Низовцев Юрий Михайлович : другие произведения.

Что лежит в основе пассивности обывателей?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Народ, который политики и пропагандисты славословят на всех перекрестках, на самом деле, представляет собой разнородную массу, основой которой как по числу, так и по менталитету, являются, так называемые, простые люди, как правило, не вдающиеся в хитросплетения политических интриг и желающие, прежде всего, именно себе покоя и благополучия, далекие от борьбы всё равно за что, кроме собственной сытой и комфортной жизни. Поэтому они уже тысячи лет именуются обывателями.

  
  
  Ключевые слова: народ, обыватели, время, сознание, самосознание, человек, цивилизация, информация, власть, элита, интеллектуалы, креативность.
  
  Несмотря на то, что понятие народа интерпретируется с разными оттенками, общим для всех формулировок этого понятия является то, что под ним признается исторически сложившееся общность людей на определенной территории, как правило, составляющая государство.
  Народными массами считаются трудящиеся, которые производят материальные ценности, а образованная часть трудящихся - интеллигенция - создает духовные ценности. И в этом состоит их созидающая сила.
  Считается также, что и те, и другие подвергаются эксплуатации.
  Сразу же возникает вопрос - почему же эта созидающая сила позволяет подвергать себя угнетению, тем более что трудящиеся составляют большую часть населения?
  Для того чтобы разобраться в этом вопросе, очевидно, следует выяснить, что же из себя представляет простой народ, то есть народные массы в лице разнообразных трудящихся?
  Увы, подавляющая их часть, до сих пор занята трудом ради выживания и хоть какого-то прокормления, не имея ни времени, ни сил на собственное развитие и образование даже в развитых странах мира.
  В результате, волей-неволей, за редким исключением, как они, так и значительная часть среднего класса, занятая нетворческим трудом, впадает в однообразную жизнь, в которой властвует привычка, и каждая неделя, в сущности, а часто и в деталях, повторяет предыдущую. В этой жизни, подобной сомнамбулизму, особенно не приходится думать.
  Поэтому, если даже среди этих трудящихся находятся потенциально креативные личности, то тяжелый, неинтересный или тягостный труд, недостаток образования или узкая специализация не дает им возможности проявить свои потенциальные способности, и постепенно они скатываются до уровня обывателей, то есть людей, живущих сиюминутными личными интересами и не желающих или уже не способных к развитию.
  И все эти обыватели, за редким исключением, влекут себя по наезженной жизненной колее до самой смерти, даже не пытаясь использовать социальные лифты, которые иногда случаются.
  Поэтому жизнь обывателей, число которых во всех странах мира составляет не менее 80%, сводится к пассивности, сменяющейся активностью в форме бунта только в случае падения условий их жизни до невозможности выживания, либо в случае явной угрозы их уничтожения.
  Подобная пассивность, надо полагать, вызвана не только гнетущими условиями жизни, из которых, в принципе, можно вырваться. Очевидно, этому препятствуют более глубокие причины.
  На наш взгляд, причины пассивности большей части населения каждой страны заложены в cлабом развитии самосознания и столь же слабом проявлении низшего сознания (низкий уровень неудовлетворенности сознания в обоих случаях), которые находятся в уравновешенном состоянии. Это состояние сознания характеризует основную по численности группу любых сообществ - так называемых обывателей, разнообразных по профессиям - от хлебопека и фермера до медработника и клерка, часть которых является мелкими собственниками.
  Как известно, любой человек, в отличие от животного, обладает двойственным сознанием, - во первых, тем его составляющей, что досталась ему от приматов, а во-вторых, тем, которая появилась у него вследствие осознания им своего положения в мире, как существа, находящегося в текущем времени, которым можно воспользоваться не только для прокормления, размножения, доминирования и обретения комфортного существования в окружающей среде, но и ради изменения этой среды в своих целях, которые могут выходить далеко за пределы животного существования в сторону познания мира, и усовершенствования себя в культурном и творческом отношении.
