Эта книга - пришелец из прошлого. Стоит прочесть всего пару десятков страниц, как становится ясно: идея романа посетила автора еще в конце восьмидесятых, а сам текст был завершен в девяностом, самое позднее - девяносто первом году.
Это, в общем-то, определило и стиль. Текст обильно усыпан хорошими разведчиками, подлыми террористами, мистикой, НЛО и психотронным оружием. Казалось бы, на подобном материале можно вытянуть не то, что одну книгу - а целый сериал. Но увы, не срослось - по крайней мере, для издания 2009 года.
Главный недостаток романа - обилие воды, в котором беспомощно тонут немногочисленные факты и попытки действовать. Достаточно упомянуть, что хоть какое-то действие начинается только к 90й странице. А к этому времени читатель успевает догадаться не только о сути интриги - но даже понять, каким будет финал.
Вторым в очереди стоит язык - от него за километр несет суконным стилем отчетов, сводок, рапортов и докладов. Потому и герои говорят "шершавым языком плаката", и все их реакции сводятся к трем-четырем шаблонам, и даже "мистические" эпизоды ничуть не пугают.
Отдельно стоит сказать об издании. Будет справедливым сказать: "сего текста не касалась рука редактора". Книга изобилует опечатками, повторами и всем тем прочим, что хороший редактор "выцепляет на раз". И это вдвойне прискорбно.
Впрочем, если оценивать потенциал текста - не все так печально: можно вспомнить судьбу романов Яна Флеминга, которые очень плохо читабельны, но в виде фильмов стали "шпионской классикой". Пару лет времени, талантливый, но неизвестный соавтор, и очень въедливый редактор сделают из "Илотов" конфетку, а то и целую коробку конфет.