Скользящий: другие произведения.

Шпаргалка для поэта

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отзыв на "Философию Осени". Может оказаться полезным для "осенних" поэтов.

  "А если кто напишет, что любит осень, что жить не может без дождевой прохлады, без серых капель, бьющихся на асфальте, как миллионы выброшенных сердечек, скажи ему, что скоро настанет лето - посмотришь, как он скептически улыбнется - какое скоро, нам до зимы дожить бы. Пойми, что просто лето любить не модно - понятно, для чего оно людям нужно - а осень - тут просторы для размышлений..."
  (с) Аля Кудряшева (Izubr)
  
  Листья опадают, природа увядает, птицы улетают, травы высыхают, холода наступают, дождик капает... Если все это подкорректировать и записать в столбик, выйдет знакомое, классическое и, скажем вежливо, вполне типичное стихотворение об осени. Типичное, правда, оно как раз потому, что стихотворений об осени с такими сюжетами как тех самых листьев - ложатся под ноги штабелями, и имя им легион. Нет, человек, например, натуры романтической и творческой может поднять такой лист, посмотреть повнимательней и да - сказать, что он отличается от всех остальных формой, прожилками и прочими милыми деталями, и даже может с полной уверенностью сказать, что нет листвы как таковой, и все листья по-своему уникальны. И даже в чем-то будет прав. Тем не менее, таких листьев тьма тьмущая, высыпаются такие кучами каждый год и уходят в то же небытие, что и многие до них, лишь изредка всплывая в недрах авторских личных сборников.
  Чем это вызвано, думаю, освещать не надо. Во-первых - это, увы, влияние классической литературы, образцов русской и прочей поэзии, в которой классики лирически вкусно воспевали все красоты окружающего мира, и осень в том числе. К тому же, как ее не воспевать, если так много к этому поводов: листья опадают, природа увядает, птицы улетают... ну, и тд. И нас довольно долго кормили прописными истинами о том, что они - эталон, классика жанра, если не примитивным: "Смотрите, дети, вот как НАДО писать про природу и осень!". И вот из этого НАДО вырастает несколько искаженное понимание описания осени. Если следовать именно философии осени, то нетрудно заметить, как этой самой осени тесно в избитых клише и "табуреточных" размерах (ладно, может, с размерами я горячусь). Порой кажется, что со времен "Уж небо осенью дышало..." ничего в этой самой осени не изменилось. Может, так оно и есть, но изменилось главное - читатель. И автор вслед за ним. Автору, в свое время объевшемуся осенних дифирамбов до икоты, хочется порой изобразить осень иначе, вылезти за рамки общепринятых представлений. С другой стороны читатель, тоже вскормленный с младенчества "унылыми порами", жаждет чего-то нового. Как-никак, а будущее наступило, и хотя есть вещи вроде "Что такое осень" Шевчука (трепетно люблю эту вещь), она была написана тоже довольно давно. Собственно, к чему веду.
  Здесь я попытался представить и записать ряд не слишком избитых осенних тем, которыми авторы могут свободно пользоваться и которые, возможно, смогут вдохновить их на создание каких-нибудь оригинальных вещей. Эти записи могут быть своего рода шпаргалками, но на самом деле - это попытка немного расширить представление поэта об осени и вывернуть ассоциативный ряд в другое русло, подальше от листьев, дождей и хандры. Разумеется, многим из авторов подсказки в таких делах не нужны, но и они, возможно, смогут что-то из этого почерпнуть для себя или дополнить этот перечень, отписавшись в комментариях по этому вопросу. Список может дополняться и редактироваться, это пока вариант навскидку, то, что в голову пришло. Потом подумаю еще, поглубже.
  
  Итак. Как в учебнике, пойдем от простого к сложному.
  Шагом от листьев/дождей будет "осень плодоносящая", то есть тема даров природы. Не новая и тоже весьма обмусоленная, но смотря как повернуть. Если указанное выше описание осени можно отнести к осени "пейзажной", то здесь может развернуться осень "натюрмортная". К теме даров природы относятся как цветы, так и всякие плоды, ягоды, фрукты. У кого есть огород или дача, можно собрать "материал" там, у кого нет - можно подсмотреть на рынке. Помимо яблок есть еще груши, виноград, грибы, желуди, каштаны, подсолнухи, шишки, мед, вереск, калина, осенние цветы (кроме астр, наверное, ничего не вспомню). При разумном приложении ума и фантазии из этого всего можно собирать яркие стихотворные натюрморты, букеты, поделки и икебаны. В противовес этому можно сюда же приплести, допустим, морские раковины или другие напоминания об ушедшем лете и отпуске.
  