  Преобладание в человеке низшего, или животного сознания делает его, подобно животному, сосредоточенным на собственном бытии, а преобладание самосознания, или высшего сознания с высоким уровнем альтруизма влечет человека к совершенствованию себя в собственноv самосознании, а значит, и к улучшению отношений в обществе.
  Общая слабость сознания неизбежно исподволь влияет на недостаточное проявление энергии человека в делах, очерчивает узкий круг интересов, ограничивающихся стремлением к собственному благополучию.
  Более детально о низшем (животном, или природном сознании) изложено, например, в моей работе "Что за сила движет нами?". Журнал "Топос". РФ. 13.04.2022.
  Следствием подобной слабости сознания является незначительный интерес человека к любому делу, которое непосредственно с его благополучием не связано.
  Как правило, высокий интеллект, который появляется не только вследствие обладания врожденными способностями, но и вырабатывается и укрепляется длительной учебой, участием в различных образовательных программах, стремлением к труднодостижимым целям, подобным индивидам не свойственен не только по причине отсутствия у них высоких стремлений, но и вследствие влияния посредственной или, - как раньше говорили, - мещанской среды, доступных социальных лифтов, финансовых средств на образование и т. д.
  Таким образом, обыватели едины в следующем.
  Все представители этого самого значительного слоя каждого сообщества ориентируются в основном на собственный рассудок и опыт: занятые собой и собственным благополучием, они не стремятся ни к "высоким", ни к "низким" целям, ограничиваясь желанием беспроблемной и сытой жизни, в которой неприятности желательно видеть только на экране монитора.
  Обыватели не испытывают стремления к новому за счет собственных усилий, добиваясь более комфортного состояния в жизни с позиции простого приобретения и потребления готовых благ.
  Эта, самая значительная часть населения, занята преимущественно ежедневной монотонной работой, и, практически, не имеет перспектив для иного рода деятельности, которая могла бы способствовать развитию у этих масс самосознания.
  Привычный стандарт диктует людям жить как все, потребляя то, что есть, создавая вокруг себя среду искусственных и естественных предметов только для того, чтобы регулярно обновлять ее, находя в этом непрестанном процессе удовлетворение.
  При таком поведении человек фактически попадает в монотонное существование - как бы в жизнь-сон с редкими моментами пробуждения, которые, как правило, инициируются внешними обстоятельствами (женитьбы, развод, новая работа, болезни, смерть близких людей и т. п.).
  Прожив свою жизнь, большинство людей с удивлением обнаруживают в ней, в сущности, отсутствие интересного и выдающегося именно потому, что старались следовать прагматическому подходу.
  В этом отношении они удивительно схожи по поведению с животными, для которых, хотя они и не умеют рассуждать, главным является получение ощущений.
  Такого рода персоны избегают участия в каких-либо общественных движениях, интересуясь только собственным благополучием, но сторонясь всякого риска.
  Они не сопротивляются властям и избегают любого экстремизма, но только до тех пор, пока на карту не будет поставлено их выживание - поняв это, они всё и всех сметают без всяких колебаний и размышлений.
  Если копнуть глубже и предположить, что собственное время каждого человека есть процесс получения и обработки информации, в котором он более или менее сознательно участвует, то любой обыватель в силу сравнительно низкого культурного и интеллектуального уровня, обусловленного слабым развитием высшего сознания, склонен потреблять соответствующие этому уровню информационные потоки.
  Поэтому их новизна ограничивается глупыми телевизионными шоу или сплетнями в интернете.
  Что-то более сложное, новое в науке, культуре, истории, технике, которое поддается осмыслению не без труда, обыватели не допускают в свою черепную коробку.
  Вследствие этого, не стоит удивляться казусу столь утилитарного употребления ими имеющегося свободного времени.
  В наши дни свободное время для обывателя прежде всего означает благословенное избавление от любых трудовых усилий, если, конечно, размера выдаваемых ему заработной платы, пенсии или иного пособия с лихвой хватает и на прокормление, и на некоторые приятные, но неутонченные удовольствия.
