Низовцев Юрий Михайлович : другие произведения.

О возникновении и сущности самосознания

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    До сих пор только психология признает самосознание. Однако возникновение и сущность сознания и самосознания психология объясняет только в рамках их внешних проявлений. Попытка расширить эти рамки на основании нового подхода к ним сделана здесь.

  
  
  Ключевые слова: сознание, самосознание, сущность, человек, живое, окружающая среда, общество, время, голограмма, отношения.
  
  Известно два основных подхода к проблеме сознания.
  Религия, именуя сознание душой, полагает что она существует вечно.
  Наука считает, что сознание есть производное материи.
  Религия предлагает принять свой подход на веру.
  Наука тоже недалеко ушла от религии, поскольку не только не смогла произвести экспериментально сознание из материи, но и до сих пор так и не определила, что такое материя и откуда она взялась, так как сомнительно, что она появилась из ничего в результате всё равно чего, например, Большого взрыва, либо ее породили квантовые состояния, или она не что иное, как содержание искусственной матрицы, производимой непонятно кем, либо материя вместе со всем прочим, в том числе и сознанием была произведена по Божьему велению.
  Но что тогда есть Бог и откуда он сам взялся с такими соображениями и полномочиями.
  Получается полный тупик.
  Ясно только одно: мироздание должно быть вечным. Тогда не потребуется что-то кому-то или чему-то делать нечто из ничего. Кроме того, мироздание должно быть всем и вместе с тем - ничем. Тогда, правда, придется прояснить, как это всё производится ничем, и что же тогда это ничто?
  Однако к этой ясности как-то никто особенно не стремится.
  На наш взгляд, помощь в прояснении закоснелых мозгов в этом занимательном деле может оказать сравнительно недавнее открытие голографии. Правда, это открытие можно интерпретировать по-разному.
  Поэтому сначала приведем результаты этого открытия и некоторые соображения из него.
  Группой физиков под руководством Ален Аспект (Alain Aspect) в Парижском университете в 1982 году было обнаружено, что в определенных условиях элементарные частицы, например, электроны, способны мгновенно сообщаться друг с другом независимо от расстояния между ними. Иначе говоря, каждая частица всегда знает, что делает другая, независимо от расстояния между ними.
  На этой экспериментальной основе была разработана теория голографической вселенной, любая частица которой есть голографическая проекция единственной реальности. В качестве следствия этой теории было предположено, что, что физическая плотность мира есть голографический набор частот, и, в частности, сам человек есть голограмма.
  Физик лондонского университета Дэвид Бом (David Bohm) вывел из этого эксперимента основной постулат: "Новая форма понимания, вероятно, может быть названа Нераздельной Целостностью в Текучем Движении". Эта точка зрения подразумевает, что поток, в каком-то смысле, предшествует самим "вещам", чьё зарождение и растворение происходит в этом потоке. Бом отмечает, что "каждая относительно самостоятельная и устойчивая структура должна пониматься не в качестве чего-то независимо и постоянно существующего, но скорее в качестве производной, рождённой в целостном движении потока и, в конце концов, растворяющейся в этом же потоке. То, как она порождается и поддерживает своё существование, следовательно, зависит от её локальной функции внутри потока".
  По Бому, движение и есть то, что первично; а то, что кажется нам постоянными структурами есть лишь относительно автономные подчинённые сущности, проявляющиеся из цельности текучего движения и затем растворяющиеся обратно в него в нескончаемом процессе становления. Можно также полагать, что Бом из открытия Aspect вывел: объективной реальности не существует и что, несмотря на ее очевидную плотность, вселенная в своей основе - фантазм, гигантская, роскошно детализированная голограмма [1].
  Вспомним, что такое голограмма.
  Голограмма в ее простейшем виде представляет собой трехмерную фотографию, сделанную с помощью лазера. Чтобы изготовить голограмму, прежде всего фотографируемый предмет должен быть освещен светом лазера. Тогда второй лазерный луч, складываясь с отраженным светом от предмета, дает интерференционную картину, которая может быть зафиксирована на пленке. Готовый снимок выглядит как бессмысленное чередование светлых и темных линий. Однако, стоит лишь осветить снимок другим лазерным лучом, как появляется трехмерное изображение исходного предмета. Трехмерность - не единственное свойство, присущее голограмме. Если голограмму с изображением яблока разрезать пополам и осветить лазером, каждая половина будет содержать целое изображение того же яблока. Если же продолжать разрезать голограмму на более мелкие кусочки, на каждом из них мы вновь обнаружим изображение объекта в целом. В отличие от обычной фотографии, каждый участок голограммы содержит информацию обо всем предмете, но с пропорционально соответствующим уменьшением четкости.
  Принцип голограммы "все в каждой части" позволяет принципиально по-новому подойти к вопросу организованности и упорядоченности. Голограмма показывает, что некоторые вещи в мироздании не поддаются исследованию аналитическим методом: рассечь предмет и изучить его составные части. Если будем рассекать что-либо, устроенное голографически, то не получим частей, из которых оно состоит, а получим то же самое, но с меньшей точностью.
  В связи с этим интерпретация работ Аспект Бомом такова: он уверен, что элементарные частицы взаимодействуют на любом расстоянии не потому, что они обмениваются некими таинственными сигналами между собой, а потому, что их разделенность иллюзорна. Он пояснял, что на каком-то более глубоком уровне реальности такие частицы являются не отдельными объектами, а фактически расширениями чего-то более фундаментального. Чтобы это лучше уяснить, Бом предложил следующую иллюстрацию.
  Представьте себе аквариум с рыбой. Вообразите, также, что вы не можете видеть аквариум непосредственно, а можете наблюдать только два телеэкрана, которые передают изображения от камер, расположенных одна спереди, другая сбоку аквариума. Глядя на экраны, вы можете заключить, что рыбы на каждом из экранов - отдельные объекты. Поскольку камеры передают изображения под разными углами, рыбы выглядят по-разному. Hо, продолжая наблюдение, через некоторое время вы обнаружите, что между двумя рыбами на разных экранах существует взаимосвязь. Когда одна рыба поворачивает, другая также меняет направление движения, немного по-другому, но всегда соответственно первой; когда одну рыбу вы видите в анфас, другую непременно в профиль. Если вы не владеете полной картиной ситуации, вы скорее заключите, что рыбы должны как-то моментально общаться друг с другом, чем что это случайное совпадение.
  Бом утверждал, что подобный феномен происходит с элементарными частицами в эксперименте Аспект. Согласно интерпретации Бома, явное сверхсветовое взаимодействие между частицами говорит нам, что существует более глубокий уровень реальности, скрытый от нас, более высокой размерности, чем наша, как в аналогии с аквариумом. И, он добавляет, мы видим частицы раздельными потому, что мы видим лишь часть действительности. Частицы - не отдельные "части", но грани более глубокого единства, которое в конечном итоге так же голографично и невидимо, как упомянутое выше яблоко. И поскольку все в физической реальности состоит из этих "фантомов", наблюдаемая нами вселенная сама по себе есть проекция, голограмма.
  Вдобавок к ее "фантомности", такая вселенная может обладать и другими свойствами. Если очевидная разделенность частиц - это иллюзия, значит, на более глубоком уровне все предметы в мире могут быть бесконечно взаимосвязаны. Электроны в атомах углерода в нашем мозгу связаны с электронами каждого плывущего лосося, каждого бьющегося сердца, каждой мерцающей звезды. Все взаимопроникает со всем, и, хотя человеческой натуре свойственно все разделять, расчленять, раскладывать по полочкам все явления природы, все разделения по необходимости искусственны, и природа в конечном итоге предстает безразрывной паутиной. В голографическом мире даже время и пространство не могут быть взяты за основу. Потому что такая характеристика, как положение, не имеет смысла во вселенной, где ничто на самом деле не отделено друг от друга; время и трехмерное пространство, как изображения рыб на экранах, необходимо будет считать не более чем проекциями. На этом, более глубоком уровне, реальность - это нечто вроде суперголограммы, в которой прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно. Это значит, что с помощью соответствующего инструментария может появиться возможность проникнуть вглубь этой суперголограммы и извлечь картины давно забытого прошлого. Что еще может нести в себе голограмма - еще далеко не известно.
