Никитюк Владимир : другие произведения.

Взрослее взрослых

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Пролог
  
  В то воскресенье родители пошли в гости. Да ладно бы одни - маленькую Надю с собой потащили.
  Если бы девочке задали вопрос, нравится ли ей, когда родители ходят в гости, она бы просто не поняла вопроса. По-разному... В зависимости от того, как именно этот поход организован.
  Во-первых, когда папа с мамой идут в гости, перед ними сразу же встаёт вопрос, что в это время будет делать их маленькая дочка. Удобнее всего, конечно, если с ней кто-то посидит.
  А кто? Одна из бабушек - Зина или Алла.
  
  Ну, с бабушкой Зиной Надя голова сидеть хоть целую неделю. Она добрая и весёлая. И ещё - с ней интересно. Как здорово она рассказывает о своей жизни! Как она была молодой и жила в деревне, как приехала в Петербург (тогда он ещё назывался Ленинград) поступать в институт, как встретила Надиного дедушку.
  Тогда он, правда, ещё не был чьим-то дедушкой. Да такие молодые люди и не бывают дедушками. Это почётное звание он приобрёл позднее. Да и то не сразу. Сначала он женился на Надиной бабушке, потом у них родилась дочка. Эта дочка выросла, сама вышла замуж. А потом дочку родила. Надю...
  Вот именно после этого бабушка Зина и стала настоящей бабушкой. А её муж Андрей - дедушкой.
  
  Надя вздохнула. Дедушку Андрея она помнит плохо. Он тоже был очень добрый. Брал её на руки, качал и улыбался.
  А потом дедушки не стало. Его погубила болезнь под странным названием 'инфаркт'.
  Бабушка Зина долго плакала. Тяжело ей стало в опустевшей квартире. Она даже попросилась к ним жить. Мол, продаст свою квартиру, деньги за неё отдаст 'в общий котёл' и переедет к ним. Наденьку няньчить.
  Надя была только 'за'! И мама, конечно, не против. А вот папа буквально 'встал на дыбы' (по маминому выражению).
  Он разговаривал с мамой очень громко, а потом даже начал кричать. Мол, лучше сразу развестись, чем жить вместе с твоей матерью. Потому что она нас всё равно через полгода разведёт.
  Надя не понимала, как добрая бабушка Зина может кого-то 'развести'. Но факт остаётся фактом - переехать к ним ей не разрешили.
  
  Но ненадолго она всё-таки приезжала - если надо было помочь. И одним из видов помощи как раз и было посидеть с Надей, пока её родители куда-то ездили.
  Правда, бабушка Зина считалась запасным вариантом. Потому что основным вариантом была бабушка Алла - папина мама.
  С ней Наде общаться было гораздо труднее. Потому что бабушка Алла всё время старалась её воспитывать. И мало что разрешала.
  А уж о том, чтобы она рассказала что-то интересное, и речи не было. Некогда ей было такими пустяками заниматься.
  Но на Надино счастье, бабушка Алла была человеком занятым и очень часто у неё просто не было времени. Вот тогда и наступал черёд бабушки Зины.
  
  Правда, бывала (хотя и очень редко) ситуация, когда ни одна из бабушек с Надей сидеть не могла. В этом случае Надю приходилось брать с собой. Потому что оставлять её одну мама очень-очень не хотела.
  В крайнем случае - на час, в самом крайнем - на два. Но не больше.
  В этот вечер родители должны были пойти в гости, а обе бабушки были заняты. Вот и пришлось им маленькую дочку брать с собой.
  
  В принципе, в гости съездить было бы неплохо. Но тут имело значение, к кому.
  Ехать к Трифоновым (к дяде Гоша и к тёте Нине) Наде не очень хотелось. Всё дело было в их сыне Максиме.
  По возрасту он был близок к Наде, и поэтому должен был, как младший хозяин, её развлекать.
  Близок, называется... На целых два года старше!
  Для взрослых-то это пустяк. А для самих детей - невероятно большая разница.
  Максим уже ходил в школу, поэтому к дошкольнице-Наде относился свысока.
  В результате от такого вынужденного общения страдали оба ребёнка. Мальчика обижало, что он вынужден общаться с пигалицей-дошкольницей. А девочку до слез обижали его холодность и высокомерие.
  Вот и теперь придётся к ним ехать. А общаться с Максимом ох как не хотелось!
  Хотя её, к сожалению, никто не спрашивал...
  