  В Европе и США к настоящему времени даже появились практически неработающие субъекты-обыватели отнюдь не пенсионного возраста, которым вполне хватает пособия на жизнь, и их набралось уже не один десяток миллионов.
  При этом надо отметить, что разделение и автоматизация труда быстро ведут к тому, что уже скоро подавляющему большинству населения, как минимум, развитых стран, не нужно будет участвовать в производстве товаров и предоставлении услуг.
  Так что же эти бывшие трудящиеся-обыватели будут делать в обретенное наконец ими свободное время, о котором мечтал Карл Маркс?
  Да, то же самое, что они делают сейчас, потому что иных интересов, кроме отмеченных, для них не существует, и только немногие из них буквально вырываются из этого болота, "вязкость" которого обусловлена слабостью их сознания.
  В лучшем случае, они пляшут, размножаются и развлекаются всякими прочими простыми способами, например, играя в скат, баскетбол или домино, а также вышивая крестиком.
  В худшем случае, они пьянствуют, увлекаются наркотиками, враждуют между собой, а наиболее агрессивные из них пытаются разными способами, в том числе и террором, дорваться до власти, чтобы еще с большим успехом пинать соплеменников.
  Таким образом, подобная жизнь-сон в однообразном тягостном труде в лоне сформировавшихся привычек настолько затягивает их, что они даже в случае появления свободного времени впадают в своего рода прострацию, представляющую собой пьянство, разврат, буйство или самые тупые и бессмысленные развлечения.
  Такое отставание основной массы населения от научно-технического и культурного прогресса, точнее, нежелание развивать себя совмещается с появлением новых технологий, в частности, в виде искусственного интеллекта, использование которого дает возможности обойтись практически во всех отраслях хозяйства и сферы обслуживания с минимальным числом работников, а гаджеты предоставляют возможность особенно не думать, так как через них можно получить ответ почти на любой вопрос.
  Естественно, ввиду такого состояния дел, в головы власть имущих не может не прийти мысль о кардинальном сокращении этого ненужного и оглупленного населения, тем более что та же наука способна предоставить множество вариантов этого действа - от использования смертельных вирусов, бактерий, отравляющих веществ, препаратов, приводящих к бесплодию, до использования различного типа искусственных катастроф в виде климатических изменения, землетрясений, цунами и т. п., тем более что властные элиты всегда, по существу, представляют собой совокупность победивших всех соперников эгоцентриков с высоким уровнем животной составляющей сознания, ориентированных в основном в своей неудовлетворенности ситуацией на захват власти и последующее ее удержание, а население требуется им лишь в качестве обслуги, и они всеми силами стараются не предоставлять ему возможности для массового развития.
  И власть имущие в своей совокупности пытаются удержать власть путем поддерживания инстинкта стадности населения, который ориентирован в основном на выживание, а не на развитие, за счет максимально возможного изымания у населения доходов, чему всегда способствует кредитная политика властей. Тем самым они, ввергая население в бедность, гарантируют себе покой и постоянное процветание.
  Но власть имущим не приходит в голову мысль о том, что обыватели представляют ту основную базу, которая при благоприятных условиях способна дать множество креативных личностей, изменив тем самым сущность сообщества и темпы его развития, что, например, произошло еще недавно в ряде стран в течение их сравнительного кратковременного нахождения в рамках социализма.
  Более того, начав уничтожать население теми или иными способами в течение того или иного времени властные элиты окончательно поставят точку на развития общества.
  Оставшееся население после шока подобного геноцида окончательно потеряет интерес к труду, благо, можно отдаться искусственному интеллекту в обслуживании практически всех своих потребностей и погрузиться с его помощью в виртуальный мир удовольствий, который довольно быстро освободит реальный мир от этих бездельников, и которые, к тому же, в вихрях виртуальных удовольствий теряют интерес к собственному размножению.
  Остановимся теперь более углубленно на последствиях подобного печального состояния дел для основной массы населения любой страны мира, и, соответственно, на перспективах общественного развития на современном этапе.