  Бом говорит: "Предположим, например, что голограмма - это матрица, дающая начало всему в мире, как минимум, в ней есть все элементарные частицы, которые принимали или будут когда-то принимать любую возможную форму материи и энергии, от снежинок до квазаров, от голубых китов до гамма-лучей. То есть в ней есть все".
  Хотя Бом и признавал, что у нас нет способа узнать, что еще таит в себе голограмма, он брал на себя смелость утверждать, что у нас нет причин, чтобы предположить, что в ней больше ничего нет. Иначе говоря, возможно, голографический уровень мира - просто одна из ступеней бесконечной эволюции [там же].
  На наш взгляд, Бом слишком увлекся физической стороной мироздания, забыв про сознание, которое не только должно присутствовать в этой картине мироздания, но принимать в нем активное участие именно потому, что имеет явственное отличие от мертвой материи, каковой бы эта материя ни была.
  Мы предположили, что обосновать вечность мироздания и описать предполагаемый механизм его бесконечного функционирования на основе активной и пассивной составляющих его в поле информации можно на основе гипотезы о голографической прокладке мироздания, изложенной подробнее, например, в моей работе "Всё и ничто" [2].
  Эта модель мироздания отличается свойствами, которые объясняют, как наличие вечной жизни, так и роль сознания (активного) и пассивных объектов в бытии. Кроме того, эти свойства предполагают определенную структуру вечного мироздания, в которой бытие является производным голографической проекции вневременной бесконечности, имеющей через эту проекцию обратную связь с бытием, за счет чего обеспечивается как стабильность мироздания, так и развитие сознания (активного), являющегося движителем всего сущего.
  Предложенная модель мироздания на основе голограммы объединяет естественный, вечный ход событий и искусственную роль сознания в бытии, на которую намекали авторы матричной гипотезы мироздания в лице её создателя [3].
  Поскольку эта статья посвящена самосознанию, постольку ознакомиться с моей интерпретацией мироздания с соответствующей голографической прокладкой, а также других моделях мироздания, в том числе и матричной, с соответствующей их критикой можно в других моих работах, в частности, выложенных в журнале "Топос" (РФ) и сайте Litres.ru на русском языке, а на английском языке - на сайте Amazon, например, "Мироздание - голограмма в основе или матрица (критический обзор)?" [4].
  Однако, надо отметить, что в голографичной модели мироздания главную роль играет активное (сознание), проявляясь в поле информации в нескольких своих ипостасях.
  Потому в данной модели мироздания снимается соображение атеистов о несомненной предпочтительности возникновения сознания из вечной материи, как и противоположные соображения лагеря идеалистов, поскольку активное и пассивное в мироздании, существующие вечно, равноправны.
  Кроме того, снимается проблема возникновения всего из ничего, поскольку показано, что ничто и есть всё, а также показано, что бытие есть производное скрытой от нас голограммы на основе вневременной бесконечности, и это бытие со всеми ее планетами, галактиками и прочим - неживым и живым -формируется под управлением активной компоненты голограммы посредством живых существ, преобразовываясь из частотно-информационной формы в более плотную материю бытия, не испытывая препятствий, например, в формировании генома живых существ с программами на белковом носителе, которые могут быть программами, предусматривающими как сугубо адаптивную деятельность живых существ, так и с программами, совмещающими в себе и адаптивные, и самодеятельные, то есть провоцирующие целенаправленную и креативную деятельность живых существ.
  Подтверждением вечного активного присутствия сознания в мироздании являются следующие следствия его действия в бытии, способствующие его собственному развитию в живом.
  Неизменность мировых констант, отклонение от которых в любую сторону делает невозможным существование упорядоченного мира, резонно приводит к выводу, что эти константы были кем-то или чем-то когда-то запрограммированы.
  Структура галактик с их звездами, планетными системами, функционирующих по таким законам, которые позволяют создать условия для существования жизни на отдельных планетах, является практически идеальной.
  В частности, таким примером идеальной экзопланеты является Земля, которая находится на оптимальном расстоянии от Солнца, обеспечивающим прогрев ее поверхности в пределах, не позволяющих уничтожить живые существа в их разнообразии. Атмосфера Земли с ее озоновым слоем, а также магнитное поле Земли препятствуют проникновению к ее поверхности вредных для биологических существ излучений и высокоэнергетичных частиц. Размеры Земли и ее масса создают приемлемую силу тяжести, а наклон оси вращения дает возможность более-менее равномерно нагревать и периодически освещать территорию планеты.
  Текущее время каждого человека, как и всех его сообществ, уплотняется с увеличением потребляемых ими информационных потоков, завершаясь для каждой технологической цивилизации информационным коллапсом. То есть процесс возникновения, формирования и развития цивилизаций идет на всех планетах, пригодных для обитания людей, бесконечно, но дискретно.
  Известная нам вселенная развивается не хаотично
  Каждая клетка живого существа имеет программы роста и развития на белковом носителе (геном).
  В отношении обеспечения именно вечного существования мироздания неким высшим существом можно попытаться вычленить те непротиворечивые атрибуты, которыми оно должно обладать как реальная основа функционирования этого мироздания.
  Надо полагать, Высшее существо может быть представлено в двух ипостасях - проявленной и непроявленной, а именно: Высшее существо (бог) проявляется в живом, и вместе с тем он представляет собой непроявленную сущность всего.
  Надо полагать, такое Высшее существо, должно обладать вечным сознанием, и в этом отношении быть бесконечным и вневременным, составляя потенциально Всё, что было, есть и будет в бытии, - и активное, и пассивное. Поэтому Высшее существо в этой ипостаси можно назвать непроявленным Богом вечности.
  Вместе с тем это же Высшее существо должно находиться и в иной ипостаси, связанной с временем.
  Оно должно обладать возможностью распространения собственного сознания как на частотную основу бытия - голограмму, так и на производное от нее бытие, то есть быть всепроникающим для того, чтобы проявлять его в пространстве и времени, и тем самым, брать это бытие на себя, использовать его для собственного развития.
  Поэтому Высшее существо не может не находится во времени и должно быть постоянно меняющимся, а не неизменным, то есть в этой ипостаси оно проявляется как Бог времени голограммы, в которой каждая частица активного совпадает с целым активным, и которая служит своего рода мостом между вневременной бесконечностью и формируемым им бытием.
  Вместе с тем голограмма содержит в себе и пассивное. Поэтому проявленный Бог времени охватывает каждый "момент" в голограмме и прошедшее, содержащееся в базе данных, и настоящее, то есть то, что было, и то что есть, так как любой ее участок совпадает со всей голограммой.
  Раз это Высшее существо всё время меняется, оно не может быть всеведущим и всемогущим, но может в вечности стремиться к этому, постигая все неисчислимые и многообразные оттенки бытия, ошибаясь и исправляя содеянное в своих активных частицах в живом, находя именно в этом прелесть и смысл собственного существования, точнее, жизни в этом вечно меняющемся бытии.
  При этом, для собственной реализации это Высшее существо должно быть разделенным, чтобы действовать через свои частицы в конечных (смертных) существах, временно оживляя их и делая разумными в той или иной степени, но не знающими, что они функционируют, хотя и по собственной воле в качестве человека, но при представительстве того же Бога в каждом таком разумной существе, как следствии той же голограммы.
  Всё же остальное (пассивное) в бытии является базой и условием для развития частиц Высшего существа в ипостаси Бога времени, и он должен быть как разделенным и вездесущим, так и единым, и целостным, что вполне возможно на разных уровнях, поскольку нам известен соответствующий этому голографический принцип [1; 2].
  Таким образом, для этого Высшего существа не требуется непонятно какого надмирного места и непонятной бестелесности, и оно является высшим, то есть сознательным и, в определенной степени, ведущим звеном вечно и многообразно меняющегося в создаваемом им через живое общем времени бытия и собственном времени каждого из бесчисленных живых существ, или со-бытия для этого Высшего существа.