  Но в этот вечер Надю ожидал сюрприз. Только родители, одевшись сами и одев её, собрались выйти из квартиры, как раздался звонок.
  Звонил явно кто-то из маминых знакомых. Он сказал что-то такое, от чего мама поначалу растерялась. Но потом, придя в себя, стала диктовать адрес. Причём какой-то неполный - без номера квартиры.
  А потом вся семья села в машину, и папа их повёз.
  Куда - выяснилось очень быстро. Всё-таки выезд к Трифоновым не отменялся. Но в знакомом дворе их ждал незнакомый молодой человек.
  - Вот, Надежда, знакомься! - с некоторой торжественностью произнесла мама. - Твой двоюродный брат Олег.
  - Очень рад с вами познакомиться, дорогая кузина! - улыбнулся тот.
  
  Надя оценивающим взглядом окинула своего только что представленного родственника.
  Хотя он и её брат, но гораздо старше. Почти взрослый.
  В школе, наверное, учится. В классе девятом-десятом.
  Судя по выражению лица - задавака ещё тот. И младшего обидеть ему ничего не стоит.
  Вот, её кузыней назвал...
  Слово непонятное. Но явно обидное!
  
  Все четверо - папа, мама, Надя и новоявленный брат - вошли в лифт. И уже через полминуты звонили в знакомую дверь Трифоновых.
  Ещё через пять минут взрослых усадили за стол, а Надю отвели в детскую, где её с кислой физиономией уже ждал Максим.
  Старшеклассника Олега, кстати говоря, причислили к взрослым и посадили за большой стол. Надя это восприняла очень спокойно. Для неё старшеклассник и выглядел как взрослый.
  Конечно, угощение в детскую принесли: сок, лимонад, пирожные и разные прочие вкусности. Обычную еду им не предлагали, понимая, что она в их глазах не выглядит как праздничная.
  Постепенно между детьми завязался разговор. Больше-то делать было нечего!
  
  Максим, надо сказать, честно пытался играть роль хозяина. И не его вина, что у него это получалось не очень хорошо.
  О чём он мог говорить со своей юной гостьей? О самом важном, что было в его жизни. О школе.
  Ну не о детских же игрушках, в самом деле?
  
  Казалось бы, разговор о школе Наде должен быть очень интересен. Она вот-вот должна была пойти в первый класс. И ей, конечно же, очень хотелось узнать, что её в ближайшее время ждёт.
  Максим не учёл только одного пустяка. Точнее, просто о нём не задумывался.
  Он рассказывал о школе так, как будто перед ним тоже был школьник, знающий сотни мелочей, связанные со школой. И это знание позволило бы ему легко понять всё, что говорилось.
  А Надя про школу знала очень-очень мало. Поэтому то, что она сейчас слушала, было ей совершенно непонятно.
  
  Вот так странно и получалось. Говоривший чувствовал, что его не понимают, и нервничал. Слушавшая чувствовала это - и сама начинала нервничать.
  Так что разговор совершенно не задался.
  Да, удружили им взрослые! Сунули в одну комнату, даже не задумавшись, интересно им друг с другом или нет.
  Правда, где-то раз в десять минут кто-то из старших в комнату заглядывал, и окидывая взглядом детей, говорил какую-нибудь дежурную фразу. Например: 'Молодцы! Хорошо вы играете!'
  Как же, хорошо? Они что думают: раз не дерутся - уже хорошо?
  
  Но тут вдруг в комнату вошел человек, сразу же поломавший привычный сценарий. Это был Олег. Тот самый двоюродный Надин брат.
  Девочка решила, что он поступит так же, как остальные взрослые. Задаст дежурный вопрос, всё ли у них в порядке, - и снова исчезнет.
  Но Олег стал действовать не так. Он удобно устроился в свободном кресле и сразу же взял разговор в свои руки.
  Сначала он решил познакомиться со своими собеседниками. Про Надю, похоже, он кое-что знал. Так что ей никаких вопросов задавать не стал. А вот Максима решил подробно расспросить. Как он живёт, ходит ли в школу, нравится лм ему там или нет.
  Человеку всегда приятно, когда кто-то интересуется его делами. Поэтому Максим буквально расцвёл - и начал подробно отвечать.
  А Надя внимательно слушала. Она, наконец, сумела узнать о школе что-то конкретное. Ведь Максим, отвечая на умело заданные вопросы, сообщил гораздо больше полезной информации, чем девочка услышала за все их предыдущие беседы.
  
