Низовцев Юрий Михайлович : другие произведения.

В чем же тайна гениальности, до сих пор неразгаданная?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Может ли у приматов появиться гений мысли и чувства? Ответ очевиден. Это означает, что в человеке есть некие потенции, позволяющие решить проблему гениальности. Поэтому неплохо было бы отметить эти потенции. С другой стороны, среди людей гениев никак наметить и вырастить не получается при всем старании, и они как-то сами проявляются, но крайне редко. Какие же особенности способствуют проявлению гениальности и в чем она выражается?

  В чем же тайна гениальности, до сих пор неразгаданная?
  
  Общепризнанно, что добывать новое и неочевидное знание лучше всего удается гениям. К этому же перечисляется масса разнообразных признаков гениальности.
  Однако всё это, в сущности, ни о чем, потому что не говорится, что же конкретно обеспечивает получение нового знания и каким образом его столь эффективно получают гении? Какие признаки имеет знание, полученное гением, в отличие, например, от знания. приобретенного талантом.
  Иначе говоря, о гениальности и свойствах гения сказано много правильных слов и вообще немало интересного, но по сей день остаются неясными: источник гениальности, движущая сила гения, основные стимулы гениальности, основной способ достижения гением адекватного результата, главные признаки выражения гениальности.
  Ничего вразумительного об этих особенностях, непременно сопутствующих гениальности, не сказано, кроме присутствия обязательной природной одаренности, необыкновенного интеллекта, благоприятных условий для проявления гения и результатов, которые признаются из ряда вон выходящими.
  Более того, из всего написанного о гениях, вырисовывается картина некоего выпадения гениев из рядов человечества, их совершенной особости, что далеко не так, поскольку многие гении вызывались к действию текущими событиями - значит, они уже в определенной степени были готовы проявить свои свойства.
  Тем не менее, одно дело свойства гения - и они хорошо описаны с множеством примеров, а другое дело - источник гениальности, движущая сила гения, основные стимулы гениальности, основной способ достижения гением адекватного результата и главные признаки выражения гениальности. Они еще не выявлены в полном объеме и не сформулированы, тем более что гений должен появляться на определенной "почве", то есть обладать совпадающими в основном признаками и генезисом с группой определенных индивидов, имея, тем не менее, от них некоторые существенные отличия.
  Поэтому сначала надо прояснить происхождение гениев и общие их свойства, например, с творческими персонами, а уж затем обратиться к отличиям гениев от них.
  Как бы то ни было, по теме природы и выражения гениальности возникают такие вопросы.
  Существуют миллионы выдающихся, умнейших, энергичнейших, высокообразованных, трудолюбивых деятелей в технике, науке, искусстве, добивающихся порою выдающихся результатов, а гениями совершенно автоматически в общественном сознании признаются немногие.
  Именно этих немногих романы и рассказы читает вся образованная публика, хоть они и написаны иногда сотни лет назад; на их картины на выставках выстраиваются громадные очереди; практически, только их концерты, симфонии и оперы исполняются во всех залах мира непрерывно, вызывая у слушателей слезы, хотя прочим музыкальным произведениям несть числа; их научные и технические подходы внесли и вносят в нашу жизнь решительные перемены, и т. д.
  Значит, между одаренностью, талантом при всём трудолюбии их обладателей, и гением лежит некая пропасть, преодолеть которую удается совсем немногим.
  Если удастся выяснить, за счет чего преодолевают эту пропасть некоторые персоны, обеспечив себе признание в веках, то и прояснится принцип гениальности.
  Однако принцип принципом, но пока далеко неясно, что является той основой, из которой произрастает гений, и что именно стимулирует его и обеспечивает такие феноменальные результаты, которые не признать невозможно.
  Попытаемся ответить на эти вопросы.
  Всё придумываемое в технике и искусстве можно разделить на две части: комбинаторную и изобретательскую.
  Комбинаторная деятельность, характерная, например, для работы компьютеров и действий шахматистов, способна не на открытие принципиально нового знания, то есть неочевидного, скрытого, отсутствующего в природе и базе данных общественного сознания, а ее возможности ограничиваются созданием иного сочетания известных вещей и процессов (явлений).
  Именно по принципу комбинаторики действует подавляющее большинство представителей, науки, техники, искусства. И ничего постыдного тут нет, поскольку тот же комбайн произвел революцию в аграрном секторе хозяйства. Мало того, любая рационализации вносит несомненный и значительный вклад в развитие цивилизации, и, главное, в развитие самосознания каждого человека, который приобщается к этой деятельности. А для нее не требуется особых дарований, выдающегося интеллекта. Нужна лишь смекалка и желание что-то изменить, то есть - проявление интереса к чему душа стремится, а не лежать на диване у телевизора.