  Таким образом, это Высшее существо можно обозначить как Единое сознание, или Бог в двух ипостасях - непроявленной (вневременной) и проявленной (временной).
  Единое сознание само и без какого-либо давления формирует копии вещей из вневременной бесконечности в виде являющегося так, как оно может их распознать в соответствии с имеющимся у него на данный момент и на данном уровне развития разумением: в это являющееся Единое сознание само уже в качестве каждого индивидуального сознания может углубляться в дальнейшем.
  Тем самым единое в своем множестве сознание само устанавливает порядок вещей.
  Однако сознание в живом среди вещей тут же подпадает под этот, им же установленный порядок. "Спасает" ситуацию от дурной бесконечности то, что единое сознание "работает" с конечным и может начать свою работу заново, так же как и любое индивидуальное сознание в живом может попытаться исправить содеянное им ранее в ходе последующих стадий развития.
  Что касается гипотезы матрицы, в которой мы, якобы, пребываем, то данное предположение отметается только одним экспериментальным фактом: жизнь в естественной реальности симулировать подобно компьютерной игре невозможно чисто технически. Этот факт, как результат исследований связи гравитационных аномалий и сложностью квантовых вычислений в 2017 года, показала публикация в журнале "Science Advances" физиков из Оксфордского университета З. Рингеля и Д. Коврижина.
  Они, попытавшись заняться компьютерным моделированием квантовых явлений в металлах, обнаружили доказательство того, что такое моделирование невозможно в принципе, поскольку сложность этого моделирования, измеряемая количеством часов работы процессора, объемом памяти и расходом электроэнергии, возрастает пропорционально количеству частиц, подлежащих моделированию.
  Иначе говоря, в случае экспоненциального роста вычислительных ресурсов даже для хранения информации о нескольких сотнях электронов в памяти компьютера потребуется память в пересчете на атомы по численности большая, чем количество атомов, имеющихся во вселенной [5].
  Не получается даже моделировать биологические и химические процессы человеческого организма в их естественном виде.
  Кроме того, надо отметить в этом же контексте, что все попытки биологов-генетиков создать искусственным способом живое существо не увенчались успехом. Это указывает на иное соотношение неодушевленной материи и сознания по сравнению с воззрениями материалистов, да и сама сущность сознания не определена наукой.
  Модель мироздания на основе голограммы показывает, что ее основным действующим лицом является единое сознание (активное). Оно же представляет всё живое в бытии в виде своих частиц - индивидуальных форм сознания, а совпадение каждого отдельного активного (сознания) в живом существе с единым активным (единым сознанием) в голограмме означает их неразрывную вневременную связь как с единым сознанием, так между собой в бытии через него. В частности, именно по этой причине единое сознание обеспечивает автоматическое функционирование организма каждого живого существа и всех сообществ живых существ.
  Кроме того, единое сознание представляет вневременную бесконечность в той ее условной части, которая "содержит" активное.
  Единое сознание во всех своих ипостасях решает две основные задачи: собственное бесконечное развитие через живое в текущем времени и удержание через живое мироздания в стабильном состоянии, поскольку непреходящая активность живых существ в виде их постоянного обновления на всех уровнях не только обеспечивает их собственное существование, в частности, в форме биологической жизни, но и удерживает их самих и формируемые ими вещи в виде известного нам бытия, без которого мироздание не может проявляться, то есть мироздание без живых существ можно квалифицировать, как небытие.
  Поэтому единое сознание не может не быть вечным, представляя собой в одной ипостаси бесконечность и вневременность, как бы содержа то, что было, есть и будет.
  Вместе с тем, в другой своей ипостаси единое сознание проявляется через голографическую проекцию вневременной бесконечности во времени как бытие, то есть в вечном развитии посредством обновления живых существ вместе со всей инфраструктурой бытия благодаря частотной основе голографической проекции вневременной бесконечности, охватывая в бытии то, что есть и было.
  Дополнительным доказательством возможности активного присутствия в мироздании сознания в его единстве благодаря неразрывной вневременной связи всех его бесчисленных частиц является постепенное создание на планетах типа Земли (экзопланеты) приемлемых условий для существования и развития живых существ, которые могли появиться только при условии введения в биоматериал на протеиновой основе программ метаболизма, роста и развития в форме генома посредством единого сознания.
  Такую возможность показал известный эксперимент.
  Существует возможность переноса в трехмерное измерение копий тех или иных программ сначала для того, чтобы положить начало жизни на первоначально появившихся планетах этого измерения нашей вселенной при образовании на них подходящих условий для возникновения и развития органической жизни. Известно, что луч света может быть модулирован сигналом, несущим информацию, которая способна задавать определенные программы развития или корректировать имеющиеся программы. В частности, в Институте проблем управления РАН образец ДНК помещали между лазером и внешним зеркалом. И прямой, и отраженный лучи не только воспринимали генетическую информацию, но и излучали ее в соответствующем диапазоне.
  Аналогичный перенос, надо полагать, так же возможен после прохождения того или иного цикла усложнения и появления в результате на одной из планет высокоорганизованных животных типа приматов, то есть существ, наиболее подходящих по своим потенциальным возможностям к дальнейшей общественной трудовой деятельности и для проявления зачатков сознания. В геном обезьяны, который на 99% совпадает с "человеческим" геномом по структуре, возможен перенос копий программ, реагирующих по постороннее (со стороны единого сознания) воздействие по другой схеме, организующей взаимодействие со средой уже не на уровне лишь адаптивности к ней, а на уровне попыток управления этой средой целенаправленно и креативно, то есть на уровне осознанной самоорганизации и самодеятельности..
  С развитием других, более поздних, планетных систем вселенной на подходящие по условиям для образования жизни планеты так или иначе, например, метеоритами, заносится простейшая живая клетка с геномом, и процедура биологического усложнения живых организмов повторяется. Правда, такого рода клетка должна обладать способностью к длительной консервации в условиях негативного воздействия низких температур в космосе наряду с жесткими космическими излучениями.
  Надо отметить, что эта процедура носит более сложный - нелинейный - характер. Программы для сборки геномов могут иметь множество вариаций, но подбор их и соответствующий перенос или модификация "на месте", в частности, для появления человека возможна только при условии уже создавшейся благоприятной среды. Подробнее об этом будет сказано ниже.
  Принятая в настоящее время научная хронология появления и развития живого такова [6].
  Четыре миллиарда лет назад на Земле, как выражаются генетики, загадочным образом возникла РНК. Они считают, что она образовалась самопроизвольно из появившихся на первобытной Земле более простых органических молекул. Генетики полагают, что древние молекулы РНК имели функции носителей генетической информации и белков-катализаторов, они были способны к репликации (самоудвоению), мутировали и подвергались естественному отбору. В современных клетках РНК не имеют или не проявляют этих свойств, но играют очень важную роль посредника в передаче генетической информации с ДНК на рибосомы, в которых происходит синтез белков.
  В качестве комментария к вышеприведенному утверждению можно сказать, что это скорее фантастичное, чем обоснованное хоть чем-то утверждение. Отметим также, что оно появилось, по-видимому, потому, что материалисты-ученые, монополизировавшие науку, категорически не могли допустить более близкого к истине объяснения, не относящегося к их "стройной" теории возникновения и развития всего живого из неживого вплоть до "сознательно" мыслящих существ, в частности, и их самих, которые в угоду устоявшейся и доминирующей концепции все время сознательно лгут.
  3,9 миллиарда лет назад появились одноклеточные организмы, которые, вероятно, выглядели, как современные бактерии, и архебактерии. В результате жизнедеятельности фотосинтезирующих цианобактерий в океане появился кислород, а примерно через 1 миллиард лет после этого он начал накапливаться в атмосфере. Сначала образовавшийся кислород взаимодействовал с растворённым в воде железом, что привело к появлению окислов железа, которые постепенно осаждались на дне. Так, в течение миллионов лет с участием микроорганизмов возникли залежи железной руды.
  Затем, когда основное количество железа в океанах подверглось окислению и уже не могло связывать кислород, он в газообразном виде ушёл в атмосферу.
