Ня : другие произведения.

Ом 5

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


ЗМ 2. УПРАВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ

СМ 5. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

План

      -- Критерии и выбор проектов.
      -- Жизненный цикл изделия и процесса.
      -- Особенности проектирования услуг. Разработка услуг в сфере туристического бизнеса.
      -- Количество и мощность предприятий.
      -- Месторасположение предприятий.
      -- Проектирование предприятия.
      -- Организация труда на предприятии.
   1. Когда решена стратегия выбора цели фирмы, определены направления деятельности и вид продукта (изделия), который фирма должна производить, приступают к процессу проектирования изделия.
   а) Проектирование изделий.
   Проектирование изделий должно быть нацелено на удовлетворение потребностей покупателей. Для анализа конкретных требований потребителя к данному изделию разработчик должен рассмотреть относительную значимость следующих критериев проектирования изделий:
  -- стоимость.
  -- экономичность эксплуатации.
  -- качество.
  -- элементы роскоши.
  -- срок службы.
  -- размер, мощность или прочность.
  -- надежность в эксплуатации.
  -- требования к обслуживанию, его простота.
  -- универсальность использования.
  -- безопасность эксплуатации.
   Для того, чтобы получить нужные характеристики изделия, разработчик в ходе проектирования должен сделать выбор вариантов в следующих областях:
  -- размеры и формы.
  -- материалы.
  -- соотношение стандартных и специфических элементов.
  -- модульные компоненты.
  -- избыточные компоненты для повышения надежности.
  -- элементы безопасности.
   Ясно, что между критериями проектирования изделия и возможными вариантами выбора существуют определенные компромиссы. Так, например, установка кондиционера в автомашине сделает ее более роскошной, но увеличит объем обслуживания. Аналогично применение более толстых листов металла для корпуса увеличат срок службы автомобиля и повысят его безопасность, но и приведут к его удорожанию и к уменьшению пробега на один литр горючего.
   При выборе того или иного критерия и варианта учитывают ряд экономических показателей: первоначальные (капитальные) затраты, величина ожидаемой прибыли, срок окупаемости затрат и др.
   Изначально стремятся, чтобы эффективность единицы изделия, определяемая как отношение его цены к себестоимости, была больше единицы, т.е.:
   0x01 graphic
,
   где Ц - продажная цена единицы, грн.;
   З - себестоимость (т.е. затраты на производство) единицы, грн.
   Это условие в первые периоды производства не всегда соблюдается, т. к. в начале производства затраты велики, а количество выпускаемых и продаваемых изделий не велико и получаемый доход не покрывает затраты. В этом случае определяют эффективность за годовой или расчетный период (ЭT):
   0x01 graphic
,
   где Дt - доход от продажи выпущенных изделий за расчетный период (месяц, квартал, год), тыс. грн.;
   Зt - затраты на производство изделий за расчетный период (месяц, квартал, год), тыс. грн.;
   Т - число расчетных периодов (месяцев, кварталов, лет).
   При сравнении вариантов отдается предпочтение тому из них, который обеспечивает более высокую эффективность. Оценку вариантов по сроку окупаемости капитальных вложений (Ток) определяют по формулам:
   на действующем предприятии (фирме)
  
   Ток = К / ?П
   на вновь создаваемом предприятии (фирме)
  
   Ток = К / (ЦГ - СГ)
   В этих формулах:
   ?П - прирост прибыли, обусловленной продажей выпускаемых изделий, тыс. грн.;
   ЦГ - стоимость годового выпуска изделий по проекту, тыс. грн.;
   К - сметная стоимость создаваемого предприятия (стоимость капитальных вложений), тыс. грн.;
   СГ - себестоимость годового выпуска изделий, тыс. грн.
   Сравнительная эффективность на основе срока окупаемости определяется по формуле:
  
