Низовцев Юрий Михайлович : другие произведения.

Об основах мыслей и действий человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Искусственный интеллект и компьютерные игры составили основу для соображений о том, что нами кто-то управляет. Так ли это или нет? Ниже нами сделана попытка ответить на этот вопрос не так однозначно, как он поставлен.

  Современной науке человек представляется неким самодеятельным существом, которое владеет миром.
  Но ученые не придают значения тому, что человек и его род есть нечто, хоть и мыслящее оригинальным образом, но, тем не менее, конечное.
  Что же тогда останется, если вдруг человечества не станет по тем или иным причинам? Кто же тогда будет мыслить и действовать и каким образом человечество возобновится?
  Поток мыслей, если под ними понимать то, что явилось в результате процесса мышления, может создаваться только в процессе обработки информации.
  Значит, мышление, а за ним действие есть не более чем производное информационного воздействия на человека.
  Кроме человека, а также прочих живых существ, подобному воздействия поддается только искусственный интеллект. Однако, он функционирует исключительно в рамках программ, заранее заданных извне, то есть не самостоятельно, и со многими другими ограничениями. Поэтому мышление как процесс самостоятельной обработки информации свойственен исключительно живым существам, в отличие от искусственного интеллекта, обрабатывающего информацию только с подачи стороннего пользователя.
  Собственно, сопоставление действий человека с действиями роботов, других агрегатов, руководимых искусственным интеллектом, наталкивает на идею о том, что как для искусственного интеллекта сторонним пользователем, задающим ему всё, что тот имеет, и использующим его в своих целях, и вместе с тем неведомым ему по сути, является человек, так и для человека таковым сторонним пользователем, которого он не может ухватить и постичь, является нечто, что он, соображая самостоятельно, в отличие от искусственного интеллекта, называет сознанием, то есть как бы сопутствующим ему знанием, неизвестно откуда взявшимся.
  Поэтому резонно отметить, что в основе действий человека, так же как и всех других живых существ, находится отнюдь не мышление, а информация и сознание. Именно орудием сознания являются все живые существа, включая человека, способные мыслить благодаря своей структуре, которую актуализирует сознание.
  Если признать, что в основе всего сущего находится информация, то приходится в свою очередь обратить внимание на то, что информация сама по себе не существует, проявляясь только при ее восприятии.
  Однако тут же появляется проблема, состоящая в том, что все объекты материального мира, кроме живых существ, индифферентны к информации. Иначе говоря, они способны реагировать на те или иные влияния, как фотопленка на свет, но не могут эти изменения никоим образом интерпретировать (анализировать, структурировать), превращая их в понятное для себя, что можно так или иначе использовать, то есть в информацию.
  Поэтому все объекты, которые могут только нести информацию, не ведая о ней, можно обозначить пассивными, а те объекты, которые способны эту информацию воспринять и использовать - активными.
  Отсюда следует, что информацию можно определить как сведения о состоянии материальных объектов, которые каким-то образом воспринимаются и распознаются для последующего использования.
  К подобного рода расшифровке и использованию информации способны только живые существа, то есть не предметы, а субъекты реальности, которые имеют средства для выделения информации, то есть понятных для себя сведений из собственного окружения.
  А чтобы понимать, нужны тебе какие-то сведения или нет, надо обладать хоть каким-то соображением, то есть отделять нужное от ненужного хотя бы для собственного удержания в имеющемся окружении.
  Другими словами, информация возникает только в сознании посредством имеющихся у него, точнее, у носителя сознания органов чувств и центра или центров обработки данных, а также формообразующих способностей, но не иначе, являясь распознаваемой в той или иной мере живым существом вполне материальной копией объекта или объектов, доступных через ощущения для сознания, то есть доступных для их последующей переработки в конкретное окружение живого существа.
  Информацию невозможно квалифицировать как нечто нематериальное и независимое, поскольку она является выделенными и расшифрованными сознанием, точнее, носителем сознания, копиями сведений об объектах из окружающей сознание необозримой среды.
  Сознанием эти дешифрованные копии материальных объектов посредством соответствующего центра (центров) так же перерабатываются в образы, смыслы, чувства. Они тоже являются вполне материальными составляющими сознания, влекущими последующие действия носителя сознания. На их основе вкупе с памятью он каждое мгновенье своего "настоящего" взаимодействует с окружающими объектами.
  Таким образом, все взаимодействия существа, обладающего сознанием, осуществляются в данном сквозном процессе только при условии поступления в его сознание соответствующих порций информации, каждая из которых обрабатывается, укладываясь в определенную длительность, составляя ряд последовательных мгновений от рождения до смерти носителя сознания.
