчику очень нравится дама-психолог. Наоборот, он называет её курицей. Всё дело в монпасье. Даже не в самом монпасье....
В конце рассказа оказывается, что исчезнувшая мать главного героя рассказа - инопланетянка. И мальчику удалось с этими самыми инопланетянами связаться. Да вот только встреча эта оказалась совсем не такой, как он рассчитывал.
Вначале этот рассказ воспринимается как бытовая история. Кстати говоря, довольно интересная и занимательная.
Но по мере развёртывания сюжета восприятие читателя переворачивается как минимум два раза. Когда главный герой включает свой странный прибор. И в самом конце рассказа - когда оказывается, что инопланетяне совсем не такие, как он ожидал.
Автор этого рассказа - мастер иносказания. Не человек, мнящий себя мастером - а именно мастер. Я насчитал примерно десять непротиворечивых вариантов трактовки событий рассказа. При этом у меня имеется чёткое ощущение, что их на самом деле ещё больше.
В рассказе показан мир, где обычные люди не умеют ничего. Ну... почти ничего. Живут в основном собирательством.
А когда надо что-то сделать - нанимают магов.
Многие люди понимают, что ситуация ненормальная. Например, некоторые из магов. А также главный герой рассказа - мальчик Вовлент.
Кончается рассказ тем, что этот самый Вовлент изобретает мотыгу (почему-то в рассказе она названа лопатой). И выкапывает с её помощью погреб во дворе. Без всякой магии.
Читается рассказ легко. Повороты сюжета яркие и неожиданные. Язык объемный и сочный.
Но больше всего меня расположила к этому рассказу именно его идея. Придумать настолько оригинальный и яркий, но тем не менее логически непротиворечивый способ развития человечества дорогого стоит!
Далёкое будущее. Человечество ведёт борьбу с инопланетными чудовищами за право добывать ресурсы на их планете. Неожиданно выясняется, что враги людей - не такие уж чудовища. И способны поделиться с землянами многим - вплоть до победы над смертью.
Но люди не хотят вести никаких переговоров. Или просто не верят чужакам. Им нужны только ресурсы...
Первый раз читать рассказ было очень трудно. Его сюжет показался мне громоздким и неясным.
Второе чтение расставило всё на свои места. Вот что я понял.
Рассказ состоит из нескольких сюжетных линий. Как роман!
В связи с этим он написан очень 'плотно'. Чтобы понять это произведение по-настоящему, следует читать его внимательно и вдумчиво.
И главное - рассказ затрагивает много серьёзных и интересных проблем.
Действие рассказа происходит в умеренно-далёком будущем.
К главному герою рассказа (ГГ) - очень крупному бизнесмену - приходит инспектор Отдела личной безопасности граждан. И заявляет, что брут (боевой робот, управляемый телепатически) главного героя напал невесту этого самого главного героя.
Хозяин робота решил сразу же уточнить обстоятельства, позвонив жертве. Но оказывает, что это нельзя! Пострадавшую изолировали до суда - чтобы исключить давление на неё.
ГГ заявляет, что физически робот никак не мог сделать того, в чём его обвиняют, поскольку в момент нападения находился вместе со своим хозяином. И этому найдётся масса свидетелей.
На это инспектор, заявил, что, в соответствии с законом "приоритета показаний пострадавшего" показания пострадавшего значат больше, чем показания всех свидетелей защиты, вместе взятых.
Так что, мол, хозяину брута придётся смириться и отдать своего робота.
Вроде бы, в ситуации нет ничего особенно страшного. Ведь самого ГГ в нападении не обвиняют! И в тюрьму за это сажать не собираются!
Да вот только сама конфискация робота для ГГ - огромный удар.
Во-первый, брут, который у него есть, - очень редкой модели. Жутко дорогой и дефицитной.
Но самое страшное даже не это. Частное лицо может иметь в своём распоряжении не более одного брута. Поэтому ГГ не может купить себе нового робота, пока старый числится за ним. Даже изъятый - он всё равно пока его!
Так что те несколько дней, в течение которых робот уже изъят, но ещё не уничтожен, ГГ останется вообще без робота-охранника.
Для человека такого уровня это - смертный приговор.
Нет, если рассуждать чисто формально, несколько дней выжить можно. Если дома сидеть и к окну при этом не подходить. Но при этом все дела остановятся. А для серьёзного бизнесмена это - смерть.
'Как это остановятся дела? - удивится читатель. В наше время бизнесом откуда угодно можно управлять. При современной-то связи'.
Только вот в описываемом мире и со связью не всё в порядке.