   0x01 graphic
,
   где К1 и К2, 0x01 graphic
и 0x01 graphic
- соответственно капитальные вложения и годовые текущие издержки по выпуску изделий (годовая себестоимость) по сравниваемым вариантам;
   Тн - нормативный срок окупаемости капитальных вложений, предусматривающий минимально допустимую эффективность.
   б) Проектирование процесса производства.
   Когда изделие спроектировано, необходимо определить этапы процесса производства этого изделия.
   Как и при проектировании изделия, разработчик процесса должен рассмотреть относительную значимость следующих критериев проектирования процесса производства:
  -- производственная мощность.
  -- экономическая эффективность.
  -- гибкость.
  -- производительность.
  -- надежность.
  -- ремонтопригодность.
  -- стандартизация и постоянство результатов.
  -- безопасность, промышленная санитария и гигиена.
  -- удовлетворение жизненных потребностей рабочих.
   Чтобы обеспечить нужные характеристики процесса, разработчик должен произвести выбор вариантов в следующих областях:
  -- тип перерабатывающей системы (проектная система, мелкосерийное производство, массовое производство, непрерывный процесс, комбинация вышеприведенных вариантов).
  -- собственное производство или приобретение некоторых комплектующих изделий.
  -- выполнение некоторых задач своими средствами или передача их субподрядчикам.
  -- методы переработки (например, окраску можно вести распылением, кистью, окунанием).
  -- степень механизации и автоматизации.
  -- степень специализации труда рабочих.
   Вполне очевидно, что разработка изделия влияет и на проектирование процесса. Так, например, процесс приготовления стандартных бутербродов нельзя эффективно применить для приготовления бутербродов по заказу отдельных клиентов. Поэтому разработчики изделий и разработчики процесса должны тесно сотрудничать друг с другом. Они должны полностью понимать, какие именно потребности клиентов собирается удовлетворить операционная система и какая именно выраженная компетентность может добиться нужной конкурентоспособности.
   2. Жизненным циклом товара (изделия) называют период времени, в течение которого товар (изделие) обладает жизнеспособностью, обращается на рынке, пользуется спросом, приносит доход производителям и продавцам. Принято считать, что жизненный цикл товара (изделия) состоит из следующих этапов:
   1) поступление товара (изделия) в широкую продажу, выход его на рынок;
   2) рост объемов продаж товара (изделия) вследствие наличия и увеличения спроса;
   3) период зрелости, когда достигается максимальный объем продаж;
   4) насыщение рынка данным товаром (изделием), снижение спроса;
   5) резкий спад объемов продаж, снижение прибыли.
   Жизненный цикл процесса производства товара (изделия) соответствует периоду времени от начала выпуска товара (изделия) до момента снятия с производства, т.е. прекращение выпуска.
   Жизненный цикл изделия можно графически изобразить как функцию объема спроса или объема продаж изделия в денежном выражении в зависимости от времени.
   Жизненный цикл процесса производства изделия можно представить как функцию объема производства изделия (количества выпускаемых изделий или стоимости этого количества) от времени.
   Идеальным вариантом является полное совпадение жизненного цикла изделия и жизненного цикла процесса производства. При этом производится точно такое количество изделий, которое продается на рынке, т.е. объем производства совпадает с объемом спроса. Однако это не всегда возможно. Запуская в производство планируемое количество изделий, нет полной гарантии, что все выпущенное количество изделий будет куплено потребителями.
   Если объем выпуска будет выше объема спроса на изделие придется считаться с тем, что в непроданных изделиях будут "заморожены" средства и ресурсы, что скажется на снижении эффективности фирмы, а если объем выпуска будет ниже объема спроса фирма недополучит некоторую долю прибыли и могут возникнуть благоприятные условия для появления на рынке конкурента, обеспечивающего покрытие неудовлетворенного спроса, что грозит фирме многими неприятностями.
   По мере прохождения изделия по циклу своей жизни процесс, посредством которого произведено данное изделие, тоже должен развиваться вполне предсказуемым образом.
   Если жизненный цикл процесса будет развиваться не в ногу с жизненным циклом изделия, конкурентоспособность организации может быть серьезно подорвана.
   На начальной стадии жизненного цикла изделия объемы его продаж низки. Конструкция изделия может быть еще не вполне стабильной, а конкурентоспособность основываться на его отличительных признаках, а не на цене. На этой стадии процесс производства должен быть достаточно гибким, чтобы его можно было быстро изменить в соответствии с изменениями в конструкции изделия. Способность производить в больших количествах и с высокой экономической эффективностью не очень важна. Процесс в это время может быть трудоемким, мелкосерийным и неавтоматизированным.
   В процессе совершенствования продукта его конструкция будет стандартизироваться все в большей мере, объемы сбыта возрастут. Основным фактором конкурентоспособности при этом, видимо, станет цена.
   Вопросы экономической эффективности и стабильности выпуска продукции приобретут важнейшее значение. Процесс производства при этом станет капиталоемким, высоко автоматизированным, нацеленным на массовый выпуск продукции.
   Пример этой концепции жизненного цикла изделие-процесс выпуска ПЭВМ. По мере становления изделия выросли объемы продаж и цены на ПЭВМ сильно упали. Чтобы сохранить конкурентоспособность "Ай Би Эм", "Эппл" и другие изготовители компьютеров заменили трудоемкое производство автоматизированными заводами.
   Поэтому необходимо стремиться к максимальному совпадению жизненного цикла изделия и жизненного цикла процесса производства.
   3. В настоящее время мировая тенденция состоит в том, что объемы услуг непрерывно возрастают.