  После того как фотосинтезирующиеся цианобактерии создали из углекислого газа определённый запас богатого энергией органического вещества и обогатили земную атмосферу кислородом, возникли новые бактерии - аэробы, которые могут существовать только в присутствии кислорода. Кислород им необходим для окисления (сжигания) органических соединений, а значительная часть получаемой энергии превращается в биологически доступную форму - аденозинтрифосфат (АТФ). Этот процесс энергетически очень выгоден: анаэробные бактерии при разложении одной молекулы глюкозы получают только две молекулы АТФ, а аэробные бактерии, использующие кислород, - 36 молекул АТФ.
  С появлением достаточного для аэробного образа жизни количества кислорода появились и эукариотные клетки, имеющие в отличие от бактерий ядро и такие органеллы, как митохондрии, лизосомы, а у водорослей и высших растений - хлоропласты, где совершаются фотосинтетические реакции.
  Два миллиарда лет назад появились сложноорганизованные эукариотные клетки, когда одноклеточные организмы усложнили своё строение за счёт поглощения других прокариотных клеток. Одни из них - аэробные бактерии - превратились в митохондрии - энергетические станции кислородного дыхания. Другие - фотосинтетические бактерии - начали осуществлять фотосинтез внутри клетки-хозяина и стали хлоропластами в клетках водорослей и растений. Эукариотные клетки, имеющие эти органеллы и чётко обособленное ядро, включающее генетический материал, составляют все современные сложные формы жизни - от плесневых грибов до человека.
  1,2 миллиарда лет назад, как считают биологи, произошёл взрыв эволюции, обусловленный появлением полового размножения и ознаменовавшийся появлением высокоорганизованных форм жизни - растений и животных [там же].
  Сопоставляя "научное" представление о "загадочном" возникновении на Земле РНК из простых органических молекул" и реальное появление столь сложных биологических структур как даже простейшая клетка с геномом извне, то есть программой искусственного происхождения, и развитием из них всех остальных видов органической материи в ходе длительной цепочки изменений, приходится отдать предпочтение второму.
  Фактически в пользу второго говорит и высказывание самих генетиков: "Сегодня считается, что протобионты представляли собой молекулы РНК, но не ДНК, так как доказано, что процесс эволюции шел от РНК к белку, а затем к образованию молекулы ДНК, у которой С-Н связи были более прочными, чем С-ОН связи у РНК. Однако понятно, что молекулы РНК не могли возникнуть в результате плавного эволюционного развития. Вероятно, имел место скачок со всеми чертами самоорганизации вещества, механизм которого к настоящему времени не ясен". (grandars.ru»shkola...proishozhdenie-cheloveka.html).
  По этому поводу можно только выразиться так: если что-то еще непонятно, то лучше промолчать, а не развивать на основе этого непонятого целую фундаментальную теорию биологической эволюции.
  Однако при всем этом "подвешенным" остается следующий вопрос: каким образом все же первоначально возникли хотя бы простейшие клеточные структуры с геномом, если самообразоваться на Земле они не могли?
  Действительно, геном простейшей клетки бактерии, дающий ей возможность размножаться, представляет собой следующее образование.
  Бактериальный геном состоит из генетических элементов, способных к самостоятельной репликации, т. е. репликонов. Репликонами являются бактериальная хромосома и плазмиды.
  Наследственная информация хранится у бактерий в форме последовательности нуклеотидов ДНК, которые определяют последовательность аминокислот в белке. Каждому белку соответствует свой ген, т. е. дискретный участок на ДНК, отличающийся числом и специфичностью последовательности нуклеотидов.
  Бактериальная хромосома представлена одной двухцепочечной молекулой ДНК кольцевой формы. Размеры бактериальной хромосомы у различных представителей царства Procaryotae варьируются. Бактериальная хромосома формирует компактный нуклеоид бактериальной клетки. Бактериальная хромосома имеет гаплоидный набор генов. Она кодирует жизненно важные для бактериальной клетки функции.
  Плазмиды бактерий представляют собой двухцепочечные молекулы ДНК. Они кодируют не основные для жизнедеятельности бактериальной клетки функции, но придающие бактерии преимущества при попадании в неблагоприятные условия существования.
  В состав бактериального генома, как в бактериальную хромосому, так и в плазмиды, входят подвижные генетические элементы. К подвижным генетическим элементам относятся вставочные последовательности и транспозоны.
  Вставочные (инсерционные) последовательности, IS-элементы - это участки ДНК, способные как целое перемещаться из одного участка репликона в другой, а также между репликонами. Они содержат лишь те гены, которые необходимы для их собственного перемещения - транспозиции: ген, кодирующий фермент транспозазу, обеспечивающую процесс исключения IS-элемента из ДНК и его интеграцию в новый локус, и ген, детерминирующий синтез репрессора, который регулирует весь процесс перемещения.
  Отличительной особенностью IS-элементов является наличие на концах вставочной последовательности инвертированных повторов. Эти инвертированные повторы узнает фермент транспозаза. Транспозаза осуществляет одноцепочечные разрывы цепей ДНК, расположенных по обе стороны от подвижного элемента. Оригинальная копия IS-элемента остается на прежнем месте, а ее реплицированный дупликат перемещается на новый участок.
  Перемещение подвижных генетических элементов принято называть репликативной или незаконной рекомбинацией. Однако, в отличие от бактериальной хромосомы и плазмид, подвижные генетические элементы не являются самостоятельными репликонами, так как их репликация - составной элемент репликации ДНК репликона, в составе которого они находятся.
  Известно несколько разновидностей IS-элементов, которые различаются по размерам и по типам и количеству инвертированных повторов. Транспозоны - это сегменты ДНК, обладающие теми же свойствами, что и IS-элементы, но имеющие структурные гены, то есть - гены, обеспечивающие синтез молекул, обладающих специфическим биологическим свойством, например, токсичностью. (См., напр., vmede.org»index.php?topic=589.0)
  Итак, простейший геном на поверку оказывается сложнейшей структурой, придающей клетке простейшего организма - бактерии - свойство быть живой, то есть размножаться, взаимодействовать со средой, меняться, развиваться, преобразовываясь постепенно в ходе тех или иных изменений в более сложные живые организмы.
  Поэтому, опираясь на обнаружение примерно 4 миллиарда лет назад, если, конечно, это датировка верна, попавших в земные породы с метеоритами бактерий, можно констатировать: геном, являющийся основой для дальнейшего развития, не мог самособраться.
  Наиболее вероятным объяснением появления клеток с подобным геномом является внешнее относительно Земли пространство, если, конечно, эти бактерии таковы, что температура и излучения в космосе их не убивают. С этих простейших клеток, для размножения и развития которых на Земле когда-то оказались подходящие условия: сила тяжести, соответствующая газовая атмосфера, атмосферное давление, водный режим, перепады температуры на поверхности планеты, уровень магнитных и электромагнитных полей и т. д., началось развитие живого на Земле.
  В свое время знаменитый физик Гейзенберг по поводу открытия генетического кода, который можно назвать и программой на биологическом носителе, заявил, что случайного образования столь неимоверно сложного образования как геном за любой мыслимый срок просто не могло произойти и остается только думать о его божественном происхождении.
  К сожалению, мысль о божественном происхождении генома, по сути дела, ничего не объясняет.
  Предложенная нами голографическая модель так же объясняет появление на Земле миллионы, десятки и сотни миллионов лет назад цивилизаций, подобных нынешней, судя по найденным многочисленным артефактам, наличие которых эволюционная теория объяснить не в состоянии [7].
  Срок функционирования этих технологических цивилизаций (6-8 тысяч лет) не сопоставим с миллиардами или, по меньшей мере, сотнями миллионов лет, которые заняло изменение земной среды с образованием кислородной атмосферы на планете, растительности на суше, океанов с живущими в них организмами.
  В результате этой деятельности, постепенно образовалась биосфера вполне пригодная для жизни и развития высокоорганизованных организмов, в том числе и людей, объединенных в сообщества. Только вот высокоорганизованные организмы в виде приматов появились не скоро - через сотни миллионов лет.