  Праздники. И первым осенним праздником, который приходит на ум, будет (нет, не Покров) Первое Сентября. Вообще, к этому событию можно привязать уйму всего: от "учат в школе" и букваря до студенческой тематики, встречи после летних каникул с шашлыками и песнями под гитару на фоне живописных осенних красот, чистого воздуха и комаров, стонущих от восторга и легкой добычи. Темы поступления, первого звонка, обратно к атласам и партам, "во французской стороне...", а так же темы не только тех, кто учится, но и тех, кто учит. То есть, педагогам тоже есть, где развернуться.
  
  Покров - тема хорошая, но ее трогать не буду, ибо не знаю всех тонкостей и нюансов христианских праздников и традиций. Да и писали про Покров довольно много.
  
  Самайн. Это если обращаться к западу. Древний кельтский праздник вполне себе в духе: руны, костры, ритуалы. Подразумевает наступление если и не великой Эры Мрака, то "темной половины года". Праздник-то, как и последующий за ним сезон, вполне себе аграрный, то есть, ознаменует окончание сезона сбора урожая и начало мертвого периода. Так же почитался, как праздник мертвых. Можно и мистики сюда приплести.
  
  Хэллоуин. Выделил отдельно. Сейчас и в школах, и на улицах города все чаще всплывает этот заграничный праздник нечистой силы, ночь ужаса и страха, а так же канун католического дня Всех Святых. Хэллоуин, несмотря на свою заграничную природу, праздник довольно веселый, с хорошим черным юмором, костюмами, тыквами Джека и прочим-прочим. Для русского человека тоже вполне может сойти за благо - хороший повод нашей нави, а так же лешим, болотникам, водяным и прочим в кои-то веки выползти в люди. Ну, и прочая веселая чехарда по сезону. Или не очень веселая, если вспоминать Р.Желязны "Ночь в тоскливом октябре".
  Кстати, о заграничном. Есть еще Октоберфест и День Благодарения, но это уже на гурманов.
  
  Осеннее равноденствие. Мое любимое. Это уже не праздник, хотя был когда-то очень давно, в наши далекие языческие времена. К этому же событию можно привязать знак Весов, и если представить, скажем, колебание ночи и дня, может выйти неплохая метафорическая вещь.
  
  Легенды о созвездиях. Это о взаимоотношении Скорпиона и Ориона. Орион считается созвездием осенне-зимним, виден с конца августа до ранней весны. Скорпион - весенне-летнее созвездие. По легенде, Зевс расположил их на небе таким образом, чтобы Орион всегда мог уйти от Скорпиона, поэтому на небе они по сезону заменяют друг друга и никогда не видны одновременно.
  
  Осень жизни. Это если копать в философию, то осень может быть синонимом старости или тяжелой болезни. Те же опадающие листья могут быть листьями календаря, листьями дней или прожитых лет. Все вполне привычные проявления осени, вроде дождей и туманов, можно приравнять к состоянию одного человека, в которого пришла осень. Или который вошел в стадию осени. Если развернуть эту тему, может получиться неплохая психологическая драма, грустная даже без слова "грусть".
  
  Жатва. Это с уклоном в мистику. Если осень - время жатвы, значит осень - время смерти. Косы и серпы, образ Жнеца, а так же затухающее и умирающее все вокруг... под эту тематику можно и апокалипсис подогнать, сравнивая, допустим, жизни с колосьями, из места среза которых сочится кровь. Деревья в огне. Пафосно, конечно, но обыграть можно драматично и с размахом.
  
  Амбер. Бабье лето вполне может вызвать ассоциации с известным янтарным городом, бросающим отражения, скажем, в лужах. Для знакотов Желязны. Но и при приложении определенной доли фантазии, можно любой город превратить в янтарный. Янтарь сам по себе неплохо отражает осень.
  