   Сейчас в США в сфере услуг занято порядка 70% работников. С каждым годом количество занятых в сфере услуг Украины возрастает. Эта тенденция наблюдается и в других странах. Значение этого сектора экономики нельзя недооценивать. Многие принципы одинаково применимы как для производственного сектора экономики, так и для сферы услуг, но есть и целый ряд специфических принципов.
   Одна из наиболее отличительных черт сферы услуг заключается в характере проектирования этих услуг и в процессе для их создания.
   Сфера услуг имеет ряд важных, с точки зрения управления операциями, характеристик.
   Во-первых, здесь потребитель обычно присутствует в производственном процессе, т.е. имеет более тесный контакт или взаимовоздействие с потребителем, чем в сфере промышленного производства.
   Во-вторых, в сфере услуг требуется, видимо, более высокая степень индивидуализации продукта в соответствии с требованиями потребителя.
   В-третьих, работы в сфере услуг обычно более трудоемки, чем в промышленности.
   Эти три особенности делают управление операциями в сфере услуг более трудным делом с точки зрения обеспечения эффективности. Действительно, чем выше степень взаимодействия с потребителем, чем выше степень индивидуализации продукции, чем выше трудоемкость процесса, тем труднее обеспечить его высокую экономическую эффективность. Именно эти характеристики отличают сферу услуг от промышленного производства в плане операционной деятельности.
   При разработке системы предоставления услуг необходимо учитывать ряд весьма важных факторов:
   1. Местоположение предприятия по предоставлению услуг в основном определяется месторасположением потребителей, а не исходных материалов или какими-либо другими факторами.
   2. Потребности и желания потребителей обычно идут впереди соображения эффективности.
   3. Календарное планирование работ зависит в основном от потребителей.
   4. Определение и измерение качества может оказаться затруднительным.
   5. Работники должны владеть хорошими навыками общения с потребителями.
   6. Производственные мощности обычно рассчитываются по "пиковому" спросу со стороны потребителей, а не по среднему уровню спроса.
   7. Создание запасов продукции в периоды низкого спроса для их использования при "пиках" спроса обычно не представляется возможным.
   8. Эффективность работы служащего с трудом поддается измерению, поскольку низкая производительность может быть обусловлена отсутствием спроса со стороны потребителей, а не плохой работой служащего.
   Маркетинг и производство иногда трудно отличить друг от друга.
   Совершенствование операций в сфере услуг. Характеристики, присущие предприятиям сферы услуг, затрудняют обеспечение эффективности операций, но тем не менее существует ряд методов повышения производительности. Эти метода направлены на рост не только эффективности, но и конкурентоспособности путем внесения разнообразия в услуги, предоставляемые потребителям.
   Все услуги так или иначе связаны с выполнением опреде­ленных операций. Сфера услуг ставит перед операционным ме­неджером целый ряд проблем, которые решаются слишком сложно или несущественны в случае производственной деятель­ности. Большинство проблем связано с присутствием в процессе самого покупателя. Услуга, согласно определению американ­ской маркетинговой ассоциации, отличается от обычного това­ра, поскольку услуга -- это деятельность, выгоды и удовлетво­рение, которые продаются отдельно или предлагаются вместе с продажей товаров. При организации деятельности необходи­мо учитывать потребности и способности клиентов. Если этого не сделать, то у них возникает впечатление плохого качества обслуживания. Недовольный клиент не замедлит рассказать о своем негативном впечатлении другим. Поскольку затраты на привлечение одного нового покупателя могут более чем в пять раз превосходить затраты на удержание старого, то важность удовлетворения клиента очевидна. В сфере индивидуальных услуг основная роль в ощущении удовлетворенности клиента принадлежит вопросам личного взаимодействия и обстановки. Наиболее важным является не действительное состояние ве­щей, а их восприятие покупателем.
   Черты, которые вносит присутствие покупателя, таковы: во-первых, качество услуги невозможно проверить заранее, по­скольку ее производство и потребление происходят одновремен­но; во-вторых, весьма вероятно, что покупатель может быть неподготовленным и непредсказуемым. В отличие от сферы ус­луг, производственный брак обычно не выходит за пределы фабрики, а персонал, как правило, обладает надлежащей подготов­кой и предсказуемостью в совершении разовых операций.
   Неосязаемость сервисного компонента любой сделки пред­определяет возникновение проблем: обычно бывает трудно со­ставить четкую спецификацию, а вместе с ней и соглашение о точной природе услуги. Люди по-разному понимают "правиль­ность" оказания услуги. Индикатором качества при разработке услуги обычно является максимальное время ожидания. Одним нравится, когда их приветствует обслуживающий персонал, а другие не приемлют этого, считая опеку персонала искусствен­ной и подобострастной. В целом достичь полного понимания потребностей клиентов очень сложно. В своей обратной связи клиенты склонны выделять материальные элементы сделки, что может привести к несбалансированному представлению о ка­честве услуги.
   Подходы в разработке услуг концентрируются на вопросах использования мощностей и эффективности. В них учитыва­ются изменчивость спроса, что ведет к низкой загрузке, и учас­тие покупателя, что усложняет учет непостоянного спроса и добавляет значительную долю непредсказуемости. С целью раз­решения данных проблем было выработано три подхода:
      -- отдалить покупателя от процесса разработки услуги как можно дальше и применить индустриальные стратегии про­ектирования процессов к той части, в которой не участвует покупатель;
      -- если присутствие покупателя неизбежно, использовать его как рабочую силу;
      -- повысить гибкость кадрового обеспечения, чтобы возмож­ности соответствовали спросу.
