Ня : другие произведения.

Ом 3

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   СМ 3. ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ.
  
   1. Менеджмент с позиции системного подхода.
   2. Составные части операционной системы.
   3. Классификация операционных систем.
   4. Системный подход к изучению туризма.
  
   1. Предприятие как открытая система в условиях рыночных отношений широко взаимодействует с внешней средой. Рынок предполагает:
   • свободный выбор хозяйствующим субъектом направления деятельности в соответствии с компетенцией и местом в системе общественного разделения труда и воспроизводства;
   • свободный доступ к любым видам ресурсов, ограниченный лишь собственными и заемными денежными средствами;
   • экономическую ответственность хозяйствующего субъекта за использование ресурсов, необходимость рассчитываться по всем обязательствам за возможные потери и неэффективные решения средствами хозяйствующего субъекта;
   • производство продукции на неизвестный рынок, т. е. относительную неопределенность местонахождения потребителя.
   Предприятие как система формирует и проявляет свои свойства только в процессе взаимодействия с внешней средой. Система реагирует на воздействия внешней среды, развивается под этими воздействиями, но при этом сохраняет качественную определенность и свойства, обеспечивающие относительную устойчивость и адаптивность функционирования системы (упрощенное их взаимодействие показано на рис.3.1). Без взаимодействия с внешней средой предприятие как открытая система не может функционировать: из внешней среды оно получает информацию, ресурсы, капитал и в нее же передает свою продукцию или услуги. Вместе с тем, чем меньше возмущений во внешней среде, тем устойчивее будет функционировать предприятие. Задача менеджера заключается в прогнозировании ситуаций и принятии мер по адаптации параметров систем к факторам внешней среды.
   0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
  
   Рис 3.1. Взаимодействие предприятия с внешней средой
  
   В случае применения системного подхода на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры "выхода", т. е. товара или услуг. Возникают вопросы: Что производить? С каким уровнем качества? С какими затратами? Для кого? В какие сроки?
   Кому и по какой цене продавать? На эти вопросы ответы даются одновременно. "Выход" должен быть конкурентоспособным по нормативам. Затем определяются параметры "входа". Решаются вопросы: Какие нужны ресурсы и информация для процесса? Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, технологической, социально-демографической сред страны и инфраструктуры данного региона).
   Обратная связь является коммуникационным каналом от потребителей системы ("выхода") к изготовителю товара и поставщикам системы ("входа"). При изменении требований потребителей к товару, а также параметров рынка, появлении организационно-технических новинок "вход" системы и сама система должны отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения в параметры функционирования.
   Таким образом, условия обеспечения конкурентоспособности товара таковы:
   • результаты маркетинговых исследований должны гарантировать высшие мировые достижения к моменту поставки товара потребителю, т. е. должен быть обеспечен высококачественный прогноз параметров "выхода" системы;
   • "вход" системы должен быть отличного качества;
   • внешняя среда должна способствовать нормальному протеканию процесса в системе;
   • организационно-технический уровень системы должен позволять перерабатывать качественный "вход" системы в качественный выход.
  
   2. Действия, в результате которых производятся товары и оказыва­ются услуги, имеют общее название -- "операционная функция". Таким образом, сущность операционной функции заключается в процессе конверсии (трансформации, преобразования), т.е. в последовательной цепочке действий, благодаря которым входы операционной системы (в частности, ресурсы) преобразуются в определенные конечные результаты, которые могут иметь вид материальной продукции или услуги. Обобщенная цель операционной функции (иначе - операционной деятельности) заключается в создании какой - либо полезности. В частности, полезности формы, места, приобретения, состояния и времени.
   Таким образом, операционную систему можно определить как одну из подсистем организации, в рамках которой осуществляется реализация операционной функции. Она включает в себя действия, в результате которых производятся товары, предоставляются услуги, выполняются работы для удовлетворения внешних по отношению к данной организации потребителей. Операционная система организации принадлежит к классу экономических систем, которым присущи обобщенные характеристики. В частности: открытость и гомеостатичность; сложность и полистркуктурность; нестационарность отдельных параметров системы; уникальность поведения системы в конкретных условиях; возможность изменять свою структуру и формировать варианты поведения; способность противостоять энтропийным тенденциям; способность приспосабливаться к изменениям внешней среды; способность и стремление к целеполаганию.
   Широко известные термины "производство" и "операции" имеют много общего. Однако под производством в основном понимаются выпуск товаров и переработка сырья. Термин "операции" шире, он включает в себя не только производство товаров, но и предоставление услуг.
   Предприятия (организации) различаются по видам деятельности, входящим в операционную функцию. Организации, производящие товар, как правило, являются материало- и энергоемкими, т. е. потребляют значительные объемы сырья, полуфабрикатов, топливно-энергетических ресурсов и т. п. К таким организациям относятся объекты строительства, машиностроительные предприятия, хлебозаводы и др. Продукция этих организаций, за исключением строительной, как правило, рассчитана на массового потребителя -- это автомобили, пылесосы, хлебобулочные изделия и т. д. В то же время организации, оказывающие услуги (предприятия сферы услуг, аэропорты, автостанции, больницы), затрачивают незначительное количество исходных материалов и энергии. Однако их услуги, как правило, индивидуальны и определяются требованиями клиентов (заказчиков).
   Используя методологию системного подхода, можно установить, что любое предприятие или организация представляет собой открытую систему, Она преобразует входные величины (сырье, полуфабрикаты, труд и др.) в выходные (продукцию, услуги).
   Полная система производственной деятельности предприятия (организации) называется операционной и является центральным звеном любого предприятия (организации) по выпуску продукции и оказанию услуг. В этой системе, созданной на основе рационального (вертикального и горизонтального) разделения труда и сочетания во времени и пространстве предметов, средств и самого труда, реализуется операционная функция (рис.3.2).
   0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
Рис.3.2. Принципиальная схема операционной системы
  