  Всё это, конечно, неплохо, но гениев в этой сфере деятельности, увы, днем с огнем не сыщешь, поскольку крутых переворотов она не дает, а обеспечивает лишь сравнительно медленное развитие как самого человека, так и всей цивилизации, включая и культуру, вследствие довольно незначительного прироста новой информации к имеющейся базе данные человечества.
  Совсем другое дело - изобретательство, которое, обобщив его на культуру и искусство, можно назвать креативностью.
  Но откуда же берется креативность?
  Для того чтобы в этом разобраться, необходимо совершить небольшой экскурс в концепцию сознания человека, поскольку сознание любого человека имеет две основных составляющих.
  Одна из них полностью соответствует сознанию примата, от которого человек и произошел, - низшее, или животное сознание (его часто именуют подсознанием) другая - высшее сознание - его можно квалифицировать как осознание себя, или самосознание, то есть всё накопленное им в подкорке за примерно двухмиллионное пребывание в роли гоминидов, а затем - Homo sapiens, - отличает человека от всех прочих на планете именно отрывом его от животного мира, полностью влитого в окружающую среду, своей чуждостью этой среде, благодаря чему человек становится способным изменять окружающее и самого себя довольно быстро в соответствии с появившемуся у него целенаправленному (осознанному) разумению по сравнению с медлительным развитием природы, основывающемся на случайных изменениях (мутациях) генома организма. По своим стремлениям эти типы сознания противоположны: животное стремится к выживанию и размножению, а самосознание, или высшее сознание пытается стремиться к совершенствованию как индивидуальному, так и общественному.
  Итак, в каждом человеке соседствуют два непримиримых существа.
  Одно из этих существ определяется низшим сознанием, которое только одно присуще всей флоре и фауне, кроме человека; этот тип сознания проявляется в единении со средой на основе ощущений.
  Существа с этим типом сознания находятся в общем потоке жизни, но не способны над ним "приподняться", они не понимают, что живут. В этом отношении они напоминают заранее запрограммированные механизмы, способные ощущать, формируя собственную среду и приспосабливаясь к ней, но лишенные спонтанных или сознательных воспоминаний, фантазий, представлений о времени, они имеют лишь генетическую память при отсутствии устной или письменной памяти поколений, и не способны сознательно воздействовать на среду обитания.
  Эти существа даже не имеют понятия о том, что умрут, но могут лишь инстинктивно чувствовать приближение смерти. Подобное ограничение сознания для этих существ означает невозможность любого целенаправленного изменения среды даже для наиболее развитых их представителей - эти существа полностью подчинены ей, хотя, при этом, вполне разумно и эффективно взаимодействуют с окружающим с позиции поступающей от их органов чувств в обрабатывающие центры организма информации, которая для них не искажается размышлениями, реминисценциями и переживаниями, свойственными человеческому сознанию в целом.
  В этом отношении данные природные организмы являются более совершенными, чем люди, а незнание собственной сущности делает их вполне "счастливыми" в существовании, несмотря на то, что в общей природной циркуляции они только и делают, что пожирают друг друга.
  И такое "существо" непременно "сидит" в каждом человеке, и не может не определять его существование в той или иной мере, как бы ни пытался человек отдалиться от него.
  Другое "существо" в человеке представлено высшим сознанием, которое отделяет его от среды обитания и от соплеменников; оно проявляется в осознании им собственного существования, например, в виде отвлеченных представлений о мире и о себе, возврата в прошлое в виде воспоминаний, проектирования последующих действий на основе сознательно подобранных данных из памяти в сочетании их с вновь поступающей информацией, ответственности за совершаемое, возможность принимать какие угодно решения, даже самые невыгодные и бесполезные, что на самом деле есть самое яркое проявление свободы сознания.
  На этой основе человек пытается ставить себе цели, решать всевозможные задачи и менять тем самым с помощью выработанных представлений-проектов окружающее. Например, это существо способно строить себе жилище не по стандарту, а так, как ему больше нравится, придумывая по ходу строительства новые способы подвоза материалов, меняя палитру стен и крыши, внося в меру своей сообразительности те или иные нововведения, в отличие, например, от неизменных стандартов муравейника.