  Зададимся вопросом: разве не резонно использовать этот промежуток лет, поместив в подходящую биосферу коллективы людей при наличии такой возможности, если человеческие цивилизации уже давно функционируют на других планетах.
  Земля - довольно поздно образовавшаяся планета, если считать от начала образования вселенной. Аналогичные по строению и условиям для развития жизни планеты более ранних звездных систем уже сформировались за миллиарды лет до нее и на них вполне могли бы существовать человеческие цивилизации по образцу нашей.
  Судя по тому, какими технологиями обладает нынешняя земная цивилизация, планетарные технологии трехмерного мира не позволяют осуществлять межзвездные путешествия. Да и, как это будет детально показано ниже, технологические цивилизации кратковременны: с момента зарождения культуры, городов, государств до распада цивилизации с полным исчезновением или с впадением в дикость проходят не сотни тысяч и даже не десятки тысяч лет.
  Поэтому для более высоких измерений, точнее, для единого сознания голографической проекции вневременной бесконечности, вполне резонным было бы использовать подобного рода свободную "площадку" для локальных человеческих сообществ с дальнейшим их развитием в цивилизованные сообщества с прохождением полного цивилизационного цикла. Так как высокоорганизованных животных в это время еще не имелось, очевидно, данная проблема не может быть решена методом перестройки их генома под "человеческую программу", но может быть решена методом переноса людей, точнее, их копий с других планет на искомые, пока еще не занятые планеты.
  Так как для единого сознания не существует расстояний нашего трехмерного мира, "воспроизвести" начальное число людей, находившихся на низшей стадии цивилизации у себя на планете, для формирования локальной колонии в данном случае на Земле, к примеру, 100 или 200 миллионов лет назад не представляется невероятным. Собственно, это подтверждается рядом артефактов, которые в изобилии предоставляет "запретная" археология, но которые противоречат общепринятой теории эволюции [там же].
  Как это делается чисто технически, сказать трудно, но наличие артефактов подтверждает то, что данная проблема вполне решаема.
  Перейдем теперь к некоторым критическим аспектам обсуждения проблемы сущности и возникновения самосознания, характерного в силу заложенной в его геном программы, только для человека, которое уводит его, в отличие от прочих живых существ, от одного только адаптивного поведения в окружающей среде к целевому и даже креативному.
  Если опираться на теорию Дарвина, то получается, что эволюция живых организмов привела их к появлению высокоразвитых обезьян - приматов. Однако приматы до сих пор пребывают в статусе животных, и не более того.
  Поэтому вряд ли эволюция живых организмов "виновна" в появлении столь отличного от обезьян существа - человека, хотя внешне и по многим поведенческим особенностям он похож на них.
  Можно долго вести спор о том, кто "вылепил" такое странное существо - человека - эволюция, Бог, еще кто-то или что-то.
  Спор этот смысла не имеет, поскольку прямые доказательства вмешательства в процесс эволюции сиюсторонних или потусторонних сил отсутствуют.
  Однако косвенные доказательства этого вмешательства наличествуют, и они были приведены выше.
  Трактовать их можно по-разному, но, безусловно то, что в развитии живой природы ведущую роль играло и играет сознание, присущее даже простейшим существам: бактериям, вирусам, водорослям и т. п.
  Естественно, в конкурентной борьбе организмов за выживание сознание развивалось, найдя со временем себе опору в нервных клетках, совокупность которых оказалась способной наиболее эффективно обрабатывать информацию, доставляемую теми или иными органами чувств через те же нервные клетки путем сложных электрохимических реакций и импульсной передачи полученных данных в нейронные центры.
  Любопытно, что процесс развития живых организмов нарушает закон неубывания энтропии тем, что на каждой обитаемой планете происходит упорядочивание и усложнение ее оболочки вплоть до возникновения цивилизаций.
  Каждое живое существо из их бесчисленного множества является таковым в результате обладания им генетического кода на белковом носителе (программы), обеспечивающего тип, функционирование и размножение организмов в качестве существ низшего сознания, то есть с программой, настроенной сугубо на инстинктивно-рефлекторные реакции в отношении взаимодействия со средой,
  Само же развитие, или совершенствование и усложнение организмов происходило до появления гоминидов - прототипа человека - лишь в результате действия случайности (мутации в геноме).
  Представители биологов считают изменения, превратившие обезьян в итоге в человека, так же результатом случайных мутаций [8, гл. 3].
  Само по себе это утверждение довольно спорно по целому ряду причин.
  Мутации до появления прототипа человека проявлялись и действовали, провоцируя в итоге только рефлекторно-инстинктивную деятельность живых существ. Они действуют и по сей день в растительном и животном мирах, но так и не вывели ни одно из имеющихся на планете существ за пределы подобной активности.
  То есть случайный характер мутаций означает для живого существа возможность лишь приспосабливаться к среде, но не возможность выхода за пределы среды.
  По этой причине бессмысленно рассматривать мутации в качестве основного сквозного фактора, приведшего в конечном итоге бактерию к внеприродному в значительной степени существу - человеку.
  Кроме того, случайные мутации за короткое время, - а именно за относительно непродолжительное время появилась сложнейшая совокупность генов, необходимая для возникновения новых (человеческих) свойств, - не могли сформировать программу самосознания такой сложности, но, тем не менее, она появилась, так же, кстати, как и гены, которые обусловливают способность к словесной речи.
  При этом, новая программа в геноме, в корне меняющая впервые после миллиардов лет эволюции в этом мире живое существо, появилась только в момент достижения эволюцией живых существ своего пика среди животных по сообразительности и потенциальной способности к владению орудиями труда и произведению речи в виде приматов.
  Сами по себе мутации в живых организмах есть проявление взаимодействия организмов с окружающей средой, то есть с другими организмами и неорганическим соединениями. С помощью этого проявления организмы закрепляют в своих программах, записанных на белковых соединениях в геноме, позитивный для себя отклик этого взаимодействия, найденный как бы случайно.
  Однако эта "случайность" не вполне случайна для живых организмов, поскольку отличие живых организмов от безжизненных комплексов состоит в способности к поиску наиболее приемлемых условий для себя методом проб и ошибок, на что неживое не способно.
  Поэтому каждое позитивное случайное изменение, отражающееся в структуре генома, означает накопление количества этих спонтанных "поисковых" изменений, что неизбежно приводит с достижением определенного предела к качественным изменениям организма, а для всей природной среды эти случайные позитивные изменения организмов устраивают определенный порядок в виде природных цепочек, зависимых друг от друга и от изменений атмосферных, температурных и прочих явлений. Внешние изменения спорадически приводят к катастрофам для всего живого в результате, например, извержения вулканов, оледенения, падения астероидов и т. п., уцелевшему живому приходится перестраиваться, но оно неизменно продолжает развиваться и усложняться.
  Тем не менее, любые природные процессы имеют естественные границы, приводящие к тому, что переход количественных случайных изменений в качественные структурные преобразования замыкается в установленных природных рамках: в данном случае - в рамках рефлекторно-инстинктивных действий всех организмов, что представляет собой единственно возможное проявление сознания на уровне случайных изменений (мутаций), следствием чего является для всех живых существ лишь поиск более приемлемых условий для существования методом проб и ошибок.
  Единственно возможным это проявление сознания является, таким образом, потому, что использование новых связей организмом, позитивных для размножения, означает, по сути, постепенное формирование только "условных" рефлексов на запомнившееся раздражение, отражающееся на фенотипе.
  С одной стороны, подобное явление не имеет отношения к произволу, и его нельзя назвать чисто случайным.
  С другой стороны, сознание живого организма на данном уровне развития, то есть при наличии программы, способной лишь инициировать рефлекторно-инстинктивные действия, само по себе не способно перейти на новый уровень сознания, который отличается свободным выражением себя - самостоятельному и инициативному переводу того, что есть в то, чего нет, но хочется, чтобы было - именно потому. что осознание собственного "хотения" отсутствует.