  И если все объекты, кроме живых, являются пассивными фиксаторами данных из окружающей среды, взаимодействие с которой для них сводится к реагированию на нее изменением собственных свойств вплоть до распада и возникновения в новом качестве, правда, не хаотично, а по непонятно кем установленным правилам в известной нам реальности, которые констатируются учеными, то есть, если эти неодушевленные объекты не проявляют никакой собственной инициативы (активности), то живые объекты способны, благодаря соответствующей обработке поступающих сведений сообразить, как полученной информацией можно воспользоваться, внося те или иные изменения для собственной выгоды в свое окружение и соответственно меняя свое поведение.
  Естественно, живые существа прежде всего желают удержаться в информационном потоке, который они способны воспринять и уразуметь - каждое на уровне имеющегося у него сознания, - отличая себя от ничего не понимающих вещей тем, что пользуется ими для собственной выгоды и сохранения, конкурируя в этом с прочими живыми существами.
  Поэтому все живые существа активны, то есть они используют на инстинктивно-рефлекторном уровне сознания окружающую среду для поддержания себя в действии (питание и метаболизм), стремясь оттеснить от пищи конкурентов (доминирование), в том числе копируя себя так или иначе (размножение) для дальнейшего распространения во времени и пространстве.
  Тем самым конечность собственного существования, которое они, кроме человека, не понимают, но ощущают по ухудшению функционирования тех или иных частей организма, живые существа преодолевают продолжением рода (передача собственного генома) всеми возможными способами, вплоть до почкования, что требует особой программы роста и развития как индивидуального, так и общего (родового).
  Чтобы удержаться в информационном потоке, создающем для живого существа ощущение присутствия через его органы чувств в текущей реальности, которая непрерывно меняется, каждому живому существу приходится бороться с аналогичными существами за место и пищу.
  Любая остановка или промедление в этой борьбе за жизнь (ощущения) в меняющемся окружении означает смерть, что означает исчезновение ощущений, чего ни одно существо лишаться не желает.
  Поэтому каждое живое существо вынуждено во избежание застоя, а значит, гибели, пополнять собственную базу данных новой информацией, не удовлетворяясь той, которую имеет.
  Отсюда понятно, что базовое свойство активности любого живого существа состоит в неудовлетворенности его сознания и собой, и окружением, трансформирующееся в стремление к лучшей позиции или хотя бы к удержанию имеющегося.
  Иначе говоря, сложное белковое образование, сочетающее датчики, способные извлекать из поступающих сигналов именно те, которые после соответствующей обработки могут обеспечить его существование; центр обработки поступивших данных; и программы, в соответствии с которыми происходит рост и развитие этого образования, актуализируется только тогда, когда оно как бы захватывается сознанием, которое ведет его по ходу текущего времени, создаваемым этими ожившими образованиями срок, отмеченный программами.
  В течение заданного примерного срока это появившееся и ожившее образование в группе себе подобных и в среде конкурирующих образований иной формы вынуждено волей-неволей решать проблемы выживания в ходе преобразования поступающих данных в понятную для себя информацию, а именно: как уцелеть, как сохранить появившиеся ощущения пребывания в существовании в рамках текущего времени и как передать свои особенности и возможность получать ощущения своим копиям, в которых эта способность и особенности сохранятся.
  То есть меняющаяся информация и сознание, контролирующее эти изменения, вынуждают это уже живое существо применяться к происходящему единственным возможным способом - реагировать на воздействие среды, определяя те ее особенности, которые существо не удовлетворяют, и не автоматически, подобно запрограммированным механизмам, а выбирая то или иное в зависимости от того, что кажется ему по собственным ощущениям удовлетворительным. Этот выбор может быть ошибочным или нет в зависимости от результатов анализа собственных ощущений, то есть соображений, как минимум, как действовать не во вред себе.
  Именно эта вынужденная способность организма на основе неудовлетворенности собой и окружением соображать, как лучше приспосабливаться к своему окружению, есть мышление на различных его уровнях развития организмов, наиболее высоким из которых является выбор человеческого сознания не только из того, что есть, но и распространяющийся на то, что человек предполагать создать в качестве нового и полезного для себя своими осознанными целенаправленными действиями, а не только методом проб и ошибок.
  Именно эта способность человеческого сознание стремиться менять собственное окружение, изобретая новое, отделила человека от прочих живых существ, способных лишь использовать только то, что имеется в наличии.
  Другими словами, раз есть органы чувств, то все живые существа обладают способностью к ощущениям того или иного рода, передавая полученную этими органами данные в свои управляющие центры, которые обрабатывают эти данные, превращая их в необходимую для управления организмом информацию, и на этом основании с течением времени вырабатываются рецепты, которые в ходе развития организмов становятся инстинктами и рефлексами, в рамках которых они существует.
  То есть эти центры дают команды как клеткам, так и всем органам тела, включая его в целом, вследствие чего этот организм всё время применяется к изменяющейся обстановке для того, чтобы сохранить получаемые от органов чувств ощущения и, по возможности, улучшить их качество, то есть сделать их более приятными. И все эти живые существа не желают терять получаемые ими ощущения и, благодаря им, желания ради пустого небытия, с которым они знакомы по обморокам или впадению в спячку. Сами по себе ощущения не только дают им чувство жизни со всем ее разнообразием, но и придают им импульс для сохранения этих ощущений в потомстве.
