Чугунов Николай : другие произведения.

Алесь Алешкевич. Дети звезд (сборник, на белорусском языке)

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Алесь Алешкевич. Дети звезд (сборник, на белорусском языке)
  Космическая фантастика
  
  В сборнике пять произведений: "Век водолея", "Долина двух полнолуний", "Кубок Грааля", "Дьяволово море", "Особа". О каждом из них скажу отдельно, но пока - в общем.
  Думаю, это не секрет, что белорусская фантастика, не считая нескольких счастливых исключений, пребывает в жестоком кризисе. Можно долго рассуждать, что является причиной, а что следствием, а что - выдумками критика, но факт остается фактом: популярную белорусскую (не говоря уже о белорусскоязычной) фантастику можно пересчитать по пальцам.
  Сборник "Дети звезд", на мой взгляд, отчаянно пытается сломать эту нехорошую традицию. Удалось ли ему? Как сказать...
  Итак, повесть "Век водолея": язык хороший (за исключением буквально пары моментов), образы яркие, картинка интересная, тема хорошая. Хорошая - но, увы, вторичная донельзя. Читая "Век водолея", постоянно ловишь себя на мысли, что "такое было у Ефремова, а вот тут - чистой воды Лем". Только то, что у корифеев получилось, автору "Века водолея" не удалось совершенно - от героев буквально несет картоном, и их мысли и идеи вовсе не воспринимаешь как их собственные. Да мыслей и идей в тексте почти что и нет... Разве что у командира "Аталанты" что-то прослеживается - но как же пошло все заканчивается!
   Финал вышел и вовсе скомканным - тем более, про суть происшествия догадываешься уже на середине (!) текста. Но, повторю особо - читать интересно. Я даже позволю себе рекомендовать эту вещь прочим читателям.
  Повесть "Долина двух полнолуний". Возьмите сценарий фильма "Враг мой", посыпьте крупно порубленным "Звездным десантом" Хайнлайна, сепарируйте логику и добавьте немного обнаженки, секса и соплей - и готово!
  Давно я не встречал столь вторичной (в плохом смысле слова) вещи. Куски из классики лежат в авторском тексте, не замаскированные совершенно ничем (как говорится, до 50% - не плагиат). Логика вышла покурить с первых строк, да так и не вернулась обратно. В критический момент из кустов непременно выезжает авторский рояль на гусеницах. Финал просто поражает своим идиотизмом: "Я люблю тебя, а еще беру в плен! - Фиг тебе, любимый, у меня остался последний патрон. Для тебя, разумеется."
  "Кубок Грааля". Если обратиться к энциклопедической литературе, мы выясним, что Грааль - это и есть чаша. "Кубок чаши"? Наверно, какой-то спортивный термин, не иначе.
  Но вернемся к тексту. Команда звездолета возвращается на Землю после многовекового отсутствия. А здесь все плохо - люди одичали, спутников нет, и какой-то злодей ставит приводной маяк для челнока в самой глуши. Челнок, разумеется, разбивается (но не вдребезги - так, чтоб в живых остался главный герой), и все заверте...
  Остальное вполне предсказуемо - герой высокими технологиями и метким словом завоевывает любовь прекрасной дикарки (у которой только что стараниями главгероя поубивали всех родных), и ненависть "правящей верхушки" племени. Потом умение отыскать рубильник на распределительном щите дарует герою знания о произошедшей катастрофе. А потом яркое небрежение законами логики дарует герою долгожданную победу.
  Сам текст - ярко неолуддистский, что было очень популярно в начале 90х. "Технология - плохо, экология - хорошо. Машины нас погубят. Назад, к природе". Собственно, эта тема прослеживается во всем произведении, вызывая, скорее, отторжение, а не симпатии к тексту.
  "Дьяволово море" - еще один неолуддистский текст. Только в этом случае он еще завернут в фантик "звездного боевика", со всеми традиционными штампами и изысками.
  Группа землян попадает на планету, где всех поработили злобные боевые роботы. Они именно злобные - им ведомы страх, ненависть и удовольствие (по крайней мере, так следует из текста). Они при помощи наркотиков превращают местное население в бездумных болванов (как те еще не вымерли, непонятно). Но есть Сопротивление, которому не хватает одного - волшебного пинка под зад в исполнении высокоумных пришельцев.
  Разумеется, земляне готовы оказать такую услугу... и наши снова побеждают. Рефреном между строк идут уже знакомые сентенции "Технология - плохо, экология - хорошо." Только на этот раз к ним добавляется еще и "Неравенство плохо!" Хотелось бы добавить к этому: "Плохие книжки - тоже плохо, берегите леса!"
  И последняя в сборнике вещь - рассказ "Особа". На далекую планету прибывает экспедиция. Они ищут места, куда бы расселиться. Но местная система уже занята - правда, всего одним обитателем, но таким большим, что планета ему в самый раз. Этот обитатель на раз вскрывает все протоколы связи звездолета и начинает вести среди пришельцев неолуддистскую пропаганду, попутно демонстрируя пару чудес.
  Выглядит это эффектно - но, увы, "Особа" никак не намекает, как именно добраться до такого состояния, и чего такое счастье будет стоить отдельно взятой цивилизации. Правда, если судить по пейзажам, показанным в начале рассказа - именно всей цивилизации.
  Впрочем, есть надежда, что "Особь" писалась с филина из популярного анекдота: "идите нафиг, я стратегией занимаюсь!" Тогда все не так мрачно - просто я не увидел в тексте сарказма.
  
  Итог: Не самая худшая книга на текущем уровне белорусской фантастики. "Век Водолея" очень даже читабелен. Но почивать на лаврах нельзя - этого количества не хватит даже на суп.
  
  Оценка: 7 из 10 ("Век водолея"), 2 из 10 (все остальное).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"