   Рассмотрим приведенные подходы подробнее.
   1) Офис/мастерская. В данном подходе прилагаются усилия выявить минимально допустимую степень участия покупателя и приписать соответствующую деятельность "офису". Вся про­чая деятельность скрывается от глаз клиента в "мастерской", где могут быть применены традиционные принципы организации производства. Разделение на офис и мастерскую повышает эф­фективность, однако затраты на содержание услуг, ухудшение навыков персонала и снижение удовлетворения от работы могут быть велики.
   2) Покупатель как рабочая сила. На использовании покупа­телей в качестве рабочей силы базируется вся концепция само­обслуживания. В данном случае "производственная мощность" следует за спросом. Зачастую при этом применяется и жесткое деление на офис и мастерскую. По мере развития технологий меняется и концепция самообслуживания. Так, в ряде совре­менных супермаркетов покупатели пользуются соответствую­щими сканерами штрих-кодов и снимают деньги непосред­ственно со своих счетов, избавляя от необходимости содержать штат кассиров. В странах Западной Европы и США полностью автоматизировано банковское обслуживание. Недостатки связа­ны с отсутствием при необходимости помощи, невозможностью получить совет и проблемами, возникающими у неопытных кли­ентов, которые за отсутствием навыков могут оказаться от посе­щения того или иного заведения сферы обслуживания.
      -- Гибкая рабочая сила. В сфере услуг широко применяется неполный рабочий график. Это позволяет фирме варьировать свои мощности в зависимости от спроса, не содержать избыток рабочей силы в пиковое время. С другой стороны, такая орга­низация труда ставит перед руководством фирмы значительные проблемы: верность организации со стороны персонала снижа­ется, а текучесть кадров, наоборот, растет. Вложения в обуче­ние сотрудников не оправдываются, поскольку работает чело­век несколько часов в день, а вероятность его ухода очень вели­ка. В результате в процесс обслуживания потребителей вовле­кается неопытный и не заинтересованный в своем труде коллектив, который мало способен удовлетворить требования клиента.
   Другой вариант -- привлекать одних и тех же людей к рабо­те как в офисе, так и в "мастерских". В периоды пикового спро­са можно бросать все силы на пункты обслуживания покупате­лей, а деятельность рабочих центров сокращать до минимума, а в остальное время большая часть персонала будет работать в "мастерских", оставляя минимум людей на приеме клиентов. Успех такого подхода зависит от наличия достаточного объема деятельности в "мастерских", т.е. от возможности достичь пра­вильного баланса. Следует принимать во внимание и необхо­димость достаточного количества опытных работников, гото­вых работать по такому гибкому графику.
   Свою специфику имеет и проектирование туристических услуг.
   Комплексное обслуживание включает набор - турпакет туристических услуг: размещение, питание, перевозка, экскур­сионные, досугово-развлекательные, бытовые услуги, спортив­ные, курортные программы, турпоходы. В туристической прак­тике существует понятие основных и дополнительных услуг, с точки зрения потребительских качеств и свойств различий меж­ду ними нет. Экскурсии, если они включены в комплексное об­служивание и цену тура, считаются основными услугами; если турист по своему желанию приобретает еще какую-либо экс­курсию к оплаченному туру, то эта услуга становится дополни­тельной. Различие между основными и дополнительными ус­лугами состоит в их отношении к первоначально приобретен­ному туристом пакету или комплексу услуг (туру).
   Основной туристический продукт -- комплексное обслужи­вание, стандартный набор услуг, продаваемый туристам в од­ном пакете. Пакет услуг на туре формируется в зависимости от цели путешествия и потребностей туристов по выбранному ими виду туристического отдыха.
   При формировании тура и его пакета возможны два вари­анта работы с туристами: реализация эксклюзив-туров (заказ­ных) и реализация инклюзив-туров.
   Формирование программы и комплектование состава услуг при эксклюзив-туре производится по желанию или при учас­тии клиента. Он выбирает из альтернативных вариантов:
      -- размещение -- разный уровень, тип, место расположе­ния;
      -- питание -- полный пансион, полупансион, без питания, шведский стол, a la cart с обслуживанием;
      -- экскурсионные, анимационные услуги;
      -- транспорт -- авиаперелет, железнодорожный транспорт, аренда автомобиля, комбинация из вариантов, трансфер;
      -- спортивные и курортные услуги;
      -- визовые услуги, варианты страхования.
   Такие заказы обычно формируются в агентствах и затем поступают для реализации к туроператору. При заказных турах туроператору необходимо постоянно держать квоту неподтвер­жденных мест в гостиницах. При продаже могут быть разные запросы. Ему приходится работать с туристами, размещая их в разных гостиницах. Гораздо проще разместить туристов в од­ной гостинице и тем самым облегчить организацию их обслу­живания.
   Инклюзив-тур включает заранее спланированный до встре­чи с клиентом набор услуг, сориентированный на определен­ный вид отдыха, на социальный уровень и возраст клиента. Наиболее распространенные инклюзив-туры - это маршрутные туры на автобусах по городам или странам. Особенности под­готовки и проведения такого тура (единая для всех программа, строго увязанная со сроком и графиком путешествия) не по­зволяют сделать его заказным. Инклюзивами являются также круизные туры, хобби-туры. Они покупаются только целиком. Большую часть стоимости инклюзив-тура составляет оплата транспорта и размещения, меньшую - оплата питания и экскурсий. Инклюзив-тур для туристского тарифа в соответствии с требованиями Международной ассо­циации воздушного транспорта (IАТА) должен включать не ме­нее трех услуг: авиаперелет, размещение в гостинице по всему маршруту путешествия и еще одну, не связанную с первыми дву­мя (экскурсии, аренда автомобиля).