  Новые проекты и идеи развивают ум человека, его проницательность, способствуют наиболее эффективному проявлению еще в течение жизни разнообразных способностей, приводят к мысли об украшении жизни, то есть культуре собственного бытия и бытия общественного.
  В человеке обе ипостаси сознания, противоположные по отношению друг к другу и к окружающему, слиты воедино. Поэтому они не проявляются отдельно, но действуют подспудно, а степень их доминирования зависит от степени развития в человеке высшего сознания. И сам человек часто не может предсказать, что в нем вдруг в следующий момент станет преобладающим - любовь или ненависть, злоба или сочувствие, искренность или лицемерие, робость или мужество, рассудительность или безрассудство.
  Низшее сознание "питается" только ощущениями, которые дают ему всё, в том числе и гармонию существования, то есть нечто приемлемое и даже приятное в нашем понимании в определенном сочетании ощущений, если, конечно, отвлечься от борьбы каждого существа за выживание. Поэтому оно ни в коем случае не желает лишаться ощущений.
  Подобное тип сознания обладает естественным эгоцентризмом, автоматически стремясь выжить, невзирая ни на что.
  В процессе развития живых существ этот тип сознания претерпевает сравнительно незначительные изменения, поскольку не способен изъять свое основное свойство - безотчетное стремление к выживанию, основанное на изначальной активности любого живого.
  Высшее сознание, содержащееся в человеке на любом уровне его развития, является коренной противоположностью низшему сознанию.
  При наличии высшего сознание в живом существе, это существо как бы прозревает, становясь не столько "влитым" в среду, сколько отделенным от нее, и, стало быть, оно обретает возможность посмотреть на нее и на себя со стороны, оценить это соотношение в попытках осознанно ставить себе цели в виду тех или иных недостатков в собственном существовании, которые, по мнению этого существа, можно было бы преодолеть, и добиваться осуществления поставленных целей в действиях.
  Всё это явно выпадает из инстинктивно-рефлекторной сферы действия низшего сознания, и даже начинает противоречить ей, поскольку высшее сознание часто пренебрегает утилитарными соображениями, гоняясь за чем-то недостижимым, но любезным сердцу и уму.
  Следовательно, интенсивное развитие сообществ живых существ, - до этого бывшее едва заметным, и основной вклад в которое вносили мутации (случайные изменения в геноме), - начинается только с появлением в них самосознания, и соответственно - его взаимодействием с низшим (животным) сознанием, которое никуда не исчезает из этих живых существ. Данное взаимодействие выражается практически в непрестанной борьбе этих слитых вместе ипостасей сознания, поскольку они большей частью имеют противоположные устремления, о чем было подробно сказано выше, то есть их взаимодействие преимущественно выражается во враждебности.
  Естественно, креативные персоны тоже должны отличаться каким-то особым сочетанием высшего и низшего типов сознания.
  Действительно, в обществе имеются индивиды, всегда переполненные глубинным чувством неудовлетворенности по отношению к окружающей их среде, которое приходит к ним от низшего сознания в его стремлении к созданию больших удобств для существования. Это индивидуалистское чувство сочетается с их высшим сознанием, неудовлетворенность которого недостаточным общественным комфортом, развитием науки и искусства, достигая высокой степени, альтруистично требует распространить достижения цивилизации и культуры на всех.
  Но доминирует при этом низшее сознание, поскольку активность этих индивидов проявляется большей частью инстинктивно, без особых размышлений, с минимумом разумности, давая, тем не менее, наиболее креативные персоны из всех живущих.
  Эта категория любого сообщества предпочитает нестандартные жизненные ситуации в силу неприятия ею одних формально-логических подходов к жизни - такая жизнь для них скучна и бессмысленна, как работа на конвейере по закручиванию гаек.
  Они не любят рассуждения, логические построения, стараются избегать аналитико-синтетической работы, ненавидят действия по прагматичным выкладкам; при этом, они, как правило, отнюдь не трудоголики.
  Поэтому им легче применять целевые программы самосознания в сочетании с программами низшего сознания, если, конечно, удается сочетать столь противоречивые формы сознания, для быстрого и решительного изменения ситуации в пользу своей задумки.
  Иначе говоря, они предпочитают не длительные размышления, не систематизацию фактов и явлений, то есть не рассудочные действия, а действия спонтанные, или действия, при которых поставленная цель может быть достигнута одномоментно как бы по наитию, хотя, конечно, им приходится предварительно потрудиться в приобретении ремесленных навыков и набирания опыта.