  Представляется, что животное (низшее) сознание, отвечающее в основном за адекватное функционирование человека в окружающей среде в плане адаптивности к ней, опираясь на рассудок, как правило, способствует рутинной деятельности человека, не требующей нестандартных подходов.
  Такого рода деятельность в силу своей трафаретности близка к инстинктивно-рефлекторным действиям животных, и поэтому неудивительно, что человеком в этом случае руководит животная составляющая сознания, оставляя на заднем плане самосознание с его возможностями к креативной деятельности, в которых нет надобности.
  Подобная повторяющаяся деятельность вызывает привыкание к ней, что и закрепляется в так называемых привычках, то есть - каждодневных действиях без особых размышлений - близких поэтому к автоматизму.
  Подавляющее число людей почти все время своей жизни проводит именно в такой монотонной деятельности, не требующей принятия важных решений и отвлеченных размышлений на основе аналитико-синтетической работы сознания, то есть осознания собственной деятельности ради целенаправленного изменения окружения и самого себя, а не подчинения рутине.
  Это безынициативное времяпровождение в работе и быту сводится тем самым к ежедневным повторам, формируя привычки, за пределы которых выйти очень сложно и удается не часто.
  Видимо, по этой причине известный английский философ Дэвид Юм полагал привычку основным свойством каждого человека (Юм Д. Сочинения в 2-х тт. М. Мысль. 1996. Т. 1. с. 69), хотя, конечно, это не так, но для многих обывателей, стремящихся только к сытой, приятной и беззаботной жизни привычка действительно становится второй натурой.
  Именно этим фактором объясняется то, что дни и годы для многих людей сливаются в один поток, и человек не может вспомнить, что происходило с ним летом десять лет назад или зимой прошлого года или даже месяц назад.
  Подобная жизнь фактически не требует осознания себя в виде оригинального проектирования собственной жизни, так как не несет в себе "громадья" планов, а основывается на привычке. Она даже не нуждается в постоянном контроле за ней животным сознанием.
  Поэтому такую жизнь можно уподобить дневному сну, в котором обе составляющие сознания, управляющие действиями человека наяву, практически не функционируют, переводя себя в "спящий режим", если пользоваться компьютерной терминологией.
  За себя они оставляют интеллект сознания, обеспечивающий прежде всего жизнеспособность тела, ну а для сопровождения рутинной деятельности человека вполне достаточно минимального контроля за ней животного сознания и только в самой малой степени самосознания для достижения спорадически каких-то незначительных целей, погружая человека в подобие сна, но только дневного.
  В этом состоянии человек как бы превращается в разумное животное, отыскивая, конечно, какие-то выгодные цели для улучшения качества собственной жизни, но при этом полностью подчиняясь внешнему ходу событий, всё время приспосабливаясь к нему на манер животного.
  Однако человек не был бы оным, если бы всё время "спал", то есть использовал себя в режиме привычки.
  Любой человек, даже самый униженный и неразвитый, всегда способен вспомнить, возможно, немногие, но значимые в его жизни эпизоды. Причем вспоминает он их именно потому, что в этих эпизодах он действовал креативно (творчески или нестандартно): принимал важные (проектные) решения, удивлялся чему-то неповторимому, возмущался несправедливостью, совершал фатальные ошибки, имел встречи с необычными людьми и явлениями, любил, страдал.
  В таких делах без глубинного осознания своих действий обойтись невозможно, поскольку приходится соотносить с самим собой это видимое, то есть соизмерять его с собственными способностями, волей, решимостью, впечатлительностью, и говорить себе: "И я бы так мог. И я это понимаю. И я этому способен удивляться (возмущаться)", и ставить себе цели по достижению чего-то понравившегося или - по преодолению вырисовавшихся препятствий, а не уклоняться от них, что и есть свобода, которая делает это существо человеком.
  Иначе говоря, в этих эпизодах человек теряет равнодушие, удаляется от привычек, пытается осознанно - планово или интуитивно изменить хоть что-то в себе даже в ущерб признанным им или навязанным ему ценностям. Конечно, эти события не могут не откладываться в его памяти, гордится он своим поведением в этих эпизодах или сожалеет о происшедшем.