  Сонная лощина. Или иное превращение города с уклоном в страх. Город превращается в сонную лощину - с туманами, слякотью и обострением какой-нибудь параноидальной шизофрении. Хотя, можно и без нее. Тематика Сайлент Хилла, или города-болота в тумане, где фонари напоминают огни-гнилушки, на которые лучше не лететь.)
  
  Листья-карты. Если касаться все же темы листвы, можно как-нибудь незамусоленно ее обыграть. Скажем, лето с зимой рубятся в покер (или в дурака), а листья - это карты на зеленом сукне земли. Зима, естественно, побеждает, а лето ему проигрывает свои трофеи: солнечное тепло, часы в сутках итп. Поскольку сезоны вообще играют с размахом, неудивительно, что у них колоды насчитывают 54 млн карт приблизительно. В общем, тоже может получиться вполне аллегорическая вещь.
  
  Агония природы. К теме болезней, только заболевает на сей раз не человек от природы, а сама живая природа, с простудой, ознобом, насморком (в тему дождей). Хотя это тоже в стихах фигурирует довольно часто, можно придать этой теме чуть больше аллегоричности. Привязать сюда все ее изменения, (как в какой-нибудь серии про доктора Хауса) что она больше спит, меньше бодрствует, страдает резкими перепадами настроения, синь радужки выцветает в серый, она постепенно теряет пульс и впадает в анабиоз или кому. Лежит под капельницей в белой больничной палате. А проснется или нет - другой вопрос, впереди 2012!
  
  Тема сказок. Я ее люблю. Например, если вспомнить, что фея превращала в карету тыкву, то у Золушки тогда тоже была осень. Сюда же можно отнести поспевание молодильных яблок (а так же мифологический сюжет про яблоко раздора - просто в тему), или какие-нибудь иные события русских и не очень сказок, которые происходили осенью, хотя для этого придется пересмотреть определенное количество источников.
  
  Чтобы еще добавить драматизму, можно вспомнить, что осень - это начало сезона охоты. Причем не только на уток. Что это начало сезона заболеваний, причем не только простудных. И хотя это тоже звучит в стихах весьма часто, тема "Последней Осени", кажется, все еще может быть актуальной (впереди 2012). Один мой знакомый поэт, да прибудет с ним творчество, на эту тему писал "...две тысячи последняя зима". Вышло весьма шедеврально, на мой скромный. Если касаться социального, можно вспомнить исторические события, вроде теракта 11 сентября в США или захват школы в Беслане. Если касаться любовной лирики, то можно развернуть осень отношений: не просто прогулки под листопадом, а переходная стадия между "летом", т.е. жаром, романтикой вихрем чуйств и прочим; и "зимой", то бишь, холодом, окончательным и бесповоротным. Осень здесь как время отчужденности, остывания и медленного угасания прежних эмоций. В фольклорном смысле можно вспомнить сказку С.Маршака "12 месяцев" или просто провести аллегорию трех братцев.
  В остальном же - только буйство фантазии, метафоры, синонимы и прочие радости поэзии.
  Творите, и да обойдут вас штампы стороной!)
  Ну, и еще на закуску такая вот развлекательная вещь, может пригодится:
  
  Названия месяцев в разных вариантах:
  Греческий (афинский) календарь:
  Метагейтнион (август - сентябрь)
  Буфонион (сентябрь - октябрь)
  Апатурион (октябрь - ноябрь)
  Аресион (ноябрь - декабрь)
  
  Календарь французской революции:
  вандемьер (фр. Vendémiaire) (22 сентября - 21 октября) - месяц сбора винограда
  брюмер (фр. Brumaire) (22 октября - 20 ноября) - месяц туманов
  фример (фр. Frimaire) (21 ноября - 20 декабря) - месяц заморозков
  
  Славянские названия осенних месяцев:
  Вересень (так же вресень) - Сентябрь
  Рюен - Сентябрь или Октябрь
  Овсень - ноябрь ((с) Вики)
  