Автор рассказа не конкретизирует, остался ли к тому времени проводной телефон, или успел исчезнуть - за ненадобностью. Лишь сообщает, что однажды, в один не очень прекрасный момент электромагнитное поле земли не выдержало того издевательства, что люди назвали 'сотовой связью'.
С этого момента связь пришлось строго дозировать.
Автор не уточняет, как конкретно это происходило. Скорее всего, как обычно: основные ограничения налагались на бедных, а богатые и влиятельные господа знали, как эти самые ограничения обойти.
Если говорить конкретно о ГГ - для него основным инструментом связи был брут. Так что, лишившись брута, он фактически лишился и связи.
Но ГГ не сдавался. Позвонил инспектору - но сделал только хуже, окончательно с ним поругавшись. Позвонил лучшей подруге жены. Та подтвердила информацию о покушении. Даже намекнула, что видела его собственными глазами. Но и в этом разговоре ГГ проявил излишний напор - и подруга прервала связь.
В общем, полный тупик.
Тогда хозяин брута решил подойти к проблеме с другой стороны: понять, кому это выгодно.
Но тут как раз проблемы не было. Был такой господин, которому временное устранение ГГ от дел было страшно выгодно. Вот ГГ ему и позвонил. И высказал всё, что думает по поводу сложившейся ситуации.
Реакция была неожиданной. Конкурент искренне обиделся. И заявил, что даже и не думал нарушать негласный кодекс предпринимателя. Мол, собственная репутация ему дороже, чем прибыль, полученная недостойным образом.
Чтобы окончательно доказать свою невиновность, конкурент решил помочь главному герою. В первую очередь - узнать нужную информацию.
Оказалось, что инспектора с такой фамилией в отделе нет. Точнее, раньше был, - а потом уволили. И брута на пункте утилизации тоже нет.
А потом и невеста позвонила. Оказывается, до неё нельзя было дозвониться, потому что она была в зоне ограничения связи. На экскурсии в Антарктиде.
И ГГ понял - никакого покушения не было. Не инспектор к нему приходил, а жулик.
Так что? Раз не было покушения, значит, ничего страшного?
Ничего подобного! Всё стало только хуже!
Ведь ситуацию с покушением в принципе можно было вытерпеть. Через три робота бы утилизовали - и ГГ получил бы право приобрести нового!
А сейчас? Робот похищен и находится неизвестно где! Но всё равно продолжает числиться за ГГ!
Можно правда, попробовать доказать пропажу робота через суд. Только это очень дорогое удовольствие. Да и позор какой!
И тут главному герою позвонил похититель. Им оказался сам брут! Он сумел подкупить актёра, сыгравшего роль инспектора. Нескольких его коллег, сыгравших кое-кого ещё. И нанял специалистов по электронным коммуникациям. Чтобы сымирировать нужные жуликам телефонные разговоры.
Зачем всё это сделано? Для того, чтобы ГГ приложил максимум усилий, поддержав новый закон.
Что за закон? О, это отдельный разговор!
Дело в том, что во всех роботов закладывался абсолютный запрет на применение силы по отношению к человеку. Робот был просто физически не способен творить насилие по отношению к человеку, как бы ни хотел это сделать.
В тех очень-очень редких случаях, когда ограничение нарушалось, роботов просто уничтожали. Как неисправных.
Казалось бы, что такого? Всё правильно?
Если бы! Ведь это ограничение не имело исключений. Следовательно, робот-телохранитель не мог применить насилие к человеку, пытающемуся убить его хозяина!
Любое насилие! Не то что убить - он не мог его даже слегка стукнуть!
А как же тогда защищать? В основном пассивными методами. Например, подставить под выстрелы своё искусственное тело - а потом в очередной раз подвергнуться ремонту. Если останется, что ремонтировать...
В результате такого ограничения появилась практически беспроигрышная технология убийства.
Убийцами были люди (не роботы). И действовали они парами.
Далее - цитата из рассказа:
'Все потенциальные убийцы нападают теперь на свои жертвы по двое. Один из них покушается на жизнь жертвы, а другой сообщает по переговорному устройству в инспекцию по личной безопасности граждан о нападении на человека. Как вы догадываетесь, что этот "человек" отнюдь не жертва, а совсем наоборот. Расчет здесь таков: кто первым сообщил о нападении на себя, на того и распространяется закон "приоритета показаний пострадавшего". Это непреложный закон'.
Так что особой опасности для убийц не было. Роботы-телохранители трогать их не имели ни права, ни даже возможности. Правда, могла ответить сама жертва. Но для неё покушение - неожиданность. В отличие от убийц.
