Чугунов Николай : другие произведения.

Эконо-микс - 002. Мешок золота

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Деньги в Средневековье - популярно!

002. Мешок золотых.

В первом очерке я в общих чертах рассказал, что такое деньги. Думаю, пришла пора сделать небольшое историческое отступление, чтобы материал закрепился, и все такое прочее.

Деньги в Средневековье бывали разные. В основном это были, конечно, металлические монеты, но не всегда, не всегда. Впрочем, затронем самое популярное - монеты.

Монета состоит из орла (по-научному "аверс"), решки (по-научному "реверс") и ребра (по-научному "гурт"). В Средневековье выяснилось, что с драгметаллами дело обстоит - полный швах, их практически нет, а то, что есть - уже отлито в разнообразные античные украшения и античную монету. Но экономика, в частности феодальная, без денег не может - потому антики начали постепенно курочить и переливать в наличные.

Что интересно - древнеримские монеты отливались, как те же кольца. В начале Средневековья монету начали чеканить - сперва молотом и штампами, потом специальным прессом, из целого листа. Качество картинки от этого резко упало, но тогда художественная ценность изображения никого не волновала - на базаре годится, ну и ладно. Впрочем, именно редкость золота-серебра и обеспечила его высокую стоимость - отчего среди простых граждан оно до сих пор и ценится. Банки - другой вопрос, с развала Бретон-Вудской системы "золотовалютные резервы" стали больше валютными, нежели золотыми. Но это уже тема для другого очерка.

Низкое качество чеканки многих навело на мысль - если казначей так может, отчего я не могу? Соответственно, в полный рост стала проблема защиты от подделок. Скажете, можно было определять настоящее по количеству драгметалла в монете? Увы, нет - сами правители, пытаясь урвать лишнюю копейку, флорин или талер, регулярно "портили монету" - разбавляли драгметалл чем-нибудь подешевле.

Такая примесь по-научному называется "лигатурой", и она есть в любых изделиях из драгметаллов. Соотношение драгметалла и лигатуры называется "пробой".

Дешевая лигатура имела свойство очень быстро окисляться, деньги - даже золотые - чернели буквально на глазах - и очерняли репутацию правителя. Покупательская способность "черного" золота резко падала, цены взлетали... И прибыль от "порченых" денег тут же съедалась. К слову, так же получалось, когда чеканилось слишком много монеты - даже обычной, вполне качественной.

Конечно, хитрецы перед походом на рынок старались почистить монетки до первоначального состояния, но и у продавцов были свои хитрости.

"Бодяжить" металл было не единственным средством пополнения бюджета. Еще один вариант - уменьшать общую массу монеты - но он использовался реже, поскольку регулярно монеты принимали в оплату "на вес" - защита от хитрецов, обрезавших краешки монет без рисунка, что при тогдашней чеканке получалось сплошь и рядом.

Но вернемся к подделкам. Как я уже сказал, иногда случалось, что подделки были качественнее, чем "лицензионные" деньги. Тогда народ, не будь дураком, требовал (и придерживал) качественную монету, норовя позабыть про официальные деньги. Доходы от чеканки резко падали - а это местному правителю, разумеется, не нравилось, и...

Одним из наиболее эффективных средств защиты монет от подделок оказался... рубчик на ребре. Выяснилось, что нанести ровный, равномерный рубчик - а тем более, узор - дорого и сложно, редко кто из фальшивомонетчиков мог себе такое позволить. Но сделать такое смогли аж в 16м веке, если ничего не путаю.

Думаю, все понимают, насколько было выгодно чеканить свою монету. Оттого в средневековой Европе этим пыталось заниматься любое мало-мальски независимое государство, одновременно всячески зажимая иностранную валюту. Конечно, "мировое признание" получало далеко не все - но и региональная известность становилась изрядным подспорьем бюджету.

Обычно "покупательская способность" валюты падала по мере удаления от места чеканки - о чем, к слову, есть чудесный рассказ Г.-Х. Андерсена. Часто бывало так, что тот же серебряный австрийский талер где-нибудь в Испании шел заметно ниже номинала , где о такой валюте могли вовсе не слышать - несмотря на вполне высокую пробу.

К слову, обычной практикой на средневековых ярмарках было то, что официально запрещалось на торгах использовать иностранную валюту - только свою! И запрет вывозить национальную валюту за пределы государства - тоже из тех времен. Сами понимаете, сколько на этом деле зарабатывали менялы - обменные курсы в те времена были откровенно людоедскими.

Курс же был плавающим, и зависел от "популярности" валюты в регионе, содержания в ней драгметалла, состояния и веса конкретной монеты и даже... от личности владельца. Да-да, и это учитывалось тоже. Именно поэтому страннику в чужом городе приходилось весьма несладко - если он не имел солидного запаса востребованной в этих краях валюты, или пары-тройки влиятельных знакомых.

А теперь, напоследок, пара примеров:

Неверно:

Герои приезжают на ярмарку с мешком золота из драконьих запасов, и основательно закупаются.

Верно:

Герои сперва прицениваются, потом идут в лавку к меняле и там получают сумму в местной валюте как раз на текущие нужды, после чего закупаются, не щеголяя иноземными сокровищами и избытком наличности.

Верно:

Герои сперва прицениваются, а потом договариваются с продавцом, что тот по окончании ярмарки передаст им товар в обмен на золото, тем самым избегая потерь на обмене и налогов с продаж.

Правда, для последнего варианта героям придется быть невероятно убедительными, чтобы уговорить совершенно незнакомого человека пойти им навстречу.

Верно:

Герои сперва едут в город, откуда "родом" добытая монета, и у местного менялы берут вексель на имя ростовщика в городе, где ярмарка. Тоже, к слову, очень популярный способ - аж с античности.

Но о ценных бумагах - в следующий раз.

Термины:

Лигатура - примесь, добавляемая к драгметаллу, чтобы сплав получался прочнее, а монеты служили дольше. Иногда - средство снизить стоимость монеты при том же номинале. Для отечественного золота лигатурой обычно выступает медь.

Проба - однозначное указание на то, сколько драгоценного металла содержится на единицу веса. В странах бывшего СССР проба - клеймо с трехзначным числом (реже - четырехзначным с одним знаком после запятой), где число - сколько грамм драгметалла содержится в килограмме сплава. Проба банковских слитков - 999.9, и помимо клейма, подтверждается международным сертификатом.

Аверс - лицевая сторона монеты, "орел".

Реверс - оборотная сторона монеты, "решка".

Гурт - ребро монеты.

Обменный курс - число, показывающее, какое количество одной валюты может быть обменено на единицу другой валюты.

Курс покупки - какое количество национальной валюты можно получить за единицу иностранной.

Курс продажи - какое количество национальной валюты нужно уплатить, чтобы получить единицу иностранной.

Маржа - разница между курсом покупки и курсом продажи, источник прибыли обменного пункта.

Кросс-курс - используется, если необходимо сменять одну иностранную валюту на другую. Выражается через отношение курса покупки одной валюты к курсу продажи другой.

Пример:

Национальная валюта - талеры. Купцу Винченцо требуется сменять флорины на дукаты, и он знает, что у менялы Гаспара за один флорин дадут восемь талеров, и за десять дукатов потребуют пятнадцать талеров.

Следовательно, кросс-курс "флорин-дукат" у Гаспара составит: (8/1)/(15/10) = 5(1/3). То есть за каждые три флорина Винченцо получит шестнадцать дукатов.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"