   Структура операционной системы - это совокупность элементов и связей между ними, обеспечивающих целостность системы, т.е. сохранение основных свойств системы при различных внешних и внутренних изменениях. Структура определяется составом и взаимосвязями элементов операционной системы, а также связями с внешней средой. Различают пространственную (расположение элементов системы в пространстве) и временную (последовательность изменения состояния элементов и системы в целом) структуры производственных систем. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. На самом общем уровне в составе операционной системы различают три подсистемы: перерабатывающую, обеспечения, управления (планирования и контроля).
   Перерабатывающая (выполняет производительную работу, непосредственно связанную с превращением входных величин в выходные результаты);
   Подсистема обеспечения - не связана непосредственно с производством выхода, но выполняет необходимые функции обеспечения перерабатывающей подсистемы. Подсистема обеспечения превращает также исходные ресурсы в продукцию (услуги)Јкоторые используют в перерабатывающей подсистеме. Функция, которая считается частью подсистемы обеспечения в одной организации, может быть составной частью перерабатывающей подсистемы в другой.
   Подсистема планирования и контроля получает информацию из следующих источников:
   - от перерабатывающей подсистемы - о состоянии системы и незавершенном производстве;
   - из внутренней среды организации - о целях, стратегии, политике и т.п.;
   - из внешней среды - о спросе на продукцию, стоимость ресурсов, тенденциях развития технологии, нормативных актах и т.п.
   Подсистема планирования и контроля перерабатывает весь объем информации и выдает решение, как именно должна работать перерабатывающая подсистема.
  
   3. Классификации операционных систем предполагает выделение тех или иных их разновидностей по выбранному классификационному признаку. Такими признаками могут быть:
   - тип конечного результата операционной деятельности;
   - широта номенклатуры и ассортимента конечного продукта;
   - степень гибкости операционной системы;
   - степень дискретности протекания операционного процесса;
   - метод организации производства;
   - способ управления запасами сырья или готовой продукции;
   - подход к установлению уровня производственной мощности и т.д.
   Наиболее распространенным признаком классификации операционных систем современного уровня развития является тот, который основан на характере выхода и типе используемого процесса переработки ресурсов Она выглядит как двухмерная продуктово - процессная матрица, которая дифференцирует операционные системы по двум критериям: характеру производимого товара (продукта) и типа перерабатывающей системы (табл. 3.1). По такой классификациям можно представить деятельность любого предприятия промышленного производства и сферы услуг всех видов деятельности. Как видно из таблицы различают: проектную систему производства (уникальная продукция или услуги), мелкосерийное производство, массовое производство, непрерывный процесс.

Таблица 3.1.

Классификация операционных систем

   Тип
   перерабатывающей системы

Характер производимого товара

   Продукция
   (примеры)

Объект, оказывающий услуги (примеры)

   Дискретный
   проектное
   производство
   Строительная Произведение писателя
   Врач-терапевт
   Маляр
   мелкосерийное
   производство
   Типографская
   Столярная
   Клиническая больница
   СТО автомобилей
   массовое
   производство
   Автосборочного заводаШвейная мастерская
   Аэропорт
   Мойка автомобилей
   Непрерывный
   Нефтепереработки Угольная отрасль
   Радиостанция
   Милицейский патруль
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   24
  
  
  
  
  
  
  
  
   "Вход"
  
   "Выход"
  

Внешняя среда

  

Обратная связь

  

Процессы преобразования

  

Продукция, услуги

  

Информация из внешней среды

  

Информация из внешней среды

  

Труд, материалы, капитал, информация, энергия

  
   Выход
  
   Вход
  

Информация о состоянии системы

  

Планы, решения, корректирующие взаимодействие подсистем

  

Подсистема планирования и контроля

  

Перерабатывающая подсистема

Подсистема обеспечения

  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"