  Именно из такого рода индивидов, как бы бессознательно стремящихся к изменениям всего и вся любыми способами, получаются те, которые делают открытия, создают шедевры поэзии, живописи, изобретательства, становятся выдающимися полководцами. То есть их деятельность замыкается в основном на креатив, который привлекает их отнюдь не с позиции потребления каких-то благ - им интересен сам процесс.
  Увы, массово результаты их деятельности весьма посредственны как в отношении качества произведенного ими, так и из-за недостатка опыта и лени, а часто - бестолковости и невежественности; но поражения их особенно не тревожат. Им приятно пользоваться своим талантом или умением, часто весьма посредственным (графоманы) для получения результата без особого напряжения интеллекта.
  И они снова принимаются за старое, подобно карточному игроку, который никак не может отойти от ломберного стола.
  Тем не менее, именно среди них находятся создатели нового как в области технологий, так и культуры.
  Таким образом, для креативщиков, и значит, для гениев тоже, которые только из них и могут произойти, вырисовывается один из главных стимулов развития - стремление выбраться из рутины за счет поиска интересного, соответствующего имеющимся представлениям данного креативщика.
  Иначе говоря, креативщику претит то, что есть, а причина этого состояния - перманентная неудовлетворенность собой и окружающим в текущих обстоятельствах.
  Естественно, в таком случае он стремится приступить к поиску того, чего еще нет, что еще не испытано, то есть попасть в те перемены, которые принесут, возможно, нечто приятное, а может быть, и нет, но - непременно новое: откроют какую-то тайну, отвлекут от мерзостей жизни, то есть привлекут именно своими отличиями от каждодневной рутины, и, возможно, выведут на сущность вещей и явлений.
  Получается, что за интересом всегда стоит неудовлетворенность нынешним, а интересное есть продукт интереса.
  В интересном ищется удовлетворение, но никогда не находится окончательно потому, что, остановившись на одном, можно потерять остальное, чего нельзя допустить, иначе не получить нового удовлетворения в ином интересном, да и само открытое интересное не способно принести полного удовлетворения в силу несовпадения его с первоначальным образом влекущего к себе. Более подробно об интересе и интересном сказано в сборнике "Всё наоборот. Ответы на каверзные вопросы об интересном", выложенной на сайте www.litres.ru.
  Возникшая, наконец, соразмерность интереса и способностей персоны в благоприятных условиях дает гения, если, конечно, эта персона сможет и способна ставить перед собой грандиозные цели (Платон, Моцарт, Рафаэль, Шекспир, Паскаль, Ньютон, Гоголь, Тесла).
  Стало быть, в попытке приблизиться к основе, движущей силе, стимулам гениальности и способу достижения гением столь впечатляющих результатов для развития общества нам удалось обнаружить, что у гения, как минимум, должна быть креативность, проявляющаяся только при определенном выше соотношении животного сознания (подсознания) и самосознания; сопутствующий его способностям (одаренности) интерес, являющийся непреходящим стимулом творчества; не дающая остановиться движущая сила развития, проявляющаяся в борьбе противоположных устремлений высшего и низшего типов сознания; а основой, точнее, источником всего этого является неудовлетворенность обоих типов сознания - животного и самосознания.
  Самым любопытным в проявлениях гения является тот факт, что все эти особенности гения присущи и любой креативной персоне, но в меньшей степени, о чем будет сказано ниже, а наиболее слабо они выражены в обывателях.
  Как бы то ни было, основной признанный критерий гениальности, состоящий в способности создать принципиально новое, скрытое от всех прочих, кроме гения, совершенно недостаточен, поскольку любая креативная персона, независимо от степени ее одаренности, только и делает, что пытается создать новое и даже неочевидное, причем наиболее эффективно это получается у людей, одаренных выдающимися способностями, в связи с чем их и именуют талантами. Однако талантам далеко до гениев, которые фундаментально меняют жизнь всей цивилизации, или. по крайней мере, изменяют подходы и основные положения в своей сфере деятельности.
  Поэтому главной и определяющей особенностью гения, в отличие от просто талантов, является ярко выраженная масштабность проектов гения в избранной им сфере деятельности, проявляющаяся большей частью в объединении в единое целое того, что кажется остальным несовместимым. Тем самым гении своими проектами как бы помещают себя в будущее, а их последователи уже могут более детально конструировать это будущее, превращающееся в настоящее пользователями-потребителями представленных находок. Именно в такой последовательности протекает истинное техническое и культурное развитие цивилизации.
