В субботу Антона пригласили на день рождения. Хозяин торжества не относился к близким знакомым Антона. Но он был весёлым и симпатичным человеком, и Антон решил приглашение принять.
Компания подобралась на редкость приятная. Активных любителей выпить не было, поэтому разговоры за столом были достаточно интересными. И так уж получилось, что зашла речь о древних мифах.
Мнения разделились. Большинство присутствующих придерживалось общепринятой точки зрения советских времён и считало мифы чистой фантазией. Некоторые (к их числу относился и Антон) считали, что за мифами стоят реальные исторические события - но изложение этих событий подверглось значительным искажениям. Нашлись и такие, которые считали, что все мифы следует понимать буквально. Эти люди утверждали, что все мифологические существа существовали на самом деле (а некоторые из них существуют и до сих пор).
- Послушайте!- воскликнула одна из дам, - но этого просто не может быть! Практически каждый миф описывает процесс создания Вселенной - но по-разному. Их просто невозможно согласовать друг с другом!
- Вот об этом я и говорю! - подхватил Антон. - Сначала происходили некие реальные события. Причём события достаточно значимые, достойные того, чтобы их многие поколения передавали из уст в уста. Затем эти события от поколения к поколению постепенно искажались, приобретая мифологический оттенок.
- Иногда создание мифа происходит гораздо быстрее. - вмешался хозяин. - Возьмите хотя бы активно складывающийся в наше время миф о добром Сталине!
- Видите, - улыбнулся Антон, - вы даже смогли привести современный пример! Тем легче понять последующие события. Молодые мифологические системы выглядят ущербно по сравнению с более древними - ведь они не содержат картины сотворения мира. И вот тогда ранние эпизоды мифа начинают интерпретироваться, как сцены сотворения Вселенной.
- Получается, что лет через двести коммунисты будут утверждать, что мир сотворил Карл Маркс?
- Когда именно, не знаю - но кончится безусловно этим! Если, конечно, коммунизм просуществует достаточный промежуток времени!
Как и следовало ожидать, один из гостей сочувственно относился к коммунистам. И тут уже он не смог смолчать:
- Марксизм вовсе не миф, а строго научная теория!
- Это всего лишь ваше убеждение! - иронично ответил ему Антон. - Большинство учёных над вами бы только посмеялись!
- А меня нисколько не интересует, что подумают обо мне представители буржуазной науки! - запальчиво ответил его собеседник.
Возникла всеобщая перепалка. Правда, она скоро закончилась - защитника Маркса никто не поддержал, и он обиженно замолчал. Тогда Антона попросили рассказать ещё что-нибудь интересное на мифологическую тематику.
- Давайте-ка я вам расскажу про битву Мардука и Тиамат. Это центральный эпизод вавилонской, точнее шумеро-аккадской, мифологии. Причём я сначала изложу общепринятый упрощённый вариант, потом упомяну кое-какие подробности, на которых обычно не акцентируется внимание. А затем мы вместе немного подумаем и попробуем сами реконструировать кое-какие искажённые события. Устраивает вас такой порядок изложения?
Все дружно выразили своё согласие и Антон начал:
- Общеизвестный вариант простой и короткий. Центральное божество вавилонского пантеона Мардук сражается с чудовищем женского пола по имени Тиамат и побеждает его. Затем разрубает тело Тиамат на две части. Из нижней части Мардук делает землю, а из верхней - небо.
- Какой ужас! - воскликнула та самая дама, которая в своё время подала реплику о создании Вселенной.
- Стоп! - вмешался один из гостей. - Если до этого не было ни неба, ни земли, то где всё это происходило?
- Попроще чего-нибудь спросите - усмехнулся Антон. - Наверное, какая-то опора всё-таки была. По крайней мере, миф на эту тему высказывается очень смутно.
- Ну а какие тут могут быть дополнительные подробности? - заинтересованно спросил кто-то.
- Ну, первое, на что хотелось бы обратить внимание, - родственные отношения. Участники этого мифа - вовсе не чужие друг другу. Дело в том, что чудовище Тиамат - на самом деле праматерь всех шумеро-аккадских богов. А по отношению к Мардуку - то ли бабушка, то ли прабабушка, то ли пра-пра-пра-...бабушка. Так что в свете этого победа Мардука выглядит как-то двусмысленно... По крайней мере с моральной точки зрения...
- Да уж! - сдавленным голосом прокомментировал один из слушателей.
А другой высказался в том плане, что ведь не на пустом месте возник конфликт. И чтобы понять, кто прав, кто виноват, информации явно недостаточно.