Таблица 5.1

  

ИНКЛЮЗИВ-ТУР

   Преимущества
   1) комплексная поездка стоит дешевле, чем набор услуг, поку­паемых отдельно
   Недостатки
   1) наличие в туре услуг, не инте­ресующих клиента
  
  
   2) турагентству легче советовать клиенту, какой выбрать марш­рут, поскольку программы
   и цены услуг известны заранее
   2) чрезмерная насыщенность программы или, наоборот, мно­го свободного времени
   3) больше возможности пока­зать привлекательность своего продукта
   3) реклама такого тура привлека­ет не всех потребителей, а только определенную их часть
  
   Современная тенденция в формировании пакета услуг та­кова: увеличение доли заказных туров по сравнению с инклю­зив-турами. Фирмы вынуждены учитывать психологию турис­тов, которые всегда добиваются максимальной свободы в вы­боре услуг. Это сказывается также на происходящей эволюции как инклюзив-туров, так и заказных туров в сторону сокращения в них набора услуг. К этому сокращению турфирмы вынуждают и кон­курентная борьба, и стремление выйти на рынок с предложением более низких цен, чем у конкурентов. Фактически за счет исклю­чения из комплексного обслуживания некоторых услуг создается иллюзия дешевых поездок. Так, многие фирмы оставляют в пред­лагаемых ими турах только услуги, необходимые для получения инклюзив-тур тарифов: перелет, размещение в гостиницах по все­му маршруту и трансфер из аэропорта (вокзала) в гостиницу и об­ратно. Остальные необходимые услуги туристы приобретают за дополнительную плату уже в ходе поездки.
   Индивидуальные поездки - как правило, это заказные туры - предоставляют туристу больше независимости и самостоятель­ности, но они более дорогие. Групповые поездки - чаще всего инклюзив-туры - более дешевые и доступны массовому турис­ту, в них каждый участник обязан подчиняться установленному порядку путешествия.
   Организация заказных индивидуальных поездок - весьма трудоемкий процесс, требующий использования компьютерной техники для осуществления бронирования, диспетчеризации, расчетов и других операций. Заказной индивидуальный туризм с экономической точки зрения очень выгоден для турфирм, так как дает более высокие, в том числе валютные, доходы в расчете на одного туриста по сравнению с доходами от групповых туристов.
   Процент прибыли, закладываемый в цену пакета эксклю­зив-тура на покрытие других затрат, отчисления в фонды, на заработную плату сотрудникам и чистую прибыль, колеблется в пределах от 15% до 30%.
   Каждое туристическое предприятие может с помощью дос­таточно простых средств заниматься анализом, который помо­жет ему лучше узнать свой собственный продукт. Необходимо посмотреть на туристический продукт со стороны, определить его сильные и слабые стороны. Выявление отличий продуктов фирмы от продуктов конкурентов на языке маркетинга назы­вается позиционированием. Позиционирование туристическо­го продукта - фундаментальная концепция маркетинга для при­влечения специфической клиентуры и более полного удовлет­ворения запросов определенного сегмента рынка.
   Позиционирование отвечает на вопрос: "Какова ценность продукта для клиента?" Имеется в виду как чисто практическая выгода от приобретения данного продукта, так и его психоло­гическая ценность ("идеальный прообраз продукта"). Положе­ние любого продукта на рынке может быть реальным и оценоч­ным. Реальным оно является в том случае, когда ретроспектив­ный анализ доли рынка позволяет фирме установить фактичес­кое положение услуги на рынке на предшествующих этапах деятельности. Оценочное положение является результатом представлений фирмы о позициях ее продукта на рынке. Оно может расходиться с мнением потребителей. Например, фирма предлагает на рынок услуги, которые, на ее взгляд, имеют вы­сокое качество при низких ценах -- позиция X. По мнению кли­ентов, фирма занимает другую позицию на рынке: услуги среднего качества при низких ценах -- позиция Y. В такой ситуации у турпредприятия возникают проблемы с клиентами. Причем позиция турпродукта на одном сегменте рынка может отличать­ся от того, как его воспринимают потребители на другом сег­менте. Поэтому рыночное позиционирование тесно связано с сегментацией рынка.
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
   Рис. 5. 1. Позиционирование туристического продукта
   4. Мощность и количество предприятий по выпуску продукции определяется размерами спроса на нее, т.е. объемами ее реализации на рынке. Объем реализации в течение жизненного цикла продукта (изделия) не постоянный в периоды: внедрения, роста, зрелости и спада потребности в товаре. Минимальный объем выпуска товара (количество изделий nmin) определяется по т.н. точке безубыточности (рис. 5.2), а максимальный (nmах) - по величине планируемой прибыли.
  
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  

Рис. 5.2. Определение объема производства

   Если известен объем производства, определяют количество и мощность предприятий. Исходя из изложенного принципа, минимальное количество изделий (nmin) можно определить по формуле:
  

0x01 graphic
,

   где ЗП - постоянные затраты производства, тыс. грн.;
   Ц и С - цена одного изделия и затраты производства одного изделия (себестоимость), тыс. грн.
   Исходя из сущности прибыли как разницы между доходом от продаж изделий и затратами на производство проданного количества изделий, необходимое количество изделий (nmax) можно определить по формуле:

0x01 graphic
,

   где Пр - планируемая прибыль, тыс. грн..
   Для принятия решения о количестве и мощности предприятий на стадии разработки операционной системы возникает два взаимосвязанных вопроса:
  -- сколько объектов и какой мощности требуется создать (другими словами, создавать ли несколько крупных предприятий или большое количество более мелких предприятий)?
  -- где расположить каждый из объектов?
   Решение о количестве и производительности материально-технических объектов обычно определяется факторами эффективности и маркетинга. Некоторые вполне определенные факторы говорят в пользу создания крупных централизованных предприятий, другие факторы - о предпочтительности небольших, рассеянных предприятий.
   Фактором, доказывающим пользу крупных централизованных предприятий, наиболее часто является большая капиталоемкость перерабатывающей подсистемы. В качестве примера можно назвать электростанции и госпитали, где требуется дорогое специальное оборудование.
   Крупные предприятия предпочтительны и в тех случаях, когда требуется организованно собрать в одно место много людей или различных изделий. Примером служат автосборочные предприятия, аэропорты, региональные склады сети универсальных магазинов.
   Наиболее частая ситуация, говорящая в пользу большого количества мелких предприятий, это когда клиенты сильно рассредоточены и требуется обеспечить для них удобный доступ к предприятию. В качестве примера, могут быть банки, бистро, пожарные станции.
   В некоторых операционных системах принят комбинированный подход, где используются и крупные, и мелкие предприятия. Типичные примеры: фабрики химчистки и лаборатории по обработке фотоматериалов. В этих случаях обычно имеется большое количество маленьких рассредоточенных предприятий, осуществляющих непосредственный контакт с клиентурой, и централизованные капиталоемкие производственные центры, производящие обработку материалов.
  