  Данный же процесс может обеспечить отнюдь не логико-формализованный подход, используемый также не имеющим сознания искусственным интеллектом, а озарение (интуиция). Логика, интеллект, то есть аналитико-синтетические свойства мозга, лишь помогают подготовиться к озарению и систематизировать результаты озарения с их соответствующим обрамлением.
  В этом отношении гениальность есть последствие интуитивного стремления человеческого сознания максимально сблизиться с прекрасным.
  Бесчисленные формы прекрасного существуют только для человека, и они вполне объективны, так как воспринимаются им в качестве конструкций бытия, находящих определенное преломление в сознании, а не производятся его сознанием произвольно, но сложение элементов бытия в гармоничные образы в сознании человека происходит только на основе осознания им себя в моменты сосредоточения, то есть при сознательном слиянии своего "Я" с определенными фрагментами окружения, что удается не каждому.
  Прекрасное имеет то отличие от интересного, что всегда сохраняется неизменным. Оно не зависит от текущих событий, и поэтому прямого отношения к познанию наподобие любознательности или интереса не имеет.
  Научиться создавать шедевры искусства конвейерным способом до сих пор никому не удавалось, несмотря, например, на знание всех правил стихосложения.
  Не увенчиваясь в большинстве случаев успехом, попытки создать прекрасное, тем не менее, попадают в рамки интереса, или влечения к необыкновенному, наиболее выдающимися продуктами которого являются возникновение такого интересного, как фотография, инженерия, химические технологии, биоинженерия и т. д. для вящей пользы населения.
  То есть, в сущности, возникновение целых отраслей, ускоривших развитие цивилизации, оказалось побочным продуктом прекрасного на соответствующем уровне развития самосознания человека, которое, расширив возможности населения в прикосновении к прекрасному не только в природных явлениях, но и в музыке, живописи, словесном выражении и архитектуре, обратило его внимание на техническое творчество в попытках приблизиться к прекрасному.
  Сплошные и вполне закономерные неудачи найти правила создания прекрасного промышленным способом, как это ни парадоксально, позволили человеку извлечь, как видите, из них определенную пользу.
  Более подробно о прекрасном сказано в сборнике "Всё наоборот. Ответы на каверзные вопросы об интересном", выложенной на сайте www.litres.ru (статья "Почему и за счет чего проявляется интерес и интересное", раздел VII).
  Итак, чисто логические построения, характерные, в частности, для искусственного интеллекта, ничего нового, то есть не проявляющегося открыто в природе и самом человеке, выявить не способны.
  Естественно, помочь в деле открытия этого пока скрытого может только интуиция (инсайт, или озарение, или вдохновение).
  По-видимому, основным компонентом интуиции (для этого состояния более точным является термин "озарение") является, во-первых, опыт, то есть набор проработанных так ли иначе моделей, готовых к немедленному применению. Без опыта ни знания, ни умения, не помогут мгновенно или даже растянуто во времени решить возникшую проблему в определенной сфере. Во-вторых, равноценным компонентом интуиции (озарения) является ввод человеком самого себя в состояние озарения, что часто происходит автоматически в стрессовой ситуации опасности или, наоборот, в моменты расслабления, и даже во сне, но чаще в моменты пробуждения (кстати, появление озарения в минуты пробуждения в немалой степени определяется подключением к работе мозга некоторых других центров, обрабатывающих информацию, как-то: двигательных центров; центров, управляющих зрительными функциями). В-третьих, озарение наступает только при четком целеполагании, которому должны соответствовать определенные "технологические" наработки.
  Вместе с тем озарение может быть вызвано и искусственно при соблюдении указанных трех позиций, примером чего являются действия шаманов и колдунов.
  Обычный человек также, бывает, входит в подобное состояние неожиданно для себя самого, получая иногда ответы на нерешаемые известными методами вопросы. Этот как бы автоматический вход в состояние озарения означает и автоматический выход из него, что само по себе сохраняет его личность.
  Подобное состояние, не контролируемое человеческим разумом, именуется вдохновением. Оно имеет различные формы и достигается, как правило, независимо от самого человека в моменты стресса, расслабления, полусонного состояния и прочих необычных состояний.
  Обычный человек, как правило, не запоминает того, что с ним происходило в этом состоянии. Он помнит только ответ на высказанный мысленно вопрос. Однако часто успех в этом состоянии не достигается, в частности, из-за того, что человек нечетко сформулировал вопрос или отсутствовала необходимая подготовка - нет нужных представлений, знаний, умений и опыта; в этом случае смысл ответа искажается или не достигается полное понимание ответа.