  Иначе говоря, запрограммированная случайность (мутации) привести самопроизвольно к свободному выражению себя любого живого не способна, в дополнение к мутациям требуется иная программа, в соответствие с которой живое существо вышло бы из пределов только инстинктивно-рефлекторно деятельности.
  Таким образом, отбор на базе случайных изменений кода белковых соединений и соответствующее формирование совокупности генов, которая в свою очередь может дать миллионы дополнительных белковых соединений, а число вариантов взаимодействия этих белковых комплексов возрастает до астрономических величин, способен дать лишь основу для введения программы, открывающей возможность выхода самого совершенного, но еще чисто природного существа на другой уровень сознания, позволяющий этому существу превратиться из природного существа, полностью зависимого от среды и всё время приспосабливающегося к ней, отчасти во внеприродную сущность.
  Вероятность случайного выбора из имеющихся миллиардов вариантов в течение любого мыслимого срока единственной компактной программы для осознанно-целевой деятельности существа, в данном случае высокоразвитого примата, практически равна нулю.
  Этот фактор сам по себе, по-видимому, означает искусственный способ установки и фиксации новой программы в этой совокупности генов с миллиардами вариантов программирования, на что способно, по нашему мнению, только единое сознание голографической проекции, проявлением которого является каждое живое существо, отличающееся именно наличием сознания.
  Подтверждением этого процесса введения в геном программы, стимулирующей развитие самосознания, является следующее.
  Факт необычно быстрой перестройки генома, противоречащий обычно констатируемой эволюционистами скорости эволюционного развития, зафиксирован генетиками, которые использовали компьютерное наложение карты генома шимпанзе на карту генома человека, что позволило им выделить три категории так называемых ДНК-дупликаций - тех, что имеются в геноме человека, но отсутствуют в геноме шимпанзе, тех, что имеются в геноме шимпанзе, но отсутствуют в геноме человека, и тех, что имеются в геноме обоих видов. ДНК-дупликация - это одна из форм мутации, при которой участок хромосомы удваивается. В данном случае учитывались сегменты ДНК длиной не менее 20-ти тысяч нуклеотидных пар. Оказалось, что примерно треть ДНК-дупликаций, обнаруженных у человека, отсутствуют у шимпанзе. Эта цифра изрядно удивила генетиков, поскольку она свидетельствует об очень высокой частоте мутаций за короткий - по эволюционным меркам - промежуток времени. Данная работа была проведена международным консорциумом ученых. В него входило 67 учёных из 23-х научных учреждений 5-ти стран - США, Израиля, Испании, Италии и Германии. Координировали работу генетики Гарвардского университета и Массачусетского технологического института в Бостоне. А кровь для анализа ДНК дал молодой самец шимпанзе по имени Клинт (Clint), обитатель одной из вольер Национального центра по изучению приматов имени Йеркиса в Атланте, штат Джорджия. (См., напр., dw.de» расшифровка генома...и...сравнение его...человеческим).
  Появившаяся в живом существе в форме гоминида дополнительная программа осознанно-целевого действия отличается отсутствием автономности: она позволяет этому существу осознавать себя и свои действия в окружающей среде только совместно с прежней программой рефлекторно-инстинктивного механизма действия, обеспечивающей возможность существования организма в среде, то есть его питание, воспроизводство, метаболизм, случайную изменчивость. Поэтому, с одной стороны, у нового существа сознание как бы раздваивается, но, с другой стороны, оно не способно разделиться полностью, являясь одной сущностью, в которой, тем не менее, всё время происходит борьба из-за разнонаправленности стремлений, одни из которых направлены на выживание любым способом, другие - на гармонизацию всего сущего.
  Иначе говоря, можно констатировать факт появления совершенно особого, двойственного существа, с одной стороны, по-прежнему являющегося частью среды, но, с другой стороны, совершенно отдельного от среды существа, которое пытается не только понять окружающее, но и подмять всё вокруг под себя, то есть которое полагает себя уже не только живым организмом, а и внеприродной сущностью, в определенной мере владеющей временем [2, гл. 1].
  Отметим далее весьма примечательный факт: случайность в обычном живом, представленная в человеке в форме низшего (животного) сознания, и высшее сознание (осознанно-целевое выражение сознания в человеке) являются антагонистами в том отношении, что, если субъект, обладающий высшим сознанием, ошибется, то он способен понять свою ошибку и исправить содеянное, существенно ускорив собственное продвижение по пути развития, тогда как случай является своего рода окраиной сознания, составляя существо именно низшей части сознания. Случаем сознание пользуется, если не знает, что и как делать на данном уровне развития, но, принимая случай во внимание, хотя и медленно - с откатами и зигзагами - всё же продвигается вперед.
  Таким образом, антагонизм низшей и высшей форм сознания как в человеке, так и его сообществах означает появление новой движущей силы, обеспечивающей наиболее быстрое развитие сознания в его носителе - человеке.
  Случайность, более тяготея к хаосу, не способна быть надежной опорой структурному порядку, нарушая его всё время. Поэтому, давая непрерывные изменения живой среде, она же способствует столь же непрерывному разрушению складывающегося порядка, заставляя живые существа полностью подчиняться себе, особенно не размышляя, основой чего является рефлекторно-инстинктивный механизм действия - один и тот же для всех живых существ, что бы с ними не происходило.
  Однако мирозданию, основой которого является активное (сознание), требуется как разрушение, так и более-менее успешное созидание, которое может удовлетворить сознание, придав стимул его развитию удалением от бессмысленности существования только на уровне потребления ощущений.
  Таким образом, в мироздании наиболее преуспевает в отношении приобретения смыслов в соединения их с ощущениями только то, что может сообразить, как эффективнее разрушить или создать, на что способны отнюдь не случайные процедуры и не какой-то порядок, непременным условием которого является стабильность, а только креативность и самодеятельность, всегда приводящие к сравнительно быстрому достижению ожидаемого или неожиданного результата, вред, пользу или даже невеликий смысл которого может понять только существо с этими свойствами, то есть сознающее себя существо: понимаемая им неудовлетворенность собой непременно провоцирует его на поиск интересного, разрешение различных загадок и проблем, часто отнюдь не утилитарных, что весьма существенно развивает сознание и дает ему с наибольшей отдачей и удовлетворением выразить себя в текущей жизни.
  Тем самым состояние неудовлетворенности сознания собой, претворяющееся в выработку способов собственного изменения путем воздействия на наличное бытие с учетом его противодействия дает самосознающему существу предельную степень свободы.
  Поэтому наиболее эффективно созидать и разрушать, кроме субъекта, обладающего как сознанием на уровне ощущений, так и самосознанием, никто и ничто не способно, что означает невозможность как единому сознанию, так и индивидуальному сознанию обойтись без него в качестве наиболее эффективного орудия собственного развития и потребления жизненных коллизий.
  Появление существа с двумя уровнями сознания как живого и наиболее свободного представителя активного (сознания), эффективно формирующего из пассивного среду (бытие) для себя в мироздании, то есть - перла бытия, является неизбежным проявлением деятельности активного среди пассивного.
  Кроме того, бессмысленно утверждать, что появление человека и, значит, самосознания в нем, есть результат естественного (случайного) набора такой программы в геноме, которая дает не наилучшее приспособление существа к окружению. Самосознание, напротив, в значительной степени провоцирует в итоге стремление к полному отделению живого существа от природы со всеми негативными последствиями этого, которые мы отметим ниже.
  Дело в том, что обретение живым существом самосознания означает понимание эти существом того, что оно находится во времени, и этим временем можно сознательно воспользоваться. Но осознанно воспользоваться чем-либо можно по-всякому.
  Естественно, что при достижении этими существами соответствующего уровня пониманием себя и окружающего, они образуют вокруг оболочку цивилизации, способствующую наиболее ускоренному развитию как культурному, так и технологическому на основе борьбы находящегося в каждом человеке животного сознания и самосознания, противоположные устремления которых создают постоянное напряжение, являясь тем самым движущей силой развития человечества.