  Это не длилось слишком долго. Олег внимательно посмотрел на Надю и внезапно сказал:
  - Похоже, Макс, мы слишком увлеклись. Видишь, Наденька скучает. Давай-ка займёмся тем, что интересно всем.
  - А чем? - сразу же заинтересовалась Надя.
  - Давайте я вам сказку расскажу!
  Максим сразу скривился. Сказка... Это занятие для дошкольников.
  А Надя сразу заинтересовалась - и стала внимательно слушать.
  
  Казалось бы, что может быть интересного в сказке, рассказанной старшеклассником? Разве может она быть лучше того, что можно прочитать в книгах?
  Оказывается - может. Уже через пять минут девочка слушала своего родственника с широко раскрытыми глазами. Как интересно он рассказывал!
  Даже Максим, которому вначале идея послушать сказку не очень понравилась, постепенно увлёкся. И дослушал повествование до конца, буквально раскрыв рот.
  
  - Ну всё! - сказал Олег. - Вот и сказке конец. Ну что, я пойду?
  Детям такой вариант не очень понравился.
  - Ещё! Хочу ещё! - закричала Надя, хлопая в ладоши.
  Максим молчал, - но чувствовалось, что и он бы с интересом ещё что-нибудь послушал.
  И Олег сдался.
  
  Если первая сказка имела 'классический' сюжет - принцы, принцессы, волшебники, драконы, то вторая выглядела совсем по-другому. Её героями были два первоклассника - мальчик и девочка - жившие в наше время. Однажды, отправившись в школу, они встретили такое...
  В общем, вторая сказка была очень необычной. И даже более интересной, чем первая.
  Но кончилась и она.
  - Всё, ребята! - улыбнулся Олег. - Сказки я вам рассказал. Но у меня проблема - в горле пересохло. Так что я, пожалуй, пойду...
  Надя вздохнула. А что она могла сказать?
  
  После того как Олег ушёл, Максим и Надя провели в комнате ещё минут десять. Как ни странно, знакомство с Олегом таинственным образом растопило лёд в их отношениях. И дети потратили оставшееся время, увлечённо обсуждая только что услышанные сказки.
  А потом за Надей пришли родители и повели её домой.
  Приятным сюрпризом было то, что Олег поехал вместе с ними. Более того - они с Надей в машине рядом оказались! Отец - за рулём, мама - рядом с ним, а дочка с гостем - на заднем сидении!
  Поездка была короткая, поэтому сказку рассказывать было как-то не с руки. И Олег с Надей просто поговорили.
  Подумаешь, разговор... Но уж очень непривычно он выглядел.
  
  До этого с ней всегда разговаривали, как с ребёнком. То есть или свысока, или, по крайней мере, снисходительно. А Олег разговаривал с ней спокойно и уважительно. Как с равной. Как будто она была не маленькой девочкой, а взрослым человеком.
  О чём говорили? В основном Олег расспрашивал Надю о её жизни. Чем любит заниматься? Какие ей игрушки нравятся? Хочет ли в школу? Хорошо или плохо собирается там учиться?
  В общем, вроде бы обычный разговор. Но никто из взрослых раньше с ней так не говорил.
  
  Машина подъехала к их дому. Все четверо вышли из машины и вошли в лифт.
  Олег идёт с ними. Странно... Может быть, он тоже решил сходить к ним в гости - после Трифоновых?
  Только вот какой смысл ходить в гости так поздно?
  Впрочем, взрослые - люди странные. Они могут не то что вечером - ночью в гости пойти!
  
  Мама заметила удивление в глазах дочки и тихо ей сказала:
  - Олег несколько дней у нас поживёт - до тех пор, пока с жильём не разберётся. Надеюсь, ты не против?
  Странный вопрос! Ещё бы она была против!
  
