Ни-Луг Кэлин Натали : другие произведения.

Матрица.Трилогия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Глава о "Революции", о виртуале и реальности. В соавторстве с Л.М.Винаровой. Опубликовано в альманахе "Буквы" (N 1,2004 г.)

В соавторстве с Л.М. Винаровой


Только в грезы нельзя насовсем убежать,
Краткий век у забав, столько боли вокруг.

В.Высоцкий


Для большинства людей идеи иллюзорности мира оказались совершенно новыми на уровне сознания и смутно знакомыми на уровне подсознания - идеальная смесь для успеха. "Матрицу-1" восприняли, как откровение. Те же, для кого рассуждения о "мире-иллюзии" и отличиях виртуала от реала оказались знакомыми, были рады увидеть художественную интерпретацию близкой им темы. Оригинальная подача старых идей важнее оригинальных мыслей...[1]

Побывав в прошлом, настоящем и будущем - куда оставалось идти в третьем фильме? Только вверх. В реал. Строго говоря, только к последнему фильму трилогии можно отнести фразу "добро пожаловать в реальный мир..."

Добро пожаловать в реальность, зритель...

После первого фильма, когда наступило повальное увлечение "Матрицей", это увлечение проходило под девизом "ложки нет", то есть: все вокруг иллюзия, нет ничего невозможного. Второй фильм еще более укрепил зрительскую общественность в этом мнении. В "Перезагрузке" одержана победа даже над смертью - не только для Избранного, но и для его возлюбленной. Казалось, что в "Революциях" осталось только "нашим победить" и начать строить светлое будущее.

О третьем фильме заранее было известно только то, что действие происходит в реальном мире. Но никто не подозревал, в НАСКОЛЬКО реальном. Из мира-иллюзии, где все возможно, зрители, как с помощью хорошего пинка сзади, влетели в реальность с реальной кровью и болью, где умирают - навсегда, где нечего рассчитывать на хэппи-энд, а если и рассчитывать, то держать в уме, что он может быть оплачен чьей-то жизнью, в том числе жизнью человека (или киногероя), который тебе дорог. Герои, непобедимые в Матрице, в реальном мире оказываются уязвимы и смертны. Нет исключения для Избранного, будь он хоть трижды голливудским Суперменом. Пусть он обладает сверхъестественными способностями и в реале (например, способность остановить кибернетических Охотников силой воли) - иллюзии остались в предыдущих сериях. Во втором фильме Нео воскресил умирающую Тринити. Но мы (зрители) как-то забыли, что он ее воскресил в Матрице - ибо еще из первого фильма знали: в этом смысле между реалом и виртуалом разницы нет. Гибнет мозг - гибнет тело. И мы абсолютизировали обратную связь. Но теперь Тринити умирает в реале - и никакие сверхъестественные способности Нео, даже любовь, которая в киновиртуале обычно творит чудеса, не спасут.

"Матрица. Революции" поставила жирную точку на полудетском восприятии реальности. Фантастический фильм, где действие происходит в абсолютно вымышленной действительности, как ни странно, кажется более правдивым и жизненным, чем "реалистическое" кино.

Само слово revolution можно перевести с английского двояко: как "смена власти, переворот" и как "круговорот, период". В первом случае - качественное изменение, отныне и надолго, если не навсегда. Второе значение подразумевает смену циклов. Матрица перезагружена, начался следующий цикл... Если основываться на словах Архитектора, то можно предположить, что все они проходили примерно одинаково: накапливалось определенное количество повстанцев, освобожденных неким человеком (?), Первым из Проснувшихся. Повстанцы поднимали бунт против машин, машины разрушали Зион и начинался новый цикл. Слова Морфеуса: "И увидел я сон, и сон этот ускользнул от меня..." - цитата из Библии, из Книги пророка Даниила, что отсылает к смене царств: "золотого, серебряного, железного...."[2], как и название корабля Морфеуса: "Навуходоносор".

Не совсем ясной в таком случае остается роль Избранного, не считая намеков на "системы контроля Матрицы", но, вероятно, это некий блок принятия решений. Машина мыслит прямолинейно, и если она не найдет способа разруливать процессы, то зависнет, как буриданов осёл.

Вся критика в адрес "Революций", которая звучит в прессе и на интернетовских форумах - только начало. Фильм некомфортен. Он начисто разрушает сказку, которую сам же создал. Как хорошо было пребывать в мире иллюзий! Вчувствоваться в "Матрицу-3" - все равно, что поверить в свою смерть. В то, что "все получается не так, как тебе хочется" (Пифия). Способов отгородиться от этого - множество. В конце концов, "Матрица" - всего лишь кино... Ни на одном тупом боевике не смеялись так, как на "Матрице" - и это естественная защитная реакция. Неосознанный первобытный ужас. Лучше уж перевести обсуждение в плоскость спецэффектов...

Так вот, о спецэффектах. Создается впечатление, что Вачовски уже переросли уровень "погромче и поярче". В "Революциях" они также чтут законы жанра: основное время занимают вовсе не диалоги, как кажется некоторым, а поединки, погони и массовые сражения. Но Вачовски (сотоварищи) не были бы собой, если бы не раскидали по всему фильму незаметные "фишки и феньки", намеки и ассоциации. В первой "Матрице", например, то и дело встречаются "ошибки" - например, мелькает камера оператора: один из многих намеков на иллюзорность происходящего. Игры с кадром и изображением в третьем фильме сложнее трактовать, как ошибки. Но и заметить их сложнее. Например, в сцене, когда агент Смит с группой захвата из собственных клонов появляется в доме Пифии, Смит и клоны кажутся чуть-чуть выше ростом, а Пифия - чуть ниже. Эту разницу трудно увидеть: она невелика, кроме того, Смиты стоят, Пифия сидит за столом. Еще: в нескольких крупных планах лицо Хьюго Уивинга (Смита) намеренно искажается, вытягивается, заостряется - опять же еле заметно, но обаятельный Уивинг становится похож на средневековые изображения дьявола.

В фильме открытый финал. Нео погибает, но - "кто знает, Горец, кто знает?" [3] - герои фильма намекают, что он способен вернуться. Наверное, если их миру снова будет грозить опасность... Они могут говорить что угодно. Вачовски заявили, что их трилогия окончена.[4]

Новых приключений Нео и Тринити не будет. Мертвые не возвращаются.

Примечания

1. Я отношу "Матрицу" не к киберпанку, а к "фэнтэзи эпохи хай-тек", но жанровая принадлежность - тема отдельного разговора. - Кэлин.

2. Дан 2:1. В Синодальном переводе Библии цитата звучит следующим образом: "Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него". О царствах см. Дан 2:31-45.

3. Из фильма "Горец-2".

4. Ходят слухи о приквеле, но предисловие не есть книга...

О соавторе: Винарова Лариса Михайловна - художник, переводчик, публицист; один из ведущих исследователей жизни и творчества Св. Хуана де ла Крус


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"