Что желать человеку, если он инвалид? И если жить осталось не более года?
Обратиться к народной медицине?
А, может быть, использовать старые, забытые способы? Жуткие, но, судя по всему, гораздо более эффективные?
Хотя и с непредсказуемым результатом...
Оценка оригинальности и актуальности
Автор рассказа вспомнил довольно редкий миф. Это - первый плюс в плане оригинальности.
Сюжет построен достаточно авантюрно и малопредсказуем. Это - второй плюс.
Краткое изложение сюжета
Молодой музыкант Сашка по кличке 'Локи Вездесущий' познакомился с соседом Дмитрием. Сосед был инвалидом и мог передвигаться только в коляске.
Потом у соседа случилась трагедия: его мать попала под машину.
После этого Сащка долго не видел соседа-инвалида. А потом встретил...
Непонятная получилась встреча... Во-первых, Дмитрий сильно постарел. Во-вторых, вёл себя крайне странно: украдкой передавал пачку денег какому-то 'готу'.
А когда на следующий день этот гот повесился, Сашка пошёл к соседу. Объясняться.
Поскольку Дмитрий боятся, что нежелательная информация через Сашку может дойти до милиции, ему пришлось много чего рассказать...
Началось всё с того, что в результате переживаний здоровье инвалида совсем ухудшилось: врачи считали, что он проживёт не больше года.
Поскольку официальная медицина ничего хорошего не обещала, Дмитрий обратился к народной медицине. Но и это не помогло.
А потом он узнал об одном забытом средневековом средстве - корне мандрагоры. Причём это был не тот реальный корень мандрагоры, который описывается в ботанических учебниках. А его тёзка и собрат - магический корень, вырастающий из спермы висельника. В общем, Дмитрий собирался обменяться с корнем мандрагоры здоровьем.
Дальше всё было не так уж сложно: найти через Интернет потенциального самоубийцу. Обговорить с ним требуемый способ ухода из жизни. И обеспечить предсмертное семя. Вот за всё это и платились деньги.
А дальше начались совсем уж необычные события!
Корень мандрагоры действительно чудесным образом появился и был через несколько дней выкопан. И положен в таз с водой.
Был этот корень пугающе странным. Белёсый. Похожий на человека. А самое главное - он шевелился и пронзительно пищал. А главное - питался мясной пищей!
Сам процесс обмена здоровьем с корнем Сашка-Локи не видел. Видел только жуткий результат.
В квартире инвалида Димки начался страшный шум. А потом из неё вышло существо. 'Высокое, ослепительно белое нагое тело без пупка, волос, без отличительных мужских или женских признаков' (точнее мне не сказать). Автор рассказа к тому же даёт этому существу две дополнительные характеристики: 'убийца' и 'голем'.
Самый жуткий момент рассказа - когда музыкант Сашка и жуткое существо смотрят друг другу в глаза (хотя и через замочную скважину).
Последний значимый эпизод рассказа: скрюченный белёсый корень мандрагоры, мелькнувший на верхушке мусорного бака. Отсюда ясно, что кошмарное существо - это не взбесившийся корень, а сосед Димка, отдавший корню свои болячки. Или, точнее, то, во что этот сосед превратился.
Сам рассказ страшный, а конец - грустный. Музыкант Сашка был настолько потрясён описанными событиями, что напрочь потерял тягу ко всему необычному. И даже к жизненному успеху перестал стремиться...
Общее впечатление
Рассказ очень интересный. Читается на одном дыхании.
Впрочем, это, конечно, моя субъективная оценка.
Анализ мифологически-мистических аспектов
С прозвищем музыканта Сашки довольно изящно ассоциируются общеизвестный персонаж скандинавской мифологии 'Локи Хитроумный' и несколько менее известный персонаж Годвилля 'Локи Вездесущий'. Такая вот тонкая ирония...
Но, конечно, главное в этом рассказе - корень мандрагоры...
Вообще-то мандрагора - вполне реальное растение семейства паслёновых. Но с древних времён об этом растении начали складываться странные и зловещие легенды. Вызвано это двумя причинами:
1) корень мандрагоры очень похож на человека.
2) корень мандрагоры - сильнодействующий галлюциноген. Причем он может вызывать не только галлюцинации, но и потерю памяти. А иногда его приём может закончиться смертельным исходом.
Некоторые из этих легенд выглядят просто дико и совершенно не стыкуются с научными сведениями о мандрагоре. Например, поверье о происхождении мандрагоры из поллюции повешенного человека.
Правда, у мандрагоры нашлись кое-какие полезные применения. Например, её можно использовать как снотворное. Существовали также поверья, что мандрагору можно использовать как средство от бесплодия (вполне возможно), а также как способ стать неуязвимым (а вот это вряд ли). Представление о том, что мандрагора может взять у человека болезни и дать ему здоровье - явно из этой же серии.
Автор рассказа довольно изящно разрешает противоречие между научной и мифологической информацией. Он считает, что существуют два совершенно разных растения:
1) реальная мандрагора, развивающаяся как обычная многолетняя трава;
2) магическая мандрагора, вырастающая из семени висельника.
Как нетрудно убедиться, в рецензируемом рассказе фигурирует именно магическая мандрагора.
Динамика развития сюжета
Сюжет развивается по нарастающей: сначала очень неторопливо, а потом всё быстрее и быстрее. Поэтому в первой половине рассказа есть несколько эпизодов, которые выглядят лишними (например, пассажи относительно странного имени собаки и способов перевирания указанного имени). Зато несколько эпизодов в конце, напротив, описаны недостаточно подробно.
В частности, очень хотелось бы узнать:
1) чем сумел Димка соблазнить самоубийцу, что тот согласился покончить с собой не просто так, а по определённому алгоритму? Да, конечно, ему дали деньги... Но ведь в момент самоубийства деньги уже не имеют никакого значения!
2) почему в конце рассказа Голем-убийца не тронул Сашку? Ведь по логике развития сюжета он должен был это сделать!
Несколько слов о главных героях
В рецензируемом рассказе - два главных героя. И их сочетание достаточно интересное:
1) Сашка, играющий в жизни активную социальную роль (музыкант), но выполняющий в рассказе роль наблюдателя.
2) Димка, играющий в жизни пассивную социальную роль (инвалид), но выполняющий в рассказе роль деятеля.
Такой вот парадоксальный 'перехлёст' - одна из 'изюминок' рассказа.
Грамотность и стилистика
Никаких серьёзных замечаний.
Жанр рассказа
Автор указал сразу три жанра: детектив, мистика, хоррор.
По поводу того, что это 'мистика' и 'хоррор', никаких сомнений нет. А вот 'детективом' его можно считать лишь с определёнными оговорками.
Итоговое впечатление
Рассказ достаточно хорош уже в существующем виде. А после определённой доработки имеет шанс стать очень хорошим.