Николаев Адольф Николаевич : другие произведения.

Впечатления, наблюдения, размышления об острове Искья и жизни там

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Впечатления, наблюдения, размышления об о.Иския и жизни там. (2006 - 2008 гт.)

  

Тоговец

   По утрам к административному зданию отеля подъезжает на трехколесном грузовичке, скорее всего, ручной работы, торговец фруктами и овощами, среднего роста, сухожильный, харизматичный итальянец, загорелый мужчина лет семидесяти, со слегка орлиным носом и седыми смолянистыми, немного волнистыми волосами, серыми не большими глазами и тонкими губами. Каждого проходящего, входящего и выходящего из главного корпуса гостиницы он непременно и громко приветствовал и так же непременно приглашал купить у него что-нибудь, и непременно при этом приветствуя и произнося на распев: "Бонжорно!", т.е. говоря по-русски: "Доброе утро!" И каждый проходящий невольно останавливался, оборачивался и начинал рассматривать выставленные лотки с фруктами и овощами в кузове машины с невысокими ботами, чтобы что-то присмотреть и возможно купить. Стоило только продавцу почувствовать, что остановившийся, просто из любопытства прохожий, может стать потенциальным покупателем, он тут же переходил в наступление, беспрерывно предлагая тому, то что было у него на тот момент под рукой, бурно расхваливая свой товар, умело озвучивая свой непонятный для того итальянский, бурными жестами, так что его непонятный итальянский превращался в понятный для него, прохожего свой язык, и атака, как правило, продавца завершалась победой, которая заканчивалась, тем, что он что-то покупал у последнего и как потом оказывалось по более дорогой цене, чем даже в магазине, а по вкусу и качеству тоже самое, если не хуже, потому что эти овощи и фрукты приобретались, по-видимому, из одного и того же места, откуда они, овощи и фрукты, поставлялись также и в эти самые магазины. Те, кто быстро прояснял картину с этим торговцем, по выходу из корпуса, сразу же резко сворачивали с дороги, приближающей его к машине с продуктами, т.к. подспудно понимали, что устоять натиск "бонжорно" ему будет очень трудно, а скорее, - даже не возможно. Мне вспоминается в связи с этим своеобразным продавцом, как мой закадычный приятель однажды на мой вопрос, почему он любит не просто ходить на "Черемушинский рынок" в Москве, а заходить при этом к одному и тому же грузину, далеко не молодому человеку, но красивому и искусному продавцу, так вот он мне и сказал тогда: " Ты знаешь, мне не так нравится то, что я у него покупаю, т.к. оно по качеству, возможно гораздо хуже, чем у другого продавца. Мне нравится сам процесс, то как он это делает, каждый раз не повторяясь, как играет при этом словами и интонацией, иногда даже напевая что-то, и к месту, по-грузински и это действие у него превращалось не просто в обман, а в искусство очарования. И еще я осознавал тогда, что он это делает вовсе не из-за денег, т.к. он был не жадный человек. Он не копил их, денег. Он их тратил на бесконечных своих родных и знакомых, бескорыстно помогая и выручая их. Деньги к нему легко приходили и так же легко и быстро уходили." Жаль, что "бонжорно" не был таким, как тот грузин, хотя их обоих объединяла их харизматичность, так отлично вписывающиеся в наши прекрасные представления, в одном случае о грузинах, а в другом - об итальянцах.
   ((( "Сады Посейдона", с бассейнами термальной и морской воды, расположены на юго-западе острова Иския у северного склона Пунта Императоре. Когда смотришь на этот дивный парк, при приближении к нему со стороны центра коммуны Форио, ни за что не подумаешь, что в промежутке от подножия Пунта Императоре и до муниципального пляжа может разместиться такой рай, - таким он кажется из вне маленьким по площади, заросшим дикими деревьями и кустарником. Это дивное место плод совместных усилий рук и ума человеческого воображения архитектора - художника по ландшафту и природы, благодаря которым только и могло появиться это творение. Чем больше времени мы пребывали там, тем больше он притягивал нас к себе и не отпускал. Когда всматриваешься во все то, что создал человек, ты не вольно осознаешь все то, что за всем этим стоит; и это, прежде всего: тщательная продуманность в осуществлении самой главной цели, - сделать все так, чтобы было хорошо и удобно здесь человеку и в тоже самое время, природе, которую необходимо сохранить, сделать неприкосновенной ее первозданную и неповторимую красоту. Сделать так, чтобы созданное человеком никоим образом не доминировало над природой, чтобы ее трепетное дыхание было доступно каждому, кто здесь окажется. Все незатейливо гармонировало и играло, радуя глаз и душу, - разнообразие пальм, хвойных и лиственных, цветущих деревьев, кактусы, бамбуковые группки-рощицы по соседству с олеандрами, и другие кустарниковые заросли в сочетании с их же, но подстриженными, собратьями в виде замысловатых и простых форм, живые заборы и выложенные стены, укрепляющие горные откосы, серпантин дорожек и тропок из черного и серого камня или туфа, кирпича; гроты, террасы и другие, всевозможные большие и малые сооружения в виде пещер и ниш, выступов и углублений, с вкраплениями больших и малых пространственных форм из разнообразных керамических плит и всевозможных ваз; разнообразие трав, вьющихся и стелящихся, а порой, словно приглаженных утюгом, чтобы подчеркнуть разнообразие и красоту ландшафта или взъерошенных, будто феном; пиршество цветов в виде клумб, небольших букетов, словно икебано, также одиноко стоящих, будто оловянные солдатики или балерины; ручейки, прудики, бассейны, вертикальные склоны и срезы горных пространств и скал...Все это и есть полифоническая фантазия гармонии и изыска и ничего лишнего, ничто не доминирует и не теснит! Все рядом в гармонии и союзе. И над всем этим великолепием и вокруг небеса и солнце, море, потоки благоуханного воздуха, подчеркивающих тишину и покой; или же буйство ветров нервных и необузданных, шквальных и с дождем, с молниями и громом; или же ночь под звездами и звуки музыки на танцевальной площадке для отдыхающих.)))
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Впечатления, наблюдения, размышления об о.Иския и жизни там. (2008 г.)