  В общем и целом, "продуктивность" отдельной человеческой жизни в отношении коренного изменения собственного сознания, как правило, чрезвычайно низка.
  Это обстоятельство отлично понимают отдельные религиозные конфессиями (индуизм, буддизм), которые не останавливают путешествие души на одной человеческой жизни.
  Тем не менее, религиозные конфессии не подозревают об истинном предназначении этого путешествия и не видят истинной основы мироздания.
  Как бы то ни было, но периоды "пробуждения" есть самое значимые проявление самосознания в человеке, что означает его истинно свободное изъявление, то есть отказ действовать по сложившимся правилам, часто изумляющее его самого, и поэтому - запоминающееся.
  Власть имущими так же владеет животное сознание, но его уровень выше, чем у любого обывателя, благодаря чему представители властной элиты и вырвались из серых рядов обывателей, сосредоточившись на стремлении к наиболее выгодному приспособлению к текущей обстановке ради получения, как и животные, наиболее приятных ощущений. А их дает им именно власть. Поэтому их осознание себя ограничивается борьбой за власть, в ходе которой они утрачивают добросердечие, сочувствие, бескорыстие и все прочие черты альтруизма, который им не нужен в постоянной борьбе, в которой выживает сильнейший, а остальные становятся его прислугой.
  Таким образом, отличие этих особей от обывателей состоит в основном в том, что для обывателей, за редким исключением, характерна слабость как животного сознания, так и самосознания, а представителей властных элит отличает высокий уровень животного сознания, благодаря которому они всегда склонны к доминированию в обществе, и поэтому правдами и неправдами всегда рвутся к власти.
  Поэтому нет ничего удивительного в том, что, с достижением высокого уровня технологического развития, катастрофическое отставание и обывателей, и власть имущих от истинных - духовных ценностей, стимулируемое доминированием в них животного сознания, вполне может обрушить весь мир в пропасть.
  То есть, низшее сознание, преобладающее как в представителях властной элиты, так и во всей массе обывателей, с одной стороны подталкивает наднациональную властную элиту кардинально решить вопрос с катастрофическим, на ее взгляд, ростом населения, предполагая его кардинально уменьшить, тем более что работы для этого населения не предвидится, да и оно, к тому же, только бесполезно потребляет ресурсы планеты, ничего не давая взамен.
  Столь низкопробное и тривиальное решение данного вопроса свидетельствует о том, что властные элиты, ощущая близкий слом привычной жизни при капитализме, пытаются сохранить ее таким примитивным способом, не понимая причин пришествия эпохи повсеместного хаоса.
  С другой стороны, обыватели, которых вежливо называют народными массами, в основном дезориентированы и покорны властям, не допуская для себя даже мысли о собственном изменении.
  Стало заметным, что массы, и ранее не проявлявшие энергии категоричного возмущениями политикой властей, которая сводилась к их обогащению любыми средствами, самым радикальными из которых были войны, стали особенно вялыми и разрозненными, потеряли боевой дух и задор в сопротивлении своим угнетателям в лице правящих кланов. Если и случаются возмущения, то они происходят на национальной или расовой почве, а "цветные" революции инспирируются теми же угнетателями в их же интересах.
  Технологический подъем соседствует с нищетой, забитостью и безграмотностью населения даже развитых стран. Например, в США число неграмотных составляет около 50 миллионов человек.
  В результате такого состояния общества, фактически, бесконтрольная властная элита, пользуясь последними достижениями в сфере высоких технологий, вполне естественно для себя запланировала и местами даже начала осуществлять тотальный контроль за населением, пытаясь оцифровать его, дискредитировать семью, постепенно ликвидировав ее, и лишить население собственности. Она предполагает выдавать ему те или иные блага в зависимости от поведения конкретных индивидов, которое эта элита считает правильным, вплоть до селекции этого населения.