   5. Решения о местоположении предприятий обычно идут от общего к частному. При принятии решения, например, о размещении завода по производству проигрывателей компакт дисков, будут последовательно рассмотрены следующие вопросы: на каком континенте строить завод, на какой площадке или в каком существующем здании.
   Для удобства рассмотрения вопроса выделим два уровня решений о месте расположения предприятия:
  -- макроуровень - решение о континенте, стране, регионе и городе;
  -- микроуровень - выбор конкретной площадки или здания для предприятия.
   Факторы, учитываемые при принятии решения на каждом из этих уровней будут различными.
   Основные факторы, рассматриваемые на макроуровне:
  -- демографические и экономические факторы, влияющие на размер и развитие основных рынков сбыта операционной системы.
  -- источники и транспортные расходы по доставке материалов, требующихся для определенной системы.
  -- количество и качество трудовых ресурсов.
  -- наличие достаточного количества энергии и воды.
  -- политическая стабильность.
  -- налоговая политика и поощрение экономического развития.
  -- вопросы защиты окружающей среды.
  -- стоимость земельного участка и строительства.
  -- условия проживания (например, климат, система образования, медицинское обслуживание, культура (отдых, преступность).
   Важнейшими факторами на микроуровне являются:
  -- ограничительные нормы на развитие промзоны, совместимость с соседствующими объектами.
  -- размер, конфигурация и другие технические аспекты площадки.
  -- наличие предпочтительных видов транспорта.
  -- объем транспортных перевозок у клиентов, подъезды.
  -- наличие и стоимость энергоснабжения, других услуг, в том числе пожарной охраны и удаления отходов.
  -- внешний вид площадки, который может соответствовать или не соответствовать характеру предприятия.
  -- близость к жилым массивам и другим объектам, необходимым для служащих.
  -- месторасположение конкурентов, особенно предприятий розничной торговли или по предоставлению услуг.
   Для многих видов предприятий при решении вопроса о месте расположения доминирующим оказывается какой-нибудь один фактор. Например, пошивочное предприятие располагается вблизи источников относительно дешевого труда, поэтому большая часть этой отрасли промышленности эмигрировала в развивающиеся страны. Заводы для производства алюминиевых банок для напитков в силу высоких затрат на перевозку пустых банок, обычно располагаются рядом с производством самих напитков. Станции обслуживания автомобилей располагаются на улицах или на дорогах с интенсивным движением или на перекрестках, что облегчает подъезд к ним.
   6. Задача проектирования предприятия сводится к определению его конфигурации, т.е. размера и формы строения и расположения производственных ресурсов внутри него.
   Типы планировок производства. При проектировании производственных предприятий применяют в зависимости от типа перерабатывающей системы три основных вида планировочных решений: пооперационную функциональную схему, линейную поточную схему планировки и фиксированную позиционную планировку.
   При пооперационной функциональной планировке производственные ресурсы группируют по признаку выполняемой работы (процесса).
   Так в механическом цехе все токарные станки группируют на одном участке, все сверлильные - на другом и т.д. Такая планировка обычно используется при мелкосерийном производстве, когда отдельные изделия или клиенты переходят с одного участка на другой, в зависимости от конкретных требований. Самая трудная задача при разработке пооперационной планировки заключается в минимизации транспортных операций или передвижений клиента, требующихся для обработки партии изделий или предоставления услуг клиентам, проходящим через систему.
   Линейная поточная планировка. Применяется в массовом производстве или в системах с непрерывными процессами, где каждое выпускаемое изделие фактически проходит одни и те же операции обработки. Производственные ресурсы располагают в виде последовательности рабочих мест в соответствии с теми операциями, которые требуются для выпуска готового продукта. Наглядным примером такой планировки служит сборочная линия.
   В сфере услуг такую планировку следует использовать, например, в учреждении, обрабатывающем заявления на выдачу водительских прав. Основная проблема при такой планировке заключается в правильном распределении нагрузки на рабочие места во избежание образования узких мест.
   Фиксированная позиционная планировка. В основном реализуется при выполнении проектов, например, строительных. Изделия или потребитель при этом неподвижны, к месту работы по мере необходимости подаются различные производственные ресурсы. Такие планировки в основном носят временный характер, и их сохраняют лишь до окончания работ над проектом. Проблема при этой планировке заключается в том, чтобы расположить производственные ресурсы таким образом, чтобы они не мешали друг другу.
   Все три схемы планировки иногда можно обнаружить на одном предприятии. Госпиталь, например, имеет пооперационную планировку (родильное, кардиологическое, радиологическое, хирургическое и др. отделения специализированы на разных видах операций). Вместе с тем, в госпитале может быть клиника для проведения обследований, планировка которой будет соответствовать поточной схеме. Примеры фиксированной позиционной планировки можно найти в операционных и в палатах интенсивной терапии.
   Процесс проектирования предприятия.
   Этот процесс состоит из ряда логически связанных между собой этапов. Нарушение последовательности выполнения этапов может привести к пагубным для производства ошибкам, исправление которых обходится очень дорого.
   Этапы включают:
   1. Сбор данных. Проектировщик должен располагать информацией по:
   а) схеме планировки производственного процесса, размещаемого на предприятии;
   б) заданной производительности и ассортименту выпускаемой продукции;
   в) данным по площадке (размер, конфигурация) и любым существующим на площадке зданиям (поэтажные планы, высота перекрытий, несущая способность полов);