  Тем не менее, приход вдохновения, в сущности, объясняется локальным совпадением интереса, выражающегося в некоей цели, и опыта человека. Интенсивный интерес, например, может привести человека в состояние возбуждения, а опыт помогает четко формулировать вопросы, что часто приводит к "выплыванию" неизвестно откуда понимания события или требуемого ответа.
  В любом случае, механизм интуиции заключается в таком сочетание высшей и низшей форм сознания, при котором сознание начинает работать так же автоматически (без размышлений и логики), как это происходит у животных для их выживания, и вместе с тем в эту автоматическую схему сравнительно кратковременно подключаются все наработки человека в виде приобретенного опыта в данной сфере, имеющихся знаний и умений с определенной целевой направленностью.
  Подобное сравнительно кратковременное гармоничное слияние целевых программ самосознания и идеальных для выживания программ низшего сознания, уже не противодействующих друг другу, как обычно, а работающих в унисон, например, помогая человеку спастись от той или иной напасти, отражает их обоюдный интерес в экстремальной ситуации, тогда как в обычных обстоятельствах их интересы и устремления, как правило, расходятся, что с очевидностью просматривается в противоречивых действиях каждого человека.
  Если вольное или невольное обращение человека с определенной целью к собственному низшему сознанию не противоречит устремлениям последнего, связанным в основном с выживанием организма, то человек получает нужное ему, если, конечно, он поймет ответ.
  Для этого и требуется соответствующий опыт.
  Как бы то ни было, но одно из основных отличий гения от одаренного (талантливого) или даже просто креативного человека состоит в том, что он, используя озарение, как правило, спонтанно, тем не менее, последовательно проводит громадную предварительную аналитико-синтетическую работу по исследованию имеющихся знаний в данной области и смежных дисциплинах, ставит реальные и мысленные эксперименты, добиваясь тем самым наиболее точного и вместе с тем емкого целеполагания, автоматически перемещая себя в сферу озарения при его приходе, увеличивая тем самым шансы на получение адекватного ответа, складывающегося в его собственной голове при озарении, и шансы на удержание, а также расшифровку полученной информации. При этом, гений, ставя грандиозные цели, должен обладать и умением трансформировать эту информацию в удобоваримую форму, иначе его не поймут даже потомки.
  Подобный процесс, в силу масштабности целей и, следовательно, его трудоемкости, сложности и неординарности, а также необходимого сочетания структуры мозга (врожденной одаренности, возникающей благодаря случайной комбинации определенных полей и подполей мозга, наличию и размеров последних), знаний, умений, опыта, той или иной методики входа в инсайт, в науке случается крайне редко, если, конечно, отсечь те многочисленные открытия и изобретения, которые происходят по аналогичной схеме, но в ином масштабе.
  Кроме того, еще реже создается соразмерность интереса и способностей персоны, выражающаяся в стремлении к идеалу, то есть к прекрасному, без чего гениальность не проявляется.
  Таким образом, основное отличие гения от таланта определяется масштабом деяний в способности рассмотрения не изолированного факта или проблемы, а в умении как бы собрать воедино "работоспособную" конструкцию из известных открытий и экспериментов, которые, быть может, формально и не связаны друг с другом, но адекватная связь возникает добавлением к первоначальной сборке своего собственного "штриха", полученного во время озарения, то есть нового элемента, связывающего всю "конструкцию". И это творение, особенно в науке, не развивает плавно предшествующие построения, показывая их иные грани, а скачкообразно контрастирует с ними или даже противоречит им. Тем самым создаются совершенно иные направление в науке, искусстве, технике. Например, в науке это была квантовая механика, в искусстве - импрессионизм, в технике - интернет.
  Обнаружить скрытое, точнее, открыть неизвестные связи и закономерности наиболее эффективно человек способен лишь с использованием озарения, которое доступно всем креативным персонам, отличая гения, кроме, конечно, некоторых способностей, которые, впрочем, могут быть и весьма скромными (А. Эйнштейн), именно выбором крупномасштабной цели и максимальной погруженностью в проблему, включая прошлый опыт и нынешние результаты экспериментов, что позволяет, интенсивно концентрируясь, то есть привлекая все ресурсы организма (значительную часть всех имеющихся нейронов, а не только нейроны головного мозга в моменты озарения, или объединяя ресурсы как низшего, так и высшего типов сознания), что выражается в использовании не только имеющихся наработок, но и всего содержания подсознательной памяти, находить рано или поздно искомое решение, как это, например, сделал Д. И. Менделеев.