  Сама по себе способность реагировать на воздействие среды, ощущая ее воздействие на себя, и наоборот, принуждает существо распределять свои ощущения на угрожающие, приятные и нейтральные, стремясь, по возможности, к приятным. И ведут существо к приятному прежде всего не размышления об этом приятном и его достижении так или иначе, а подспудная неудовлетворенность тем, что имеется, поскольку неудовлетворенность означает, в сущности, стремление к более приятному с помощью имеющегося у организма информационного центра, который, в значительной степени, представляет собой аппарат мышления.
  Однако программы действий, заложенные в каждый организм, в человеке дополняются программами, настроенными на проектно-целевые действия с соответствующей мыслительной подготовкой.
  Если программы всех живых существ настроены лишь на адаптивную деятельность, то программы действий человека кардинально расширились в сторону приобретения им возможности ставить цели и достигать их, применяя появившиеся у него способности к творчеству, проникая в своих идеях в будущее, и тем самым владея временем, то есть осознавая себя в нем, тогда как животные ограничиваются всегда только настоящим в виде ощущений.
  Объем информационных потоков в этом случае резко возрастает, окружающая среда начинает под воздействием этих существ целенаправленно изменяться, меняя вместе с тем и их самих в намного более быстром темпе, чем это происходило ранее.
  То есть человек в своих сообществах попадает в поле всё более увеличивающихся информационных потоков, которые воспринимаются его органами чувств, развивая как их, так и органы управления организма, вследствие чего, например, масса человеческого мозга по сравнению с массой мозга приматов, выросла за примерно два миллиона лет в несколько раз.
  Таким образом, эволюция интегрально представляет собой постепенное накопление разнообразных, более или менее сложных живых существ, появляющихся и исчезающих в ходе естественного отбора в течение миллиардов лет.
  Эти существа характеризуются полной слитностью с окружающей средой вследствие неспособности самостоятельно отделиться от нее именно из-за того, что записанная в генах каждого живого существа программа действий определяет его как составной элемент живой среды, единственной опорой которого является инстинктивно-рефлекторная деятельность, но никак не субъекта сознательно-целевого воздействия на окружающую среду.
  Поэтому появление человека как бы прерывает ход эволюции, создавая проблему, которую наука до сих пор не смогла разрешить.
  Попытка создать живое существо сборкой в виде точной биологической копии с геномом оказалась неудачной.
  Единственный вывод, который можно сделать из этого факта состоит в том, что организмы в своем многообразии способны ощущать и желать, или даже понимать собственное существование не только вследствие способности мыслить благодаря работе органа, управляющего обработкой поступающей информации, не вследствие идеальной конструкции всех частей тела, а также не в обладании ими органов чувств, а чему-то или кому-то иному.
  Дело в том, что любое живое существо, кроме интеллекта, который, по сути, технически обрабатывает поступающие через органы чувств сведения (интеллект имеется и у искусственных запрограммированных созданий), управляя функционированием собственного организма, то есть превращая эти сведения в понятную для использования живым существом информацию, начиная с клеточной структуры, обязано иметь как бы руководителя-потребителя этой информации, пришедшего со стороны, для решения этим руководителем текущих задач или достижения целей, поставленных им, будь то проблемы выживания, стремление получения наиболее приятных ощущений или осознание себя в этом мире ради познания и изменения этого мира.
  Интеллект любого организма, представленный блоком обработки информации и блоком управления функциями организма (своего рода биологический внутренний компьютер) не включается без этого "внутреннего" руководителя и потребителя поставляемой информации.
  Другими словами, этот невидимый потребитель информации и руководитель действиями живого существа заставляет интеллект в форме биологического внутреннего компьютера работать только в момент собственного проявления в существе, точнее, в его зародыше, что тут же делает это существо живым (активным, а впоследствии и способным к размножению), а при исчезновении этого потребителя, или хозяина живого существа, либо серьезном сбое в его носителе, например, разрушение нейронных цепей, органов чувств или болезнь других важнейших органов, интеллект этого организма, несмотря на сохранение его основы в виде органической структуры, лишившись своего руководителя, теряет свою активность - прекращает действовать (смерть существа) или же информация, поставляемая интеллектом этому руководителю-хозяину, не находит должного применения (сумасшествие).
  Этот руководитель, не воспринимаемый никакими средствами, использует любой организм на любом уровне его сложности для собственных целей, получая для себя жизнь во всех ее проявлениях.
  Однако, посредством человека этот руководитель приобретает понимание собственного существования не только благодаря способности наблюдать, ощущать и мыслить, но и через способность творить, решая различные задачи, ставя перед собой определенные цели и стремясь достигнуть их.
  Всё это позволяет ему коренным образом преобразовывать свое окружение на основе накопления знаний о мире и о себе в лице живого, и поэтому этот руководитель называется сознанием.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"