   г) строительным нормам и любым нормативным актам, относящимся к технике безопасности, охране, защите окружающей среды.
   2. Определение количества и типов производственных ресурсов, требующихся для обеспечения заданий производительности. Например, сколько кассовых мест необходимо предусмотреть в банке для обслуживания ожидаемого числа клиентов?
   3. Определение площади пола, требующейся для каждого производственного участка. Если в отделении офсетной печати будет стоять четыре машины, то какая площадь потребуется для этого отделения с учетом проходов, промежуточных складов, стола мастера, площадей обеспечения, комнат отдыха или ремонтных служб?
   4. Анализ связей между различными участками включает определение того, какие из них следует расположить поближе друг к другу, а какие можно или должно разнести. Может оказаться так, что два участка нужно разместить рядом с учетом перехода материалов или клиентов с одного участка на другой. В аэропортах, например, конторы по прокату автомашин всегда размещаются рядом с отделением выдачи багажа. Некоторые участки приходится разносить, что делается обычно по соображениям экологии, техники безопасности и т.д.
   Участок окраски, например, необходимо располагать в удалении от участков пескоструйной обработки, где выделяется пыль и высок уровень вибраций.
   5. По результатам этапов 3 и 4 разрабатывается генеральная компановка с указанием всех размеров и места расположения каждого производственного и вспомогательного участка. При этом обычно прорабатывают несколько возможных вариантов.
   6. Четкое определение точного места каждой единицы оборудования, мебели и других производственных ресурсов на каждом участке. Часто эту работу выполняют с помощью шаблонов, которые накладывают на чертеж генеральной компоновки и перемещая их в разные положения, добиваются оптимального расположения оборудования. В последнее время эту работу выполняют с помощью ЭВМ.
   Процесс проектирования предприятий ведется с учетом многих факторов и включает в себя целый ряд компромиссов. Обычно, ввиду весьма высокой степени сложности проблемы, единственно приемлемым подходом является стремление к "согласованному", а не к "оптимизированному" результату. Для проектирования важны как аналитические, так и творческие способности разработчиков.
   7. Бурное развитие энергетики, механизации и автоматизации изменило роль рабочего - из поставщика мускульной энергии он превратился в распорядителя энергии или оборудования.
   Один из важнейших аспектов проектирования работ предусматривает создание точных спецификаций, определяющих порядок взаимодействия работников с машинами, потребителями или другими элементами производственной среды.
   Проектирование работ включает точное определение содержания каждого вида работы в организации и косвенно - порядок распределения работы в ней. Проектируя работы, необходимо учитывать принципы экономической эффективности и поведенческие принципы.
   Работа должна соответствовать способностям работника и возможностям оборудования, стоимость разработки не должна быть чрезмерно высокой, содержание работы должно совпадать с психологическими ожиданиями работников. Аспекты экономической эффективности не должны противоречить поведенческим аспектам.
   Разделение труда (его специализация) является важным фактором повышения производительности труда операционных работников. Преимущества специализации заключаются в том, что она позволяет сократить объем подготовки работников, повысить уровень профессионального умения на каждом специализированном рабочем месте, отделить от производственных заданий те, которые не требуют квалифицированного труда, а могут быть выполнены неквалифицированными работниками, получающими меньшую зарплату, а также увеличивает возможности использования специализированного оборудования. К недостаткам, присущим специализации, можно отнести уменьшение гибкости при изменении производственных заданий, снижение чувства удовлетворенности рабочих, нарастание утомления от монотонности, рост прогулов. При определении содержания работ управляющий производством должен глобально рассмотреть все эти факторы, чтобы найти оптимальную степень специализации труда.
   Социально-технический подход. Термин "социально-техническая система" относится к взаимоотношениям между технической системой, требующейся для выполнения производственных заданий, и той социальной организацией, в рамках которой эти задания выполняются.
   Социальная сфера охватывает условия жизни человека - от условий труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и национальных отношений.
   Управляющие производством должны понимать, что производственная система является одновременно и социальной, и технической системой.
   Принципы проектирования работ, основанные на социотехническом подходе, включают следующие положения:
  -- работа должна требовать известного напряжения и содержать элементы разнообразия.
  -- необходимо, чтобы на работе можно было учиться и продолжать свое образование.
  -- работа должна давать возможность реализовать в определенных пределах функцию принятия решений.
  -- необходимость признания при хорошо выполненной работе.
  -- необходимость определенной степени социальной поддержки.
  -- необходимость реализации определенной зависимости между результатами труда и социальным положением личности.
  -- необходимость увязки характера работы с желаемым будущим.
   Научные методы организации труда. Наиболее распространенным и прагматичным подходом к организации работы является анализ рабочего времени, цель которого состоит в разработке эффективных и рациональных процедур на основе анализа существующей практики. Анализ рабочего времени как подход образовался в рамках школы на­учного менеджмента в XIX в. Он основывается на научном ана­лизе задач и рассматривает человека-оператора как элемент оборудования. В данном методе сохраняется механико-инже­нерная ориентация. На сегодняшний день это наилучший ме­тод организации производственного процесса, применяемый в операционном менеджменте.