Хорошо! - сказал Антон. - Слушайте дальше и решайте - кто из мифологических персонажей вам больше нравится!
И рассказал, что в соответствии с шумеро-аккадской мифологии Тиамат и её муж Апсу были прародителями всех богов. Но их потомки чем-то не угодили Апсу, и он решил большинство из них уничтожить - хотя Тиамат была против. Причём Апсу был настолько наивен, что публично объявил о своём решении. Тогда Эйя - один из его потомков - убил Апсу. После этого Тиамат якобы решила отомстить за мужа - и чтобы этого не случилось, сын Эйя Мардук убил и Тиамат. И стал верховным шумеро-аккадским богом. Вот такая история.
Одна из слушательниц сразу же заметила, насколько всё это похоже на греко-римскую мифологию. Прямо прямые аналогии: Апсу-Уран, Тиамат-Гея-Теллус, Эйя-Крон-Сатурн, Мардук-Зевс-Юпитер. Только вот кто у кого заимствовал?
Антон ответил, что греческая цивилизация появилась гораздо позже шуммеро-аккадской. Поэтому теоретически греки вполне могли заимствовать мифологию народов Двуречья - прямо или через кого-то. А так ли это на самом деле - учёные до сих пор спорят.
Впрочем, вопрос о греко-римких аналогиях никто больше не обсуждал. Всех заинтересовало другое - какие сомнения могут появиться, если проанализировать изложенный миф. И Антон не заставил себя долго уговаривать.
- Прежде всего прошу вас вспомнить, что историю пишут победители. Здесь победителей двое - Эйя и Мардук. И их действия наверняка приукрашены. Ведь при изложении междоусобной борьбы объективность в принципе невозможна.
И, сделав два больших глотка чая, Антон продолжал:
Во-первых, очень странно выглядит поведение Апсу. Если он хотел кого-то убить - зачем заранее предупреждать? Я, например, думаю, что Апсу сказал что-то вроде 'Как вы мне надоели! Перебить бы вас всех!'. В общем, чисто эмоциональное высказывание. А Эйя воспользовался этим, представив как реальную угрозу - и убил Апсу, чтобы захватить власть над миром. Но власть у него перехватила Тиамат - вместе со своим новым мужем Кингу. Тогда решили убить и Тиамат. Но для Эйи она оказалась не по зубам - и тогда в дело вступил его сын Мардук.
- Подождите! - вмешался один из гостей. - Вы вот пытаетесь представить Мардука в негативном цвете. А это как-то неправильно. Ведь Тиамат - чудовище, а Мардук имеет человеческий облик!
- Человеческий? А давайте я вам прочитаю маленький отрывок из вавилонской поэмы 'Энума элиш' - и вы оцените, как выглядел Мардук:
Четыре глаза, четыре уха!
Он рот раскроет - изо рта его пламя!
- Но, может быть, это просто поэтическая гипербола?
- Может быть! Но послушайте ещё один отрывок - как Мардук отправляется на бой с Тиамат:
На страшную взошел колесницу - непобедимых Вихрей.
Он их поставил, он впряг всю четверку в упряжку:
Душегубца, Злодея, Топчуна, Быстроскока.
В оскале их пасти, их клыки ядовиты.
Покоя не ведают, убиение знают.
Он поставил направо Бой Свирепый и Натиск,
А налево поставил Отпор - отраженье ударов.
Ужасом, словно плащом, он покрылся.
Он главу окружил сиянием грозным.
Вышел владыка, вперед устремился,
К Тиамат яростной путь свой направил.
Вложил в уста свои заклинанье,
Ядовитые травы зажал в руке он...
- Не правда ли - несколько зловещий образ получается?
За столом заспорили. Антон даже не подозревал, что эта экзотическая тема вызовет у гостей такой неподдельный интерес...
Из гостей Антон уходил заполночь. Одновременно с ним из дверей гостеприимной квартиры вышел один из гостей - неприметный человек среднего возраста. За весь вечер он не сказал практически ни слова.
- Извините пожалуйста - обратился он к Антону. - Меня очень заинтересовал ваш рассказ.
- Спасибо! - улыбнулся Антон. - К сожалению, я рассказал почти всё, что знаю. Если вас интересует эта тема - обратитесь к специальной литературе.
- Да нет, вы меняя не поняли! Я обратился к вам совершенно по другому вопросу. Можно сказать, по прямо противоположному.
И, внимательно посмотрел на Антона, неожиданно спросил:
- Вы хотели бы узнать, как всё было на самом деле?