  Единое сознание голографической проекции объединяет в процессе формирования собственного времени каждым живым существом вещные компоненты и компоненты сознания в единое целое на ограниченное время жизни существа, предоставляя ему возможность действовать в соответствии с уровнем имеющегося у него сознания - высший уровень в этом отношении соответствует существам с самосознанием, обладающим свободой воли вследствие его присутствия, тогда как все остальные организмы приобретают возможность изменений лишь в результате действия случайности (мутации в геноме) с минимальным уровнем свободы.
  Таким образом, высшим проявлением активного (сознания) в его индивидуальном выражении является существо с самосознанием, способное наиболее эффективно перерабатывать информационные потоки, максимально ускоряя поток времени и предоставляя сознанию наиболее полно выражать себя в действиях, мыслях и чувствах.
  Иначе говоря, больше возможностей для развития среди всего живого имеют существа с самосознанием, которые понимают себя и, стараясь сознательно сохранить своё ядро, не упускают возникающие возможности для собственных изменений - времени для этого у них предостаточно, так как имеющееся в них сознание его и формирует для собственного размещения каждый раз.
  Итак, в отличие от прочих существ, благодаря обретению самосознания появился Homo sapience, понявший собственное нахождение в текущем времени, которым он и воспользовался, создав в итоге достаточно комфортную цивилизацию, культуру, технологии, но при этом человек оставался при своем животном начале - низшем сознании, направленном в основном на решение проблем выживания.
  Мало того, эгоцентрические стремления животного сознания еще и усилились появившимся у человека пониманием того, что в собственных корыстных целях можно использовать окружающих его людей, и он довольно споро придумал способы целенаправленного обмана всех, кто в силу тех или иных причин поддавался на него.
  Таким образом, агрессивность, стремление к уничтожению соперника, захвату его территории, эгоцентричность, то есть всё, что способствует выживанию и доминированию, и поэтому свойственное безотчетному низшему (животному) сознанию, существенно усилилось после преодоления людьми этапа первобытнообщинного строя, который более напоминал структурно стаю обезьян, чем человеческое общежитие, поскольку это архаическое сообщество людей стремилось только к выживанию из-за того, что добытого, как правило, хватало только на воспроизводство имеющегося, и волей-неволей приходилось всё распределять "социалистически" (по трудовым заслугам).
  Как только благодаря росту сообразительности в силу наличия того же самосознания, стремящегося к наиболее свободному развитию, появились излишки выращенного или добытого, возник соблазн присвоить себе эти излишки благодаря силе, обману, или более высокому иерархическому положению в сообществе.
  Конечно, с течением времени это негативное отношение даже к своим же соплеменникам не могло не быть оценено критично высшим сознанием, которому свойственно бескорыстие, милосердие, уважение и любовь к людям, прочим живым существам, альтруизм, честность, самоотверженность, порядочность и совестливость; однако с одними последними свойствами не проживешь в антагонистическом, то есть конкурентном обществе, и любому человеку приходится волей-неволей обращаться к низшему сознанию, способствующему ему хотя бы уцелеть в круговерти жизни, точнее, само это низшее сознание вступает в действие, когда считает нужным.
  Таким образом, каждый человек находится в ситуации взаимодействия низшего и высшего типов сознания, которое большей частью сводится к их борьбе из-за коренного различия целей.
  Тем не менее, эта борьба существенно ускоряет темпы развития общества по сравнению с животным миром или даже с первобытными сообществами, часть которых сохранилась до сего времени в отдаленных от цивилизации районах именно из-за слабости их высшего сознания.
  Понятно также, что перевес высшей формы сознания над низшей или наоборот диктует разное отношение к действительности, и делит тем самым наиболее активных людей на две категории: борцов за справедливость, стремящихся гармонизировать общество, и борцов за самих себя, всеми силами пытающихся захватить власть и использовать ее для собственного наиболее комфортного существования и доминирования над прочими, что само по себе дает немалые преимущества в жизненных отношениях на прагматичном уровне.
  Как бы то ни было, присвоенные тем или иным способом продукты труда, участки земли, попавшие в рабство пленники или обедневшие люди подлежали сохранению и преумножению. Они уже стали не добром в смысле блага для всех соплеменников, как раньше, при общей первобытной собственности, способствующей сохранению и выживанию рода, а добром в смысле имущества, которое уже стало не общим, а частным.
  Поэтому, наряду с государством и его известными подразделениями, власть имущими были установлены законы по стабилизации данного неравновесного положения в обществе, когда у одних есть всё, а у других - ничего. И, естественно, основным законом было провозглашено "священное" право частной собственности, действующее и поныне.
  Так же естественно возникло право на "справедливые" войны, основной целью которых был захват или передел земель и прочей собственности.
  Точно так же негативным итогом обретения самосознания оказалось стабильное даже для всех цивилизованных стран разделение народа на бедных и богатых не потому, что одни изначально желают обижать других, а из-за того, что отнятая у большинства и закрепленная законами собственность подлежит сохранению и преумножению, которому нет предела отнюдь не в силу экономических причин, разделения труда, глупости одних и сообразительности других и т. п., а потому, что устойчивые эгоцентричные стремления одних превалируют над их собственными альтруистическими намерениями.
  Иначе говоря, властные структуры потому и являются таковыми, что преобладающими в их сознании являются свойства низшего сознания, усиленные пониманием способов достижения и сохранения добытых преимуществ в имущественном и общественном положении.
  Поэтому, в среднем, несмотря на все достижения цивилизации, бедные становятся относительно беднее, а богатые - богаче, хотя, в принципе, во все времена за шесть тысячелетий существования нынешней цивилизации всегда всего с избытком хватало для приличной жизни для всех, но как-то делиться никто не желал.
  Доказательством этого могут служить факты обогащения бедняков, например, вследствие получения наследства; они, проклинавшие прежде кровопийцев-богатеев, почему-то сразу меняют курс, принимая все правила игры "избранного" сословия, а не раздают приобретенное имущество бедным и несчастным.
  Объясняется сей прискорбный факт тем, что уровень самосознания подавляющего большинства населения таков, что довлеющим над ним является эгоцентризм животного сознания, а не альтруизм высшего сознания, хотя в сравнительно небольшом числе находятся и персоны с противоположным соотношением этих форм сознания.
  Именно они и составляют истинную оппозицию власти, не желая, тем не менее, именно в силу позитивных качеств собственного сознания, входить в лицемерные, продажные и конформистские властные структуры.
  Таким образом, сущность самосознания, как и природную (животную) форму сознания, изначально определяет соответствующая программа общего развития в геноме, отделившая достаточно развитое существо в виде примата от остальных живых существ, переведя его сначала в гоминида, постепенно начавшего осознано преобразовывать свое окружение, а затем и в человека, в значительной степени уже овладевшего окружающей средой.
  Эта программа спровоцировала появление в этой ипостаси сознания человека не только целенаправленности ума, креативности и благостного альтруизма того или иного уровня, отсутствовавших в животном сознании, но она же не смогла препятствовать проявлению в самосознании вполне сознательного эгоизма, доля которого колеблется в значительных пределах, поддерживаясь эгоцентризмом животного сознания в человеке.
  С внутренней стороны, обе формы сознания человека поддерживаются его всегдашней активностью, провоцирующей неудовлетворенность настоящим в ожидании или надежде на лучшее будущее.
  Внешне же, природная форма сознания выражается в индивидуальности любого живого существа, тогда как самосознание человека отражает уже только его личность.
  Именно эти особенности обеих форм сознания каждого человека, уровень проявления которых может существенно различаться, в значительной степени способствуют формированию различных групп социума - от властных элит и оппозиционеров им до обывателей и преступных сообществ.
  Основными особенностями индивидуальности наиболее развитых существ, в том числе и человека, являются сообразительность, чувствительность, впечатлительность, решительность, та или иная степень общительности, любопытство, доминантность, настойчивость, кооперация в действиях, опыт, навыки, манера поведения, а основа индивидуальности - это эгоцентризм, всегда склоняющийся к обману врагов или конкурентов в форме искажения информации. Именно эти особенности гарантируют ту или иную степень приспособляемости к окружающей среде и, стало быть, как минимум, определенную возможность выживания в ней.