  Данный процесс уже начался в Китае и идет там не менее 6 лет, а подготовка остальных стран мира, за исключением стран Африки, к этому цифровому концлагерю на потребу, в сущности, жалкой по своим умственным способностям и культуре властной "элите" велась два года с помощью устрашения населения новым типом вирусного гриппа, причем вполне возможно, что этот заразный вирус выведен специально, благо бактериологических лабораторий в мире насчитывается великое множество, а базой для проводимого в настоящее время глобального эксперимента над людьми является многолетняя работа по исследованию генома человека. Разобраться во всех механизмах действия генома науке оказалось не под силу, но испортить его ее представители уже могут.
  Таким образом, эта убогая "элита" вполне естественно для себя собирается сократить население в несколько раз для уменьшения потребления населением оставшихся ресурсов планеты, и основным способом этого сокращения может стать стерилизация населения с помощью медицинских препаратов под предлогом спасения его от якобы смертельных болезней, а оставшуюся часть населения предполагается оцифровать с помощью современных компьютерных технологий, поставив каждого ее члена под контроль для диктовки ему подходящего для себя поведения, тем более что основную работу будет выполнять не население, а искусственный интеллект.
  То есть, всемерную помощь в этом проекте фактического геноцида населения с превращением его в безгласых и бездумных рабов для абсолютно недостойных потребностей упырей во власти, считающих, что они сохранят свою власть внедрением подобной глупости, сводящей все достижения человечества и ее культуру к нулю, оказывает наука, подвластная этим негодяям, предоставляющая специалистов и технику для уничтожения основной массы населения и приведения оставшейся части в послушных болванов, разделенных на своего рода касты в зависимости от степени послушания.
  Этот идиотский проект, ориентированный на сохранение власти для никчемных индивидов, является типичной утопией, поскольку в нем, как и для капитализма, потерявшего стимул для развития, отсутствует это самое развитие, которое всегда строится на противоречиях, а их здесь нет.
  В этом случае, выгодном, как это кажется на первый взгляд, для властной элиты, люди превращаются в стадо, которое эта элита пасет ради получения для себя определенных продуктов от этого стада, не давая ему воли во избежание собственного уничтожения.
  Естественно, подобное искусственное образование будет крайне быстро деградировать во всех своих частях, поскольку теряет способность получать обновление в виде тех или иных инноваций как в технологической, так и в культурной сферах, тем более что это посткапиталистическое общество будет паразитировать на искусственном интеллекте, который, как предполагается, заместит человеческий интеллект, что на самом деле устранит творческий потенциал человека, лишив тем самым общество прогресса.
  Вместе с тем, действия науки по специфическому только для нее способу обработки и преобразованию информации приводят к ускорению развития технологической цивилизации, уплотняя ее собственное время в рамках календарного времени, что является неизбежным следствием увеличения потребляемых наукой информационных потоков, способствуя захвату человеческой деятельностью всё больших пространств.
  В этом случае технологический прогресс совмещается с уплотнением собственного времени цивилизации, которое не может не завершиться его исчезновением, точнее, приходом в точку сингулярности, в которой существующие технологии перестают действовать, чему также соответствует и указанное разложение общества.
  Именно по этой причине напрасны надежды правящих элит на некую новую посткапиталистическую форму существования цивилизации в виде государства Кампанеллы, где они будут благоденствовать подобно римским патрициям среди сонма рабов.
  Собственного времени для любых форм текущей цивилизации уже не осталось, так как не осталось противоречий, которые двигали ее ранее, а искусственное придумывание противоречий невозможно никакому уму.
  Стало быть, развитие сознания в рамках текущей цивилизации стало невозможным. А это означает, что эта цивилизация стала ненужной, как бы это ни было неприятно для той же науки, которая оказалась неспособной предсказать подобный поворот событий, поскольку опиралась на гуманитарные основы, ставящие во главу угла сущего не вечное сознание, а временного человека и его временную цивилизацию, и предполагая вследствие этого, существование его цивилизации вечным, тогда как в мире событий всё находит свой конец, но вместе с тем и может возобновиться через соответствующую паузу на новой основе.
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"