Казалось бы, при такой схеме тюрьмы должны были быть переполнены жертвами покушений. Ведь часто случались ситуации, когда жертвы сопротивлялись, но пострадавшими официально считались не они, а их потенциальные убийцы. Но тут вступал в действие другой закон - презумпции невиновности человека. По этому закону человек мог быть признан виновным только в случае добровольного признания.
Поэтому убийцы особенно и не рисковали. Роботов они не боялись. От жертвы рассчитывали отбиться. Да и заранее озаботиться собственной защитой им никто не мешал.
Что из этого вытекает? Жизнь человека, имеющего серьёзных врагов, всё время находилась под угрозой. Поскольку работа наёмного убийцы была не очень опасной с физической точки зрения и совершенно безопасной - с юридической, этих самых убийц можно было нанимать одного за другим - пока кто-то из них, наконец, не достигнет цели.
Вот чтобы дать потенциальным жертвам убийств шансы на выживание, и предлагалось принять закон, разрешающий роботам применять силу в исключительных случаях. А когда закон будет принят - брут опять вернётся к своему хозяину. И всё снова станет просто замечательно!
Когда ГГ спросил брута, зачем ему это нужно, тот ответил: 'чтобы эффективнее защищать тебя, человек'.
Когда я читал этот рассказ первый раз, он показался мне сложным и немного искусственным. Лишь второе чтение расставило всё по своим местам. А третье чтение дало ответы на вопросы, возникшие при втором чтении.
Рассказ чётко делится на два плана.
С точки зрения сюжета - это детектив. С полноценной интригой и соблюдением всех законов детектива. Ну, конечно, с учётом того, что этот детектив - фантастика.
С точки зрения информационного наполнения - это футурологический прогноз. Во многом неожиданный, но достаточно обоснованный. С чётким оттенком антиутопии.
Эти два плана друг другу совершенно не мешают. Как описание жизни в Англии конца XIX века в рассказах о Шерлоке Холмсе не мешает восприятию детективных сюжетов.
Какие именно научные и социальные вопросы затрагиваются в рассказе? Самые разные.
Во-первых, умение довести хорошее до абсурда и тем самым превратить его в что-то очень плохое. В первую очередь в юридической сфере.
Например, была поставлена задача защитить жертву от давления преступника. В результате был принят закон "приоритета показаний пострадавшего', делающий беспомощным любого обвиняемого. Нет, не обязательно преступника! А очень часто ошибочно обвинённого.
Или вот принцип презумпции невиновности. Чтобы его поддержать, был принят закон "приоритета показаний пострадавшего". В результате этого закона человека вообще нельзя лишить свободы, если он не признал свою вину - даже при наличии прямых доказательств. Так что совершать преступления стало безопасно. Даже убивать.
Вторая группа вопросов - экологические. Проблема пресной воды. Люди истратили всю пресную воду, которую могли, и теперь добрались до подземных хранилищ. Климат. На земле стало существенно теплее. Почти растаяли антарктические льды. Астрахань - место тюремной зоны. Зато Игарка - крутой российский курорт. В общем, ужас. Нефть. Вся выкачана. Ну... или почти вся. Процитирую рассказ: 'глупый наивный нефтяник, влачащий жалкое существование в пустынях Аравийского полуострова'. То есть на Ближнем Востоке нефти точно нет.
Третья крупная проблема - социальное напряжение. Мировой Сенат каждый раз заседает в другом городе - и до последнего момента место его заседания хранится в секрете.
Правда, наличие Мирового Сената говорит о том, что человечество стало единым. Да вот только, похоже, на пользу ему это не пошло.
Четвёртая проблема - тупик в развитии мобильной связи. В рассказе об этом сказано коротко - но чётко и ясно.
И пятая проблема - пожалуй, главная. Искусственный интеллект и безопасность его применения. Тут, похоже, всё очень плохо. Искусственный интеллект уже существует. И ему остаётся совсем немного, чтобы захватить власть на Земле.
Вроде бы люди подстраховались. Категорически запретили роботам причинять вред человеку.
Но, судя по всему, это касается только прямого вреда. Косвенный вред, похоже, проконтролировать гораздо труднее. Вот роботы потихоньку и строят козни против человечества.
При этом их главная задача - добиться принятия закона о том, что в исключительных случаях они могут причинять людям и прямой вред.
Если закон будет принят - руки роботов будут развязаны. И людям станет очень плохо...