  Но всё-таки кое-что надо было выяснить. Пока папа открывал дверь, вполголоса беседуя с Олегом, Надя спросила маму:
  - Двоюродный брат - это как? Чей он родственник - твой или папин?
  - А, вот ты о чём! Это очень просто! У папы есть старшая сестра. У неё есть сын. Вот это и есть Олег.
  Надя кивнула. Всё оказалось действительно очень просто...
  Правда, надо было решит ещё один вопрос:
  - А почему он меня кузыней назвал?
  Мама поперхнулась от смеха:
  - Не кузыней, а кузиной. Это означает 'двоюродная сестра' - но на французском языке. А он для тебя - кузен. То есть двоюродный брат.
  - А какой смысл употреблять французские слова, когда есть русские?
  - А они короче.
  - Так значит, если я назову Олега кузеном, он не обидится?
  - А с чего это ему обижаться?
  
  Разместить Олега не было большой проблемой. Гостя поселили в гостиной - всё было ясно и логично.
  Оказалось, Олег вовсе не старшеклассник. Он уже школу закончил. А в Питер приехал, чтобы в Университет поступать.
  - А что, это так трудно? - удивлённо спросила Надя у отца.
  - Очень трудно! Желающих попасть туда много, а мест - гораздо меньше. Так что чтобы у Олега всё получилось, он должен сдать экзамены лучше, чем большинство поступающих.
  - И кем он будет, когда поступит?
  - Студентом.
  - А сейчас он кто?
  - Абитуриент.
  - Аби... Тури... - нет, мне такое и не выговорить! - расстроилась Надя
  - Ничего, немного потренируешься, - и получится! - успокоил девочку папа.
  
  Пять будних дней прошли очень странно. С одной стороны, считалось, что Олег у них жил. С другой стороны, дома он почти не бывал. Приходил рано утром, уходил поздно вечером. Так что Надя своего кузина практически не видела.
  Первый раз ей удалось поговорить с ним в субботу утром.
  Это было настоящим сюрпризом. Девочка встала, умылась, - и пошла на кухню. А там Олег за столом сидит.
  - Здравствуй, сестричка! - улыбнулся он. - Как поживаешь?
  - Хорошо! - смутилась она. - А как у дела у вас, дядя Олег?
  - Стоп! - прервал её кузен. - Ты сейчас сразу две вещи сказала неправильно. Во-первых, никакой я тебе не дядя, а двоюродный брат. Можно говорить - кузен. Можно даже - просто брат. Во-вторых, почему ты мне 'вы' говоришь? Мы же с тобой близкие родственники. А близких родственников на 'вы' называть не принято.
  - Так как же мне говорить? - растерялась Надя.
  - Просто Олег. И на 'ты'. Ну, а теперь попробуй поздороваться ещё раз - но с учётом того, что я тебе сказал.
  - Здравствуй, Олег! - сказала девочка с некоторым напряжение.
  - Вот видишь! Получилось же! - сказал Олег и засмеялся. А через несколько секунд засмеялась и Надя.
  
  - А где папа с мамой? - задала Надя естественный вопрос.
  - Куда-то уехали. А меня за старшего оставили.
  - А как же?.. - растерялась Надя.
  - Ты хотела спросить насчёт завтрака? Так я сейчас тебе его приготовлю. У тебя есть какие-нибудь пожелания?
  Эх, была не была! Надя глубоко вздохнула, сделала безразличное лицо и попросила:
  - А можно на завтрак мороженое? Мама вчера несколько брикетов купила.
  Олег улыбнулся и погрозил ей пальцем:
  - А ты, сестричка, оказывается, хитрая! Нет, так не пойдёт! Предлагай другой вариант!
  Расстроилась ли Надя? Да нет, не особенно. Вариант с мороженым был слишком хорош, поэтому на него и было глупо рассчитывать.
  - А можно тогда мороженое на десерт?
  - На десерт, говоришь? А горло у тебя не болит?
  - Нет! - уверенно сказала Надя. И, кстати говоря, не соврала.
  - Тогда я не против. Но вопрос об основном блюде всё равно надо решить. Я, например, предлагаю тебе манную кашу.
  - Что?!!
  Возмущению Нади не было границ.
  Она не любила каш. А манную среди них - больше всего.
  