  Он открыл периодический закон химических элементов, сформулировав его довольно необычно и очень обще: свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел стоят в периодической зависимости от их атомного веса. То есть, невзирая на всё различие известных элементов, он распределил их только лишь по атомному весу, сведя в таблицу, которая дала возможность предсказывать и существование еще неизвестных элементов.
  Подобный подход к решению кардинальных проблем физики продемонстрировал и А. Эйнштейн.
  Причем для специальной теории относительности основной "штрих", который внес Эйнштейн в эту концепцию, был следующий: неизменность скорости света, то есть она не зависит от скорости наблюдателя. Этим о Эйнштейн отверг в целом традиционную концепцию эфира, то есть среды, в которой должны распространяться световые волны со скоростью, меняющейся в зависимости от скорости наблюдателя по отношению к эфиру.
  Кроме того, Эйнштейн сумел соединить совершенно разобщенные ранее в физике понятия - массу и энергию, объединив их в формуле Е = mc², доказав тем самым, что закон сохранения массы и закон сохранению энергии являются частностями более общего закона связи массы и энергии, в соответствии с которым можно массу превращать в энергию и энергию - в массу.
  Сравним также нобелевского лауреата Альберта Эйнштейна с нобелевскими же лауреатами Уиллордом Бойлом и Чарльзом Вильсоном, чтобы показать и в науке разницу в выборе проблем и их масштабности между гениями и талантами.
  У. Бойл, получил нобелевскую премию за участие в разработке оптических полупроводниковых сенсоров (ПЗС-матриц).
  Ч. Т. Вильсон получил нобелевскую премию за изобретение камеры, позволяющей обнаруживать траектории электрически заряженных частиц с помощью конденсации пара.
  Кроме того, для иллюстрации, сравним специфику работы и соответственно достижения Николы Тесла и Томаса Эдисона в технической сфере.
  Тесла, самостоятельно обнаружив явление вращающегося магнитного поля, тут же предложил его использовать для получения переменного тока, заложив тем самым основы всей электротехники, он же первым добился передачи радиосигнала на значительное расстояние, положив начало всем разработкам в области беспроводных коммуникационных технологий.
  Эдисон, в отличие от Тесла, ограничивался в своей деятельности лишь локальными изобретениями и усовершенствованиями. В частности, он усовершенствовал пишущую машинку, телеграф, телефон, придумал фонограф, предложил один из вариантов лампы накаливания (с угольной нитью).
  Как видите, на этом примере четко просматривается отличие гения от таланта, как минимум, в масштабности решаемых задач.
  При всём этом, масштабность, непременно выражающаяся в творчестве гения, в отличие от таланта, обеспечивается достаточно длительным совпадением стремлений низшего (подсознание) и высшего (самосознание) типов сознания вкупе с интеллектом при озарении, когда на решение поставленных задач, то есть для получения и обработки информации гении способны на время этого совпадения задействовать большую часть 150 миллиардов нейронов организма, а не только 11-19 миллиардов нейронов головного мозга (процесс озарения), а стимулом к решению масштабных задач повышенной трудности является стремление к наиболее интересному в данной сфере, то есть наиболее гармоничному (прекрасному).
  Сканирование всех отделов памяти в сочетании с поступающей по адекватно выделенным каналам информацией не всегда, но хотя бы раз в жизни может дать искомый или неожиданный результат, переворачивающий современные представления в данной сфере.
  Если таланты в своем множестве по сравнению с немногочисленными гениями, как правило, решают чисто практические (прикладные) проблемы, часто ставящиеся не ими самими, пользуясь своими способностями и наработками, то немногочисленные гении, забывая о текучке, о частностях быта, пытаются установить еще неведомые миру связи вне всякой прагматики и, как правило, с ущербом для себя в личной жизни, потому что погружение в мир идей и высоких стремлений отвлекает их от меркантильности и бытового комфорта, но подстегивает их высокие стремления, несмотря на все трудности и тяготы подобной работы.
  В основе подобных действия гения, как, впрочем, и всех креативных персон, лежит интенсивная неудовлетворенность их низшего сознания, требующего доминировать в среде себя подобных, раз уж имеются такие способности и возможности, причем высшее сознание в данном случае соглашается с низшим, поддерживая его в этом стремлении на время инсайта.
  Причем отличие гения от всех прочих индивидов состоит в том, что неудовлетворенность его высшего сознания несбалансированностью в данной сфере творчества выражается максимально возможно в своем требовании к наиболее гармоничному строю элементов данной сферы и, значит - самому адекватному на данном этапе объяснению их функционирования.