  Основные свойства личности составляют такие нейтральные в отношении морали особенности, как целенаправленность ума, любознательность, воля, креативность, и такие негативные особенности, отражающие неразвитость самосознания, как самоуверенность, грубость, леность, безответственность, беспринципность, в основе которых находится та или иная степень пренебрежения окружающими людьми, или эгоизм.
  Вместе с тем к позитивным свойствам личности, отражающим степень развитости самосознания, относятся доброта, порядочность, совестливость дружелюбие, сопереживание, сочувствие, милосердие, выражающиеся в бескорыстной заботе о других, или альтруизм.
  Именно эти свойства индивидуальности и личности в их совокупности той или иной степени наполненности, отражая сущность его двойственного сознания, влияют на поведение человека в социуме.
  Поэтому можно констатировать, что в каждом человеческом сознании индивидуальность, отражающая, в основном, эгоцентризм животного сознания соседствует с альтруизмом, лежащем в основе личности каждого человека. И обе эти стороны сознания человека большей частью из-за различия решаемых задач всячески сражаются друг с другом, объединяясь только в критические моменты существования ради выживания. И место каждого человека в социуме определяется, как правило, преобладанием тех или иных свойств индивидуальности и личности, а также их уровнем, который был достигнут человеком.
  Как бы то ни было, осознание себя приподнимает человека над окружающим, отделяя его от природы в степени, зависящей от развития его самосознания.
  Человек, в отличие от всего остального живого, начинает понимать безжалостность, равнодушие, медлительность природы, в которой всё построено на взаимном пожирании, на действии случайности (мутации в геноме), определяющей ее развитие и порядок в ней.
  Человеку страшно жить в столь колеблющемся мире, но вместе с тем он боится и смерти, сопровождаемой ужасом разложения тела.
  Поэтому он полнится отвращением к окружающему, представляя себя падшим откуда-то ангелом, который снова должен вернуться в этот неизвестный, непознаваемый, но должный мир бессмертия, спокойствия и доброжелательности.
  Столь страстное и неизменное желание провоцирует возникновение у него двух свойств.
  Во-первых, возврат в потусторонний мир покоя и счастья надо заслужить, раз уж ты из него вывалился по каким-то веским причинам в иной - жестокий мир.
  И человек начинает пытаться преодолевать утилитарность и аморальность своего низшего (животного) сознания созданием справедливых нравственных норм для всех людей без изъятия.
  Наиболее успешной попыткой формулирования этого морального кодекса в отношении распространения по миру была Нагорная проповедь Христа, в которой всё было правильно, но неприменимо для реальной жизни. Другими словами, эти моральные заповеди установили горизонт стремлений, отделив реальное от запредельного.
  Естественное расстройство от подобно противоречивости, базирующейся, в сущности, на двойственности сознания человека - высшего и вместе с тем животного, вызвало появление второго замечательного свойства, отразившегося в возникновении церквей. В частности, в лице Христианской церкви была установлена связь несчастных народов с потусторонним счастливым и справедливым миром, персонифицированным в лице самого высокого, недостижимого, непонятного, но всемогущего, всепроникающего, всезнающего, вечного и нерушимого создателя всего, что есть, для того чтобы пострадав здесь, заслуженно вернуться к своему отцу там.
  Таким образом, оба эти выстраданные свойства непосредственно проистекают из указанной двойственности человеческого сознания - как животного, так и высшего.
  Действительно, раз невозможно вечное счастье в этом нестабильном и ужасном мире всего лишь выживания, но есть понимание этого непреложного факта, то само это понимание, означающее подспудное признание себя отличным от всего прочего именно вследствие осознания себя в мире, непременно ведет человека к признанию лишь частичного и временного присутствия его в реальности, поскольку самосознание было дано не природой, замкнутой на себе, а чем-то или кем-то иным.
  И это есть доказательство присутствия этого иного как в потустороннем, так и в каждом человеке, и связи между ними, которая обозначается религией.
  Так вера становится надеждой для каждого, хотя не все в этом признаются, что отличает ее, например, от науки с ее заморочками и явной недостаточностью.
  Появление морали означает претворение ее норм в преобразование окружающей среды для вящей пользы всех, что так же может послужить для обретения счастья и покоя в потустороннем.
  В значительной степени, поэтому человечество только и занимается всё время строительством и перестройками, что это нужно не только для какой-то там пользы, но главное - для посмертного обретения того, чего нет здесь.
  В результате, мир меняется, становясь более комфортным, окультуренным, а люди - более порядочными, приобретая даже в некотором числе чувство собственного достоинства, а потустороннее, оставаясь по-прежнему загадочным и недоступным, тем не менее, как видите, влияет на развитие всего.
  Кроме религии, другим способом отвлечения человека от бед и тягот жизни является отчасти их трансформация в комизм. Подобным отстранением от реалий в смехе человек освобождается от условностей бытия, инстинктивно ощущая их временность и несовершенство.
  Таким образом. внешним выражением этого любопытного превращения несчастий и трагедий в отвлекающий от них комизм служит смех, животная составляющая которого проистекает от рефлексов, подобных реакции на почесывание, а сущностная составляющая определяется самосознанием в форме отношения к некоторым бедам и несчастьям как к абсурдности неожиданного происшествия с собой или предпочтительно с другими. Несуразность этого, выпадая из рамок известного порядка, вызывает непроизвольное веселье или ироническую ухмылку от того, что и "сверху" не удается уследить за порядком в "общежитии".
  Поэтому первопричина смеха - это непроизвольное понимание несообразности, нелепости ситуации, тем не менее, воспроизводящейся в реальности в той или иной жизненной или искусственной форме. Этим интуитивным пониманием вызывается невольное превосходство над ситуацией, которое находит выход в бурной звуковой форме, подобной кашлю, или - в сотрясении всего тела, напоминающего судороги.
  Удовольствие и удовлетворение от этого понимания не доходит до фиксации в уме как суждение, а немедленно переходит в облегчение через звуки, приносящие разрядку, бодрость и приток энергии от прорезавшейся в явном виде недостаточности бытия.
  В противоположность этому отношению, стандартные беды, регулярно причиняющие страдания и огорчения, вызывают плач пострадавших и сочувствие окружающих.
  Причем, в отличие от сожалений или огорчений от происходящих несчастий, часто вызывающих слезы, приносящих тем самым разрядку, но только в форме упадка сил и наступающей меланхолии, реакция на происходящее в виде смеха проявляется только от непроизвольного желания и умения выделить забавную сторону происшедшего или его абсурдность, перевести событие в необычное, а значит, интересное, что может вызвать при особенно нелепом и неправдоподобном сочетании его признаков, в частности, перенесением признака из одной сферы в совершенно иную, где его не должно быть, выражение в звуковой форме по крайней мере хмыканья.
  
  Библиография
  
  1. 1980. David Bohm, Wholeness and the Implicate Order, London: Routledge, ISBN 0-7100-0971-2.
  2. Низовцев Ю.М. Всё и ничто. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru.
  3. Ник Бостром. А не живем ли мы в матрице. Доказательство методом моделирования.2003. Philosophical Quarterly. 53(211): 243-255.
  Nick Bostrom. (April 2003). "Are You Living in a Computer Simulation" Philosophical Quarterly. 53(211): 243-255.
  4. Низовцев Ю.М. Мироздание - голограмма в основе или матрица (критический обзор)? 02.11.2021. Журнал "Топос". РФ.
  5. Zohar Ringel, Dmitry Kovrizhin. Quantized gravitational responses, the sign problem and quantum complexity. "Science Advances". http://advances. Sciencemag.orgcontent/3/9/e1701758
  6. Прохоров А. Л., "Возникновение жизни на Земле" по материалам статьи Ричарда Монастерски в журнале National Geographic, 1998г.
  7. Бейджент М. Запретная археология. Эксмо, Москва, 2004. ISBN 5-699-04989-4.
  8. Марков А. В. Доказательства эволюции. 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: evolbiol.ru (Проблемы эволюции).
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"