  

О если б оператором я был

   10О если б оператором я был,
   10Я создал об Читаре такой фильм
   10Как Э Помео утра дух вбирал
   11И день торжествовал великолепьем
  
   10Как в море корабли плывут в ночи
   10Как лунный свет мысль превращает в сплав
   10Как я волнуюсь и велю:" Молчи!"
   11Лишь, голос моря синего услышав
  
   10Под небом я реальность познаю,
   11Ловлю я нерв очарований, диво.
   10Я слышу голос Поворотти, жду
   11Рождения великого Карузо
  
   10И ветер, ливень, дождь, могучий шторм
   11И эхо, гром в горах, раскатов сечи.
   10Вот-вот забрезжит утра новый день
   11У кратера застывшего дух встречи.
  
   Твержу веками истину молитв:
   Ловите красоту, ее возвысьте
   И будет тем спасен священный мир
   И песнь Земли, воспетая в молитве
  
   Прекрасна и разумна наша жизнь,
   Великого германца* кладезь истин:
   Как разум есть действительность все же
   Так и действительность разумна тоже
  
  

По дороге из Бари на о. Иския через Неаполь (2008 г.)

  
   Холмистые поля, просторы,
   Чуть обозначенные горы,
   Повсюду виден след руки:
   Оливы, виноградники,
   Фруктовые сады, река,
   Безлюдье небо и жара,
   Поселки гордые, гора,
   И непрерывность автострад,
   Графичность знаков и асфальт...
  
   Из Бари мчит автобус наш.
   Шаг по земле святой там наш
   Вступал, дух говорил с Мощами,
   Где мы недавно были там.
  
   В Бари, в базилике, иль храме,
   Святого Николая мощи,
   Им поклонялись мы в тиши,
   Исток, вдыхая жизни вечной ...
  
   И будто чистота повсюду.
   Нас простота там поражала.
   В Бари базилики, дома,
   Дыхание, покой без дна.
   Романский стиль, или модерн.
   Италии юг, моря плен,
   Свободы образ, воды плеск,
   Где отражался солнца блеск
  