  Таким образом, принципиально новое (неочевидное) знание таланты получают так же с использованием процедуры озарения, но решаемые ими задачи более конкретны, прагматичны и, как правило, менее сложны, в связи с чем погружение в инсайт занимает у них сравнительно небольшое время, не требуя колоссального напряжения всего организма, и в течение жизни они могут достигать поставленных целей неоднократно.
  Поэтому всё необходимое для получения нового знания, а именно: неудовлетворенность обоих типов сознания, движущая сила развития индивида, такой стимул развития как интерес, длительность озарения, масштабность собственного выражения у талантов, а тем более, и у остальных индивидов, слабее или меньше, чем у гениев, тогда как способности (одаренность) у гениев могут быть выражены менее заметно, чем у талантов.
  Таким образом, вершиной процесса творчества является гениальность, поскольку гению, в отличие от всех прочих индивидов, удается поглотить, освоить и преобразовать максимально возможные на период его существования информационные потоки, итоговым содержанием которых оказывается принципиально новое (неочевидное) знание, обеспечивающее своим качеством выход к следующему уровню обретения истины в выражении, максимально приближенному к прекрасному.
  Подробнее тема прекрасного раскрыта в работе "Почему и за счет чего проявляется интерес и интересное" (Сборник "Всё наоборот. Ответы на каверзные вопросы об интересном"), выложенной на сайте www.litres.ru
  Что же касается основной массы населения (обыватели), то о ней можно сказать следующее.
  Нижнюю часть этой своего рода пирамиды в отношении к творческому процессу, точнее, её фундамент, составляет практически всё остальное взрослое человечество.
  Каждый его представитель, обладая самосознанием, так же способен получать новое знание, но, как правило, образования, культуры, опыта, квалификации, способностей, в том числе и к озарению у обывателей оказывается недостаточно, или же условия для выражения имеющихся способностей просто отсутствуют.
  Получается, что основная масса населения (обыватели), как правило, вынуждена ограничиваться либо комбинаторикой, которая так же предоставляет возможность получать новое знание, но уже более "низкого сорта", либо повторением уже отработанных приемов, обучаясь им, либо имитацией творческой деятельности, более всего процветающей в бюрократических структурах.
  Кроме того, достаточно тонкое соотношение и интенсивность проявления низшей и высшей форм сознания, характерное для креативных персон, у народных масс либо другого типа, который наиболее впечатляюще представлен люмпенами и криминалитетом, либо чреваты недостаточностью для открытого выражения креативности (обыватели). Более детально основные страты общества описаны в главе 4.2 моей работы "Движущая сила и источник развития человека и его сообществ" (сайт www.litres.ru).
  Всё это отнюдь не означает приговора, в частности, для самого большого слоя населения - обывателей, поскольку даже при отсутствии одаренности (соответствующей структуры мозга) уже в течение жизни можно инициативно, то есть работой над собой, развить интеллект (сообразительность), усилить проявление низшей и высшей форм сознания, убрав вялость и равнодушие, например, с помощью обнаружения новых интересов. Вместе с тем подобные инициативы способны изменить равновесие между низшей и высшей форм сознания, характерное для обывателей, присоединив тем самым индивида либо к креативным персонам, либо, при достижении соответствующего уровня образованности, к интеллектуально-неформальной страте общества. А подстегнуть дополнительно подобные изменения могут и критические внешние события - войны, кризисы, природные катаклизмы,
  Поэтому внешне инертная народная масса в лице обывателей на самом деле является бездонным резервуаром, из которого черпается и креативная, и оппозиционная, и управляющая страты общества.
  Напомним, тем не менее, что основа всех стремлений человека - неудовлетворенность его сознания по отношению к себе и к окружающей его среде приходит к нему от низшего сознания в его стремлении к созданию больших удобств для существования.
  Однако это индивидуалистское чувство в креативных персонах сочетается с их высшим сознанием, неудовлетворенность которого недостаточным общественным комфортом, развитием науки и искусства, достигая высокой степени, альтруистично требует распространить достижения цивилизации и культуры на всех.
  Но доминирует при этом низшее сознание, поскольку активность этих индивидов для получения новых знаний проявляется большей частью инстинктивно через озарение, а размышления происходят до и после него, давая тем самым наиболее креативные персоны из всех живущих.
  Статья представлена в сокращенном виде. Полный текст выложен на сайте www.litres.ru
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"