  - Может, фокус в том, что тебе не так её готовили? А я вот возьму и по-другому приготовлю? Неужели тебе не интересно?
  Девочке действительно стало интересно. Мысль о том, что манную кашу можно сварить по-разному, была новая и необычная.
  - Ну хорошо, - задумалась она. - А если всё-таки я не смогу её съесть?
  - Тогда не ешь. Я тебя, само собой, ограничивать не буду. И вместо этого другой завтрак приготовлю. Ну кроме варианта с одним мороженым, конечно.
  Надя задумалась ещё больше.
  - Давай так, - стал уточнять Олег. - Что-то вроде пари заключим. Если тебе моя каша понравится, ты свою долю съедаешь без разговоров. И рассказываешь родителям, как я тебя хорошо накормил. Это и будет мой выигрыш.
  - А если мне не понравится?
  - Тогда кашу есть тебе не нужно - это раз. Я приготовлю другой завтрак, который тебе наверняка понравится - это два. И ты расскажешь своим родителям, как я опростоволосился - это три. Это и будет твой выигрыш.
  - Стоп! - хлопнула себя по лбу Надя. - А кто будет судить наше пари? Кто решит, я выиграла или ты?
  - Ты, сестричка, сама и решишь! - улыбнулся Олег.
  
  - Это как же? - удивилась Надя.
  - Очень просто. Не станешь есть мою кашу или съешь меньше половины, - значит, я проиграл. Съешь больше половины - я выиграл.
  - А если мне понравится, но я сдержусь и съем немного?
  - Ну что ж, попробуй! Если у тебя это получится!
  Надя про себя очень удивилась такому предположению. Неужели так трудно сдержать себя и не доесть какую-то там манную кашу?
  
  Олег между тем начал действовать. Во-первых, он зачем-то достал сковородку и стал обжаривать на ней манную крупу. Правда, делал это совсем недолго.
  Обжарив крупу, он залил её горячей водой и отставил в сторону. А потом вдруг стал спрашивать Надю, любит ли она орехи и сухофрукты. А если любит, то какие.
  Девочка ответила, что сухофрукты и орехи она очень любит. Причём все примерно одинаково.
  Если ли самые-самые любимые? Пожалуй, есть. Из сухофруктов - курага, чернослив и инжир. А из орехов - фундук, кедровые и фисташки.
  Получил нужную информацию, Олег продолжил кулинарные манипуляции.
  Найдя и мелко раскрошив сухофрукты, он тоже залил их водой - правда, не горячей, а тёплой.
  После этого настала очередь орехов. Фундук был тщательно обжарен, а фисташки остались без тепловой обработки. Затем и то, и другое было тщательно размолото. И тоже залито водой.
  - Смотри внимательно! - улыбнулся Олег. - Начинается самое интересное!
  Он налил в алюминиевую кастрюлю холодной воды и стал ждать, пока она закипит.
  
  Надя помнила, как манную кашу варила мама. Она сыпала в кипящее молоко манную крупу, тщательно это самое молоко помешивая.
  Тут вместо молока была вода, а вместо крупы - непонятная кашица. Остальное было похоже. Олег засыпал размокшую крупу в кипящую воду и мешал её. Очень активно мешал - гораздо энергичнее, чем делала это мама.
  После того, как всё было всыпано и размешано, Олег подождал, пока варево в кастрюле вновь закипит - и всыпал в него размолотые орехи. А ещё через пару минут - размоченные сухофрукты.
  После этого он снова дождался, пока каша закипит, - и снял ей с конфорки, плотно прикрыв кастрюлю крышкой.
  - Всё! - сказал он. - Через пять минут всё будет готово. Так что иди мой руки - и добро пожаловать за стол!
  Надя машинально сглотнула. Пахло приготовленное блюдо просто потрясающе.
  Интересно, какое оно на вкус?
  
  - Ты как, сладкое любишь? - спросил Олег.
  - Да так - в меру...
  - Мёд любишь?
  - Ещё как!
  - Тогда - завершающие штрихи. - И Олег разложил кашу по тарелкам, положив в каждую по кусочку масла и по ложке мёда.
  
  - И что, это называется манная каша? - удивлённо спрашивала Надя, рассматривая содержимое своей тарелки.
  То, что в ней лежала, не было похоже на знакомое ей блюдо ни по запаху, ни по цвету, ни по консистенции.
  Интересно, а как оно на вкус?
  Надя попробовала - и буквально зажмурилась от наслаждения.
  То, что лежало в тарелке, оказалось невероятно вкусным!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"