"Какова вероятность того, что, выйдя на улицу, вы встретите динозавра? - Одна вторая, разумеется. Или встречу, или не встречу."
Анекдот.
В "Году крысы" такого анекдота нет. Там есть Путники - люди, наделенные даром выбирать из нескольких вероятностей одну - которая больше всего заказчика устраивает. Конечно, не даром выбирать - но когда стоит вопрос жизни и смерти, кто будет считать деньги?
Девочка Рыска - отщепенец. Когда-то ее мать попала под "кровавые колеса войны", и теперь она - не такая, как все. Она бы и рада стать своей - да вот беда, сельчане не дают. Под конец даже отчим решает от нее избавиться - просто отдав хуторянину-братцу в услужение, за еду и жилье.
Впрочем, так оказывается даже лучше - к Рыске впервые начинают относиться по-человечески. А тут еще и дар прорезается - слабенький, на уровне "чую, что подвох, а обосновать не могу"...
И гадать бы девушке для мимоезжих аж до самой свадьбы, да вот незадача - вдруг выясняется, что приданого-то у нее и нет! И вообще ничего нет, кроме котомки с тряпьем и десятка медяков. А если тут ничего не прибыло, то и дальше ничего не будет - и пускается героиня в дальнее странствие, за верным другом, богатым приданым, и за самой собой, вдобавок.
Книга читается очень легко, и, на первый взгляд, ничего особенного в ней нет. Но стоит приглядеться потщательней - и за искусно выплетенным кружевом слов начинает проглядывать второй слой, где вопросы стоят совершенно недесткие.
Что именно делает нас теми, кто мы есть? Что хорошо, а что - плохо? Трудная правда или легкая ложь? Долг или выгода?
Увы, "Год крысы" - лишь первая часть дилогии. Впрочем, это даже хорошо - текст столь насыщен событиями и вопросами, что сжать его чуть сильнее означало бы испортить напрочь. Так что следует запастись терпением и ждать продолжения.
Итог: книжка на любую погоду и любое настроение. Но, увы, лишь "полуфинал".