   9Италия! Русь благодарна...*
   8Душе сродни, порывам честь,
   8К мощам припасть потребность есть,
   9 Борения сомнений полны,
   Свет Николая, - душе совет,
   8Паденья, взлеты, и ответ...
   *В базилике Св. Николая почивают мощи Св. Николая. Он возвышается в сердце Старого Города, в пяти минутах ходьбы от морского порта Бари, и в четверти часа - от железнодорожного вокзала.
   В нижней крипте, куда можно попасть через нижний ярус колокольни, пройдя в правый боковой неф, в конце которого, затем по коротким лестничным маршам, войти в крипту. В правом углу крипты, за решеткой установлен чудотворный столб - согласно легенде, его установил сам Николай Чудотворец во время освящения своей раки Папою Урбаном II (30 сентября 1089 г.). За решеткой, в центральной абсиде крипты, стоит строгая, как античный жертвенник, рака Святого. Его мощи почивают в коробе из железобетона. Прекрасная икона в глубине апсиды была подарена около 1327 года, вероятно , сербским царем Св. Стефаном Урошем III.
   Придел слева от гробницы с 1966 года отведен доминиканцами для православных: здесь, обычно, каждое воскресенье ( мы же посещали базилик Св. Николая в четверг, в сентябре 2008 г.) идет служба румынской православной общины. Православные служат не только в этом боковом приделе, но и на самой раке - в первую очередь, это касается русских паломников...
   ...Мы мчим к известным берегам,
   К прекрасным, будто, неприступным,
   В Неаполь, - порт, в Неаполь, он
   Красив и, разом, впрямь, неряшлив;
   Промчимся, сразу в Поцуолли,
   А там паромом к берегам
   В Тиренском море, к островам,
   И, в частности, на остров Искья,
   Вулкан застывший, где стоит...
  
   Но не сейчас. Автобус мчит,
   Душа молчит, в Бари витает...
  
   9Вот виден лес, воды хранитель,
   8С высот летящих птиц, не зрим,
   8С горами, с проседью он слился:
   9Здесь след пролысин, там впадин низ.
   (9За тенью свет тропы струится,)
   8И всюду рощи из маслин,
   8Дома, домишки для общин,
   9Где люди, судьбы, жизни, будни...
  
   Гора Везувий, - спящий Зевс,
   Их, итальянский, наш, - царь Грозный,
   Он пеплом град Помпей укрыл,
   И жизни в миг он поглотил,
   Преобразуя тьму в рассвет,
   Во взлет и мощь искусства взрыв,
   Неаполитанских песен страсть,
   Великим тенорам раздолье,
   Как шквал, напор морской волны,
   Ваятелям картин, скульптуры...
   Поэты, музыканты, веды,
   Сенека, Данте, Рафаэль,
   Микеланджело и Бернини,
   Великий Верди и Россини,
   Феллини странный иль Маньяни ...
   Созвездие имен и лиц,
   Страна мозаики и блиц
   Гармонии, лучей, мастей,
   Величие божеств, людей...
   Италия - небес страна,..
   Сорренто, Капри, Иския,,,
  
   Порт Поцуолли - стоп автобус.
   Вдоль берега паром плывет.
   Спускаются барханы гор,
   А солнце к вечеру путь держит
   К таинственным брегам морским...
  
   Бредут вот караваны пиний,
   Подчеркивая плавность гор,
   Их силуэты, как анданте,..
  
   Глаза слепит, скрывает жизнь,
   Владыка солнце ослепляет,
   Стирая грань земли и моря,
   Стесненность скал, лагуны, сад,
   Там виноградники и виллы,
   И серпантин дорог, и троп...
  
   Мы тихо, медленно плывем,
   Все с корабля - парома видим:
   Вот чаек хоровод застыл,
   Они качаются лениво;
   Вот яхты парус белизны
   Необыкновенной, и легко
   Как будто сон лишь промелькнул,
   А яхта вновь иль парус белый,
   А там последняя гора,
   Луч солнышка она затмила;
   Утес сорвался в пропасть дна,
   А мы уходим, - дальше море,
   И темный грот под маяком,
   Над коим чайки две чуть выше
   Летят, застыли в немоте,,,
  
   Миг, только миг чист горизонт,
   Как тетива водораздела:
   Там - небо дышит, море - сон.
   Ах, этот емкий, дивный фон:
   Мы видим впереди над морем,
   Как фантастично, - сразу лик!
   Всплывает остров Иския,
   Так вдруг Неаполь исчезает,
   И расставания пора,,,
  
   Но только не сейчас, не время...
   Пока душа в восторге, время,
   Играет нами, жизнь - игра.
   Успеть бы радость передать,
   Успеть им всем, кто жаждет видеть,
   Чтоб меньше суета могла
   Порабощать и ненавидеть
   Гармонию любви, вне зла...
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"