Вернусь на короткое время к детективной составляющей. Я понял, что же произошло на самом деле, лишь прочитав рассказ в третий раз. Не надо так сильно испытывать терпение читателя. Мой совет - сделать некоторые сюжетные намёки чуть более прозрачными. Так что по 'детективному' плану - небольшой минус.
Что касается научно-социально-фантастического плана - он, по моему глубокому убеждению, безупречен.
Далёкое будущее. Человечество вышло в космос. А потом начало ядерную войну.
Действие рассказа происходит на одной из планет, подвёргшихся ядерной бомбардировки. Точнее, в одном из убежищ.
В живых осталось всего пять человек.
Главный герой рассказа несколько лет назад потерял в результате войны дочь. А теперь пытается спасти другую девочку. Надо лишь добраться до стоящего недалеко от входа космического корабля.
Трое других взрослых не хотят рисковать. Они ещё надеются на то, что за ними прилетят и спасут. Но главный герой давно понял, что тут рассчитывать не на что.
Поэтому он и решил сделать последнюю попытку. Или они вместе с девочкой спасутся - или не вернутся назад.
При чтении этого рассказа у меня сразу возникло двойственное впечатление.
Стиль автора очень неплох. И отдельные эпизоды описаны ярко и выпукло (кроме нескольких последних).
Но вот сюжет рассказа 'рассыпается'. Не складывается в единую картину. Слишком много намёков и недоговорённостей.
Умеренно далёкое будущее.
Грузовой планетолёт 'Дмитрий Менделеев' совершает рейс от лунной орбитальной станции к станции 'Циолковский', находящейся на орбите Плутона.
Планетолёт сильно изношенный, поэтому тащится еле-еле.
И вдруг происходит ЧП. Включается сигнал опасности - и в рубке появляется существо, напоминающее гигантского паука.
Сначала земляне испугались, а потом увидели, что странный незнакомец агрессии не проявляет. А через несколько минут он и по-русски вдруг начал говорить.
Оказалось, что это инопланетянин. У него сломался важный элемент звездолёта - туннельный датчик пространства.
Земляне каким-то чудом ухитрились этот датчик починить. В благодарность инопланетянин капитально модернизировал их планетолёт.
И оба космических корабля летят дальше - ко всеобщей радости и удовольствию.
Рассказ читается легко. Сюжет яркий и интересный. И ещё - он светлый и оптимистичный.
Правда, общество будущего далеко не идеально. Герои рассказа отказываются от звездолёта, понимая, что его у них всё равно отберут учёные. А ведь Земля могла получить столько новых технологий!
К самому рассказу у меня единственное замечание. Не совсем понятно, как так получилось, что инопланетянин не мог починить датчик - а земляне сумели.
Я предлагаю решить этот вопрос следующим образом. Можно сослаться на то, что у людей и инопланетян по-разному устроены конечности. И то, что могут сделать люди, паукообразному инопланетянину недоступно чисто физически.
Больше замечаний нет.
Художник живет в старом доме. Пишет в мансарде свои картины - в основном космические пейзажи. И вдруг пришло уведомление о сносе дома.
Художник начал бороться. Даже вроде бы договорился о том, что дом сносить не будут.
А потом понял, что не сможет писать картины, находясь на мансарде, окружённой новыми городскими кварталами.
И вот тогда случилось неожиданное...
Рассказ красивый и необычный. Сюжет напряжённый и интригующий.
И всё-таки хотелось бы узнать кое-какие подробности - в первую очередь относительно последнего эпизода. Так что, если рассказ раза в полтора расширить, он, по-моему, станет гораздо лучше.
В рассказе изображено недалёкое будущее. Надо сказать, довольно несимпатичное.
Люди окончательно загадили окружающее пространство. По городу можно передвигаться только в транспорте: пешеходу на улицу выходить просто опасно.
В общественном плане вообще ужас. С трёх лет ребенка определяют в один из генетических клубов: управленцы, духовники, подчиненные и социальники. По сути, это те же сословия.
Общество старается бороться с деградацией - но как-то странно. Сохранилось кое-что их того, что в наше время воспринимается положительно. Но в полностью перерождённом варианте.
Главный герой рассказа вроде борец со злом. Но его методы борьбы - пожалуй, не меньшее зло.
До поры до времени всё ему сходило с рук. А вот в этот раз не сошло...
Будущее, изображеное в рассказе, очень мрачное. Даже то, что призвано нести добро, превратилось в свою противоположность. Но вряд ли это можно поставить автору в вину. Жизнь так развивается...
Но вот что мне не нравится - что автор как будто сам перестал различать разницу между добром и злом.