Нилов Сергей Николаевич : другие произведения.

Как написать детектив

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Все любят читать детективы и особенно смотреть детективы. Но как написать такой детектив, который бы захватывал читателя и вовлекал в интеллектуальную игру с главным героем?

  Вот уже больше ста лет не спадает популярность такого жанра литературы, как детектив. Он является отличной задачкой для ума и зачастую довольно остросюжетным чтивом. Читатель соревнуется с главным героем во внимательности и в дедукции. Но вот как написать детектив? Я постараюсь разложить по полочкам.
  
  
  
  Шаг 1: Прорабатываем идею
  
  Идеей детектива выступает его развязка, тайна, которую нужно разгадать. Все идеи относительно обстоятельств, сеттинга и персонажей не могут быть главной идеей детектива. Нет, конечно, можно придумать "убийство на почте", но при развитии подобной идеи вам всё равно потребуется качественная развязка. Главные требования к идее: она должна быть необычной, но логичной. То есть такой, до которой мог бы додуматься читатель, но не сразу.
  
  Возьмём для примера первый рассказ про Шерлока Холмса - "Этюд в багровых тонах". Его идея такова: человек мстит убийцам своей возлюбленной, но чтобы его не мучила совесть, он берёт две одинаковые таблетки, одна из которых ядовита, и одну съедает сам, а вторую даёт жертве.
  
  Самое сложное позади. Определившись с идеей, приступаем к следующему шагу.
  
  
  
  Шаг 2: Ведение расследования
  
  Ведение расследования - это цепочка сцен, в каждой из которых детектив получает определённую информацию. Запомните, главное в сцене - это информация. Неважно, допрос это подозреваемого, досмотр места преступления или обход соседей - любое действие становится источником информации.
  
  Информация бывает трёх типов:
  
  - явная - та, которая поведёт нас к следующей сцене;
  
  - скрытая - та, которая даст намёк на развязку;
  
  - пустая - та, которая засоряет нам канал и отвлекает от скрытой.
  
  Зачем это нужно? Всё очень просто. Хороший детектив всегда имеет оттенок соревнования. Читатель соревнуется с главным героем в наблюдательности и уме, а писатель должен дать им равные условия.
  
  Давайте в качестве примера придумаем детективную сцену.
  
  Главный герой приходит к лучшему другу убитого, и тот начинает рассказывать про жизнь друга: вместе ходили в детский сад, учились в высшей экономической школе, играли в футбольной секции, пока убитый серьёзно не повредил ногу и не ушел из спорта. Потом друг связался с плохой компанией, после чего повздорил с её вожаком и ушел оттуда, устроился на работу в рекламную фирму, а пару лет назад стал креативным директором, женился на прекрасной девушке, уже сам водил в детский сад своего сына...
  
  Теперь разберём её на составляющие:
  
  Явная информация: у него есть враг, с которым он повздорил ещё давно. Следующий шаг расследования - допросить этого врага. Он нам расскажет что-то ещё.
  
  Скрытая информация: он ушел из футбола из-за серьёзной травмы ноги. Эта информация в данный момент ничего нам не даёт. Но когда мы соберём всю картину преступления, то окажется, что по показаниям подозреваемого убитый просто убегал, зацепился и ударился головой. Но с травмированным коленом он не мог быстро бегать, а значит, подозреваемый лжет.
  
  Способы скрыть информацию:
  
  1. Поток. Использовано в примере выше, также подходит к описанию осмотра чего-либо. Важный аспект этого способа - детализация. Если про что-либо говорят более или менее детально, чем про остальное, это может привлечь внимание. Впрочем, именно детализация может и являться скрытой информацией - если человек что-то скрывает.
  
  2. Оттенение - суть в том, чтобы показать скрытую информацию в тени явной.
  
  Пример:
  
  "Вот, посмотрите в альбоме, это Брэд на нашей общей фотографии из института, между мной и Эшли Симмонс. У него часто были конфликты с моим мужем - он ко мне клеился".
  
  Скрытая информация здесь - Эшли Симмонс, которая сменила имя и решила отомстить бывшей одногруппнице за то, что Брэд выбрал не её. А она так старалась стать к нему поближе на общем фото...
  
  3. Нецелевая - информация получается не из того канала, откуда мы ожидаем.
  
  Тут точно нужны примеры:
  
  Во время допроса свидетель несколько раз просит воды (его сушит после приёма препарата - на самом деле он наркоман).
  
  Заходя в дом свидетеля, герой спотыкается о велосипед в прихожей (свидетель спешил успеть домой раньше детектива и бросил велик там).
  
  В обоих случаях читатель ждёт вербальную информацию, а получает совсем другую.
  
  Высокий уровень: сокрытие явной информации.
  
  Если ваш главный герой не дилетант, а детектив уровня Холмса (или вы хотите в это верить), то он должен доказывать своё мастерство в каждой сцене. Для этого используется приём сокрытия явной информации. Принципы этого приёма такие же, как и для скрытой, но с одним "но": эту загадку разгадывают сходу. Возьмём пример с велосипедом. Дилетант допросит свидетеля и уйдёт, а Холмс сразу спросит, почему тот так спешил домой. Поэтому очень советую свою карьеру автора детективов начинать именно с дилетантов.
  
  Итак, мы побывали в нескольких местах и получили много информации. По факту, мы можем раскрыть преступление прямо сейчас. Но тут в дело вступают законы драмы, заставляя нас сделать третий шаг.
  
  
  
  Шаг 3: Тупик и прозрение
  
  Поподробнее о законах драмы и том, как нужно создавать сюжет, можно прочесть в моей соседней статье: "Как придумать сюжет для фанфика?"
  
  Кратко суть проблемы: чтобы зритель мог сочувствовать герою, тот должен сталкиваться с проблемами. Поэтому каждое дело должно рано или поздно зайти в тупик. Всё. Все ниточки закончились, а мы не знаем, кто преступник. Либо знаем, но не можем доказать. Нужно убедить читателя в безысходности тупика.
  
  А дальше всё просто. Детектив долго думает и приходит к правильному выводу: разгадывает преступление. Здесь есть два правила:
  
  1) Катализатор. Неожиданное прозрение будет смотреться нереалистично, поэтому обычно вводится что-либо, способное подтолкнуть мысль. Чаще всего это случайное слово собеседника.
  
  2) Объяснение. Не важно, в каком порядке это произойдёт, но рано или поздно детектив обязан рассказать зрителю о своих умозаключениях. Иначе тот уйдёт обиженным.
  
  Высокий уровень: промежуточный тупик.
  Это довольно простой приём, который используется, если ваш детектив получается достаточно длинным и нужно его разбавить. Расследование заходит в тупик, но потом идёт по другой ветке. Правила те же, что и у обычного тупика.
  
  Вот, мы имеем примерный костяк детектива: завязку, основные сцены, тупик и развязку. Осталось только написать.
  
  
  Эпилог. Про обстановку и персонажей.
   Может сдаться, что моя статья рассказывает про обычных детективов в нашем мире. На самом деле эти правила можно использовать в любом сеттинге и с любыми персонажами. Детектив можно совмещать с фентези, сай-фай, экшном, киберпанком и постапокалипсом, а проработка персонажей даст огромный плюс вашему произведению. И не думайте, что при этом оно перестанет быть детективом.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"