   Анализ рабочего времени включает две независимые дисцип­лины: изучение методов работы и нормирование труда, объектом которого являются время и усилия, необходимые для выполнения производственных задач. Подробно остановимся на первой.
   Изучение методов работы -- это системный подход к орга­низации и улучшению способов выполнения работ. Одна из его составляющих известна под аббревиатурой SREDIM (от англий­ских слов: select -- выбирать; record -- записывать; examine -- изучать; develop -- разрабатывать; install -- внедрять; maintain -- поддерживать).
      -- Отбор вариантов. Цель процесса состоит в том, чтобы убедиться в существовании проблемы и возможности ее разре­шения в рамках исследовательских методов. Результатом отбо­ра является отчет руководству о возможностях решения пробле­мы или указания на альтернативные пути.
      -- Запись. Цель -- в составлении объективной выборки на­блюдений о характере выполнения задачи, включая отклоне­ния в поведении и различные внешние факторы. Иногда в це­лях наблюдения применяется видеозапись или составляются графики последовательности операций, чем фиксируется весь технологический процесс. Графики особенно полезны в сфере услуг, где можно отразить контраст между работой поставщика услуги и покупателем.
      -- Изучение. Записи процедур детально изучаются с целью выявления областей для улучшения. Там, где основные потерисвязаны простоями, внимание следует уделять улучшению про­изводственных операций, что позволит избавиться от задержек. Эля этого применяется стандартный перечень вопросов, зада­ваемых по каждой операции в такой последовательности:
  -- Цель. Что делается? Почему? Какие существуют альтер­нативы? Что следует делать?
  -- Место. Где это делается? Почему? Где еще можно? Где лучше всего?
  -- Последовательность. Когда это делается? Почему? Ког­да еще можно? Когда лучше всего?
  -- Личность. Кто это делает? Почему? Кто еще может это делать? Кто сделает лучше всего?
  -- Средства. Как это делается? Почему? Как еще можно это сделать? Как сделать это лучше всего?
   Результатом является критическая оценка всех аспектов работы, выявление вариантов и выбор наилучшего из них. За счет того, что сначала рассматриваются операции из схемы тех­процесса, лишние задержки устранимы автоматически. Другие проблемы становятся предметом дальнейшего исследования.
      -- Разработка. Описанный выше процесс анализа ведет к разработке нового или усовершенствованию старого метода. Методы в виде графиков техпроцесса подвергаются критичес­кой проверке на предмет осуществимости и превосходства над использовавшимися ранее.
      -- Внедрение. Улучшенные методы передаются на одобрение, если дело связано с затратами, а затем исполнителям. Ни одна процедура не будет работать должным образом, если сами со­трудники в нее не верят. Для этого требуются профессиональ­ные знания и навыки, надлежащие представления, готовность прислушаться к критике. Только после того, как новый метод работы будет принят, можно осуществлять необходимые капи­таловложения и проводить подготовку сотрудников.
   6. Поддержка. Она необходима для того, чтобы справить­
ся с обстоятельствами, не учтенными на стадиях разработки и
внедрения, для преодоления неизбежно возникающих откло­
нений в производственной практике. Со временем из-за посте­
пенного привыкания к введенным факторам происходит сни­
жение эффективности всего процесса, что говорит о необходи­
мости регулярного исследования методов.
   Измерение операций - одна из наиболее сложных задач. Прежде всего измеряется длительность операции, но точ­ность этих измерений зависит от того, насколько согласова­на эта операция с остальными и насколько усердно работает сотрудник, от точного определения моментов начала и за­вершения операции, а также влияния наблюдения на работу человека.
   В сфере сервиса ситуация не столь однозначна. Как разли­чить конструктивное осмысление задачи и простое "витание в облаках" -- типичное занятие офисных работников? Объясни­мо негодование служащих офиса, возникающее при виде се­кундомера, поэтому при измерении операций время не засека­ется. Существуют иные подходы к решению данной проблемы.
   Выборочное изучение рабочих заданий в качестве метода широко используется в административной сфере и сфере сер­виса, где применение секундомера нежелательно. В данном слу­чае определяется не время, необходимое для выполнения кон­кретных работ, а доля общего фонда времени, отнимаемого той или иной деятельностью. Отбираются рабочие задания, а затем наблюдатель отмечает, какие из них выполняются в период на­блюдения, проставляя значки в бланках. По окончании число значков против каждого вида деятельности делится на число наблюдений, что дает искомую долю времени. Подобный учет охватывает основные задания, все остальные относятся к кате­гории "прочее".
   У выборочного изучения рабочих заданий существуют пре­имущества: не нужно использовать секундомер, нет места субъективной оценке и детальному анализу задачи. Выполне­ние учета можно поручить неопытному наблюдателю, посколь­ку его роль в наблюдении механическая. Требуемое число на­блюдений определяется по формуле
   N = 4P(100-P)/L2
   где N-- число наблюдений;
   Р -- процент случаев наступления события;
   L -- максимально допустимый процент ошибок.
   Выборка должна быть репрезентативной. В случае, когда работа носит периодический характер, необходимо включить в наблюдение, как минимум, один полный цикл. Например, при анализе работы бухгалтерии следует изучать деятельность отде­ла в течение одного месяца, поскольку бухучет ведется именно с такой цикличностью.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   80
  
  
  
   X
  
   Y
  

З1

  

n, шт

  

nmax

  

nmin

  

ЗП

  
   Доход
  
   Затраты
  
   Прибыль
  

Точка безубыточности: Доход = Затратам

  

Д

  

З

  

В точке безубыточности: Д1 = З1

  

Д1 = NminЦ

  

З1 = ЗП + NminС

  
   Nmin = ЗП + NminС
  

В точке Д2: nmaxЦ = ЗП + nmaxС + Пр

  

Д2

  

З2

  

Д1

  

0

  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"