В результате всех переживаний экзаменумый оказался невыспавшимся и вообще "выбитым из колеи". По билету он ответил очень неудачно. Даже до четвёрки не дотягивал.
И это было связано не только с его состоянием. Экзамен принимала школьная учительница по химии, и делала она это не очень дружелюбно. Придиралась к словам, перебивала, не давала сформулировать мысль до конца.
А потом на арену вышли "сторонние" члены экзаменационной комиссии...
Сначала были заданы дополнительные вопросы по билетам. И с каждым ответом экзаменуемый волновался всё меньше и отвечал всё лучше. Ответы на последние пять вопросов вообще совершенно чётко тянули на "отлично".
Если действовать формально, надо было ставить за экзамен "четвёрку" - и считать инцидент исчерпанным. Но тут один из членов комиссии - преподаватель Политехнического института - предложил другое решение. Устроить повторный экзамен.
Это был один из предусмотренных законом вариантов. Когда результаты экзамена выглядели вызывающе противоречивыми, один из членов экзаменационной комиссии мог поставить на голосование вопрос о повторном экзамене. Причём проходить этот экзамен был должен, как правило, в начале следующего рабочего дня. Чтобы быть уверенными, что переэкзаменуемый показал на повторном экзамене свой имеющийся уровень, а не выучил что-то ещё в течение дополнительных дней.
А почему не в тот же день - тоже понятно. Сдавать два экзамена подряд тяжело и физически и психологически.
После того, как экзаменуемого отпустили, к нему подошла самая молодая из членов комиссии (как оказалось позже, аспирантка одного из городских вузов). И сказала, что до окончания сессии её назначили временным куратором всех повторно сдающих экзамены в этой школе. И дала свой номер телефона, заявив, что если ему из школы поступит какая-то информация, он обязательно должен позвонить ней по телефону. Это, мол, очень-очень важна.
Предосторожность оказалась далеко не лишней. Вечером Андрею позвонила школьный секретарь и сказала что завтрашний экзамен переносится - с десяти утра на двенадцать дня.
Сначала тот обрадовался - ещё бы, перед экзаменом как следует выспаться удастся! А потом всё-таки засомневался и решил позвонить куратору.
Выяснилось, что никто и не думал экзамен переносить! То есть это была очередная "подстава" со стороны школьной администрации.
Но диверсия не удалась. Андрей пришёл в школу вовремя - в полдесятого. И сдал экзамен на "отлично".
Про дезориентирующий звонок он, кроме куратора, никому больше не рассказал. Просто боялся, что ему не поверят. Куратор же рассказала всего одному человеку - председателю экзаменационной комиссии (который в обязательном порядке назначался из "сторонних" членов комиссии). А тот принял это к сведению и дал указание больше никому не рассказывать.
План был простой. Если недружественные к Андрею сотрудники школы смирятся в поражением и не будут больше пакостить - спустить всё на тормозах. А вот если не успокоятся - путь "огребут по полной". Уже за всё.
Следующим экзаменом была информатика. Любимый предмет Андрея.
Он уже потерял один день - на дополнительный экзамен. Так что теперь на подготовку у него оставалось не пять дней, как у остальных учеников - а всего лишь четыре.
Но тут последовал очередной "сюрприз".
Экзамен по информатике проводили в два потока. Андрей вначале был записан в последний - но неожиданно переведён в первый. Причём ему самому об этом даже не сообщили.
Формально говоря, эту информацию он должен был отслеживать сам. Каждая школа имела свой сайт, на котором "выкладывались" сведения о расписании экзаменов и иных интересных событиях, относящихся к сессии.
Но человек, готовящийся к экзаменам, забывает обо всём - и это совершенно нормально. Тем более что по "правилам хорошего тона" не принято было менять время экзамена, когда подготовка к нему уже началась. Тем более проинформировать экзаменуемого были всё-таки должны.
Но неприятный сюрприз не получился. Как легко догадаться, Андрею позвонила куратор и рассказала об изменении списков экзаменующихся. А потом спросила, как для него лучше - добиться того, чтобы ему оставили старую дату сдачи экзамена, или согласиться с тем, что он будет сдавать на день позже.
Андрей подумал - и согласился на второй вариант, заявив, что трёх дней на подготовку ему вполне хватит.
Так и получилось. Экзамен был сдан не просто на "отлично". По его результатам была дана специальная рекомендация на получение золотой медали, существенно облегчающая процедуру получения этой замечательной награды.