  Добавил: Грэй Ларсон Дж.
   - Наложение горизонтальной и вертикальной систем строения мира. тоже из глубокой древности, когда боги жили наверху или на юге, мертвые внизу или на холодном севере, а люди посрединке. С наступлением осени мир может не только уходить на темную сторону, но и погружаться в холодные мутные воды/в подземное царство (очередной кивок Персифоне и иже с нею). Своеобразные качели, на которых мироздание летит вниз (кстати, у некоторых народов катание на качелях -ритуал плодородия. Правда, больше весенний)
  - Сон. Общую сонливость природы и человеков, впадение в спячку животных и растений можно расширить до описания того, что им снится. Или осенне-зимнее время в принципе как сон. И вообще непонятно, что реально, а что снится.
  - Шизофрения. Встречлалось такое словечко. Но я в принципе об обострении душевных травм, состоянии неспокойности, смятенности. Или осени как психической реакции природы.
   - Личное восприятие. У меня, например, годичный цикл четко ассоциируется с квадратом двора, в котором я вырос, и даты расположены с точностью до пары метров. Можно на пятачке первого сентября постоять и поностальгировать) Если я напишу, скажем, "бреду от родного порога аллеей немых тополей" - вряд ли кто-то кроме самых близких поймет, что я об осени. Но опиши я саму эту фишку - авось кто и заинтересуется, и сам параллели начнет проводить. И вообще, вплетать внутренний мир в стихотворение даже такой конкретной тематики, как "осень" - хороший способ поделиться тем, что рвется наружу и, собственно, и заставляет творить. Можно и о немытых чашках в дополнение к листьям, и об оборванных паутинках мыслей - можно ведь?
  - Олицетворение. Заезженный конек, если это зрелая крестьянка с корзиной урожая. Но, может, кого-то повеселит стахановка-колхозница с мешком картошки или скупердяй, взваливший на себя слишком много ценностей - воспоминаний и теперь теряющий эти золотые монетки листьями.
  
  
  ЗЫ: небольшое отступление о поэтическом сленге.
  
  "СТИХ" и "СТИХИ" или пару слов о грамотной поэтической речи.
  Часто слышу от людей пишущих и читающих фразы например "У тебя получился отличный стих!" или "меня впечатлил ваш стих". Дело в том, что называть "стихом" стихотворное произведение не слишком корректно, как спрашивать "сколько время" вместо "сколько времени", или говорить "черное кофе", пусть даже сейчас это и разрешено. Разумеется, слово "стих" в природе есть, однако по своей специфике в стихосложении имеет определенный смысл (как любой узкоспециальный термин, например "тон" в музыке или тот же "тон" в живописи).
  Стих - это термин, обозначающий ритмическую конструкцию стихотворения. Когда стих упоминается в речи (например, "стих Пушкина") имеется в виду, грубо говоря, его стихотворный стиль в целом или в отдельно взятом произведении, однако этот стих будет составлять то количество строчек, которое вмещает в себя один размер, то есть, это всякие ямбы-хореи и прочие. Отсюда проистекают и названия "белый стих" или "акростих", которые не подразумевают разбивки на конструкционные размерные части, например, на четверостишия. Даже если акростих пишется с ритмом и рифмой как обычное стихотворение, он накрепко привязан к заглавным буквам, что и составляет его конструкцию.
  Как любой специфический термин, стих тоже требует (или, скажем, просит) должного с собой обращения. Ибо в современной речи стихом стали называть все стихотворения подряд, видимо, для удобства, и в конечном счете неграмотная речь почти целиком вытеснила грамотную (что поделать, даже я порой по забывчивости грешу). Это - только небольшое напоминание для поэта, что раз уж он поэт, то выражаться желательно грамотно, потому что когда художник говорит "я вам вот сейчас картину маслом нарисую" можно сделать вывод о том, насколько он художник.
  Итак, итог:
  Если читатель хвалит стих - он, по сути, хвалит конструкцию стихотворения, не касаясь содержания.
  Если поэт выражается "у меня получился хороший стих" - у него получился размер.
  Если речь идет о стихотворном произведении, то это либо "стихи" (даже если произведение в единственном числе) или "стихотворение". И если читатель пишет автору, например, комментарий на одно стихотворение, говоря "мне нравятся ваши стихи" - это не обязательно понимать как отзыв на все творчество в целом, потому как и к одному стихотворению такое определение применимо. В уменьшительно-ласкательном смысле (как и в уничижительном, будьте осторожны) стихи могут называться "стишата" или "стиш". Будет чуть более правильно.
  ЗЗЫ: Тем, кто мне не верит - словарик в помощь.)
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Путь офицера."(Боевое фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Решение офицера."(Боевое фэнтези) А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) В.Лесневская "Жена Командира. Непокорная"(Постапокалипсис) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"